Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 14:47, лекция
Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей. Каждое государство создает свой комплекс отраслей, формирование которого происходит под влиянием географических и геополитических факторов, и является результатом экономического и социального развития общества, развития специализации и кооперации, международного сотрудничества с другими странами.
Экономика любой страны имеет отраслевые, воспроизводственные, региональные и иные структурные характеристики. В процессе анализа национальной экономики выделяют такие понятия, как сфера, отрасль, сектор экономики.
8 августа 2011 года Правительство РФ внесло законопроект об индексации ставок акцизов на сигареты и алкоголь на 2012-2014 гг. Согласно законопроекту, ставки акцизов увеличиваются с учетом прогнозируемого уровня инфляции. проиндексированы ставки акцизов на сигареты с фильтром, а также сигареты без фильтра и папиросы (более чем в 3 раза за период с 2011 г. до 2014 г.). С 2012 г. для данных подакцизных товаров также устанавливается единая ставка акциза. Ставки акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%, а также на слабоалкогольную продукцию увеличиваются в 2014 г. по сравнению с 2011 г. в 2,2 раза, на вина натуральные - на 60%, на пиво с содержанием объемной доли этилового спирта 0,5-8,6% - на 80%.
3. Международный фактор с учетом развития интеграционных процессов влияет на инвестиционную политику страны и регионов, объемы экспорта и импорта товаров, на покупательную способность населения, на товарные ресурсы и т. д.
4. Социальные факторы, в частности демографическая ситуация, распределение доходов между группами населения, пенсионное обеспечение, формы предоставления льгот отдельным категориям людей (натуральная, денежная), развитие жилищного строительства и др.
5. Технологические факторы. К ним можно отнести изменения в технологии транспортировки товаров, использовании компьютерных технологий в организации розничной и оптовой торговли, в работе предприятий питания, изменения в технологии организации складского и тарного хозяйства и т. д.
6. Рыночные факторы, в частности развитие рыночной среды, изменения доли товарного и нетоварного потребления, уровня конкуренции, развитие предпринимательства в сфере обращения и т. п.
Все эти факторы связаны между собой, каждый из них влияет на другие факторы. Так, политическая обстановка влияет на развитие экономики, а состояние экономики, в свою очередь, влияет на политическую жизнь.
Безусловно, наряду с изучением факторов внешней среды необходима постоянная оценка внутренней среды. Она предполагает исследование состояния и перспектив развития потенциала самого хозяйствующего субъекта.
Важными факторами внутренней среды предприятия являются:
— состояние материально-
— квалификация продавцов, поваров, менеджеров и других работников, обеспечивающих качество обслуживания и кулинарной продукции;
— технологические процессы, связанные с закупкой, транспортировкой, хранением и реализацией товаров;
— состояние экономической службы (глубина анализа деятельности, степень обоснованности планов и т. п.), которое влияет на показатели эффективности деятельности предприятия;
— социальное развитие трудовых коллективов (исполнительская дисциплина, психологический климат, степень мотивации труда и т. п.).
Изучение внутренней среды позволяет выявить слабые и сильные стороны предприятия, резервы его развития.
Большое значение в любой экономической системе имеет государственное регулирование деятельности предприятий. Предприятие, учитывая государственное регулирование и влияние других факторов внешней среды, формирует внутренний механизм хозяйствования.
4.2. Механизм хозяйствования на предприятии
Процесс управления деятельностью предприятия базируется на определенном механизме, который представляет собой совокупность различных форм, методов воздействия на хозяйственную деятельность.
Побудительным мотивом деятельности людей и организаций в условиях рыночной экономики является экономический интерес. Этот интерес находит выражение в экономической выгоде, которая принимает различные формы. Для собственника и предпринимателя выгода состоит в увеличении рыночной стоимости предприятия, в получении прибыли, для работника — в своевременной и обоснованной оплате труда, для членов некоммерческих организаций — в удовлетворении потребностей в благах, получение которых является целью создания этих организаций. Механизм функционирования предприятия должен обеспечивать сочетание интересов всех участников хозяйственной деятельности — собственников, руководителей предприятий, работников.
В составе механизма
Производственная структура предприятия определяется организацией и технологией производственного процесса, и зависит также от объемов выпуска продукции. Построение организационной структуры должно обеспечивать гибкость и быстроту принятия и осуществления решений, эффективную работу всего предприятия.
Коммерческий расчет — это совокупность принципов обоснования экономической целесообразности отдельных операций и всего предпринимательского дела (создания предприятия, производства какого-либо товара, приобретения оборудования, совершения сделки). Основные принципы коммерческого расчета — окупаемость затрат, рентабельность, сохранение своего места на рынке, обеспечение конкурентоспособности предприятия (товара).
