Оценка эффективности создания нового вида продукта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 23:49, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – оценка эффективности создания нового продукта как элемент менеджмента.
Она определяет основной круг задач, решаемый в исследовании:
охарактеризовать сущность и основные планирования новой продукции на предприятии;
провести оценку финансово-хозяйственной деятельности УО «Борисовский государственный колледж»;
разработать программу внедрения нового вида услуги в УО «Борисовский государственный колледж»;
определить экономическую эффективность предлагаемого проекта.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………..……………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НОВОЙ ПРОДУКЦИИ……………………………………………………………………..7
1.1 Понятие и роль категории «новый продукт» в деятельности предприятия на рынке…………………………………………………………….7
1.2 Организация планирования и система управления инновационной деятельностью предприятия……………………………...……………………..14
2 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЗДАНИЯ НОВОГО ПРОДУКТА В УО «БОРИСОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»……….……………23
2.1 Краткая характеристика УО «Борисовский государственный колледж»………………………………………………………………………….23
2.2 Организация процесса разработки нового продукта (услуги) в УО «Борисовский государственный колледж»…………………………...………..31
3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЗДАНИЯ НОВОГО ВИДА УСЛУГ В УО «БОРИСОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»…………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………..51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....56

Файлы: 1 файл

ОЦЕНКА ЭФФ СОЗДАНИЯ НОВОГО ПРОДУКТА 16.08.docx

— 215.75 Кб (Скачать файл)

Для выбора наиболее эффективных все  мероприятия, включенные в план инноваций, должны быть экономически обоснованы. Выбор наиболее эффективных решений  по мероприятиям, включенным в инвестиционный план, осуществляется при разработке их инвестиционных проектов. Поскольку  в плановом году в большинстве  случаев по этим мероприятиям будут осуществляться лишь отдельные этапы проектов, то и затраты на их осуществление, а также результаты также найдут лишь частичное отражение в плане инновационной деятельности. Значительная же часть мероприятий инновационного плана будет носить текущий характер, осуществляться в течение планового периода. Выбор наиболее эффективных из них осуществляется по общепринятой методике оценки эффективности производственной деятельности предприятий.

Каждое мероприятие, включенное в  проект плана должно быть конкретизировано, то есть наряду с его содержанием  должны быть указаны место внедрения, исполнители, сроки разработки и  внедрения, затраты на внедрение, источники  финансирования, результаты внедрения.

Проекты планов структурных подразделений представляются в общезаводскую комиссию для контроля выполнения доведенных заданий. В случае невыполнения отдельными цехами или отделами доведенных заданий проекты их планов возвращаются на доработку. Далее проекты планов структурных подразделений совместно с проектом плана общезаводских мероприятий рассматриваются общезаводской комиссией.

В зависимости от производственной структуры и принятой организационной  структуры управления предприятием состав комиссий (по уровням управления), а также их функции могут быть несколько иными.

Окончательный вариант плана инновационной  деятельности, одобренный общезаводской  комиссией утверждается главным  инженером предприятия и является обязательным для исполнения.

Одним из важнейших условий успешного  выполнения плана инновационной  деятельности является учет, контроль и анализ результатов внедрения  включенных в него мероприятий. Контроль за внедрением мероприятий осуществляется в структурных подразделениях и на уровне предприятия. Внедрение каждого мероприятия оформляется актом за подписями ответственных исполнителей и соответствующих должностных лиц. В акте указывается содержание выполненных работ, полученная экономия от снижения себестоимости, экономия по видам ресурсов, затраты на внедрение и др. Это позволяет производить анализ выполнения плана по количеству мероприятий, по направлениям, по экономическим показателям (снижению себестоимости, экономии тех или иных ресурсов и т.д.). Данные анализа затем используются для оперативного управления инновационной деятельностью предприятия.

Формирование замысла, подготовка и постепенное осуществление  инновационных изменений называется инновационным процессом. Инновационный  процесс - более широкое понятие, чем инновационная деятельность. Он может быть рассмотрен с различных  позиций и разной степенью детализации:

- во-первых, его можно рассматривать  как параллельно-последовательное  осуществление научно-исследовательской,  научно-технической, производственной  деятельности и инноваций;

- во-вторых, его можно рассматривать  как временные этапы жизненного  цикла инновации от возникновения  идеи до ее разработки и  внедрения.

