Место и значение предприятий питания в туристско-гостиничном бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Туризм и возрастающая с каждым годом гостиничная база превратились в индустрию услуг, которая в сочетании с индустрией развлечений стала источником крупных доходов, получения прибыли. Современная индустрия гостеприимства включает в себя отели, рестораны, бары, курорты, игорные дома, казино, оздоровительные комплексы.
Вспомогательные и дополнительные службы обеспечивают процесс работы гостиничного комплекса, В их состав входят: бизнес-центр, спортивно-оздоровительный центр, парикмахерская и косметический кабинет, торговые киоски и т.д.
В настоящее время услуги предприятий питания гостиниц, как и другие дополнительные службы, приобретают все больше значение в формировании рыночной привлекательности гостиничного предприятия. Оставаясь основной, услуга размещения воспринимается гостями как само собой разумеющееся. Повышенный же интерес вызывают услуги, выделяющие данную гостиницу из ряда других. В большинстве случаев такими услугами выступают рестораны и бары.

Содержание работы

Ведение...................................................................................................................3
1. История развития общественного питания в России..................................5
2. Современное определение комплекса услуг предприятий питания.........13
3. Состояние и перспективы развития рынка услуг предприятий питания в туристской индустрии....................................................................................18
4. Тенденции развития предприятий питания и гостиниц в индустрии туризма...........................................................................................................26
5. Классификация предприятий питания в туристско-гостиничном бизнесе..31
6. Дополнительные требования к туристским предприятиям питания........33
7. Специальные формы организации питания в ресторане.
8. Практическая характеристика организаций предприятий питания в гостиницах.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике предприятия.doc

— 352.00 Кб (Скачать файл)

- "люкс" - изысканность интерьера,  высокий уровень комфортности, широкий  выбор услуг, ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд, изделий для ресторанов, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей - для баров;

- "высший" - оригинальность интерьера,  выбор услуг, комфортность, разнообразный  ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий для ресторанов, широкий выбор фирменных и заказных напитков и коктейлей - для баров;

- "первый" - гармоничность, комфортность  и выбор услуг, разнообразный  ассортимент фирменных блюд и  изделий и напитков сложного приготовления для ресторанов, набор напитков, коктейлей несложного приготовления, в т.ч. заказных и фирменных - для баров.

Кафе, столовые и закусочные на классы не подразделяют.

Рестораны различают:

- по ассортименту реализуемой  продукции - рыбный, пивной; с национальной кухней или кухней зарубежных стран;

- по месту расположения - ресторан  при гостинице, вокзале, в зоне  отдыха, вагон - ресторан и др.

 Бары различают:

- по ассортименту реализуемой  продукции и способу приготовления  - молочный, пивной, винный, кофейный, коктейль - бар, гриль - бар;

- по специфике обслуживания  потребителей - видеобар, варьете - бар  и др.

Кафе различают:

- по ассортименту реализуемой  продукции - кафе - мороженое, кафе - кондитерская, кафе -молочная;

- по контингенту потребителей - кафе молодежное, детское и др.

Столовые различают:

- по ассортименту реализуемой  продукции - общего типа и диетическая;

- по обслуживаемому контингенту  потребителей - школьная, студенческая  и др.;

- по месту расположения - общедоступная, по месту учебы, работы.

Закусочные разделяют:

- по ассортименту реализуемой  продукции - общего типа и специализированные (сосисочная, пельменная, блинная, пирожковая, пончиковая, шашлычная, чайная, пиццерия, гамбургерная и т.д.).

Рестораны, кафе и бары сочетают производство, реализацию и организацию потребления продукции с организацией отдыха и развлечений потребителей.

6. Дополнительные требования  к туристским предприятиям питания.

На предприятиях общественного  питания любого типа и класса должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей и сохранность их имущества при условии соблюдения "Правил производства и реализации продукции общественного питания", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.04.93 N 332, санитарных и технологических норм и правил, а также требований пожарной и электробезопасности.

На предприятиях общественного питания должны выполняться требования нормативных документов по безопасности услуг:

- санитарно - гигиенические  и технологические требования СанПиН 42-123-5777, СанПиН 42-123-4117, сборники рецептур блюд и кулинарных изделий;

- требования к безопасности  продовольственного сырья и продуктов - в соответствии с требованиями МБТ 5061;

- экологической безопасности - СанПиН 42-123-5777, СНиП 2.08.02;

- противопожарной безопасности - ГОСТ 12.1.004;

- электробезопасности  - СНиП 11-4.

Предприятия общественного  питания любого типа должны иметь  удобные подъездные пути и пешеходные доступы ко входу, необходимые справочно - информационные указатели. Прилегающая к предприятию территория должна иметь искусственное освещение в вечернее время.

На территории, прилегающей  к предприятию и доступной  для потребителей, не допускается:

- проведение погрузочно - разгрузочных работ;

- складирование тары;

- размещение контейнеров  с мусором;

- сжигание мусора, порожней  тары, отходов.

