Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 23:33, курсовая работа
Целью моей работы является исследование оборотных средств предприятий питания и гостиниц.
В данной работе я преследовала следующие задачи:
рассмотреть сущность, состав и структуру оборотных средств, а также факторы, определяющие их величину;
ознакомится с принципами управления оборотными средствами;
выявить основные показатели эффективности использования оборотных средств;
ознакомиться с факторами, влияющими на эффективность использования оборотных средств;
Введение……………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретические основы управления оборотными средствами…………..4
Сущность, состав и структура оборотных средств. Факторы, определяющие их величину……………………………………………………………………...4
Принципы управления оборотными средствами …………………………...10
Основные показатели эффективности использования оборотных средств………………………………………………………………………….16
Факторы, влияющие на эффективность использования оборотных средств………………………………………………………………………….22
Анализ оборачиваемости и эффективности использования оборотных средств………………………………………………………………………….23
Пути повышения эффективности использования оборотных средств на предприятии……………………………………………………………………31
Глава 2. Анализ оборотных средств ООО «СУДАРЬ»…………………………..34
2.1. Экономико-организационная характеристика ресторана «Сударь»……….34
2.2. Анализ состава, структуры оборотных активов ресторана
«Сударь»…………………………………………………………………………….39
2.3. Оценка и управление активами. Факторы прироста оборотных средств….45
Заключение………………………………………………………………………….52
Список использованной литературы……………………………………………...54
3. Выборочное регулирование запасов материальных ценностей, предполагающее, что внимание нужно акцентировать на дорогостоящих материалах или материалах, имеющих высокую потребительную привлекательность.
4. Расчет показателей оборачиваемости основных групп запасов и их сравнение с аналогичными показателями прошедших периодов, чтобы установить соответствие наличия запасов текущим потребностям предприятия. Для этого рассчитывают оборачиваемость материалов, учитываемых на различных субсчетах ("Сырье и материалы", "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали", "Топливо", "Тара и тарные материалы", "Запасные части" и др.), а затем общую оборачиваемость материалов путем определения средней взвешенной величины.
В целях контроля и
анализа состояния запасов
- обеспечение и поддержание
ликвидности и текущей платежес
- сокращение издержек
производства путем снижения
затрат на создание и хранение
запасов; уменьшение потерь
- предотвращение порчи,
хищений и бесконтрольного
Глава 2. Анализ оборотных средств ООО «СУДАРЬ»
2.1. Экономико-организационная характеристика ресторана «Сударь»
Ресторан «Сударь» был открыт в 1995 году и являем унитарным предприятием. Его учредителями являются частные лица в соответствии с договором о совместной деятельности.
Основной целью деятельности ресторана «Сударь» является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на извлечение прибыли. Данный ресторан является полносервисным предприятием и основным сегментом рынка для него являются индивидуальные потребители с высоким уровнем дохода, которые предпочитают продукцию и услуги высокого качества.
Основным видом деятельности ресторана «Сударь» является производство и реализация потребителям продукции собственною производства и покупных товаров.
Ресторан имеет высшую нацененную категорию и в соответствии с этим предлагает своим посетителям широкий выбор изысканных заказных и фирменных блюд и изделий. Меню ресторана, составленного по чину «а ля карт» (где указаны порционные блюда с индивидуальной ценой на каждое), печатается на белорусском, русском и английском языках, обложка меню изготовлена из натуральной кожи и содержит название предприятия и его фирменные рисунок. Ресторан предлагает своим посетителям 17 фирменных блюд и большое разнообразие блюд различных кухонь мира.
Режим работы предприятия с 12.00 до 24.00. Здание, где расположен ресторан «Сударь», является архитектурным памятником начала XX века.
В состав помещений ресторана «Сударь» входят: вестибюль, гардероб, туалетная, комната уборщика, эстрада, артистическая комната, помещение метрдотеля и производственные помещения: заготовочные цеха, цех доработки полуфабрикатов и обработки зелени, горячий цех, холодный цех, кулинарный цех, кондитерский цех, помещение моечной посуды и инвентаря.