Планирование — основное звено управления на предприятии. В современных условиях предприятия самостоятельно ставят перед собой цели, определяют виды, объемы хозяйственной деятельности. Планирование позволяет выработать стратегию и тактику поведения предприятия на рынке, обеспечить эффективное использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов, технологий, земли.
Ценообразование на предприятии осуществляется под влиянием рынка, спроса и предложения. Однако чисто конкурентных рынков очень мало, в большинстве случаев имеет место монополистическая конкуренция. Поэтому предприятия вырабатывают ценовую политику. Цена должна стимулировать развитие производства и сбыта товаров. Высокие цены тормозят расширение объемов выпуска продукции, затрудняют сбыт, низкие — могут привести к убыткам. Правильно выбранная политика цен обеспечивает развитие хозяйственной деятельности и укрепление конкурентоспособности предприятия.
Экономическое стимулирование труда — важный элемент управления эффективностью работы. Предприятия самостоятельно выбирают формы и системы оплаты труда, устанавливают размеры должностных окладов, расценки оплаты труда, показатели и размеры премирования.
Управление качеством продукции предполагает постоянный, планомерный процесс воздействия на факторы и условия, обеспечивающие создание продукции оптимального качества. Качество — это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. В условиях конкуренции качество продукции — важный фактор успеха предприятия. Политика предприятия в области качества продукции может предусматривать: расширение и завоевание новых рынков сбыта; достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих фирм; ориентацию на удовлетворение спроса определенных групп потребителей; освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах; улучшение важнейших показателей качества продукции; увеличение сроков гарантии на продукцию; развитие послепродажного сервиса. Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства. Внедрение новшеств всегда имеет большое значение для развития производства. В современной экономике инновации становятся основополагающим фактором экономического роста, лучшим средством укрепления предприятия. В связи с этим в механизме хозяйствования на предприятии инновационной деятельности принадлежит особая роль. Инновации способны изменить не только научно-технологический уровень производства, качество продукции, но и организацию, управление производством, мотивацию труда.
В организациях потребительской кооперации есть особенности хозяйствования, обусловленные организационно-правовой формой, многоотраслевой деятельностью, социальной ориентацией, наличием внутрисистемных отношений, государственной поддержкой кооперации в разных формах и др. Например, многоотраслевой характер экономики потребительских обществ влияет на организационную структуру кооперативной организации, на систему плановых показателей и необходимость координации планов развития разных отраслей, на формирование конечного финансового результата и управление финансами. Социальная ориентация деятельности потребительских обществ оказывает влияние на планирование, ценообразование, распределение прибыли. Внутрисистемные экономические отношения предполагают особенности в управлении финансами.
Механизм хозяйствования на предприятиях должен постоянно совершенствоваться, изменяться под влиянием меняющихся условий внешней среды и изменений в деятельности самого предприятия.
4.3. Экономическая работа на предприятии
Экономическая работа — это комплекс приемов, методов и технологий, обеспечивающих формирование и движение информационных потоков, оценку состояния социально-экономической деятельности, выявление тенденций развития и взаимосвязей явлений и процессов, оптимальных соотношений и пропорций, нахождение точек роста, определение стратегии развития организации.
Уровень организации экономической работы оказывает большое влияние на эффективность использования ресурсов и результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Экономическая служба предприятия охватывает планово-экономический, бухгалтерский, финансовый, маркетинговый аппарат.
Задача экономической службы — формирование и обеспечение эффективного использования ресурсов предприятия для достижения поставленных целей.
Содержание экономической работы на предприятии состоит в следующем:
В потребительских обществах экономические службы представлены небольшими группами экономистов или финансово-экономическими, планово-экономическими отделами, аппаратом бухгалтерий. В экономической работе принимают участие и другие подразделения аппарата управления — коммерческие, маркетинговые, кадровые службы.
Потребительские общества обладают полной
хозяйственной
• Разработка прогнозов социально-экономического развития потребительской кооперации, доведение этих прогнозов в качестве ориентиров развития до потребительских обществ.
Эффективность экономической работы на предприятии, в потребительском обществе во многом зависит от информационного обеспечения. Для ведения хозяйственной деятельности в рыночных условиях необходимы достаточно большие объемы оперативной и достоверной информации. Всю информацию, которой пользуются предприятия, можно подразделить на два вида: внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя информация основана на материалах управленческого бухгалтерского учета, бухгалтерской, статистической отчетности, материалах специальных обследований, проверок, инвентаризаций.
Внешняя информация — это информация о внешней среде. Значение этой информации в современных условиях возрастает. Предприятия накапливают, изучают данные о поведении покупателей, спросе на товары и услуги, конъюнктуре рынка, деятельности конкурентов и др. Источниками информации о внешней среде являются государственные органы (местные администрации), организации и учреждения, расположенные в зоне деятельности конкретного предприятия, банки, биржи, средства массовой информации. Для более глубокого изучения отдельных факторов внешней среды могут проводиться специальные обследования.