Оптимизация системы снабжения в сфере общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является разработка направлений по совершенствованию системы снабжения Ресторана «Идиллия», информационного обеспечения, используемого при закупке, правильной организации и планирования снабжения сырья и материалов, необходимых для производства. Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи: – раскрыть функциональную роль снабжения; – рассмотреть методы закупок (преимущества и недостатки каждого из них), а так же сформировать возможные варианты выбора определенного метода или группы методов для эффективной работы; – проанализировать степень использования логистики и информационного обеспечения в управлении материальными потоками Ресторана «Идиллия»;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
3
1 Теоретические основы системы снабжения..................................................
5
1.1Сущность и значение снабжения…………………………….....................
5
1.2Организация процесса закупок……………………………………............
9
1.3Оперативное планирование оптовых закупок. Основные критерии и подходы выбора поставщиков…………………………………………………

14
2 Анализ эффективности системы снабжения Ресторана «Идиллия»..........
22
2.1 Общая экономико-организационная характеристика Ресторана «Идиллия».......................................................................................................

22
2.2 Организация системы снабжения Ресторана «Идиллия»…………………….........................................................................

27
2.3Оценка факторов, влияющих на товарные запасы и товарооборачиваемость Ресторана «Идиллия»……...................................

32
3. Пути оптимизации системы снабжения Ресторана «Идиллия»....................
36
Заключение…………………………………………………………………….....
42
Список использованных источников……………….......................................

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.doc

— 827.00 Кб (Скачать файл)

 

Величина норматива  в днях составит:

 

4) с использованием  коэффициента ускорения:

Произведем расчет норматива  запасов по ресторану на 2012 г. Норматив запасов 2011 г. – 22 дн. Фактическая товарооборачиваемость 2011 г. – 21,85 дн. Ожидаемые запасы на начало 2012 г. (запасы на конец 2011 г.) – 19,1 дн. Отклонение фактической товарооборачиваемости от норматива запасов 2011 г. составило – 0,15 дн. (21,85 – 22), отклонение ожидаемых запасов от норматива запасов –2,9 дн. (19,1 – 22). Значит, базовая величина запасов будет равна 16,05 дн. [19,1 + (-0,15 – 2,9)].

Планируемый товарооборот 2012 г. – 342000 тыс. р. Товарооборот 2011 г. – 309287,2 тыс. р. Следовательно, индекс роста товарооборота – 1,106 (342000 / 309287,2). Отсюда индекс роста запасов будет равен 1,052 ( ). Коэффициент ускорения составит 0,951 (1,052 / 1,106). Норматив запасов на планируемый 2012 г. - 15,26 дн. (16,05 × 0,951).

Развитие общественного питания в настоящее время направлено на наиболее полное удовлетворение потребностей населения в услугах общественного питания. В летнее время большой популярностью пользуется организация кафе на улице с приготовлением чая, кофе, реализацией безалкогольных и слабоалкогольных напитков, разогревом хлебобулочных изделий, реализацией бутербродов и проч.

Работа аналогичных  объектов показала, что организация  такого объекта на 5 столов приведет к увеличению товарооборота за период с мая по сентябрь в сумме около 2200 тыс. рублей (5 столов по 4 места, средняя загрузка – 50 %, среднее время обслуживания посетителей - 45 мин, период работы – 5 месяцев по 30 дней, средний чек – 5 тыс. рублей, график работы – с 11.00 до 23.00).

 

5 × 4 × 50 % × 12 / (45 / 60) × 5 × 30 × 5000 / 1 000 = 120000 тыс. р.

 

Рост товарооборота (при  уровне рентабельности в 5 %) приведет к  увеличению прибыли на 6000 тыс. р. (120000 тыс. р. × 1,62 %). В то же время, рост товарооборота  приведет к ускорению товарооборачиваемости. При изменении суммы товарных запасов в принятой рациональной пропорции (темп роста товарных запасов равен корню квадратному из темпа роста товарооборота):

 

 

Тогда товарооборачиваемость  составит:

 

18773 × 1,178 × 360 / (309287,2 + 120000) = 18,55 дн.

Товарооборачиваемость является одним из важнейших качественных показателей в торговле и общественном питании. Ускорение товарооборачиваемости  влияет на целый ряд расходов, связанных  с содержанием товарных запасов. Расчет указанного резерва можно представить в виде таблицы 3.4.

 

Таблица 3.4 – Расчет снижения расходов, связанных с содержанием товаров за счет ускорения товарооборачиваемости

 

Показатели

Алгоритм расчета и  количественное значение показателей

Товарооборачиваемость за 2011 г., дни

21,85

Прогнозируемая товарооборачиваемость  в будущем периоде, дни

18,55

Уровень расходов, связанных  с содержанием товарных запасов  за 2011 г., в % к обороту

0,89

Уровень этих расходов, пересчитанный  на прогнозируемую товарооборачиваемость, в % к обороту

(0,89 × 18,55) / 21,85 = 0,76

Размер изменения уровня расходов за счет оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы, %

0,76 - 0,89 = - 0,13

Возможная сумма снижения расходов, тыс. р.

