Особенности формирования бюджета муниципальных образовательных учреждений на примере муниципального дошкольного образовательного учре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 11:10, дипломная работа

Описание работы

Целью бакалаврской работы является оценка бюджета муниципального образовательного учреждения дошкольного образовательного учреждения «Искорка», разработка мероприятий по повышению доходности данного МДОУ, а также обоснование необходимости внедрения муниципального задания на оказание услуг муниципальными бюджетными учреждениями г. Ленска.

Файлы: 1 файл

вся работа.doc

— 784.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

В 2000-х годах Правительством Российской Федерации утверждены и реализованы ряд бюджетных реформ (Программа развития системы Федерального казначейства в 200-2010 годах, Программа развития бюджетного федерализма в Российской федерации на период  до 2005 года, Принципы реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации; Концепция реформирования бюджетного провеса в Российской Федерации в 2004-2006гг., Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и управления государственными финансами в 2006-2008годах).

 Результатом  названных реформ стало формирование  в Российской Федерации основ  современной системы управления  общественными (государственными и  муниципальными) финансами,  назовем  некоторые из  них:

-создание и  развитие системы казначейства, призванного строго контролировать постатейное исполнение бюджета, обеспечивающей эффективный учет и исполнение действующих обязательств, управление единым счетом бюджета, формирование достоверной и прозрачной бюджетной отчетности;

- организация бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих и вновь принимаемых расходных обязательств;

- создание законодательной  базы для  развития новых форм  оказания  государственных (муниципальных) услуг и реструктуризации бюджетной  сети - Федеральным законом от 26 апреля 2007 года  № 63-ФЗ были внесены изменения и дополнения в Бюджетный кодекс Российской Федерации,  в том дано понятие государственного (муниципального) задания.

В то же время не все заявленные планы были реализованы. Проводимые в рамках реформ мероприятия  и законодательно введенные,  механизмы и принципы  управления общественными финансами не дали практического результата.

Формирование бюджета на основе постатейного планирования, предусматривающего распределение бюджетных средств по видам затрат, создает условия для строгого контроля за его исполнением, но не гарантирует, что выделяемые ресурсы расходуются эффективно и обеспечивают реализацию долгосрочных целей государственной политики .

Данная модель управления общественными финансами исчерпала возможности для дальнейшего повышения эффективности бюджетных расходов.

Решение   этой задачи  возможно через внедрение в бюджетный процесс методов бюджетирования, ориентированного на результат, один из них - государственное (муниципальное) задание.

Понятие  государственное (муниципальное) задание определено ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой установлено, что государственное  (муниципальное) задание  используется при составлении проекта бюджета для планирования бюджетных ассигнований.  Использование  государственного  (муниципального) задания    при планировании бюджета призвано способствовать увязке объемов и качества  услуг с объемами бюджетных ассигнований на эти цели, а также переходу от финансирования деятельности бюджетных учреждений к финансированию оказываемых услуг.

Однако Бюджетный кодекс не установил процедуры и механизмы работы с государственными (муниципальными) заданиями, а отсутствие  унифицированных механизмов  и процедур в этой области существенно затрудняет внедрение этого инструмента бюджетного планирования, особенно на муниципальном уровне. Поэтому, применение муниципального заданиям, как  инструмента бюджетирования,  ориентированного  на результат, в основной части  оставалось формальным, не увязанным с бюджетным  процессом.

Целью бакалаврской работы является оценка бюджета муниципального образовательного учреждения дошкольного образовательного учреждения «Искорка», разработка мероприятий по повышению доходности данного МДОУ, а также обоснование необходимости внедрения  муниципального задания на оказание услуг муниципальными бюджетными учреждениями   г. Ленска.

Поставленная цель определила следующие направления и задачи исследования:

  1. изучить нормативную базу муниципального образования в части организации внедрения  муниципального задания на оказание услуг физическим и юридическим лицам;
  2. рассмотреть модели финансирования дошкольного образования;
  3. определить сущность формирования бюджета дошкольного образовательного учреждения ориентированного на результат;
  4. дать оценку развития системы дошкольного образования в Республике Саха (Якутия);
  5. провести анализ структуры доходов и расходов муниципального образовательного учреждения «Искорка» г. Ленска;
  6. Разработать мероприятия по повышению эффективности бюджетного планирования в части организации внедрения  муниципального задания.

Объектом исследования в бакалаврской работе является  бюджет муниципального дошкольного образовательного учреждения «Искорка», предметом - процесс внедрения  муниципального задания на оказание услуг муниципальными бюджетными учреждениями и  его финансовое обеспечение.

Методологическую базу исследования составили Федеральные законы Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, Постановления Правительства  Республики Саха (Якутия), Постановления Администрации Ленского района, научная и учебная литература, материалы периодических изданий по изучаемой проблеме.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

    1. Модели финансирования дошкольного образования

 

Специфика финансирования дошкольного образования заключается в том, что можно выделить финансирование как непосредственно обучения и воспитания детей, так и расходов на их содержание. В случае, когда речь идет о получении начального, основного и среднего общего образования, все расходы по содержанию учащегося в образовательном учреждении несут родители (законные представители) ребенка.[16, с.5] В случае же с дошкольным образованием в качестве дополнительной гарантии родителям и иным законным представителям ребенка дошкольного возраста большую часть расходов на его содержание в учреждении принимает на себя соответствующий бюджет. Родители же в форме родительской платы несут лишь незначительную долю в размере до 20% этих расходов и с последующей компенсацией от 20 до 70% уплаченных ими средств.

