Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 22:45, курсовая работа
Туризм и возрастающая с каждым годом гостиничная база превратились в индустрию услуг, которая в сочетании с индустрией развлечений стала источником крупных доходов, получения прибыли. Современная индустрия гостеприимства включает в себя отели, рестораны, бары, курорты, игорные дома, казино, оздоровительные комплексы.
Вспомогательные и дополнительные службы обеспечивают процесс работы гостиничного комплекса, В их состав входят: бизнес-центр, спортивно-оздоровительный центр, парикмахерская и косметический кабинет, торговые киоски и т.д.
В настоящее время услуги предприятий питания гостиниц, как и другие дополнительные службы, приобретают все больше значение в формировании рыночной привлекательности гостиничного предприятия. Оставаясь основной, услуга размещения воспринимается гостями как само собой разумеющееся. Повышенный же интерес вызывают услуги, выделяющие данную гостиницу из ряда других. В большинстве случаев такими услугами выступают рестораны и бары.
Ведение...................................................................................................................3
1. История развития общественного питания в России..................................5
2. Современное определение комплекса услуг предприятий питания.........13
3. Состояние и перспективы развития рынка услуг предприятий питания в туристской индустрии....................................................................................18
4. Тенденции развития предприятий питания и гостиниц в индустрии туризма...........................................................................................................26
5. Классификация предприятий питания в туристско-гостиничном бизнесе..31
6. Дополнительные требования к туристским предприятиям питания........33
7. Специальные формы организации питания в ресторане.
8. Практическая характеристика организаций предприятий питания в гостиницах.
Заключение.
Список литературы.
Первый этап (1990-1998гг.). Общественное питание начала 1990-х гг. характеризовалось высокой степенью износа основных фондов, как физического, так и морального. Развитие отрасли сопровождалось, либерализацией цен, резким падением оборотов в связи со снижением платежеспособного спроса (табл. 1). Среди положительных тенденций этого периода можно отметить изменение организационно-правового статуса собственности (табл. 2).
Таблица №1.
Оборот общественного питания Российской Федерации.
Годы |
Млн. руб. (1990,1995 гг. - млрд. руб.; в фактически действовавших |
В процентах (в сопоставимых ценах) к |
На душу населения | ||||
1990 |
1995 |
2000 |
Преды-дущему году |
руб. (1990, 1995 гг. – тыс. руб.; в фактически действовавших ценах) |
в процентах | ||
1990 |
20,2 |
100 |
106,4 |
0,1 |
106,2 | ||
1995 |
19005 |
35,0 |
100 |
78,7 |
128 |
78,7 | |
2000 |
81329 |
32,1 |
91,8 |
100 |
109,1 |
558 |
109,5 |
2003 |
187295 |
39,4 |
112,7 |
122,7 |
106,3 |
1306 |
106,8 |
2004 |
239099 |
43,8 |
125,2 |
136,4 |
111,1 |
1662 |
110,8 |
2005 |
312889 |
48,9 |
139,8 |
152,2 |
111,7 |
2186 |
112,2 |
2006 |
399555 |
54,7 |
156,3 |
170,2 |
111,8 |
2804 |
112,3 |
В этот период появились первые сетевые зарубежные предприятия общественного питания: «Макдоналдс» 31 января 1990 года на Пушкинской площади в г.Москве (соглашение об открытие подписано в 1988г.), «Баскин Роббинс Совьет Интернэшнл» 1990 г. в гостинице «Россия» г.Москве. В период 1994-1997 гг. выпускается несколько ГОСТов регулирующих деятельность предприятий общественного питания действующие в добровольном порядке по настоящее время, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. Закладываются основы отрасли общественного питания в России. Преимущественно предприятия открываются в г.Москве и развиваются два направления: элитные рестораны и сети мобильных киосков (ресторан «Sbarro» -1997г., ресторан «Царская охота» - 1996г., сеть киосков «Крошка-картошка» -1998г. и «Теремок» -1998г., трактир «Елки-палки» и др.).
