Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 22:45, курсовая работа
Туризм и возрастающая с каждым годом гостиничная база превратились в индустрию услуг, которая в сочетании с индустрией развлечений стала источником крупных доходов, получения прибыли. Современная индустрия гостеприимства включает в себя отели, рестораны, бары, курорты, игорные дома, казино, оздоровительные комплексы.
Вспомогательные и дополнительные службы обеспечивают процесс работы гостиничного комплекса, В их состав входят: бизнес-центр, спортивно-оздоровительный центр, парикмахерская и косметический кабинет, торговые киоски и т.д.
В настоящее время услуги предприятий питания гостиниц, как и другие дополнительные службы, приобретают все больше значение в формировании рыночной привлекательности гостиничного предприятия. Оставаясь основной, услуга размещения воспринимается гостями как само собой разумеющееся. Повышенный же интерес вызывают услуги, выделяющие данную гостиницу из ряда других. В большинстве случаев такими услугами выступают рестораны и бары.
Ведение...................................................................................................................3
1. История развития общественного питания в России..................................5
2. Современное определение комплекса услуг предприятий питания.........13
3. Состояние и перспективы развития рынка услуг предприятий питания в туристской индустрии....................................................................................18
4. Тенденции развития предприятий питания и гостиниц в индустрии туризма...........................................................................................................26
5. Классификация предприятий питания в туристско-гостиничном бизнесе..31
6. Дополнительные требования к туристским предприятиям питания........33
7. Специальные формы организации питания в ресторане.
8. Практическая характеристика организаций предприятий питания в гостиницах.
Заключение.
Список литературы.
- "люкс" - изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий выбор услуг, ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд, изделий для ресторанов, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей - для баров;
- "высший" - оригинальность интерьера, выбор услуг, комфортность, разнообразный ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий для ресторанов, широкий выбор фирменных и заказных напитков и коктейлей - для баров;
- "первый" - гармоничность, комфортность и выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд и изделий и напитков сложного приготовления для ресторанов, набор напитков, коктейлей несложного приготовления, в т.ч. заказных и фирменных - для баров.
Кафе, столовые и закусочные на классы не подразделяют.
Рестораны различают:
- по ассортименту реализуемой продукции - рыбный, пивной; с национальной кухней или кухней зарубежных стран;
- по месту расположения - ресторан
при гостинице, вокзале, в
Бары различают:
- по ассортименту реализуемой
продукции и способу
- по специфике обслуживания потребителей - видеобар, варьете - бар и др.
Кафе различают:
- по ассортименту реализуемой продукции - кафе - мороженое, кафе - кондитерская, кафе -молочная;
- по контингенту потребителей - кафе молодежное, детское и др.
Столовые различают:
- по ассортименту реализуемой продукции - общего типа и диетическая;
- по обслуживаемому контингенту потребителей - школьная, студенческая и др.;
- по месту расположения - общедоступная, по месту учебы, работы.
Закусочные разделяют:
- по ассортименту реализуемой
продукции - общего типа и
Рестораны, кафе и бары сочетают производство, реализацию и организацию потребления продукции с организацией отдыха и развлечений потребителей.
6. Дополнительные требования
к туристским предприятиям
На предприятиях общественного питания любого типа и класса должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей и сохранность их имущества при условии соблюдения "Правил производства и реализации продукции общественного питания", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.04.93 N 332, санитарных и технологических норм и правил, а также требований пожарной и электробезопасности.
На предприятиях общественного питания должны выполняться требования нормативных документов по безопасности услуг:
- санитарно - гигиенические и технологические требования СанПиН 42-123-5777, СанПиН 42-123-4117, сборники рецептур блюд и кулинарных изделий;
- требования к безопасности продовольственного сырья и продуктов - в соответствии с требованиями МБТ 5061;
- экологической безопасности - СанПиН 42-123-5777, СНиП 2.08.02;
- противопожарной безопасности - ГОСТ 12.1.004;
- электробезопасности - СНиП 11-4.
Предприятия общественного питания любого типа должны иметь удобные подъездные пути и пешеходные доступы ко входу, необходимые справочно - информационные указатели. Прилегающая к предприятию территория должна иметь искусственное освещение в вечернее время.
