Особенности финансового планирования в ИП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:17, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время происходит стремительное развитие рыночных механизмов хозяйствования, поэтому возникает необходимость разработки широкого круга вопросов теоретического и прикладного характера, связанных с повышением роли финансов для решения целого ряда проблем. Среди таких проблем особое место занимает улучшение финансового состояния и развитие российских предприятий различных форм собственности и размеров.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1 Теоретические основы финансового планирования и контроля на малом предприятии 2
1.1 Понятие и виды финансового планирования 2
1.2 Финансовый контроль на малом предприятии 2
1.3 Особенности финансового планирования и контроля на малых предприятиях 2
Глава 2 Анализ планирования и контроля финансовой деятельности малого предприятия (на примере ИП Лосков В.В. г. Новокузнецк) 2
2.1 Краткая характеристика ИП Лосков В.В. 2
2.2 Анализ финансового состояния предприятия 2
2.3 Анализ финансового планирования и контроля 2
Глава 3 Основные направления совершенствования финансового планирования и контроля в ИП Лосков В. В. 2
3.1 Мероприятия по совершенствованию финансового планирования 2
3.2 Оценка эффективности от внедрения бюджетирования на предприятии 2
Заключение 2
Список использованной литературы 2

Файлы: 1 файл

Фин планирование 15 02 2011 дораб.docx

— 220.37 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1 Теоретические  основы финансового планирования и контроля на малом предприятии 6

1.1 Понятие и виды финансового планирования 6

1.2 Финансовый контроль на малом предприятии 20

1.3 Особенности финансового планирования и контроля на  малых предприятиях 24

Глава 2 Анализ планирования и контроля финансовой деятельности малого предприятия (на примере  ИП Лосков В.В. г. Новокузнецк) 28

2.1 Краткая характеристика ИП Лосков В.В. 28

2.2 Анализ финансового состояния предприятия 29

2.3 Анализ финансового планирования и контроля 45

Глава 3 Основные направления совершенствования финансового                планирования и контроля в ИП Лосков В. В. 48

3.1 Мероприятия по совершенствованию финансового     планирования 48

3.2 Оценка эффективности от внедрения бюджетирования на                предприятии 55

Заключение 60

Список использованной литературы 63

Приложения…………………………………………………………………….. 66

 

Введение

 

В настоящее время происходит стремительное развитие рыночных механизмов хозяйствования, поэтому возникает необходимость разработки широкого круга вопросов теоретического и прикладного характера, связанных с повышением роли финансов для решения целого ряда проблем. Среди таких проблем особое место занимает улучшение финансового состояния и развитие российских предприятий различных форм собственности и размеров.

Последние десять лет во многих странах наблюдается рост и укрепление позиций малых и средних предприятий различных секторов экономики. Наша страна - не исключение. Российский и зарубежный опыт показывает неоспоримые преимущества малых организационных форм — динамизм, гибкость, простая структура, способность быстро перестраиваться на запросы потребителей и др. Между тем малое и среднее предпринимательство в России ещё не получило должного развития. Вклад таких предприятий в создание ВВП составляет примерно 15%, в то время как в развитых странах он составляет половину валового национального продукта и больше.

На сегодняшний день средний  и малый бизнес миновал стадию становления и решает задачи повышения эффективности деятельности, оптимизации бизнес-процессов, обеспечения высоких конкурентных преимуществ, что предполагает широкое использование всевозможных инструментов управления предприятием, информационных технологий, услуг консалтинга и др. Для успешного функционирования предприятия нужен анализ, оценка его управляемости, планирование и контроль, то есть всесторонняя картина бизнес-процессов.

Для малых и средних  предприятий успешное функционирование в значительной степени зависит от обеспеченности финансовыми ресурсами как краткосрочного, так и долгосрочного характера. В настоящее время средние и малые предприятия ощущают нехватку новых, перспективных технологий управления, существует потребность в рациональном планировании бизнеса, в особенности, в части бюджета, контроле финансовых и товарных потоков, отслеживании состояния расчётов с поставщиками и заказчиками, анализе и прогнозировании показателей хозяйственной деятельности. Одним словом, как и крупные компании, они нуждаются в непрерывном финансовом планировании.

В условиях развивающейся  рыночной экономики повышается роль и актуальность финансового планирования, которое в развитых странах выступает одним из важнейших инструментов регулирования их деятельности. Несомненно, больше возможностей для осуществления эффективного финансового планирования у крупных предприятий, обладающих достаточными денежными средствами. Малые и средние предприятия чаще нуждаются в заёмных средствах и их внешняя среда более агрессивная. Соответственно и будущее таких предприятий более неопределенно и непредсказуемо. Поэтому в условиях ограниченности заёмных источников финансирования одним из главных факторов развития малого и среднего предпринимательства является эффективная финансово-экономическая политика, направленная на оптимальное аккумулирование и распределение всех доступных денежных средств.

Финансовое планирование на малых и средних предприятиях является актуальным механизмом управления финансами, позволяющим сводить  к минимуму неопределенность рыночной среды и её негативные последствия. Правильно организованное финансовое планирование помогает предприятию  развиваться, завоёвывать новые  позиции на рынке, составлять и реализовывать концепции производства новых товаров и услуг.

Путём разработки стратегических и оперативных планов осуществляются планирование поступлений и выплат, финансовых результатов и финансового состояния предприятия, организация запланированных работ, мотивация персонала, контроль и оценка результатов деятельности. Малые и средние предприятия не в состоянии устранить предпринимательский риск, но могут снизить его негативное влияние с помощью прогнозирования.