Таблица №2
Оборот общественного питания Российской Федерации
(в фактически действовавших ценах)
Годы |
Оборот общественного |
в том числе по формам собственности | ||
государственная |
частная |
другие формы собственности | ||
Миллионов рублей (1990, 1995 гг. – млрд. руб.) | ||||
1990 |
20 |
17 |
3 |
- |
1995 |
19005 |
6394 |
7459 |
5152 |
2000 |
81329 |
16512 |
37698 |
27119 |
2005 |
312889 |
34392 |
193459 |
85038 |
2006 |
399555 |
37415 |
255723 |
106417 |
В процентах к итогу | ||||
1990 |
100 |
85,9 |
14,1 |
- |
1995 |
100 |
33,6 |
39,2 |
27,2 |
2000 |
100 |
20,3 |
46,4 |
33,3 |
2005 |
100 |
11,0 |
61,8 |
27,2 |
2006 |
100 |
9,4 |
64,0 |
26,6 |
Второй этап (1999-2003гг.). Относительно быстрое восстановление после кризиса 1998г. и начало подъема экономики Российской Федерации способствовало вначале постепенному и далее все более ощутимому росту благосостояния населения, а, следовательно, и росту оборота общественного питания (табл. 1). Развитие отрасли связано с повышением требований к предприятиям, в том числе и со стороны государственных органов, усилением конкуренции в отрасли. В 2001г. выпускаются санитарные требования к предприятиям общественного питания. В 2002г. издается закон «О техническом регулировании» положивший начало изменениям в лицензировании и стандартизации. Из всего рынка предприятий быстрого обслуживания России наиболее мощным сегментом является Москва. Высокая доля столицы объясняется более ранним, примерно на 3-4 года по сравнению с регионами, ростом рынка общественного питания. Выделяются крупнейшие игроки ОАО «Росинтер ресторантс холдинг» («Ростик'с», «IL Патио», «Планета Суши», «Friday's» и др.), Группа компаний Аркадия Новикова («Елки-палки», «Маленькая Япония», «Галерея» и др.),. Размещаются первые облигационные выпуски. Вводятся в действие программы лояльности «почетный гость». Возрождаются предприятия советского периода. Повсеместно происходит переход на европейские стандарты обслуживания и модернизация фондов. Все активнее предприятия общественного питания занимают места на фуд-кортах, ресторанных площадках больших торговых центров. Начинается экспансия сетей в регионы. В обиходе становятся привычными понятия «кофейня», «пиццерия», «фаст-фуд».
Третий этап (2004-2008гг.).
Рынок общественного питания активно развивается, на фоне роста платежеспособности населения. Сегмент «элитных ресторанов» сформировался, основной рост оборота приходится на сегмент "быстрого питания" и различные демократичные форматы в среднем ценовом сегменте. В регионах тенденция к увеличению доли заведений среднеценового сегмента еще более заметна. Многие предприятия открываются на основе франчайзинга. Появляются кулинарии. Увеличение видового разнообразия предприятий общественного питания и предлагаемой ими продукции находит отражение в новом ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного предприятия. Классификация предприятий общественного питания» и других ГОСТах. Происходят и другие изменения в законодательстве напрямую затрагивающие деятельность предприятий общественного питания: упрощение процедур регистрации, введение ЕНВД. С 2008г. акции предприятий общественного питания торгуются на фондовых биржах РТС и ММВБ (ОАО «Росинтер ресторантс холдинг»). Сети выходят на рынки стран СНГ.
Четвертый этап (с 2009г. – по настоящее время)
Бурный рост предыдущих лет (10-15% в год) сменяется «шоком» кризиса 2008 - 2009гг. (рис. 1). Кризис, сопровождающийся падением покупательской способности населения, снижением инвестиционной активности владельцев капитала, замедляет темпы роста рынка, меняет планы большинства игроков. Предприятия общественного питания, оптимизируют издержки, снижают цены, изменяют ассортимент в сторону менее дорогих блюд.
Рис. 1. Индекс физического объема оборота общественного питания Российской Федерации.
