Основные факторы и пути повышения эффективности использования земельных ресурсов (на примере СПК «Агронеманский»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что изучение эффективности использования сельскохозяйственных угодий имеет не только важное значение для предприятия-производителя, но и в целом для республики.
Целью данной курсовой работы является анализ эффективности использования сельхозугодий в СПК «Агронеманский».
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть экономическое значение земельных ресурсов;
- оценить значение повышения эффективности использования земельных ресурсов и дать характеристику систем показателей её измерения;
- дать оценку обеспеченности и эффективности использования земельных ресурсов в СПК «Агронеманский»;
- указать пути повышения эффективности и рассчитать экономический эффект от внедрения в СПК «Агронеманский».
Предметом в работе выступает эффективность использования земельных ресурсов, а объектом – СПК «Агронеманский».
В курсовой работе использованы математические, статистические методы: методы сбора, синтеза, группировок, ряд динамики и мн. др.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ 5
1.1 Понятие и роль земельных ресурсов на предприятии 5
1.2 Значение повышения эффективности использования земельных ресурсов и характеристика систем показателей её измерения 7
1.3 Система земельных отношений в Республике Беларусь 12
1.4 Анализ факторов и эффективности использования земельных ресурсов в Республике Беларусь 16
2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СПК «АГРОНЕМАНСКИЙ» 20
2.1 Характеристика предприятия и эффективность использования его ресурсного потенциала 20
2.2 Анализ обеспеченности предприятия земельными ресурсами 25
2.3 Анализ эффективности использования сельскохозяйственных угодий на предприятии 26
2.4 Оценка финансового состояния предприятия 27
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СПК «АГРОНЕМАНСКИЙ» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Файлы: 5 файлов

5493 - экономика предпр апк-эфект исп зем ресурсов-курсовая-БГАТУ.doc

— 550.50 Кб (Скачать файл)

Принято различать такие понятия  как «общая земельная площадь» и  «площадь сельскохозяйственных угодий». В состав общей земельной площади относят всю территорию, закрепленную за сельскохозяйственным предприятием. Сельскохозяйственные угодья представляют собой земли, которые используются для производства продукции сельского хозяйства. В их состав входят пашня, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения. Соотношение отдельных видов земельных угодий в общей земельной площади принято называть структурой земельной площади, а процентное отношение отдельных видов угодий в общем размере сельскохозяйственных угодий представляет собой структуру сельскохозяйственных угодий.

Структура посевных площадей — процентное соотношение площадей отдельных культур (или групп) в общей площади посевов.

Структура посевов зерновых культур  — процентное соотношение площадей отдельных зерновых культур в общей площади зерновых культур.

Аналогично рассчитывается структура  технических, овощных и кормовых культур.

Структура земельных угодий — процентное соотношение площадей отдельных земельных угодий в общей площади земельных угодий.

А структура сельскохозяйственных угодий — процентное соотношение отдельных видов сельхозугодий в общей площади сельхозугодий.

Структура сельскохозяйственных угодий зависит от зональных особенностей землепользования и характеризуется значительными различиями по экономическим районам.

Экономическая эффективность использования  земли характеризуется следующей  системой показателей.

Землеотдача (Зот) выражает отношение стоимости валовой продукции сельского хозяйства (ВП) к стоимости земельных ресурсов (Сз) [5, с. 35].

 

Зот=ВП / Сз

(1.1)

   

Землеемкость (Зем) — это обратный показатель по отношению к землеотдаче. Он может быть определен как отношение стоимости земли к валовой продукции сельского хозяйства:

 

Зем= Сз / ВП

(1.2)

   

Объем валовой и товарной продукции сельского хозяйства в расчете на единицу земельной площади (Э1):

 

Э1 = ВП (ТП) / ПЛ

(1.3)

   

где ВП — стоимость валовой продукции (руб.);

      ТП — товарная  продукция сельского хозяйства  (руб.);

      ПЛ — площадь  сельскохозяйственных угодий (га).

 

Валовой доход в расчете  на единицу земельной площади (Э2):

 

Э2 = ВД / ПЛ

(1.4)

   

где ВД — валовой доход (равен  разнице между стоимостью валовой  продукции и материальными затратами  ВД = ВП – МЗ), руб.

 

Чистый доход на единицу  земельной площади (Э3):

 

Э3 = ЧД / ПЛ

(1.5)


где ЧД — чистый доход (разница  между стоимостью валовой продукции  и ее себестоимостью ЧД = ВП – С, или  между валовым доходом и суммой на оплату труда ЧД=ВД – ОТ), руб.

 

Прибыль от реализации сельскохозяйственной продукции на единицу земельной площади (Э4):

 

Э4= П / ПЛ

(1.6)

   

где П — прибыль (разница между  выручкой от реализации продукции и  ее полной себестоимостью П = В – ПС), руб. [5, с. 36].

1.3 Система земельных отношений в Республике Беларусь

В РБ рынок земли регулируется государством. Собственность на землю может быть государственной и частной. Земли сельскохозяйственного назначения, недра, воды, леса – находятся в собственности государства.

Объектами земельных отношений  являются:

    • земля (земли);
    • земельные участки;
    • права на земельные участки;
    • ограничения (обременения) прав на земельные участки, в том числе земельные сервитуты.

Земельные участки могут находиться у землепользователей на следующих  правах:

    • государственной и частной собственности, а также на праве собственности иностранных государств, международных организаций;
    • пожизненного наследуемого владения;
    • постоянного пользования (пользования без заранее установленного срока);
    • временного пользования;
    • аренды (субаренды).

Субъектами земельных отношений  являются Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, государственные органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, индивидуальные предприниматели, юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и их представительства, иностранные государства, дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, международные организации и их представительства.

