Лекции по экономике оргазинации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 14:47, лекция

Описание работы

Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей. Каждое государство создает свой комплекс отраслей, формирование которого происходит под влиянием географических и геополитических факторов, и является результатом экономического и социального развития общества, развития специализации и кооперации, международного сотрудничества с другими странами.
Экономика любой страны имеет отраслевые, воспроизводственные, региональные и иные структурные характеристики. В процессе анализа национальной экономики выделяют такие понятия, как сфера, отрасль, сектор экономики.

Файлы: 1 файл

Лекции преподавателя Кириковой для БАс-10, которые не рассмотрены на лекциях.doc

— 617.50 Кб (Скачать файл)

Общество с  дополнительной ответственностью по сути является разновидностью ООО.



 

Рис.1. Организационно-правовые формы предприятий

Различие между ними в том, что участники общества с дополнительной ответственностью принимают на себя ответственность по обязательствам общества не только в размере вкладов, внесенных в уставный капитал, но и другим своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, что фиксируется в учредительных документах. В этом случае интересы кредиторов защищены в большей степени.

Акционерным признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, при этом акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций. Участники общества, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом (ОАО). В том случае, если акции распределяются только среди участников общества или иного заранее определенного круга лиц, общество признается закрытым акционерным обществом (ЗАО). Если ОАО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции, то ЗАО такого права не имеют.

Акционерные общества являются единственными полноправными собственниками принадлежащего им имущественного комплекса. Акционеры являются собственниками только ценных бумаг, которые дают им право получения определенной доли дохода общества в виде дивидендов.

Государство регулирует деятельность акционерных обществ, устанавливая для них минимальные размеры уставного капитала на дату регистрации общества. Эти нормативы имеют значение не только при учреждении акционерных обществ, но также при осуществлении дивидендной политики, при оценке возможности реструктуризации источников средств организации в случае неудовлетворительного финансового состояния. Открытые акционерные общества обязаны ежегодно публиковать свою бухгалтерскую отчетность.

Производственный кооператив — добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. По своим обязательствам кооператив отвечает всем своим имуществом; при недостатке средств члены кооператива несут дополнительную ответственность в размерах и порядке, предусмотренном законодательством и уставом кооператива.

Унитарное предприятие — это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Имущество, выделяемое унитарному предприятию при его создании, находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Как было отмечено выше, к некоммерческим организациям относятся потребительские  общества, организации, имеющие социальную ориентацию.

Кроме классификации предприятий  по организационно-правовой форме, их классифицируют по отраслевой принадлежности, исходя из вида деятельности, который в момент регистрации является (или будет являться) преобладающим. С течением времени отраслевая принадлежность предприятия может меняться.

В связи со спецификой налогового и других разделов хозяйственного законодательства большое значение имеет классификация  предприятий по размерам. Признак, по которому возможно деление совокупности предприятий по размерам, зависит от характера деятельности. Так, для банков, страховых компаний и других финансово-кредитных организаций чаще всего используют размер уставного капитала или годового оборота кредитно-финансовых ресурсов. Для предприятий, производящих и реализующих продукцию, услуги, при характеристике размеров используют численность занятых (персонала). В современных условиях предприятия принято классифицировать как крупные, средние и малые.

2.3. Малое предпринимательство  и его значение

В настоящее время неотъемлемой частью социально-экономической системы  страны являются малые предприятия. Мировой опыт свидетельствует о важном значении малого предпринимательства. Малые предприятия способствуют развитию производства товаров и услуг, занятости населения, решению ряда социально-экономических проблем.

В соответствии с Федеральным законом  от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации" под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных размеров:

• в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек;

  • в научно-технической сфере — 60 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
  • в оптовой торговле, других отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Предприятия, осуществляющие несколько  видов деятельности, относятся к малым на основании критерия того вида деятельности, который приносит наибольшую долю суммарной выручки от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

К субъектам малого предпринимательства относятся также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

К основным преимуществам  малого предпринимательства можно отнести: доступность для широкого круга граждан в силу небольших первоначальных вложений капитала; высокую рыночную мобильность, гибкость, возможность быстрого реагирования на изменение рыночной конъюнктуры; относительно низкие расходы на управление; широкое использование в производстве местных сырьевых ресурсов, во многих случаях отходов крупного производств; создание новых рабочих мест, что особенно важно в связи с проблемами безработицы.

Правительство России в настоящее  время предусматривает ряд мер  по поддержке и стимулированию развития малого предпринимательства.

Поддержка малого предпринимательства  осуществляется по следующим направлениям: создание льготных условий использования  материально-технических и информационных ресурсов, научно-технических разработок и технологий; формирование инфраструктуры, способствующей развитию малого предпринимательства; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования деятельности, сертификации продукции; установление упрощенной системы учета и отчетности. На федеральном и региональном уровнях разрабатываются программы поддержки малого предпринимательства, предусматривающие выделение бюджетных средств на развитие малого предпринимательства, налоговые и другие льготы.