Столовый зал содержит 3 секции, каждая из которых выполнена в стиле барокко. На потолках гипсовая лепка, картины.
Общее количество посадочных мест столовою зала - 63.
Банкетный зал расписан как парадный групповой портрет Рады Радзивиллов, количество мест зала- 10.
Ресторан оснащен торгово-
Кроме того, ресторан оснащен современным офисным оборудованием: компьютерами PC/AT «Юнибэл» 486 ДХ-66, принтером EPSON-870 и EPSON STYLUS, телефонными аппаратами; музыкальной техникой: проигрывателем компактных дисков, усилителями TECHNICS PIONER TS-6970, видеомагнитофоном «PANASONIC", телевизором "SONY XS-6951".
Обслуживание в ресторане осуществляется официантами, которые обеспечены фирменной одеждой и обувью единого образца.
Ресторан «Сударь» осуществляет обслуживание своих клиентов по типу французского сервиса, который является самым впечатляющим и дорогостоящим и требует целую бригаду обслуживающего персонала, в которую входят: метрдотель, старший официант, помощник старшего официанта.
Общее количество работников, занятых на предприятии составляет человек, из них 11 имеют высшее образование и 23 - среднее специальное. Аппарат управления и специалисты составляют 5 человек или 12,5% от общей численности, сюда входят: директор ресторана, главный бухгалтер, бухгалтер-калькулятор и два метрдотеля; торгово-производственный персонал составляет 20 человек или 50% сюда входят: 6 официантов, 2 бармена, заведующий производством, заместитель заведующего производством, 2 кассира, 8 поваров, вспомогательный персонал составляет 15 человек или 37,5%, к нему относятся 2 уборщика помещений, 2 мойщика посуды, 6 охранников, 2 кухонных рабочих, 1 дворник, 1 электрик, 1 столяр.
В ресторане «Сударь» применяются контрактная форма найма, с работниками заключается контракт сроком на 1 год. Для вновь принятых на работу устанавливается испытательный срок, продолжительность которого устанавливается в соответствии с законодательством.
На предприятии применяется
повременно-премиальная
Для более полной характеристики экономического положения ресторана «Сударь» проанализируем его хозяйственную деятельность за 9 месяцев 2008-2009г.
Показатели |
9 мес.2008г. |
9 мес.2009г. |
Темп роста, % | ||
в действ. ценах |
в сопостав. ценах |
в действ. ценах |
в сопостав. ценах | ||
1.Валовый товарооборот |
104260 |
140045 |
82379 |
134,32 |
79,01 |
2.Выпуск собственной продукции |
70540 |
104045 |
61203 |
147,5 |
86,76 |
3.Уд. вес ПСП в валовом товарообороте, % |
67,66 |
74,29 |
74,29 |
- |
- |
4.Валовой доход |
66153 |
82420 |
48482 |
124,59 |
73,29 |
5.Уровень валового дохода, % |
63,45 |
58,85 |
58,85 |
- |
- |
6.Издержки производства и обращения |
79165 |
93724 |
- |
118,39 |
- |
7.Уровень издержек, % |
75,93 |
66,924 |
- |
- |
- |
8.Балансовая прибыль(+); убыток (-) |
-13000 |
-11037 |
- |
- |
- |
Примечание: индекс цен 1,7 |
Таблица 1. Анализ хозяйственной деятельности ресторана «Сударь» за 9 месяцев 2008-2009гг.
Исходя из проведенного анализа деятельность ресторана за отчетный период можно охарактеризовать как неудовлетворительную. Главный показатель финансового благополучия предприятия - прибыль - в 2009 г. отсутствует, ресторан имеет убыток на сумму 11037 тыс. руб. и это при том, что в 2006 году предприятие имело прибыль в размере 12376 тыс. руб. и рентабельность 15,9%, что является довольно высоким показателем для ресторанного бизнеса.
Отсутствие прибыли отчасти может быть объяснено снижением валового товарооборота в сопоставимых ценах на 20,99% или 21%. Так, если за 9 месяцев 2008 года товарооборот составлял 104260 тыс. руб., то за 9 месяцев 2002 года в сопоставимых ценах он составил 82379 тыс. руб.