На территории, прилегающей к предприятию и доступной для потребителей, не допускается:
- проведение погрузочно - разгрузочных работ;
- складирование тары;
- размещение контейнеров с мусором;
- сжигание мусора, порожней тары, отходов.
Площадки с мусоросборниками должны быть удалены от окон и дверей помещений предприятия не менее чем на 20 м.
Архитектурно - планировочное решение и конструктивные элементы здания, используемое техническое оборудование должны соответствовать СНиП 2.08.02.
На предприятии должны
быть предусмотрены аварийные
Предприятия всех типов и классов должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта, в том числе: горячее и холодное водоснабжение, канализация, отопление, вентиляция, радио- и телефонная связь.
Вход в предприятие должен обеспечивать одновременное движение двух встречных потоков потребителей на вход и выход. В предприятиях с количеством мест в залах более 50 должны быть предусмотрены отдельные входы и лестницы для потребителей и персонала.
Предприятие должно иметь вывеску с указанием его типа, класса, форм организации его деятельности, фирменного названия, юридического лица (местонахождение собственника), информацию о режиме работы, об оказываемых услугах.
В строящихся и реконструируемых предприятиях для обслуживания инвалидов должны быть предусмотрены наклонные пандусы у входных дверей для проезда инвалидных колясок, лифты, площадки для разворота инвалидной коляски в зале, специально оборудованные туалеты.
Состав помещений для потребителей на предприятиях различных типов и классов должен соответствовать данным Приложения А. В столовых в соответствии со спецификой обслуживаемых контингентов должны предусматриваться специальные зоны обслуживания: залы диетического, лечебно - профилактического питания и др.
Нормы площади на одно место в зале для различных типов предприятий общественного питания должны соответствовать данным Приложения Б.
Размещение производственных помещений и оборудования в них должно обеспечивать последовательность проведения технологического процесса производства и реализации продукции, а также соблюдение технологических, санитарных норм и правил. Требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов подразделяются по следующим направлениям, приведенным в таблицах 1 - 4.
Таблица 1
ТРЕБОВАНИЯ К АРХИТЕКТУРНО - ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ И КЛАССОВ.
Требования к предприятиям |
Тип предприятия | ||||||||
ресторан |
бар |
кафе |
столовая |
закусочная | |||||
люкс |
высший |
первый |
люкс |
высший |
первый | ||||
1. Внешний вид предприятия 1.1Вывеска световая с элементами оформления, обычная |
+ + + + + + - - - - - - - - - + + + | ||||||||
2. Оформление залов и помещений для потребителей. 2.1. Использование изысканных декоративных элементов. 2.2. Использование оригинальных
декоративных элементов (светил 2.3. Использование декоративных элементов, создающих единство стиля. |
+ - - + + - - - -
- + + - + + - - -
- - - - - - + + + | ||||||||
3. Наличие эстрады и танцевальной площадки. |
+ + - + - - - - - | ||||||||
4. Наличие банкетного зала, отдельных кабин (кабинетов). |
+ + + - - - - - - | ||||||||
5. Микроклимат. 5.1. Система кондиционирования воздуха с автоматическим поддержанием оптимальных параметров температуры и влажности. 5.2. Система вентиляции,
обеспечивающая допустимые |
+ + - + + - - - -
- - + - + + + - + |
------------------------------
<*> Диетические отделения, специальные зоны для обслуживания преподавателей, учащихся младших классов.
Таблица № 2.
ТРЕБОВАНИЯ
К МЕБЕЛИ, СТОЛОВОЙ ПОСУДЕ, ПРИБОРАМ, БЕЛЬЮ.