2.4. Предпринимательские  ассоциации и союзы

В целях координации деятельности, защиты общих коммерческих интересов  и повышения эффективности капитала предприятия могут создавать  объединения в форме ассоциаций и союзов.

Основой для создания союзов обычно становится сходный характер технологических процессов, взаимозависимое развитие хозяйства, синхронный рост технико-экономического уровня связанных производств, необходимость комплексного использования сырья и других ресурсов, диверсификация.

На стыках отраслей часто возникают  сложные экономические процессы. Для их эффективного развития и управления ими необходимы концентрация ресурсов и объединение усилий предприятий различной отраслевой принадлежности. Вследствие этого возникает необходимость создания специальных организационных форм управления межотраслевого характера. По юридическому статусу эти хозяйственные образования могут быть двух видов: действующие на постоянной правовой и хозяйственной основе и ассоциативные, или предпринимательские, — с правом свободного присоединения и свободного выхода, а также свободного предпринимательства в рамках ассоциации. Наиболее широкое распространение получили такие хозяйственные структуры, как финансово-промышленные группы, ассоциации, концерны, консорциумы.

Ассоциация — добровольное объединение юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение субъектов. В состав ассоциации входят, как правило, специализированные в одной области организации, расположенные на определенной территории. Цель создания ассоциации — совместные решения научно-технических, производственных, экономических, социальных и других задач.

Концерн — крупное объединение предприятий, которые имеют общие интересы, и связаны договорами, капиталом и участием в совместной деятельности. Это объединение часто происходит вокруг сильного головного предприятия, являющегося держателем акций участников. Каждый из участников концерна сохраняет свое положение юридического лица, являясь дочерней компанией головного предприятия.

Консорциум представляет собой временное объединение организаций, банков с целью осуществления совместно капиталоемкого проекта. Такое объединение позволяет вложить средства в крупный проект, значительно уменьшая риск, так как ответственность раскладывается на многих участников. Консорциумы в настоящее время возникают в новых наукоемких отраслях, на стыке разных отраслей и предусматривают проведение совместных научных исследований.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) — совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности, расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Финансово-промышленные группы в большинстве случаев представляют собой объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов. Они имеют возможности создавать высокоэффективные производственные системы с вертикальной интеграцией, снижать издержки, создавать эффективный механизм финансирования всей производственной цепочки, привлекать крупные инвестиции под гарантии совокупных активов. Развитие ФПГ в России позволяет эффективно решать многие проблемы, создает возможности для маневрирования финансовыми и материальными ресурсами и их концентрации в целях повышения конкурентоспособности продукции.

2.5. Потребительские общества как хозяйствующие субъекты.

Союзы потребительских  обществ

Основным звеном в потребительской  кооперации являются потребительские  общества — юридические лица, относящиеся к некоммерческим организациям.

Сущность потребительского общества, как хозяйствующего субъекта раскрывается в Законе РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (в редакции федеральных законов 1997 г. № 97-ФЗ, от 28 апреля 2000 г. № 54-ФЗ), а также в Примерном уставе потребительского общества (сельского, поселкового, районного, городского и другого).

Потребительские общества — добровольные объединения граждан и (или) юридических лиц на основе членства путем объединения членами (пайщиками) имущественных паевых взносов для торговой заготовительной, производственной или другой деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов.

Собственником имущества потребительского общества является потребительское  общество как юридическое лицо. Имущество потребительского общества не распределяется по долям (вкладам) между пайщиками. Потребительское общество отвечает по своим обязательствами всем принадлежащим ему имуществом. Члены потребительского общества (пайщики) несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и уставом потребительского общества.

В соответствии с уставными целями и задачами потребительские общества обладают следующими правомочиями:

  • заниматься всеми видами деятельности, направленными на удовлетворение потребностей пайщиков;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы;
  • учреждать хозяйственные общества, создавать учреждения, иметь структурные подразделения, в том числе представительства, филиалы, осуществляющие социально-экономические функции;
  • участвовать в хозяйственных обществах, кооперативах, быть вкладчиком в товариществах на вере;
  • владеть, пользоваться, распоряжаться своим имуществом, в том числе денежными средствами, в соответствии с целями и задачами деятельности общества;
  • создавать фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации и уставом потребительского общества;
  • распределять доходы между пайщиками;
  • привлекать заемные средства от пайщиков и других граждан;
  • осуществлять кредитование и авансирование пайщиков в соответствии с положением, утвержденным потребительским обществом;

Информация о работе Лекции по экономике оргазинации