Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 11:10, дипломная работа
Целью бакалаврской работы является оценка бюджета муниципального образовательного учреждения дошкольного образовательного учреждения «Искорка», разработка мероприятий по повышению доходности данного МДОУ, а также обоснование необходимости внедрения муниципального задания на оказание услуг муниципальными бюджетными учреждениями г. Ленска.
К показателям, характеризующим условия для охраны здоровья в ДОУ относятся следующие:
Показатели, характеризующие взаимодействие ДОУ с семьями детей включают в себя:
Одним из нормативно-правовых актов фиксирующих баланс между ожиданиями потребителей и имеющимися ресурсами, регулирующим взаимоотношения производителя и потребителя услуг дошкольного образования, является родительский договор.
Следует отметить, что при разработке новых форм договоров с родителями нужно учесть виды и категории, организационно-правовые формы ДОУ.
Договором должны быть определены условия приёма детей в ДОУ. Социальные услуги согласно договорам также могут оказываться в соответствии с видом учреждения. В любом случае отличительными чертами договоров должны стать:
Таким образом, договор позволит зафиксировать ответственность государства, муниципалитета и родителей за содержание детей, о разделении образовательных и социальных услуг, их стоимости, построить взаимоотношения дошкольного учреждения и родителей с учётом дифференцированного подхода.
1.3.Муниципальное задание как инструмент бюджетного планирования муниципальных учреждений
Бюджетирование, ориентированное на результат, как было отмечено выше, является системой формирования, исполнения бюджета и бюджетного контроля, прослеживающая взаимосвязь между бюджетными расходами и достигнутыми результатами[14, с. 179].
Управление по целям и результатам поможет администрации муниципального образования оценить экономическую и социальную эффективность предоставления муниципальных услуг, сравнить различные варианты осуществления бюджетных расходов и выбрать наиболее эффективный из них, повысить прозрачность и подотчетность органов власти общественности. Методы управления по целям и результатам создадут прочную основу для совершенствования бюджетного процесса и повышения эффективности бюджетных расходов. [21, с.103].
Метод бюджетирования, ориентированного на результат имеет два направления:
- долгосрочные и ведомственные целевые программы, доклады о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей бюджетных средств, как планирование, обеспечивающее единство муниципальной политики в различных отраслях и по муниципалитету в целом.
- муниципальное задание муниципальным учреждениям, как инструмент обеспечивающий реализацию полномочий муниципалитета в сфере образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, а также иных сферах в случаях, установленных Федеральными законами.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) [2].
Применение муниципального задания с 2009 года обуславливалось требованиями статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей необходимость формирования государственного (муниципального) задания для всех государственных (муниципальных) учреждений в целях планирования бюджетных ассигнований. Вместе с тем, Бюджетный кодекс не установил процедуру и механизм работы с государственными (муниципальными) заданиями [2].
Исходя из положений Бюджетного кодекса, можно сформулировать основные требования, предъявляемые к муниципальному заданию, включающему в себя:
- оценку финансовых ресурсов,
необходимых для
- формирование государственных
заданий на основе оценки
- учет результатов оценки
финансовых ресурсов при
Отсутствие унифицированных механизмов и процедур в этой области существенно отодвинул сроки внедрения муниципального задания, как инструмента бюджетного планирования, на муниципальном уровне вообще и в Республике Саха (Якутия) - в частности. В большинстве случаев отношение муниципальных и региональных властей к внедрению новых методов планирования бюджета характеризуется как выжидательное - склонность ориентироваться на действия и решения вышестоящих властей и такая позиция имеет под собой почву[17,с.7].
Существующая система муниципальных бюджетных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях. Мотивация муниципальных бюджетных учреждений в основном была направлена на расширение расходов и штатов, и никакой мотивации на количество и качество услуг[23, с. 78].
Сеть муниципальных бюджетных учреждений функционировала в отрыве от современных подходов к развитию муниципального управления, от принципов оптимальности и достаточности для предоставления муниципальных услуг.
Соответственно, ранее закрепленные правовые механизмы не реализовывались на практике, что не позволило решить проблемы оптимизации бюджетной сети в той мере как это возможно.
