Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:17, курсовая работа
Целью курсового проекта является разработка направлений по совершенствованию системы снабжения Ресторана «Идиллия», информационного обеспечения, используемого при закупке, правильной организации и планирования снабжения сырья и материалов, необходимых для производства. Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи: – раскрыть функциональную роль снабжения; – рассмотреть методы закупок (преимущества и недостатки каждого из них), а так же сформировать возможные варианты выбора определенного метода или группы методов для эффективной работы; – проанализировать степень использования логистики и информационного обеспечения в управлении материальными потоками Ресторана «Идиллия»;
Введение………………………………………………………………………….
3
1 Теоретические основы системы снабжения..................................................
5
1.1Сущность и значение снабжения…………………………….....................
5
1.2Организация процесса закупок……………………………………............
9
1.3Оперативное планирование оптовых закупок. Основные критерии и подходы выбора поставщиков…………………………………………………
14
2 Анализ эффективности системы снабжения Ресторана «Идиллия»..........
22
2.1 Общая экономико-организационная характеристика Ресторана «Идиллия».......................................................................................................
22
2.2 Организация системы снабжения Ресторана «Идиллия»…………………….........................................................................
27
2.3Оценка факторов, влияющих на товарные запасы и товарооборачиваемость Ресторана «Идиллия»……...................................
32
3. Пути оптимизации системы снабжения Ресторана «Идиллия»....................
36
Заключение…………………………………………………………………….....
42
Список использованных источников……………….......................................
– создание инфраструктуры процесса;
– создание организационной структуры управления снабжением.
Рассмотрим каждую из этих составляющих.
Инфраструктура снабжения включает подразделения складского, транспортного, заготовительного хозяйств. На отдельных предприятиях могут быть также подразделения по переработке отходов производства и тарного хозяйства [18, с. 53].
В основу определения
организационной структуры
Существует два основных варианта организации снабжения, принципиально отличающихся друг от друга возможностями реализации системного подхода к управлению материальными потоками в процессе обеспечения предприятия сырьем:
– централизованная;
– децентрализованная.
Как именно организовано снабжение, зависит от типа и размера организации. В небольшой организации за все закупки может отвечать один сотрудник. В организации средних размеров может быть создан отдел, где работают сотрудники, осуществляющие закупки, грузовые экспедиторы, складские работники и. В крупной организации снабжением могут заниматься сотни людей, координирующих огромные закупки материалов.
Преимущества такого подхода:
– пользователь лучше знает потребность отдела, чем кто-либо другой;
– возможность более быстрого удовлетворения потребности в материальных ресурсах.
Недостатки децентрализованных закупок:
– решая оперативные вопросы, служащие могут не заметить тенденции изменений планирования организации в целом;
– недостаточный профессионализм служащих и проблемы определения возможностей снабжения;
– ни одно подразделение не может быть достаточно большим для того, чтобы проводить функциональный анализ в таких областях, как работа с таможней, транспортные услуги, складирование, управление запасом, анализ закупок и т.п.
Для осуществления централизованных закупок обычно организуется один отдел снабжения, сосредоточивающий все функции снабжения организации, что позволяет получить определенные выгоды:
– объединение всех закупок аналогичных или похожих материалов, что дает возможность получить скидки за большой заказ;
– координация связанных между собой видов деятельности для сокращения затрат на транспортировку, хранение и обслуживание;
– устранение дублирования операций и ненужных приемов;
– наличие единой точки контактов с поставщиками и предоставление им необходимой информации и услуг;
– концентрация ответственности за снабжение, что облегчает осуществление управленческого контроля.
Данный вариант предполагает сосредоточение всех функций снабжения в одних руках. Такая структура создает широкие возможности логистической оптимизации материального потока на стадии закупок предметов труда.
Стремительное развитие (особенно в последние годы) информационных технологий создало основы для создания и применения эффективных информационных систем. Современные решения базируются на компьютерных технологиях накопления, обработки, передачи и представления данных.
Информационное обеспечение закупочной деятельности на предприятия представляет собой деятельность по прогнозу, переработке, учету и анализу информации и является инструментом интеграции элементов системы логистического управления закупочной деятельностью [9, с. 182].
Информационное обеспечение не возможно без информационных систем.
Информационные системы – это комбинация взаимосвязанных компонентов, которые собирают, обрабатывают и хранят исходные данные и распределяют информацию так, чтобы с ее помощью принимать решения, контролировать их выполнение и координировать деятельность предприятия. Информационные системы построены на основе инфраструктур информационных технологий, включающих компьютеры и программное обеспечение [6, с. 122].