(-0,13 × (309287,2 + 120000) /  / 100 = - 558,07


Примечание. Источник: собственная разработка

 

Уровень расходов, связанных  с содержанием товарных запасов  за 2011 г. составил 0,89 %. Уровень расходов, пересчитанный на прогнозируемую товарооборачиваемость  составит 0,76 %, то есть за счет ускорения  оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы, их уровень может снизиться на 0,13 % к товарообороту, что в сумме из расчета годового значения, составит 558,07 тыс. р.

Поскольку в результате предложенного мероприятия увеличится реализация чая, кофе, безалкогольных и слабоалкогольных напитков, хлебобулочных изделий, бутербродов и прочей продукции, в структуре запасов также произойдут изменения, а именно, снизятся запасы по перечисленным выше товарам. Планируемая структура товарных запасов ресторана «Идиллия» приведена в таблице 3.5.

 

Таблица 3.5 – Планируемая структура товарных запасов ресторана «Идиллия»

 

Товарная группа и  товар

2011 год

До внедрения

После внедрения

Отклонение (+/-)

Мясо и птица

13,0

13,0

-

Колбасные изделия

10,5

9,5

-1,0

Рыба и рыбопродукты

9,1

9,1

-

Масло

10,3

10,1

-0,2

Маргарин

9,4

9,4

-

Молоко и молочная продукция

6,7

6,7

-

Сахар

4,3

4,2

-0,1

Мука

1,7

1,7

-

Сыр

5,2

5,0

-0,2

Хлеб и хлебобулочные  изделия

6,3

6,0

-0,3

Картофель

1,7

1,7

-

Макаронные изделия

3,5

3,5

-

Алкогольные напитки

9,7

9,0

-0,7

Прочие группы товаров

8,6

11,1

+2,5

Итого

100,0

100,0

-


 

Таким образом, из таблицы 3.5 видно, что снижение характерно для  следующих групп товаров: колбасные  изделия - на 1,0 %; масло - на 0,2 %; сахар - на 0,1 %; сыр - на 0,2 %; хлеб и хлебобулочные изделия - на 0,3 %; алкогольные напитки - на 0,7 %. Прочие группы товаров увеличатся на 2,5 % в общей структуре товарных запасов.

 

Таблица 3.6 – Основные технико-экономические показатели Ресторан «Идиллия»   после внедрения мероприятий млн р.

 

Наименование показателей

До внедрения

2011 г.

После внедрения

Абсолютное

отклонение (+/-)

Темп роста, %

1

2

3

4

5

Выручка от реализации продукции, млн р.

116583

 

123845

 

7262

 

106,23

Прибыль от реализации продукции, млн р.

9935

 

10734

 

799

 

108,04

Затраты на один рубль товарной продукции, р.

0,915

 

0,861

 

-0,054

 

94,10

Себестоимость реализованной продукции, млн р.

81521

 

80812

 

-709

 

99,13


 

Таким образом после  проведения мероприятий по оптимизации  системы снабжения прибыль предприятия  увеличится на 8,04 %.

Ускорение товарооборачиваемости также позволяет высвободить оборотные средства и тем самым снизить расходы на обслуживание кредитов и займов. Так как в анализируемом периоде кредиты организацией не использовались, данный резерв снижения расходов рассчитан быть не может.

В ресторане «Идиллия»  целесообразно внедрение системы  автоматизации управленческих функций LS Trade Head-office. Head-office - корпоративная  система управления торговлей, обеспечивает автоматизацию управленческих функций  торгового предприятия. Включает подсистемы: консолидация и репликация баз данных Head-office и Back-office, анализ и контроль работы торговых предприятий, управление запасами и закупками, распределительный центр, управление расчетами с поставщиками CRM-технологии, внешнеэкономическая деятельность, стратегическое планирование, АРМ руководителя.

Внедрение подсистемы «Управление  закупками» в ресторане «Идиллия»  обеспечит эффективную систему  закупок товаров и облегчит выполнение следующих функций:

– поддержание ассортиментного перечня товаров относительно поставщиков, групп транспортировки и мест хранения;

– разделение ответственности за закупку товаров между менеджерами;

– формирование заявок на поставку товаров с передачей их в базы данных магазинов и складов;

– отслеживание стадий формирования закупки (запланирована, к согласованию, открытая, закрытая);

– контроль исполнения заявок поставщиками.

Внедрение предложенных процессов автоматизации в совокупности с полученной информационной системой позволяет значительно сократить издержки и увеличить управляемость в организации, а также помогает в значительной мере повысить имидж объекта общепита, за счет постоянного обширного ассортимента и свежей, высококачественной продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проведенный в курсовом проекте анализ позволяет сделать следующие выводы.

