Особенности формирования бюджета муниципальных образовательных учреждений на примере муниципального дошкольного образовательного учре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 11:10, дипломная работа

Описание работы

Целью бакалаврской работы является оценка бюджета муниципального образовательного учреждения дошкольного образовательного учреждения «Искорка», разработка мероприятий по повышению доходности данного МДОУ, а также обоснование необходимости внедрения муниципального задания на оказание услуг муниципальными бюджетными учреждениями г. Ленска.

Файлы: 1 файл

вся работа.doc

— 784.00 Кб (Скачать файл)

К показателям, характеризующим условия для охраны здоровья в ДОУ относятся следующие:

  • Перечень оздоровительных мероприятий, количество часов оздоровительных мероприятий в неделю на 1 ребёнка;
  • Обеспеченность ДОУ логопедами, дефектологами и специальными (коррекционными) группами для воспитанников с отклонениями в развитии;
  • Индекс здоровья детей (отношение количества детей к числу дней, пропущенных по болезни);
  • Среднее число дней, пропущенных по болезни, на 1 ребёнка в год.

Показатели, характеризующие взаимодействие ДОУ с семьями детей включают в себя:

  • Количество проведенных общих и групповых собраний в год;
  • Количество проведенных индивидуальных бесед в год, в т.ч. на 1 ребёнка;
  • Уровень удовлетворенности родителей набором услуг ДОУ, предоставляемых бесплатно;
  • Уровень удовлетворенности родителей набором платных услуг ДОУ;
  • Уровень удовлетворенности родителей степенью информированности о своем ребёнке, о работе группы, ДОУ в целом и т.п.

Одним из нормативно-правовых актов фиксирующих баланс между ожиданиями потребителей и имеющимися ресурсами, регулирующим взаимоотношения производителя и потребителя услуг дошкольного образования, является родительский договор.

Следует отметить, что при разработке новых форм договоров с родителями нужно учесть виды и категории, организационно-правовые формы ДОУ.

Договором должны быть определены условия приёма детей в ДОУ. Социальные услуги согласно договорам также могут оказываться в соответствии с видом учреждения. В любом случае отличительными чертами договоров должны стать:

  • чётко прописанные статьи расходов родительской платы;
  • определение режима посещения ребёнком ДОУ, кратность питания, перечень основных и дополнительных образовательных услуг,
  • чётко оговоренный перечень бесплатных образовательных услуг, предоставляемых ребенку (согласно государственным обязательствам и устава ДОУ);
  • характеристика условий и перечня социальных услуг (согласно обязательствам муниципалитета);
  • перечисление всех дополнительных услуг с указанием их наименования, квалификации педагога, режима работы, стоимости, которые должны согласовываться с каждой семьёй индивидуально;
  • определение прав, обязанностей и ответственности, как дошкольного учреждения, так и родителей. [27].

Таким образом, договор позволит зафиксировать ответственность государства, муниципалитета и родителей за содержание детей, о разделении образовательных и социальных услуг, их стоимости, построить взаимоотношения дошкольного учреждения и родителей с учётом дифференцированного подхода.

 

1.3.Муниципальное задание  как инструмент  бюджетного планирования муниципальных учреждений

 

Бюджетирование,  ориентированное на результат, как было отмечено выше, является системой формирования, исполнения бюджета и бюджетного контроля, прослеживающая взаимосвязь между бюджетными расходами и достигнутыми результатами[14, с. 179].

Управление по целям и результатам поможет администрации муниципального образования оценить экономическую и социальную эффективность предоставления муниципальных услуг, сравнить различные варианты осуществления бюджетных расходов и выбрать наиболее эффективный из них, повысить прозрачность и подотчетность органов власти общественности. Методы управления по целям и результатам создадут прочную основу для совершенствования бюджетного процесса и повышения эффективности бюджетных расходов. [21, с.103].

