Пути повышения эффективности урока в младшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Совершенствование системы школьного образования ставит перед методикой начального обучения целый ряд сложнейших проблем, направленных на организацию учебной деятельности младших школьников, обеспечивающую не только усвоение системы знаний, навыков, умений, но и реализацию развивающих и воспитывающих функций обучения.
С урока начинается образовательный процесс. Все остальные формы занятий в школе играют хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок - это ступенька в овладении школьником новым знанием, в его личностном развитии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………3-4
Проблема повышения эффективности урока в младшей школе в педагогике и психологии
1. 1. Психолого-педагогический аспект проблемы повышения эффективности урока в младшей школе (исследования по вопросам повышения эффективности урока, урок в младшей школе)…………..
1.2. Характеристика урока как педагогической категории
Пути повышения эффективности уроков в младшей школе
1.3. Урок как целостная система………….......................У
Классификация уроков……………………………….
Типология и структура урока………………………..
. Требования, предъявляемые к современному уроку
2. Пути повышения эффективности уроков в младшей школе
2.1 Диагностика эф урока в младшей (результативность усвоения м-ла детьми, плотность, активность)
2.2. Реализация путей пов эф
2.3. Результаты повышения эф урока
Вывод
Лит-ра
приложение
Повышение эффективности путем плотности урока, интеграции
Повышение эффективности путем увеличения творческой активности
Введение…………………………………………………………3-4
Проблема повышения эффективности урока в младшей школе в педагогике и психологии
1. 1. Психолого-педагогический аспект проблемы повышения эффективности урока в младшей школе (исследования по вопросам повышения эффективности урока, урок в младшей школе)…………..
1.2. Характеристика урока как педагогической категории
Пути повышения эффективности уроков в младшей школе
1.3. Урок как целостная система………….......................У
Классификация уроков……………………………….
Типология и структура урока………………………..
. Требования, предъявляемые к современному уроку
2. Пути повышения эффективности уроков в младшей школе
2.1 Диагностика эф урока в младшей (результативность усвоения м-ла детьми, плотность, активность)
2.2. Реализация путей пов эф
2.3. Результаты повышения эф урока
Вывод
Лит-ра
приложение
Повышение эффективности путем плотности урока, интеграции
Повышение эффективности путем увеличения творческой активности
Практическая часть
2.1.Подготовка и проведение урока Я и Украина на тему:
“Сохраним природу”.
Заключение………………………………………………………………….
Приложение………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ.doc

— 343.00 Кб (Скачать файл)


                               

 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ  УРОКА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ

                                  Содержание:                                                                 Введение                                                                                                     

1. Теоретические основы проблемы  повышения эффективности                урока в младшей школе.                                                                      

1.1Проблема  повышения эффективности                                                   обучения в современной психолого-педагогической науке.                                                                             

  1.2. Урок как педагогическая  категория,   требования к современному    уроку                                                                                                         

1.3. Условия эффективности  урока в младшей школе                                                               

Вывод                                                                                                                   2.Пути повышения эффективности урока в младшей школе.

2.1.Диагностика эффективности урока  в младшей школе                            

2.2.Повышение эффективности урока  путем интеграции.                            Вывод                                                                                                                  Заключение                                                                                                         Список литературы                                                                                                                                                                           

 Приложение

 

 

 

 

 

 

                                         ВВЕДЕНИЕ

Совершенствование  системы  школьного образования ставит перед  методикой начального обучения целый  ряд сложнейших проблем, направленных на организацию учебной деятельности младших школьников, обеспечивающую не только усвоение системы знаний, навыков, умений, но и реализацию развивающих и воспитывающих функций обучения.

С урока начинается образовательный  процесс. Все остальные формы  занятий в школе играют хотя и  важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок - это ступенька в овладении школьником новым знанием, в его личностном развитии.

Урок является основной формой организации учебного занятия. В педагогике существует много различных  определений урока. По мнению А.А. Вагина,  урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной, познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (классов ) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства, методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

Поэтому проблема повышения  эффективности урока в условиях модернизации и реформирования образования  – одна из первостепенных. Этой проблеме посвятили свои исследования В.Дяченко, З.Калмыкова, И.Лернер, В.Лозова, И.Первин, Л.Пироженко, О.Пометун, Г.Цукерман, И.Чередов, О.Ярошенко.

Эффективность урока  обеспечивает результативность усвоения, прочность знаний учащихся, формирование навыков применения знаний, формирование положительной мотивации обучения.

Урок является основной формой обучения детей младшего возраста, поскольку процессы самообразования у младших школьников не сформированы.