Анализ основных параметров товарного обращения позволяет  получить достаточно обширную аналитическую  информацию. Такая информация крайне необходима для организации планирования и управления товародвижением на всех иерархических уровнях торговли, рассматриваемой в виде большой и сложной динамической системы. Без этой информации нельзя также решать задачу по повышению рентабельности организации общественного питания.

Товарный запас - это масса товаров, находящихся в сфере обращения с момента поступления их из производства до момента реализаций. Образование и хранение товарных запасов требуют определенных затрат, которые возрастают по мере их увеличения. В этой связи для правильного экономического планирования небезразлично, в каком объеме должны создаваться товарные запасы. Как избыток, так и их недостаток в равной мере приносят убытки. Излишние товарные запасы приводят к увеличению затрат на их образование, хранение, к убыткам от порчи товаров. Если эти товары к тому же подвержены моральному старению, влиянию моды, то возможно и их обесценение. Незначительная величина товарных запасов, как правило, приводит к перебоям в работе розничной торговли, к образованию дефицита и, наконец, прямым убыткам, связанным с сокращением объема товарооборота.

На размеры товарных запасов оказывает влияние целый  ряд факторов: равномерность и  частота завоза, транспортные условия, материально-техническая база торговли и ее размещение, свойства товаров и т. д. Чтобы как-то контролировать состояние товарных запасов и учитывать влияние этих факторов, осуществляется нормирование товарных запасов.

Проведенный анализ товарных запасов ресторана «Идиллия» позволяет сделать следующие основные выводы:

Закупочная политика ресторана «Идиллия» в большей степени ориентированна на работу с постоянными поставщиками продукции, чем на поиск новых, с возможно более выгодными условиями сотрудничества. Основными поставщиками товаров в ресторан «Идиллия» за 2010-2011 гг. являются поставщики государственной формы собственности, их удельный вес на 01.01.2012 г. составлял 79 %, и увеличился по сравнению с 2010 г. на 5 %. В общем объеме поставок продукции поставщикам негосударственной формы собственности на 01.01.2012 г. принадлежало 21 % поставок, следует отметить снижение на 5 % поставок продукции в ресторан «Идиллия» от поставщиков негосударственной формы собственности.

Ресторан «Идиллия» работает с поставщиками в основном с отсрочкой платежа, причем следует отметить положительную тенденцию в увеличении количества поставщиков, предоставляющих большую отсрочку, в частности: удельный вес поставщиков предоставляющих отсрочку от 10 до 20 дней увеличилось на 0,9 %, предоставляющих отсрочку от 30 до 60 дней увеличилось на 2,4 %. Ресторан «Идиллия» закупает почти все основные гастрономические продукты питания напрямую у поставщиков - изготовителей, а основную часть бакалейных товаров у оптовых фирм и частных предпринимателей.

За 2010-2011 г. сильных изменений  в структуре товарных запасов ресторана «Идиллия» не наблюдалось. Среди наиболее больших сдвигов можно отметить снижение на 0,9 % удельного веса мяса; на 0,4 % - хлеба и хлебобулочных изделий и увеличение на 0,6 % прочих групп товаров и на 0,3 % рыбы и рыбопродуктов. В стоимостном выражении следует отметить снижение товарных запасов в разрезе каждой товарной группы.

Анализ данных продуктового баланса ресторана «Идиллия» показал, что увеличение товарооборота по организации в динамике произошло за счет роста поступления товаров (+39562,2 тыс. р.), остатков на начало периода (+4039 тыс. р.), увеличения запасов на конец периода (+7126 тыс. р.) и прочего выбытия товаров (-877 тыс. р.).

Анализ товарооборачиваемости  ресторана «Идиллия» за 2010-2011 гг. свидетельствует о том, что в ресторане «Идиллия» товарооборачиваемость в динамике ускорилась на 6,33 дн. и за 2011 г. составила 21,85 дн. В отчетном периоде в результате ускорения товарооборачиваемости количество оборотов, совершаемых средним товарным запасом, увеличилось с 12,77 до 16,48, или на 3,71 оборота.

На размер изменения  среднего товарного запаса оказали  влияние 2 фактора: рост объема товарооборота; ускорение товарооборачиваемости. Товарооборот ресторана «Идиллия» в динамике возрос на 19,2 %, а средние товарные запасы снизились на 7,6 %. Товарные запасы в данном случае вследствие роста товарооборота увеличились на 3900,77 тыс. р., а за счет ускорения товарооборачиваемости средние товарные запасы снизились на 5444,27 тыс. р. С увеличением товарооборота товарные запасы растут более медленными темпами, то есть в размере корня квадратного из темпов прироста товарооборота. Следовательно, в связи с ростом товарооборота на 19,2 % товарные запасы должны были возрасти только на 4,38 % и составить за 2011 г. 21206,36 тыс. р.

Информация о работе Оптимизация системы снабжения в сфере общественного питания