Несмотря на сокращение рынка, владельцы предприятий общественного питания ожидают возобновления роста рынка в послекризисный период. Статистические данные первой половины 2010г. подтверждают данные ожидания. Кроме того, рынок общественного питания не достиг уровня насыщения большинства развитых стран. Этому мешают и низкое качество услуг и кулинарной продукции, и завышенные цены, и факты отравлений вызванные нарушением санитарных норм и правил, отпугивающие от перехода на внедомашнее питание приверженцев питания дома.
Таким образом, в истории развития общественного питания частное владение не раз сменялось государственной монополией, изменения претерпевало видовое разнообразие предприятий общественного питания, изменялось отношение к нему. Предприятия общественного питания обвинялись и в распространении пьянства и были основным звеном в перестройки быта на социалистических началах, освобождения женщин от тягот домашнего хозяйства в эпоху коммунизма. Несмотря на все это общественное питание было всегда востребовано населением и приносило прибыль ее владельцам.
2. Современное определение комплекса услуг предприятий питания.
Изучению вкусов потребителей,
попыткам максимально полно удовлетворят
Существующий стандарт (ГОСТ Р 50764-95) устанавливает классификацию предприятий общественного питания, общие требования к предприятиям питания различных типов и классов. Он распространяется на предприятия общественного питания всех форм собственности, а также граждан-предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере предприятий общественного питания.
Стандарт предусматривает следующие типы предприятий общественного питания: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная. (рис. 1)
Рис.1. Типы предприятий общественного питания.
Тип предприятия общественного
питания определяется характерными
особенностями обслуживания, ассортиментом
реализуемой кулинарной продукции
и номенклатурой
- ассортимент реализуемой продукции, ее разнообразие и сложность изготовления;
- техническую оснащенность
(материальную базу, инженерно-техническое
оснащение и оборудование, состав
помещений, архитектурно-
- методы обслуживания;
- квалификацию персонала;
- качество обслуживания (комфортность, этику общения, эстетику и т. д.); номенклатуру предоставляемых потребителям услуг.
Класс предприятия общественного питания определяется совокупностью отличительных признаков предприятия определенного типа, характеризующих качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания.
Потребителям в предприятиях
общественного питания
- питание;
- изготовление кулинарной
продукции и кондитерских
- организация потребления и обслуживания;
- реализация кулинарной продукции;
- организация досуга;
- информационно-консультативные;
- прочие.
Услуги питания включают услуги по изготовлению кулинарной продукции и услуги по созданию условий для ее реализации и потребления в соответствии с типом и классом предприятия и подразделяются на услуги питания: ресторана; бара; кафе; столовой; закусочной.
Предприятия общественного питания предоставляют следующие услуги:
Ресторан – изготовление, реализация и организация потребления широкого ассортимента блюд и изделий сложного изготовления всех основных групп из различных продуктов и винно-водочных изделий. Услуги оказываются квалифицированным производственным и обслуживающим персоналом в условиях повышенного уровня комфорта и материально-технического оснащения в сочетании с организацией досуга.
Бар – изготовление и реализация широкого ассортимента смешанных, крепких алкогольных, слабоалкогольных и безалкогольных напитков, закусок, десертов, мучных кондитерских и булочных изделий, покупных товаров; создание условий для их потребления у барной стойки или в зале.
Кафе – изготовление и реализация разнообразного ассортимента блюд, изделий и напитков в ограниченном по сравнению с рестораном ассортименте и с учетом специализации; создание условий для их потребления.
Столовая – изготовление кулинарной продукции разнообразной по дням недели или скомплектованных рационов питания (завтраки, обеды, ужины) для различных групп обслуживаемого контингента (рабочих, школьников, туристов и др.); создание условий для реализации и организации их потребления.
Закусочная – изготовление ограниченного ассортимента блюд несложного приготовления из определенного вида сырья; создание условий для ее реализации и потребления.
Различные типы предприятий
общественного питания
- организация и обслуживание: торжеств, семейных обедов и ритуальных мероприятий: участников конференций, семинаров, совещаний, культурно-массовых мероприятий в зонах отдыха и т. д.;
Информация о работе Место и значение предприятий питания в туристско-гостиничном бизнесе