Цель работы: определить пути повышения эффективности урока  в младшей школе.

Задачи курсовой работы:

1. Исследовать проблему повышения эффективности урока.

2. Охарактеризовать пути  повышения эффективности урока.

 3. Проверить экспериментально пути повышения качества

    урока в  младшей школе. 

Гипотеза данной работы: урок будет эффективен, если:

- руководство познавательной  деятельностью производится на основе закономерностей и принципов обучения;

- на уроке организована  напряженная, организованная и  результативная познавательная  деятельность учащихся;

- обеспечена связь  содержания, форм и методов обучения;

- обеспечена взаимосвязь   традиционных и инновационных методов обучения;

- обеспечен дифференцированный  подход к учащимся;

- обучение построено  на демократических началах. 

Объект исследования: процесс повышения эффективности  урока.

Предмет исследования: пути повышения эффективности урока  в младшей школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1

Теоретические основы проблемы повышения эффективности

урока в младшей школе

1.1. Проблема  повышения эффективности урока в современной психолого-педагогической науке.                                                                       

В истории отечественной  педагогики советского периода, «судьба»

урока сложилась непросто. В послеоктябрьский период урок был изгнан из школы  как «досадный анахронизм». Возвращен  «сверху» в школьную жизнь известными постановлениями партии 30-х годов, не обеспеченный не теоретично, не методически, он стал одним из  причин массовой неуспеваемости и второгодничества, возник как актуальная теоретическая проблема. К середине 50-х годов на основе положительно – критического использования, наследства отечественного педагогического мнения исторически сформированных форм организации учебного процесса, а также своих многолетних исследований и обобщения передового опыта, известными дидактами  Е.Я. Голантом, М.А. Даниловим, Б.П. Есиповым, С.В. Ивановым, И.М.  Казанцевым, Р.Г. Лемберг, Д.О. Лордкипанидзе, И.Т. Огородниковой, М.Н.  Скаткиным  была обоснована опытная проблематика, определенно и метод логические подходы, разработан понятийный аппарат, созданные экспериментально испытанные разнообразные классификации.

Формировалась теория урока, имела  ярко выраженный  прикладной характер: для предоставления конкретной помощи учителю, рассматривались структурный  анализ учебного материала, планирование урока и системы уроков, требования, к  «хорошему» уроку. Однако, хотя в дидактике была проведена серьезная работа, в школе доминировала практика малоэффективного комбинованного урока с окостенелой  структурой.

В исследуемый период в условиях «хрущевских» реформ проблема урока  снова приобрела «исключительную  актуальность».

Ведущее положение в разработке теории урока в дидактике принадлежало известным ученым: М.А.Данилову, Б.П.Есипову, Е.Я.Галанту, С.В.Иванову, И.М.Казанцеву, Р.Г.Лемберг, Д.О.Лордкипанидзе, Е.И.Моносзону, И.Т. Огородниковой, М.Н.Скаткину, В.П.Стрезикозину, Г.И.Щукиной и др. В этот период заявила про себя  целая плеяда дидактов, исследовавшие  разные  аспекты  проблемы урока: повышение активности  и самостоятельности учеников – Л.П. Аристова, З.А. Смирнова, В.Ф. Шморгун; индивидуальный подход к ученикам – В.И. Гладких, Л.П.Книши др.;роль эмоций в повышении активности урока- Н.Н.Павленко, В.И.Помогайбои др.; использование проблемного обучения как способ повышения познавательной активности  и самостоятельности учеников- М.И. Еникеев, М.И Махмутов, Т.И. Шамова. Теория урока опиралась на достижение физиологии и психологии, о закономерностях и индивидуальных  особенностях протекания физиологических  процессов в учебной деятельности школьников; о закономерностях и условиях формирования способностей, познавательных интересов; о воспитании позитивного отношения к учебе, стимулированию и мотивации школьников (Л. И. Божович, П. Я. Гальперин,  В.В. Давидов, Л.В. Занков, Н.Д. Левитив, А.Н. Леонтьев, Н.С. Лейтес, Н.А.  Менчинская, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д. Б. Эльконини др.).

З.И. Равкин, анализируя генезис совершенствования  методов и организационных форм обучения, отмечал, что в конце 50-х  – началу 60-х гг. особенно рельефно выделилась одна из важных тенденций  развития педагогического процесса – повышение эффективности урока, объясняя противоречие между объяснительно «созерцательным» типом учебного процесса и социальным заказам школе на «новом историческом этапе развития.