Площадки с мусоросборниками должны быть удалены от окон и дверей помещений предприятия не менее чем на 20 м.

Архитектурно - планировочное  решение и конструктивные элементы здания, используемое техническое оборудование должны соответствовать СНиП 2.08.02.

На предприятии должны быть предусмотрены аварийные выходы, лестницы, инструкции о действиях  в аварийной ситуации, система  оповещения и средства защиты от пожара.

Предприятия всех типов  и классов должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта, в том числе: горячее и холодное водоснабжение, канализация, отопление, вентиляция, радио- и телефонная связь.

Вход в предприятие  должен обеспечивать одновременное движение двух встречных потоков потребителей на вход и выход. В предприятиях с количеством мест в залах более 50 должны быть предусмотрены отдельные входы и лестницы для потребителей и персонала.

Предприятие должно иметь  вывеску с указанием его типа, класса, форм организации его деятельности, фирменного названия, юридического лица (местонахождение собственника), информацию о режиме работы, об оказываемых услугах.

В строящихся и реконструируемых предприятиях для обслуживания инвалидов  должны быть предусмотрены наклонные пандусы у входных дверей для проезда инвалидных колясок, лифты, площадки для разворота инвалидной коляски в зале, специально оборудованные туалеты.

Состав помещений для  потребителей на предприятиях различных  типов и классов должен соответствовать данным Приложения А. В столовых в соответствии со спецификой обслуживаемых контингентов должны предусматриваться специальные зоны обслуживания: залы диетического, лечебно - профилактического питания и др.

Нормы площади на одно место в зале для различных типов предприятий общественного питания должны соответствовать данным Приложения Б.

Размещение производственных помещений и оборудования в них  должно обеспечивать последовательность проведения технологического процесса производства и реализации продукции, а также соблюдение технологических, санитарных норм и правил. Требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов подразделяются по следующим направлениям, приведенным в таблицах 1 - 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

ТРЕБОВАНИЯ К АРХИТЕКТУРНО - ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ И КЛАССОВ.

Требования к предприятиям

Тип предприятия

ресторан

бар

кафе

столовая

закусочная

люкс

высший

первый

люкс

высший

первый

1. Внешний вид предприятия 

1.1Вывеска световая с элементами оформления, обычная

 

 

 

 

  +               +               +             +             +               +            -               -                    -

   -               -               -               -             -                -             +              +                  +

2. Оформление залов и помещений для потребителей.

2.1. Использование изысканных  декоративных элементов.

2.2. Использование оригинальных  декоративных элементов (светильников, драпировок и др.)

2.3. Использование декоративных  элементов, создающих единство  стиля.

 

 

 

 

 

 

   +              -                 -              +            +                  -             -                -                   -

 

 

 

 

 

    -              +               +              -              +                +               -               -                  -

 

 

 

 

   -                -                 -              -              -                -                +              +                +

                                                                                                                      <*>

3. Наличие эстрады и танцевальной площадки.

 

 

  +              +                -            +               -                -                -              -                   -

4. Наличие банкетного  зала, отдельных кабин (кабинетов).

 

 

 

  +           +                +                  -               -                -                -               -                 -

5. Микроклимат.

5.1. Система кондиционирования воздуха с автоматическим поддержанием оптимальных параметров температуры и влажности.

5.2. Система вентиляции, обеспечивающая допустимые параметры  температуры и влажности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   +          +                  -                 +              +                -               -                 -               -

 

 

 

 

 

 

    -           -                 +                  -              +               +               +               -                 +


 

----------------------------------------

<*> Диетические отделения, специальные зоны для обслуживания преподавателей, учащихся младших классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 2.

ТРЕБОВАНИЯ

К МЕБЕЛИ, СТОЛОВОЙ ПОСУДЕ, ПРИБОРАМ, БЕЛЬЮ.

 

Требования

 

Тип предприятия

ресторан

бар

кафе

Сто-

ло-

вая

За-

ку-

сочная

Люкс

Выс-

ший

Пер-

вый

люкс

Выс-

ший

Пер-

вый

1. Мебель: повышенной  комфортности, соответствующая интерьеру  помещений;

стандартная, облег-ченных конструкций <1> , соответствующая интерьеру помещений.

1.1. Столы: 

мягкое покрытие

полиэфирное покрытие

гигеиническое покрытие

столы, кроштейны

для приема пищи стоя <2>

1.2. Кресла ( диваны, банкетки и др. ):

мягкие ( в холе и вестибюле )

мягкие с подлокотниками в обедином зале

полумягкие

1.3. Наличие столов  различной вместимости ( 2,4,6 мест  и др. )

 

 

   +

 

 

 

   -

 

   +

 

 

    +

 

 

 

      -

 

     +

 

 

   -

 

 

 

    +

 

    -

 

 

   +

 

 

 

    -

 

   +

 

 

   +

 

 

 

     -

 

    +

 

 

   -

 

 

 

      +

 

      -

 

 

    -

 

 

 

     +

 

     -

 

 

    -

 

 

 

     +

 

     -

 

 

     -

 

 

 

      +

 

      -

2. Столовая посуда  и приборы

2.1. Металическая посуда и столовые приборы:

из мельхиора или  нейзильбера, или нержавеющей стали

из алюминия

2.2. Фарфора - фаянсовая  посуда с монограммой или художественно  оформленная.