Метод бюджетирования, ориентированного на результат  имеет два направления:

- долгосрочные и ведомственные  целевые программы, доклады о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей бюджетных средств, как планирование, обеспечивающее единство муниципальной политики в различных отраслях и по муниципалитету в целом.

-  муниципальное задание  муниципальным учреждениям, как инструмент    обеспечивающий   реализацию   полномочий  муниципалитета в сфере образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, а также иных сферах в случаях, установленных  Федеральными законами.

 Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание – документ,  устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания  государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) [2].

Применение муниципального задания  с 2009 года обуславливалось требованиями статьи 69.2 Бюджетного кодекса  Российской Федерации, устанавливающей необходимость формирования  государственного (муниципального) задания для всех  государственных (муниципальных) учреждений  в целях планирования бюджетных ассигнований.  Вместе с тем, Бюджетный кодекс не установил процедуру и механизм работы с государственными (муниципальными) заданиями [2].

Исходя из положений Бюджетного кодекса, можно сформулировать основные требования, предъявляемые к муниципальному заданию, включающему в себя:

- оценку финансовых ресурсов, необходимых для предоставления  определенного вида муниципальных  услуг физическим или юридическим  лицам за счет средств местного  бюджета;

- формирование государственных  заданий на основе оценки финансовых  ресурсов, необходимых для предоставления  государственных услуг;

- учет результатов оценки  финансовых ресурсов при формировании  расходной части регионального  бюджета.

Отсутствие  унифицированных механизмов  и процедур в этой области существенно отодвинул сроки внедрения  муниципального задания, как инструмента бюджетного планирования, на муниципальном уровне  вообще и в Республике Саха (Якутия) - в частности. В большинстве случаев отношение муниципальных и региональных властей к  внедрению новых методов планирования бюджета характеризуется как выжидательное -  склонность ориентироваться на действия и решения вышестоящих властей  и такая позиция  имеет под собой почву[17,с.7].

Существующая система  муниципальных бюджетных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях. Мотивация   муниципальных бюджетных учреждений в основном была  направлена на расширение расходов и штатов, и никакой мотивации на  количество и качество услуг[23, с. 78].

Сеть  муниципальных бюджетных учреждений функционировала в отрыве от современных подходов к развитию муниципального управления, от принципов оптимальности и достаточности для предоставления  муниципальных услуг.

Соответственно, ранее закрепленные правовые механизмы не  реализовывались на практике, что не позволило решить проблемы оптимизации бюджетной сети в той мере как это возможно.

Кроме того,  при  существующей    сметной системе финансирования  бюджетных учреждений, у главных распорядителей бюджетных средств   муниципального образования  и  у самих бюджетных учреждений  отсутствовал стимул для    внедрения    муниципального задания[24, с. 5].

Концентрация бюджетных ресурсов на «верхних ступеньках бюджетной лестницы» снижает уровень самостоятельности и блокирует инициативу в принятии решений  в первую очередь на муниципальном уровне, в том числе на уровне получателя средств -  бюджетного учреждения. Ведь бюджетное учреждение финансировалось на основе бюджетной сметы,  объем  средств,  предназначавшийся для финансирования  бюджетного учреждения - «исторически сложившийся» объем, претерпевающий из года в год индексацию. Сэкономленные за счет более совершенного управления средства  у бюджетного учреждения,   в основном  изымаются  и расходуются муниципалитетом на  другие нужны или, что еще хуже - направятся на  увеличение бюджетных ассигнований   менее рачительных  учреждений.

 Поквартальный анализ  расходов бюджетов муниципалитетов  показывает, что 40-45 %  ассигнований  бюджетных учреждений, осваивается в четвертом квартале.  Руководители бюджетных учреждений   в части освоения средств работают по принципу « потратить все до копейки».

В результате такого подхода,  бюджетные средства расходуются  не эффективно и не рационально. [18, с. 14].

Активность регионов и муниципалитетов по внедрению  государственного (муниципального задания)  возросла  только по мере публикации проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [23, с. 5].