Кроме того, при существующей сметной системе финансирования бюджетных учреждений, у главных распорядителей бюджетных средств муниципального образования и у самих бюджетных учреждений отсутствовал стимул для внедрения муниципального задания[24, с. 5].
Концентрация бюджетных ресурсов на «верхних ступеньках бюджетной лестницы» снижает уровень самостоятельности и блокирует инициативу в принятии решений в первую очередь на муниципальном уровне, в том числе на уровне получателя средств - бюджетного учреждения. Ведь бюджетное учреждение финансировалось на основе бюджетной сметы, объем средств, предназначавшийся для финансирования бюджетного учреждения - «исторически сложившийся» объем, претерпевающий из года в год индексацию. Сэкономленные за счет более совершенного управления средства у бюджетного учреждения, в основном изымаются и расходуются муниципалитетом на другие нужны или, что еще хуже - направятся на увеличение бюджетных ассигнований менее рачительных учреждений.
Поквартальный анализ
расходов бюджетов
В результате такого подхода, бюджетные средства расходуются не эффективно и не рационально. [18, с. 14].
Активность регионов и муниципалитетов по внедрению государственного (муниципального задания) возросла только по мере публикации проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [23, с. 5].
Сегодня в бюджетной сфере происходят кардинальные изменения - все существующие бюджетные учреждения согласно Федеральному закону от 8 мая 2010 года №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» с 1 января 2011 года получили новую правовую форму [4].
Тем, кто в состоянии в рыночных условиях зарабатывать доходы самостоятельно, расширены права по использованию заработанных средств и распоряжению имуществом. Для остальных учреждений появился новый статус - казенные, и все их внебюджетные доходы будут поступать в бюджет [4].
При рассмотрении содержания внесенных поправок для бюджетных учреждений следует обратить внимание на следующие положения:
- оказание бюджетными
учреждениями платных услуг
- уменьшение объема субсидии в течение срока выполнения государственного (муниципального) задания невозможно без соответствующего уменьшения государственного задания;
- бюджетные учреждения
не вправе размещать денежные
средства на депозитах в
- установлены нормы, касающиеся
порядка предоставления
- для бюджетных учреждений
нового типа впервые
- первоначальные нормативы
затрат на оказание услуг
Поэтому настоящее время муниципальное задание является одним из наиболее актуальных инструментов бюджетного планирования, позволяющих обеспечить взаимосвязь между достигнутыми (или ожидаемыми) результатами и необходимыми для их достижения объемами бюджетных ассигнований. При этом в рамках бюджетной реформы муниципальному заданию придается особое значение в силу того, что данный инструмент бюджетного планирования позволяет оценить качество оказания конкретной муниципальной услуги[10, с. 58].
Принцип планирования расходов на оказание муниципальных услуг на основе муниципального задания позволяет сформировать условия для оптимизации и повышения эффективности деятельности подведомственных бюджетных учреждений. На основе бюджетного законодательства в качестве базовой единицы бюджетного планирования сформирована связка «расходное обязательство - бюджетное ассигнование - муниципальное задание».
Финансовое обеспечение основных видов деятельности нового бюджетного учреждения (то есть тех, ради осуществления которых оно создано: образование, здравоохранение и т.д.) осуществляется, как и раньше, в полном объеме за счет средств бюджета, только не по смете (с указанием направлений, на которые они могут быть использованы), а путем предоставления субсидий на выполнение муниципального задания одной суммой. [17, с. 7].
Бюджетные учреждения с расширенным объемом прав вместо сметного финансирования по фактически сложившимся расходам будут получать от учредителя субсидии в рамках выполнения государственного задания. Новый механизм финансового обеспечения заработал для них с 1 января 2011 г. [18, с. 14]. Кроме того, эти учреждения получили законодательно закрепленное право зарабатывать доходы и самостоятельно распоряжаться как заработанными средствами, так и любым закрепленным за ними движимым имуществом, за исключением особо ценного. Перечень последнего определяет учредитель (орган публичной власти). Субсидиарная ответственность муниципалитета по обязательствам бюджетных учреждений с расширенным объемом прав снимается.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МДОУ «ИСКОРКА»)
2.1. Оценка развития
системы дошкольного