Р.Б. Вендровская, исследуя генезис  развития теории обучения, подчеркивала значимость исследований в области урока в исследуемый период.  Она указывала на актуализацию проблемы типологии и структуры урока. В частности, Р.Б. Вендровская отмечала, что было сформулировано положение как про неправомерность установления единственной структуры урока, так и бесструктурными уроками. Она показала, как усовершенствование структуры урока выводило ученых на решение проблемы сочетания коллективных и индивидуальных форм  работы на уроке. Ею была отмеченная работа дидактов над использованием критериев эффективности урока [195, 125-126].

М.Н. Колмакова отмечала большую исследовательскую работу,  проблемы повышения эффективности  урока, которая проводилась сотрудниками кафедры педагогики. Ею отмечена тенденция  к интеграции деятельности ученых, преподавателей кафедр  пединститутов, школьных педагогических коллективов,  в разработке разных аспектов проблемы урока: повышение учебной функции урока; активизация познавательной деятельности учеников, их самостоятельности; построения урока и повышения его эффективности и др. [196, 221-222].

 Материалы историко-педагогических  исследований создают известные  предпосылки для осуществления  специального исследования развития  теории урока в дидактике исследуемого  периода.

Следовательно, отсутствие специального исследования в области теории и практики урока периода «оттепели», в котором вызревали те тенденции демократизации и гуманизации в организации обучения, которые разворачиваются в переломное время; неоднозначность современной педагогической ситуации в области теории и практики урока, как бы повторяет ситуацию, которая сложилась в середине 50-х, - 60-х г.г (в теории урок опять поддается резкой критике и в то же время предлагаются оригинальные новые конструкции урока и т. Д.)

Многие учителя ищут пути повышения эффективности в сочетании различных психолого-педагогических методов обучения в процессе проведения занятий. Проанализировав содержание изучаемого на уроке материала, темы, они подбирают соответствующие элементам этого содержания методы обучения, стремясь сочетать в разумных соотношениях репродуктивную и творческую деятельность детей при максимально плотном использовании времени урока.

 Каждый правильно  выбранный метод обучения устанавливает наиболее целесообразные способы работы преподавателя и учеников в каждой части урока, он способствует глубокому усвоению изучаемого материала, стимулирует учащихся к дальнейшему накоплению знаний, воспитывает сознательное отношение к учебному процессу, развивает их самостоятельность, позволяет сочетать коллективную и индивидуальную работу, способствует повышению эффективности урока. Таким образом, выбор методов преподавания является большим и важным делом.

Пример и авторитет  преподавателя – важное средство успешного обучения и воспитания учащихся. Дисциплинированность, умение владеть собой при любых обстоятельствах, справедливость, высокая требовательность и принципиальность, педагогический такт – вот те черты преподавателя, который будет пользоваться большим уважением.

 Большую роль играет речь преподавателя, которая должна быть грамматически правильной, краткой, ясной и логичной. Правильная речь педагога не только способствует лучшему восприятию учебного материала, но и служит образцом для учеников. Преподавателю необходимо следить за построением фраз. Нельзя допускать ошибок в произношении отдельных слов, неправильных ударений, нужно избегать вульгаризмов. Надо следить за своей дикцией, с тем, чтобы речь была вполне отчетливой и хорошо понятной всем учащимся.

 Особое внимание следует  обращать на темп речи. Иногда  преподаватели говорят слишком быстро. Это вредно отражается на усвояемости материала. Ученики не улавливают смысла сказанного, перестают слушать рассказ, начинают нарушать дисциплину.

 Чтобы этого избежать, нужно  соизмерять темп речи с возможностями  слушателей усваивать сказанное. Речь преподавателя должна быть неторопливой, с паузами после вопросов, после особенно важных или сложных для усвоения формулировок. При таком темпе речи преподавателя ученики не только слушают, но и успевают размышлять, думать над изложенным, а благодаря этому времени на усвоение материала при медленном темпе речи преподавателя требуется не больше, чем при быстром.

 Речь педагога должна быть  простой, доходчивой и эмоциональной.  С особым вниманием надо относиться  к употреблению терминов и  трудных для понимания учеников слов, их нужно произносить отчетливо, а при надобности и записать на доске. Каждое слово, которое может быть непонятно детям, необходимо разъяснить. Нужно стремиться избегать лишних слов, остерегаться неточностей речи.

 Правильное поведение преподавателя на уроке способствует созданию хорошего психологического климата, что в свою очередь содействует достижению высоких результатов в обучении.

Информация о работе Пути повышения эффективности урока в младшей школе