2.3. Полуфарфоровая, фаянсовая  посуда.

2.4. Сортовая стеклянная посуда:

хрусталь, художественно  оформленная посуда из выдувного  стекла

                 

3. Столовое белье:

3.1. Скатерти белые или цветные.

скатерти фирменные.

3.2. Салфетки индивидуального пользования   (полотнянные )

бумажные салфетки

3.3. Смена столового белья после обслужевания потребителея

                 

 

-----------------------------------------------

<1> Может быть использован в отдельных видах закусочных.

<2> Допускается в отдельных видах кафе.

<3> В тематических  ресторанах и ресторанах с национальной кухней классов люкс, высший и барах класса люкс допускается использование посуды из керамики, дерева и т.п.

<4> Допускается применение  посуды разового пользования из алюминиевой фольги, картона и т.д.

<5> В специализированных  ресторанах и барах классов  высший, первый при наличии столов с полиэфирным покрытием или художественно оформленными крышками допускается замена скатертей индивидуальными салфетками из ткани.

<6> Допускается замена  индивидуальных салфеток бумажными при отпуске скомплектованных завтраков и обедов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 3

ТРЕБОВАНИЯ

К ОФОРМЛЕНИЮ МЕНЮ И ПРЕЙСКУРАНТОВ, АССОРТИМЕНТУ

КУЛИНАРНОЙ ПРОДУКЦИИ  ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ И  КЛАССОВ.

Требования

Тип предприятия

ресторан

бар

кафе

Сто-

ло-

вая

За-ку-

сочная

люкс

Выс-

ший

Пер-

вый

люкс

Выс-

ший

Пер-

вый

1. Меню и прейскурант с

эмблемой (фирменным знаком) предприятия:

на национальном и  русском языках

 

типографским способом

машинописным способом

оформление другими  способами

обложка из мелованной бумаги, картона, кожзаменителя и др.

обложка с эмблемой или рисунком

ценники

 

 

 

+

<1>

+

-

 

-

 

 

+

 

+

-

 

 

 

+

<1>

+

-

 

-

 

 

+

 

+

-

 

 

 

+

 

-

-

 

-

 

 

-

 

+

-

 

 

 

+

<1>

+

-

 

-

 

 

+

 

+

-

 

 

 

+

<1>

+

-

 

-

 

 

+

 

+

-

 

 

 

+

 

-

-

 

-

 

 

-

 

+

-

 

 

 

+

 

-

+

 

+

 

 

-

 

-

-

 

 

 

+

 

-

-

 

+

 

 

-

 

-

-

 

 

 

+

 

-

+

 

-

 

 

-

 

-

+

<2>

2. Печатная реклама  (пригласительные карточки, буклеты и др.)

 

 

+

 

 

+

 

 

-

 

 

+

 

 

+

 

 

-

 

 

-

 

 

-

 

 

-

3. Ассортимент

3.1. Ассортимент, состоящий  преимущественно из оригинальных, изысканных, заказных и фирменных,  в т.ч. национальных блюд, изделий  и напитков всех основных групп

кулинарной продукции

3.2. Разнообразный ассортимент фирменных блюд, изделий и напитков сложного приготовления

3.3. Разнообразный ассортимент  блюд, изделий и напитков, в том  числе фирменных, заказных и  с учетом специализации

3.4. Ассортимент коктейлей, пуншей, грогов и других смешанных напитков, соков, закусок, сладких блюд, кондитерских изделий, преимущественно состоящий из заказной и фирменной, в т.ч. национальной продукции в соответствии со специализацией

3.5. Коктейли, напитки,  десерты, закуски несложного приготовления,  заказные и фирменные напитки, коктейли, кулинарная продукция

3.6. Широкий ассортимент  кондитерских изделий промышленного производства, фруктов, вино - водочных, табачных изделий, фруктовых и минеральных вод

3.7. Разнообразный ассортимент  блюд и изделий, покупных товаров,  с учетом специфики обслуживания контингентов и рационов питания. Возможна реализация фирменных и порционных

 

блюд

 

3.8 Выполнение особых  пожеланий потребителя по изготовлению  блюд на виду у потребителей

3.9. наличие скомплектованных  рационов питания (завтраки, обеды, ужены)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

-

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

+

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

-

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

+

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

+

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

-

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

-

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

-

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

+

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

-

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

+

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

-

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

-

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

-

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

-

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

<4>

 

 

 

-

 

 

 

+

<5>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

-

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

<3>

 

 

 

-

 

 

 

-

Информация о работе Место и значение предприятий питания в туристско-гостиничном бизнесе