Технологии информационных систем могут дать предприятию следующие основные преимущества:
– снижение затрат и повышение эффективности за счет упрощения процессов закупок и высвобождения времени сотрудников службы закупок, в результате чего они могут заниматься работой, добавляющей более высокую ценность;
– быстрый и более легкий доступ к наиболее важным данным в режиме реального времени помогает принимать обоснованные решения;
– благодаря сокращению времени на административную и тактическую деятельность в процессе поставок работники могут уделять больше времени стратегическим инициативам и более сфокусированной работе с важными поставщиками и основными проектами по поставкам;
– в масштабах всего предприятия, системы позволяют контролировать расходы;
Таким образом, для результативной
и эффективной работы организации
руководству следует
определение и уменьшение рисков, связанных с закупленной продукцией.
1.3 Оперативное планирование оптовых закупок. Основные критерии и подходы выбора поставщиков
Планирование представляет собой процесс формирования планов развития предприятия на основе анализа результатов его деятельности за предшествующие периоды и стратегии работы на будущий период.
В современном производстве широко распространены различные системы оперативного планирования, определяемые как внутрифирменными факторами, так и внешними рыночными условиями. Под системой оперативного планирования производства в экономической литературе принято понимать совокупность различных методик технологий плановой работы, характеризующихся степенью централизации, объектом регулирования, составом календарно-плановых показателей, порядком учета и движения продукции и оформления учетной документацией. Обязательным условием эффективного функционирования системы оперативного планирования производством является наличие обоснованной нормативной базы, куда входят, в частности: календарно-плановые нормативы, нормы материалоемкости, нормы использования производственных мощностей, нормы материальной обеспеченности производства. Выбор той или иной системы оперативного планирования в условиях рынка определяется главным образом объемом спроса на продукцию и услуги, затратами и результатами планирования, масштабом и типом производства.
Мероприятия по планированию закупок:
1) прогнозирование спроса на конечную продукцию;
2) корректировка спроса
по последним поступившим
3) календарное планирование транспортных перевозок;
4) планирование потоков и движения продукции;
5) оперативное планирование производства;
6) календарное планирование закупок;
7) составление плана закупок.
Управленческие мероприятия,
связанные с планированием
1) управленческая обработка заказов клиентов (сортировка, составление списка);
2) контроль за качеством предоставляемых услуг;
3) контроль за рейсами с отгруженным товаром;
4) учет и проведение
инвентаризации запасов
5) оформление заказов
региональных складов
6) обработка и анализ
заказов производственных
7) управленческий контроль за качеством предоставляемых услуг;
8) управленческая обработка заказов поставщикам [26, с. 94].
Для того, чтобы планировать закупки надо определиться не только в продажах и закупках и ассортименте в группах. Основным отсчётом должно быть состояние склада, т.е. его содержание. Существует оптимальное количество товара на складе когда расходы по содержанию склада и расходы на доставку товара равны между собой (в теории), что обеспечит минимальные издержки.
В задачи оперативного планирования входит и определение оптимального способа закупки товаров. Можно выделить следующие способы.
Закупка тoвapa oднoй пapтиeй. Мeтoд пpeдпoлaгaeт пocтaвкy тoвapoв бoльшoй пapтиeй зa oдин paз (oптoвыe зaкyпки). Егo пpeимyщecтвa: пpocтoтa oфopмлeния дoкyмeнтoв, гapaнтия пocтaвки вceй пapтии, пoвышeнныe тopгoвыe cкидки. Нeдocтaтки - бoльшaя пoтpeбнocть в cклaдcкиx пoмeщeнияx, зaмeдлeниe oбopaчивaeмocти кaпитaлa.
Рeгyляpныe зaкyпки мeлкими пapтиями. В этoм cлyчae пoкyпaтeль зaкaзывaeт нeoбxoдимoe кoличecтвo тoвapoв, кoтopoe пocтaвляeтcя eмy пapтиями в тeчeниe oпpeдeлeннoгo пepиoдa. Пpeимyщecтвa дaннoгo мeтoдa тaкoвы: ycкopяeтcя oбopaчивaeмocть кaпитaлa, тaк кaк тoвapы oплaчивaютcя пo мepe пocтyплeния oтдeльныx пapтий; дocтигaeтcя экoнoмия плoщaди cклaдcкиx пoмeщeний; coкpaщaютcя зaтpaты нa дoкyмeнтиpoвaниe пocтaвки, пocкoлькy oфopмляeтcя тoлькo зaкaз нa вcю пocтaвкy. Егo нeдocтaтки: вepoятнocть зaкaзa избытoчнoгo кoличecтвa тoвapoв; нeoбxoдимocть oплaты вceгo кoличecтвa тoвapoв, oпpeдeлeннoгo в зaкaзe.