Целью данной работы является совершенствование процесса финансового планирования и контроля на малом предприятии.

В рамках данной цели поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть сущность и содержание финансового планирования и контроля;

2) проанализировать финансовое состояние ИП Лосков;

3) разработать направления совершенствования механизма финансового планирования и контроля.

В качестве информационной базы исследования использованы работы таких авторов как Афанасьев А., Бабичев С., Балабанов И.Т. Бердникова Т.Б. и других.

В данной работе использованы следующие методы исследования - метод  системного анализа, экономико-статистические методы, методы сравнительного анализа, методы обобщения и систематизации.

Объектом исследования данной работы является финансово-хозяйственная деятельность малого предприятия ИП Лосков.

Предметом исследования является система финансового планирования и контроля малых и средних предприятий.

Практическая значимость работы заключается в разработке системы бюджетирования на предприятии. Данная работа может явиться теоретико-методической основой для формирования эффективной  системы краткосрочного финансового планирования на анализируемом предприятии. Содержащиеся в работе выводы, предложения и экономически обоснованные рекомендации позволят улучшить финансовое состояние предприятия, усовершенствовать финансовое планирование.

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические основы финансового планирования и контроля на малом предприятии

    1. Понятие и виды финансового планирования

 

Управлять – значит предвидеть, т.е. прогнозировать, планировать. Поэтому важнейшим элементом предпринимательской хозяйственной деятельности и управления предприятием является планирование, в том числе и финансовое.

Финансовое планирование - это планирование всех доходов  и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования [9, С.120].

Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса.  Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности.

Основные задачи финансового  планирования [7, С.82]:

  1. обеспечение нормального воспроизводственного процесса необходимыми источниками финансирования. При этом огромное значение имеют целевые источники финансирования, их формирование и использование;
  2. соблюдение интересов акционеров и других инвесторов. Бизнес-план, содержащий подобное обоснование инвестиционного проекта, является для инвесторов основным документом, стимулирующим вложение капитала;
  3. гарантия выполнения обязательств предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами. Оптимальная для данного предприятия структура капитала приносит максимальную прибыль и максимизирует при заданных параметрах платежи в бюджет;
  4. выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования прибыли и других доходов, включая и внереализационные;
  5. контроль рублём за финансовым состоянием, платёжеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Цель финансового планирования состоит в увязке доходов с  необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами сумма недостатка финансовых средств восполняется за счёт выпуска ценных бумаг, получения кредитов, получения благотворительных взносов и т.д.

Как правило, различают краткосрочное  и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений  распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию,  составными элементами которой являются краткосрочные планы [21, С.58].

В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).

Финансовое планирование можно классифицировать на перспективное (стратегическое), текущее (годовое) и  оперативное.

 Стратегическое финансовое планирование хозяйствующего субъекта. В условиях рыночных отношений предприятия стали свободны от опеки со стороны государства, но резко повысилась их ответственность за экономические и финансовые результаты работы. Предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчёта, при котором расходы должны покрываться за счёт собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.

Предприятия стали обладать реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределять выручку  от  реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаться прибылью, формировать производственные и  социальные фонды, изыскивать необходимые средства для инвестирования, используя, в том числе, и ресурсы финансового рынка – кредиты банков, эмиссию облигаций и прочие его инструменты. На первый план вышла проблема определения основных направлений развития хозяйствующего субъекта.

Планирование развития стало  важнейшей сферой деятельности любого субъекта рыночного хозяйства, особенно предприятия, ведущего производственно-коммерческую деятельность. Изменение технологии производства, выход на новые рынки, расширение или свёртывание объёмов выпуска продукции основываются на глубоких финансовых расчётах, на стратегии привлечения, распределения, перераспределения и инвестирования финансовых ресурсов. Тенденции развития локальной и глобальной общерыночной ситуации (малопредсказуемые изменения спроса, ужесточение ценовой конкуренции на традиционных рынках, диверсификация и завоевание новых рыночных ниш, возрастание рисков при проведении операций) будут лежать в основе возрастающей роли стратегического планирования.

Слабость распространения  стратегического планирования в  российских фирмах, несмотря на его  существенные преимущества, обусловлена  причинами как объективного, так и субъективного характера. Наиболее важные факторы таковы [18, С.125]:

  1. Объективные факторы:

а) высокая нестабильность внешней среды;

б) низкий уровень общей финансовой культуры фирм;

в) высокая зависимость от государственного бюджета.

  1. Субъективные факторы:

а) дефицит времени, приоритеты текущих дел;

б) мнение об отсутствии влияния планирования на результаты деятельности;

в) недостаточная квалификация управляющих и служащих;

г) отсутствие методической базы;

д) негативное отношение к планированию;

е) теоретический подход к планированию со стороны плановиков.

Представляется, что коренное изменение ситуации возможно при  переориентации руководящего звена с пассивного подхода к управлению на активный (целевое управление), для чего необходимы изменение управленческого менталитета и повышение финансовой культуры менеджеров и специалистов экономических служб российских компаний.

Примерно на половине предприятий  России система планирования неэффективна. Неэффективной можно считать такую систему, в которой отклонение фактических результатов от запланированных регулярно превышает 20 - 30%. Подобная ситуация представляет собой серьёзную проблему, так как стратегия компании является основой для управления её деятельностью.

Процесс стратегического  планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования [29, С.256]:

    1. распределение ресурсов;
  1. адаптация к внешней среде;
  1. внутренняя координация;
  2. организационное стратегическое предвидение.

Процесс распределения ресурсов включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.

Информация о работе Особенности финансового планирования в ИП