Положительной тенденцией работы ресторана является увеличение доли выпуска продукции собственного производства. Так, если в 2008г. она составляла 67,66%, то в 2009г. она возросла на 6,63% и составила 74,29% и это при том, что в сопоставимых ценах производство собственной продукции снизилось нa 13,24%. Это свидетельствует о том, что несмотря на кризисное положение ресторан стремится более полно удовлетворить спрос населения, предлагая большее количество блюд и изделий собственного производства.
Розничный товарооборот ресторана, оборот по собственной продукции и валовой доход возросли только в действующих ценах.
В сопоставимом виде эти
показатели снизились. Так, валовой
доход за 9 месяцев 2009r. составил в действующих ценах 82420 тыс.
руб. и возрос по сравнению с аналогичным
периодом прошлого года на 24,59%. В сопоставимом
виде валовой доход снизился на 26,71%. Это
обусловило снижение уровня
валового дохода с 75,93% за 9 месяцев 2008г.
до 66,924% за 9 месяцев 2009r. или на 9%. Снижение
валового дохода привело к потерям прибыли
ресторана на
17671 млн.руб. В тоже время наблюдается рост
издержек производства и обращения ресторана,
что является отрицательным моментом
в его деятельности. Однако сумма затрат
возросла на 18,31%, тогда как товарооборот
возрос на 34,32%, т.е. темп роста товарооборота
превысил темп роста издержек, что является
положительной тенденцией в работе ресторана.
Так, за 9 месяцев 2009г. уровень затрат составил
66,924%, тогда как за 9 месяцев 2008г. – 75,93%
к товарообороту, т.е. наблюдается снижение
уровня издержек на 9%. Снижение уровня
издержек привело к увеличению прибыли
на 12604 млн.руб.
Таким образом, сложилась такая ситуация при которой, несмотря на высокий уровень валового дохода, он не покрывает издержки производства и обращения, в результате чего у ресторана отсутствует прибыль, что в свою очередь свидетельствует о неэффективной работе ресторана «Сударь».
Залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его устойчивость, главным компонентом которой является финансовая устойчивость. Поэтому для ее оценки необходим анализ финансового состояния, который помогает оценить экономический потенциал предприятия.14
Анализ финансового состояния ресторана начнем с определения объема, состава, структуры активов предприятия. (таб. 2.)
Активы |
На начало года |
На 01.10.2009г. |
Отклонения | |||
сумма млн.руб. |
уд. вес, % |
сумма млн.руб. |
уд. вес, % |
сумма млн.руб. |
уд. вес, % | |
Внеоборотные активы |
560755 |
96 |
542418 |
94 |
-18,337 |
-2,0 |
Оборотные активы |
24980 |
4 |
33617 |
6 |
+8,637 |
+2,0 |
ИТОГО |
585735 |
100,0 |
576,035 |
100,0 |
-9700 |
--- |
Таблица 2. Объем, состав, структура активов предприятия
В структуре имущества предприятия присутствует высокая доля внеоборотных активов. Так, если на начало 2008 года она составляла 96%, то на конец года она снизилась на 18337 млн. руб. и составила 94%. Соответственно, произошло повышение доли оборотных активов, которые с 4% повысились до 6%. Эта ситуация может быть объяснена уменьшением основных фондов предприятия, темп роста которых ниже темпа роста оборотных средств. Наглядно эти изменение показаны на схеме 1.
Схема 1.Доля оборотных активов с начала на конец года
В процессе анализа необходимо установить, какими оборотными средствами располагает ресторан, и какие изменения произошли в их объеме и составе.
Ресторан «Сударь» по состоянию на 01.10.2008г. располагал оборотными средствами 33617 млн. руб. По сравнению с началом года сумма оборотных средств возросла на 8,637 млн. руб. или на 34,58%. Необходимо более детально проанализировать состав и структуру оборотных средств ресторана, изменения, происходящие в составе оборотных средств (табл. 3).