Требования |
Тип предприятия | ||||||||
ресторан |
бар |
кафе |
Сто- ло- вая |
За- ку- сочная | |||||
Люкс |
Выс- ший |
Пер- вый |
люкс |
Выс- ший |
Пер- вый | ||||
1. Мебель: повышенной комфортности, соответствующая интерьеру помещений; стандартная, облег-ченных конструкций <1> , соответствующая интерьеру помещений. 1.1. Столы: мягкое покрытие полиэфирное покрытие гигеиническое покрытие столы, кроштейны для приема пищи стоя <2> 1.2. Кресла ( диваны, банкетки и др. ): мягкие ( в холе и вестибюле ) мягкие с подлокотниками в обедином зале полумягкие 1.3. Наличие столов различной вместимости ( 2,4,6 мест и др. ) |
+
-
+ |
+
-
+ |
-
+
- |
+
-
+ |
+
-
+ |
-
+
- |
-
+
- |
-
+
- |
-
+
- |
2. Столовая посуда и приборы 2.1. Металическая посуда и столовые приборы: из мельхиора или нейзильбера, или нержавеющей стали из алюминия 2.2. Фарфора - фаянсовая
посуда с монограммой или 2.3. Полуфарфоровая, фаянсовая посуда. 2.4. Сортовая стеклянная посуда: хрусталь, художественно оформленная посуда из выдувного стекла |
|||||||||
3. Столовое белье: 3.1. Скатерти белые или цветные. скатерти фирменные. 3.2. Салфетки индивидуального пользования (полотнянные ) бумажные салфетки 3.3. Смена столового белья после обслужевания потребителея |
------------------------------
<1> Может быть использован в отдельных видах закусочных.
<2> Допускается в отдельных видах кафе.
<3> В тематических ресторанах и ресторанах с национальной кухней классов люкс, высший и барах класса люкс допускается использование посуды из керамики, дерева и т.п.
<4> Допускается применение посуды разового пользования из алюминиевой фольги, картона и т.д.
<5> В специализированных ресторанах и барах классов высший, первый при наличии столов с полиэфирным покрытием или художественно оформленными крышками допускается замена скатертей индивидуальными салфетками из ткани.
<6> Допускается замена индивидуальных салфеток бумажными при отпуске скомплектованных завтраков и обедов.
Таблица № 3
ТРЕБОВАНИЯ
К ОФОРМЛЕНИЮ МЕНЮ И ПРЕЙСКУРАНТОВ, АССОРТИМЕНТУ
КУЛИНАРНОЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ И КЛАССОВ.
Требования |
Тип предприятия | |||||||||||
ресторан |
бар |
кафе |
Сто- ло- вая |
За-ку- сочная | ||||||||
люкс |
Выс- ший |
Пер- вый |
люкс |
Выс- ший |
Пер- вый | |||||||
1. Меню и прейскурант с эмблемой (фирменным знаком) предприятия: на национальном и русском языках
типографским способом машинописным способом оформление другими способами обложка из мелованной бумаги, картона, кожзаменителя и др. обложка с эмблемой или рисунком ценники |
+ <1> + -
-
+
+ - |
+ <1> + -
-
+
+ - |
+
- -
-
-
+ - |
+ <1> + -
-
+
+ - |
+ <1> + -
-
+
+ - |
+
- -
-
-
+ - |
+
- +
+
-
- - |
+
- -
+
-
- - |
+
- +
-
-
- + <2> | |||
2. Печатная реклама (пригласительные карточки, буклеты и др.) |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- | |||
3. Ассортимент 3.1. Ассортимент, состоящий
преимущественно из кулинарной продукции 3.2. Разнообразный ассортимент фирменных блюд, изделий и напитков сложного приготовления 3.3. Разнообразный ассортимент блюд, изделий и напитков, в том числе фирменных, заказных и с учетом специализации 3.4. Ассортимент коктейлей, пуншей, грогов и других смешанных напитков, соков, закусок, сладких блюд, кондитерских изделий, преимущественно состоящий из заказной и фирменной, в т.ч. национальной продукции в соответствии со специализацией 3.5. Коктейли, напитки,
десерты, закуски несложного 3.6. Широкий ассортимент
кондитерских изделий промышлен 3.7. Разнообразный ассортимент
блюд и изделий, покупных
блюд
3.8 Выполнение особых
пожеланий потребителя по 3.9. наличие скомплектованных рационов питания (завтраки, обеды, ужены) |
+
-
-
-
-
+
-
+
- |
+
-
-
-
-
+
-
+
- |
-
+
-
-
-
+
-
-
- |
+
-
-
+
-
+
-
-
- |
-
+
-
+
-
+
-
-
- |
-
+
-
-
+
+
-
-
- |
-
-
+
-
-
-
-
-
- |
-
-
-
-
-
-
+ <4>
-
+ <5> |
-
-
-
-
-
-
+ <3>
-
- |
Информация о работе Место и значение предприятий питания в туристско-гостиничном бизнесе