В общем виде, инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется  от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в  хозяйственной практике. Основой  инновационного процесса является процесс  создания и освоения нововведений, который начинается с фундаментальных  исследований, целенаправленных на получение  новых научных знаний и выявление  наиболее общих закономерностей, необходимых  для создания инноваций. Инновационный  процесс может содержать ту или  иную совокупность стадий научного процесса, вплоть до научных исследований фундаментального характера, но непременно нацеленных на получение результатов, пригодных  для практического использования  при создании инноваций [11, с. 102 - 103].

Инновационный процесс не заканчивается  разработкой и внедрением инновации  – первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и  после внедрения, ибо по мере распространения  новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает  новые потребительские свойства, что открывает для него новые  области применения, новые рынки, а следовательно, и новых потребителей, которые могут воспринимать данный продукт, технологию или услугу как новые именно для себя. Таким образом, инновационный процесс охватывает цикл отработки научно-технической идеи до ее реализации заказчику или на коммерческой основе на рынке, ибо инновации ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность.

Следовательно, инновационный процесс  определяется как комплекс последовательных работ от получения целенаправленных новых знаний до использования новшества, созданного на основе этих новых знаний, потребителем.

На развитие инновационных процессов  влияют различные группы факторов: экономические, технологические, политические, правовые, организационно-управленческие, социально-психологические, культурные. Одни факторы способствуют инновационной деятельности, другие – препятствуют. Например, в группе экономических и технологических факторов положительное влияние на инновационную деятельность предприятия оказывают наличие необходимых финансовых ресурсов, материально-технических средств, прогрессивных технологий, хозяйственной и научно-технической инфраструктуры. В этой же группе факторов препятствуют инновационной деятельности отсутствие или недостаток средств для инвестиций, слабость материальной и научно-технической базы, преобладание интересов текущего производства. В таблице 1.1 приведены факторы, влияющие на развитие инновационных процессов.

 

Таблица 1.1 – Факторы, влияющие на развитие инновационных процессов

 

Группа факторов

Факторы, препятствующие инновационной  деятельности

Факторы, способствующие инновационной  деятельности

Экономические, технологические

  • недостаток средств для финансирования инновационных проектов;
  • слабость материально- и научно-технической базы и устаревшая технология, отсутствие резервных мощностей;
  • доминирование интересов текущего производства.
  • наличие резерва финансовых, материально-технических средств, прогрессивных технологий;
  • наличие необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры;

материальное поощрение  за инновационную деятельность.

Политические, правовые

  • ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства
  • законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность;

государственная поддержка  инноваций.

Организационно-управленческие

  • устоявшаяся оргструктура, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации;
  • ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий;
  • жесткость в планировании;
  • ориентация на сложившиеся рынки;
  • ориентация на краткосрочную окупаемость;

сложность согласования интересов  участников инновационных процессов.

  • гибкость оргструктуры, демократический стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок;
  • децентрализация, автономия, формирование целевых проблемных групп.

Социально-психологические, культурные

  • сопротивление переменам, которые могут вызвать такие последствия, как изменение статуса, необходимость поиска новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения, сложившихся традиций;
  • боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу;
  • сопротивление всему новому, что поступает извне.
  • моральное поощрение, общественное признание
  • обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда;
  • нормальный психологический климат в трудовом коллективе.

 

Следует отметить, что в крупных  предприятиях управлению инновационным  процессом уделяют постоянное внимание. Данный процесс представлен на рисунке  1.1.