Финансирование предоставления дошкольного образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с рядом нормативных правовых актов, устанавливающих правила финансирования образовательной деятельности в Российской Федерации. Нормы, содержащиеся в таких нормативных правовых актах, определяют общие требования к механизмам формирования нормативов затрат на содержание и обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях, источники финансирования (бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, оплата физических и юридических лиц), формы финансирования и порядок расходования бюджетных средств и средств, полученных из внебюджетных источников. [18, с.14]. В таблице 1 представлена динамика финансовых затрат консолидированного бюджета Российской Федерации по финансированию системы дошкольного образования.

Таблица 1.

Бюджетное финансирование дошкольного образования

Консолидированный бюджет

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Прирост бюджетного финансирова-ния дошкольного образования к предыдущему году, %

 

33.37

42.1

18.8

27.2

23.2

28.8

21.5

12.4

7.27

8.40

Доля бюджетных средств на дошкольное образование, %

1.44

1.48

1.51

1.82

1.96

1.66

1.74

1.75

1.70

1.61

1.59

Доля расходов на дошкольное образование в ВВП, %

0.44

0.48

0.56

0.54

0.52

0.54

0.62

0.57

0.54

0.52

 

Бюджетные расходы в расчете на одного воспитанника ДОУ (тыс. руб.)

7.51

10.05

14.2

16.7

20.7

24.9

30.9

37.1

41.9

45.1

49.0



Частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, однако, ни Законом об образовании, ни Конституцией Российской Федерации не предусмотрено бесплатное содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях. [1,6]. То есть государственные финансовые обязательства распространяются на образовательные услуги и не касаются услуг по уходу и присмотру за детьми (социальные услуги). За содержание детей в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, несут обязательства муниципальные власти и родители.

Учитывая данный принцип субсидиарной ответственности, система финансирования ДОУ, стимулирующая развитие сети и увеличение охвата детей дошкольным образованием, должна основываться на следующих принципах:

1. За счёт государства (средств бюджета субъекта РФ) финансируются образовательные  услуги в объёме государственного образовательного стандарта вне зависимости от организационной формы ДОУ (государственное, муниципальное учреждение, автономное учреждение, негосударственное учреждение, автономная некоммерческая организация и пр.), типа и вида учреждения. [13, с.129].

Органы государственной власти, планируя бюджет на очередной период, определяют нормативную потребность в средствах на финансирование реализации дошкольных образовательных программ. Эти средства законодательно закрепляются за муниципалитетами для ДОУ через объёмы субвенций. До учреждений эти средства доводятся муниципалитетами на основе конкурса. В этой схеме участвуют все учреждения реализующие программы дошкольного образования и имеющие лицензию независимо от их принадлежности.

2. Финансирование социальных услуг муниципалитет осуществляет совместно с родителями.

3. Родители оплачивают социальные услуги (в размере, не превышающем 20% от общей стоимости содержания ребёнка в ДОУ), а также дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки государственного образовательного стандарта.

Расходы родителей дотируются за счёт средств муниципалитетов, используя заявительный порядок и систему адресной социальной помощи, а также целевое финансирование из местного бюджета на основании социальных программ.

4. Финансирование затрат на содержание материальной базы осуществляет балансодержатель (собственник). Если ДОУ находится на балансе муниципалитета, то необходимый объем затрат предусматривается за счет бюджета соответствующих органов местного самоуправления.

5. Финансирование ДОУ планируется и организуется учредителем на основе нормативов подушевого финансирования. [16, с.5].

Основным показателем заданий учредителя дошкольному образовательному учреждению, на основании которого определяются финансовые средства, необходимые для выполнения этого задания, является объем (состав) оказываемых услуг. Остальные показатели – качество, условия и порядок оказания услуг – являются крайне важными, но дополнительными составляющими задания. Невыполнение этих показателей свидетельствует о неготовности учреждения оказывать услуги в соответствии с требованиями, отраженными в этих показателях, и, как следствие, ставит и перед учреждением, и перед органом управления образованием вопрос о возможности функционирования учреждения, не обеспечивающего должного качества и условий предоставления услуг. Для обеспечения указанных показателей, возможно, требуются дополнительные средства на модернизацию (ремонт, техническое оснащение и т.п.) учреждения, повышение квалификации его сотрудников. Но эти средства, как правило, должны выделяться не на выполнение задания, а на развитие учреждения (финансирование мероприятий по развитию, утвержденных учредителем).

Функции учредителя дошкольного образовательного учреждения выполняют муниципальные органы управления образованием, которые и должны выдавать задания. В то же время каждое дошкольное образовательное учреждение должно принять ребенка в пределах численности, установленной в лицензии. Демографический прогноз по детям в возрасте рождения до восьми лет и оценка перспективной вместимости ДОУ представлена на рисунке 1,2 соответственно.

 

 

Рис. 1. Демографический прогноз детей в возрасте от 0 до 8 лет до 2050 года (млн. чел.)

Задание должно обеспечивать увязку показателей объемов и качества предоставляемых образовательными дошкольными учреждениями услуг с размерами направляемых на эти цели средств муниципального бюджета.

Алгоритм деятельности по формированию и размещению задания (заказа) сводится к следующему[18, с.14].:

1. Анализ потребности в услугах дошкольного образования. Многоплановая работа, в ходе которой данные собираются и обрабатываются результаты социологических исследований, статистики, инициируется деятельность переговорных площадок по формированию гражданского заказа. Результатом анализа должны стать данные об объеме и формах услуг, уровне удовлетворенности их качеством.

 

Информация о работе Особенности формирования бюджета муниципальных образовательных учреждений на примере муниципального дошкольного образовательного учре