Земельные отношения осуществляются на основе принципов:

    1. государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель, в том числе установления единого порядка изъятия и предоставления земельных участков, перевода земель из одних категорий и видов в другие;
    2. обязательной государственной регистрации земельных участков, прав на них и сделок с ними;
    3. единства судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений (зданий, сооружений), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законодательными актами;
    4. использования земельных участков по целевому назначению;
    5. приоритета использования сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для целей, связанных с назначением этих земель;
    6. эффективного использования земель;
    7. охраны земель и улучшения их полезных свойств;
    8. платности землепользования;
    9. установления ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов;
    10. гласности и учета общественного мнения при принятии решений об изъятии и предоставлении земельных участков, изменении их целевого назначения, установлении ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов, затрагивающих права и защищаемые законом интересы граждан;
    11. защиты прав землепользователей.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного  назначения предоставляются сельскохозяйственным организациям, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, иным организациям для ведения сельского хозяйства, в том числе крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для ведения подсобного сельского хозяйства, научным организациям, учреждениям образования – для исследовательских и (или) учебных целей в области сельского либо лесного хозяйства по их выбору в постоянное или временное пользование либо аренду, а также гражданам Республики Беларусь – в пожизненное наследуемое владение либо аренду, а иностранным гражданам и лицам без гражданства – в аренду для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения могут предоставляться также в случаях, предусмотренных статьей 38 Кодекса.

Для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, предоставляются земельные участки из земель, не относящихся к сельскохозяйственным землям сельскохозяйственного назначения, или менее продуктивные сельскохозяйственные земли, а также нарушенные земли.

Изъятие и предоставление земельных участков из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для целей, не связанных с назначением этих земель, а также перевод таких земель в иные категории и виды производятся областными и Минским городским исполнительными комитетами и допускаются, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь:

  • для размещения объектов недвижимого имущества в случаях, когда такое размещение предусмотрено решениями Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, программами, утвержденными Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь, градостроительными проектами, генеральными планами городов, иных населенных пунктов и (или) градостроительными проектами детального планирования – в населенных пунктах, схемами землеустройства районов, проектами внутрихозяйственного землеустройства с учетом государственной схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь, схем комплексной территориальной организации областей – вне населенных пунктов;
  • для размещения объектов недвижимого имущества в исключительных случаях, не предусмотренных абзацем вторым настоящей части, когда отсутствует возможность размещения таких объектов на земельных участках из иных категорий и видов земель;
  • в иных случаях, предусмотренных законами или решениями Президента Республики Беларусь.

Принятие областными, Минским городским  исполнительными комитетами решений о размещении объектов недвижимого имущества несельскохозяйственного и нелесохозяйственного назначения, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда, допускается только при невозможности размещения этих объектов на земельных участках несельскохозяйственного назначения, или непригодных для ведения сельского хозяйства, или на сельскохозяйственных землях худшего качества, а также на землях, не покрытых лесом либо занятых малоценной древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями), в случае предоставления земельного участка из земель лесного фонда.

Земельные участки для строительства  и обслуживания линейных сооружений в границах охранных зон (контролируемых полос) этих сооружений из земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного  назначения, земель лесного фонда, не предусмотренных по условиям их эксплуатации для лесовыращивания, предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Предоставление земельных участков из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного  назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для целей, не связанных с назначением этих земель, для добычи полезных ископаемых юридическим лицам Республики Беларусь, индивидуальным предпринимателям и иностранным инвесторам производится после осуществления ими рекультивации земель на ранее отведенных земельных участках, в которых миновала надобность, и приведения их в надлежащее состояние для целей, определенных решением государственного органа, предоставившего эти земельные участки.

Дееспособные граждане, зарегистрированные по месту жительства или месту  пребывания на территории Республики Беларусь, пожелавшие создать крестьянское (фермерское) хозяйство, подают в соответствующий  районный исполнительный комитет заявление о подтверждении возможности размещения крестьянского (фермерского) хозяйства и предполагаемом месте размещения земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

После государственной регистрации  крестьянского (фермерского) хозяйства земельный участок предоставляется по выбору крестьянскому (фермерскому) хозяйству в постоянное пользование или аренду либо главе этого хозяйства в пожизненное наследуемое владение или аренду в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Преимущественное право на получение  земельного участка для ведения  крестьянского (фермерского) хозяйства  при прочих равных условиях имеют  крестьянские (фермерские) хозяйства, создаваемые лицами, зарегистрированными  по месту жительства или месту пребывания на территории соответствующего сельсовета, а также членами (работниками) реорганизуемых или ликвидируемых сельскохозяйственных организаций.

Земельные участки предоставляются  крестьянским (фермерским) хозяйствам либо их главам, как правило, единым массивом и в первую очередь из фонда перераспределения земель.

Согласно кодексу, земельные ресурсы – земли, земельные участки, которые используются или могут быть использованы в хозяйственной или иной деятельности [6].

Землепользование (использование земельных участков) – хозяйственная и иная деятельность, в процессе которой используются полезные свойства земель, земельных участков и (или) оказывается воздействие на землю.

Сельскохозяйственные земли – земли, систематически используемые для получения сельскохозяйственной продукции и включающие в себя пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами и луговые земли.

Таким образом, рынок земли находится  в стадии формирования и регулируется кодексом Республики Беларусь «О земле» 2008 г. Земельные отношения регулируются Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, Кодексом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными актами законодательства [6].

Агронеманский 2009.doc

— 1.66 Мб (Скачать файл)

Агронеманский 2010.doc

— 1.61 Мб (Скачать файл)

Агронеманский 2011.doc

— 1.60 Мб (Скачать файл)

от автора.doc

— 20.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Основные факторы и пути повышения эффективности использования земельных ресурсов (на примере СПК «Агронеманский»)