Сегодня в бюджетной сфере происходят кардинальные изменения - все существующие бюджетные учреждения  согласно Федеральному закону  от  8 мая 2010 года №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» с 1 января 2011 года получили новую правовую форму [4].

Тем, кто в состоянии в рыночных условиях зарабатывать доходы самостоятельно, расширены права по использованию заработанных средств и распоряжению имуществом. Для остальных учреждений появился новый статус - казенные, и все их внебюджетные доходы будут поступать в бюджет [4].

При рассмотрении содержания внесенных поправок  для бюджетных учреждений следует обратить внимание на следующие положения:

- оказание бюджетными  учреждениями платных услуг возможно  только сверх установленного  государственного (муниципального) задания;

- уменьшение объема субсидии  в течение срока выполнения государственного (муниципального) задания невозможно без соответствующего уменьшения государственного задания;

- бюджетные учреждения  не вправе размещать денежные  средства на депозитах в кредитных  организациях, а совершать сделки  с ценными бумагами могут, если такое право будет предусмотрено федеральным законом;

- установлены нормы, касающиеся  порядка предоставления бюджетных  инвестиций на увеличение стоимости  основных средств, находящихся на  праве оперативного управления  у бюджетных и автономных учреждений (поправки к ст. ст. 69.1, 69.2 и 79 Бюджетного кодекса) [2];

- для бюджетных учреждений  нового типа впервые устанавливается  возможность заключать договор  финансового лизинга, при этом  вводятся определенные ограничения: платежи не могут осуществляться в натуральной форме и устанавливается особый порядок взыскания задолженности по неуплаченным вовремя лизинговым платежам;

- первоначальные нормативы  затрат на оказание услуг бюджетным  учреждением будут определяться  исходя из размера бюджетных ассигнований, определенных на его содержание, с возможным увеличением на содержание вновь вводимых объектов социальной сферы[2].

Поэтому  настоящее время   муниципальное задание  является одним из наиболее актуальных инструментов бюджетного планирования, позволяющих обеспечить  взаимосвязь  между достигнутыми (или ожидаемыми) результатами и  необходимыми для их достижения объемами бюджетных ассигнований.  При этом в рамках бюджетной реформы муниципальному  заданию придается особое значение в силу того, что данный  инструмент  бюджетного планирования позволяет  оценить качество оказания конкретной муниципальной услуги[10, с. 58].

Принцип планирования расходов на оказание муниципальных услуг на основе муниципального задания позволяет сформировать условия для оптимизации  и повышения  эффективности деятельности подведомственных бюджетных учреждений. На основе бюджетного законодательства в качестве базовой единицы бюджетного планирования сформирована связка «расходное обязательство - бюджетное ассигнование - муниципальное задание».

Финансовое обеспечение основных видов деятельности нового бюджетного учреждения (то есть тех, ради осуществления которых оно создано: образование, здравоохранение и т.д.) осуществляется, как и раньше, в полном объеме за счет средств бюджета, только не по смете (с указанием направлений, на которые они могут быть использованы), а путем предоставления субсидий на выполнение муниципального задания одной суммой. [17, с. 7].

Бюджетные учреждения с расширенным объемом прав вместо сметного финансирования по фактически сложившимся расходам будут получать от учредителя субсидии в рамках выполнения государственного задания. Новый механизм финансового обеспечения заработал для них с 1 января 2011 г. [18, с. 14]. Кроме того, эти учреждения получили законодательно закрепленное право зарабатывать доходы и самостоятельно распоряжаться как заработанными средствами, так и любым закрепленным за ними движимым имуществом, за исключением особо ценного. Перечень последнего определяет учредитель (орган публичной власти). Субсидиарная ответственность  муниципалитета по обязательствам бюджетных учреждений с расширенным объемом прав снимается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МДОУ «ИСКОРКА»)

 

2.1. Оценка  развития  системы дошкольного образования  в Республике Саха (Якутия)

Информация о работе Особенности формирования бюджета муниципальных образовательных учреждений на примере муниципального дошкольного образовательного учре