Ежeднeвныe (eжeмecячныe зaкyпки пo кoтиpoвoчным вeдoмocтям. Тaкoй мeтoд зaкyпки шиpoкo иcпoльзyeтcя тaм, гдe зaкyпaютcя дeшeвыe и быcтpo пoтpeбляeмыe тoвapы. Кoтиpoвoчныe вeдoмocти cocтaвляютcя eжeднeвнo (eжeмecячнo) и включaют cлeдyющиe cвeдeния: пoлный пepeчeнь тoвapoв; кoличecтвo тoвapoв, имeющиxcя нa cклaдe; тpeбyeмoe кoличecтвo тoвapoв. Пpeимyщecтвa дaннoгo мeтoдa: ycкopeниe oбopaчивaeмocти кaпитaлa, cнижeниe зaтpaт нa cклaдиpoвaниe и xpaнeниe, cвoeвpeмeннocть пocтaвoк.
Выбор поставщиков играет очень важную роль в деятельности предприятия. Для того чтобы фирма получала прибыль, существует множество факторов, один из которых – бесперебойность поставки сырья и материалов. Это может обеспечиваться именно поставщиками, эффективно и качественно занимающимися своей деятельностью.
Решение о размещении заказа определенного объема у того или иного поставщика должно приниматься на основе совокупности критериев, разрабатываемых каждой компанией для своего производства.
Все критерии, применяемые при оценке потенциального поставщика, классифицируются на три группы – техническую, организационно-экономическую и психологическую [8, с. 95].
Техническая группа критериев включает оценки потенциальных поставщиков:
– производственная мощность поставщика;
– соответствие современному уровню технологии;
– комплектность поставляемой продукции и возможные нарушения;
– развитость инфраструктуры (транспорт, информационные системы);
– ассортимент поставляемой продукции, т.е. возможности поставщика;
– наличие дефектов в продукции (оценка постоянства качества).
Организационно-экономическая группа критериев включает в себя:
– доступность продукции (наличие продукции на различных складах);
– условия доставки продукции (выбор транспортного средства);
– сроки поставки и условия оплаты продукции;
– удаленность поставщика;
– финансовое положение поставщика (долги, кредиты, грань банкротства);
– организация логистики;
– стабильность стиля поставки (восприятие продукции потребителем).
Психологическая группа критериев включает в себя:
– надежность поставщика (честность, порядочность и т.д.);
– предыдущая история поставщика, его репутация (период существования поставщика на рынке в условиях конкуренции);
– местонахождение поставщика (климатические и другие условия расположения потенциального поставщика);
– договорная дисциплина (выполнение своих обязанностей).
Информацию по перечисленным критериям выбора поставщика не всегда удается получить у потенциальных поставщиков, поэтому необходимо прибегать к услугам предприятий, владеющих определенными данными, характеризующими поставщика.
Одним из важных вопросов при работе с потенциальными поставщиками является принятие альтернативного решения:
– иметь одного поставщика на условиях прямых длительных производственно-хозяйственных связей;
– сотрудничать с несколькими источниками материально-технических ресурсов.
Оба варианта решения этой проблемы имеют, соответственно, положительные стороны и целый ряд преимуществ, представленных в таблице 1.1. [4, с. 196].
Таблица 1.1 – Преимущества при выборе одного или нескольких источников снабжения
Один поставщик |
Несколько поставщиков |
1 Долгосрочный контакт может
исключать возможность |
1 Решение проблемы при |
2 Поставщик является |
2 Повышение гарантий снабжения
за счет использования |
3 Поставщик удовлетворяет |
3 Значительное снижение |
4 Объем заказа достаточно мал, и нецелесообразно делить его между поставщиками |
4 Возможность предоставления |
5 Концентрация закупок может привести к соответствующим скидкам |
5 Гибкость снабжения и снижение
риска несвоевременности |
Информация о работе Оптимизация системы снабжения в сфере общественного питания