 

Комитет по утверждению планов научно-исследовательских  работ (НИР) и опытно-конструкторских  работ (ОКР)


Координационная комиссия

Служба сбыта

Производственные отношения

Научно-технический центр

Отдел базисных исследований

Вычислитель-

ный центр

Отдел прогнозов

Эксперемен-тальные цехи

Отдел прикладных исследований


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 - Управление инновационным процессом на предприятии

2 ОРГАНИЗАЦИЯ  СОЗДАНИЯ НОВОГО ПРОДУКТА В  УО «БОРИСОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  КОЛЛЕДЖ»

 

2.1 Краткая характеристика УО  «Борисовский государственный колледж»

 

Колледж был образован путем  слияния Борисовского государственного политехнического профессионального  лицея и Борисовского государственного педагогического колледжа решением Минского областного исполнительного  комитета от 11.08.2006 г. № 795 в целях  совершенствования системы профессионального  образования Минской области,  повышения качества образования, обеспечения  социального заказа  региона, а  также для удовлетворения личностных запросов граждан на получение разноуровневой профессиональной подготовки.

В итоге работы по интеграции учебных  заведений выстроена вертикаль  непрерывного профессионального образования, охватывающая разные ступени и уровни обучения:

  • общее среднее образование;
  • профессионально-техническое образование;
  • среднее специальное образование;
  • интегрированное с профессионально-техническим среднее специальное образование в сокращенные сроки.

Сегодня  на уровне профессионально-технического образования Борисовский государственный  колледж ведет подготовку рабочих  кадров  по 13 учебным специальностям и 33 единичным квалификациям. Прием  учащихся осуществляется на основе маркетингового исследования рынка труда, проводится в соответствии с планом приема, утвержденным управлением образования  Миноблисполкома.

На этом уровне в колледже обучается  более 1250 учащихся, функционирует 5 отделений:

отделение швейных профессий;

отделение  профессий торговли;

отделение общественного питания;

отделение электротехнических и металлообрабатывающих  профессий;

отделение автомобильных профессий.

На уровне профессионально-технического образования на основе договоров  с региональными службами занятости  в колледже ведется подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров по учебным специальностям и единичным  квалификациям, в которых испытывает потребность регион. Это дает возможность  незанятому взрослому населению  пройти в любом возрасте переподготовку, повысить квалификацию.  Мы также  осуществляем профессиональную подготовку и переподготовку физических лиц.

На уровне среднего специального образования  в нашем колледже осуществляется подготовка по специальностям «Дошкольное  образование» со специализациями «Логопедия», «Творческая деятельность» (квалификация – воспитатель дошкольного учреждения), «Конструирование и технология швейных  изделий» (квалификация – техник-технолог), а с 2011 года начинается подготовка по специальностям «Коммерческая деятельность» (квалификация -  товаровед), «Производство  продукции и организация общественного  питания» (квалификации – техник-технолог, мастер производственного обучения).

Потребность в таких кадрах у  предприятий есть, а в колледже созданы все условия для осуществления  такой подготовки.

В колледже 5 учебных корпусов, 2 корпуса  учебно-производственных мастерских, 3 общежития. Для организации учебно-воспитательного  процесса  имеется 56 учебных кабинетов,   30 учебно-производственных мастерских и лабораторий, участок по ремонту  автомобилей, 2 автодрома для практического  обучения вождению автомобилей. Спортивная база располагает 3 спортивными залами, малым спортивным залом, а также  стадионом, реконструкция которого ведется в настоящее время, спортивными площадками. В колледже 3 библиотеки с книгохранилищами и читальными залами на 86 посадочных мест; 3 актовых зала, рассчитанных на 630 посадочных мест; 3 столовые на 380 посадочных мест, 1 буфет на 24 посадочных места; 2 компьютерных класса, 1 компьютерная лаборатория, 1 лаборатория ПЭВМ.

За последний год оборудован современный компьютерный класс, кабинет  экономики, охраны труда, полностью  переоборудована швейная мастерская, ведется установка современного оборудования в новой сварочной  мастерской, оборудуется единственное в Минской области бейсбольное  поле.

Созданы производственные участки  по выпуску полезной продукции в  процессе обучения. Сегодня в учебном  заведении 23 вида внебюджетной деятельности, что помогает укреплению материально-технической  базы учреждения образования, способствует повышению качества профессиональной подготовки, делает учебный процесс  практикоориентированным.

Информация о работе Оценка эффективности создания нового вида продукта