Особенности формирования бюджета муниципальных образовательных учреждений на примере муниципального дошкольного образовательного учре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 11:10, дипломная работа

Описание работы

Целью бакалаврской работы является оценка бюджета муниципального образовательного учреждения дошкольного образовательного учреждения «Искорка», разработка мероприятий по повышению доходности данного МДОУ, а также обоснование необходимости внедрения муниципального задания на оказание услуг муниципальными бюджетными учреждениями г. Ленска.

Файлы: 1 файл

вся работа.doc

— 784.00 Кб (Скачать файл)

 

Система образования республики, курируемая Министерством образования Республики Саха (Якутия), представлена государственными и муниципальными учреждениями дошкольного, общего и дополнительного образования детей, дополнительного профессионального образования.

Муниципальные учреждения представлены 617 дневными общеобразовательными школами с численностью 134,3 тыс. учащихся; 17 специальными (коррекционными) образовательными школами, 3 оздоровительными образовательными учреждениями санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, 15 вечерними школами и 20 учебно-консультационными пунктами; 715 детскими дошкольными учреждениями с охватом 47,6 тыс. воспитанников; 130 учреждениями дополнительного образования, в которых занимаются более 81 тыс. школьников; 9 образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. [27].

Государственные учреждения представлены 1 общеобразовательной школой, 2 школами–интернатами общего типа, 5 специальными (коррекционными) образовательными школами, 1 специальной (коррекционной) школой для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1 учреждением для детей и подростков с девиантным поведением, 2 кадетскими школами.

Для анализа ресурсов развития образования Республики Саха (Якутия) представляется необходимым учесть социально-демографические, географические и экономические особенности региона. (Приложение 1).

Система образования в целом стремится соответствовать требованиям инновационного развития республики, что находит свое отражение в обновлении нормативной и правовой базы.

В настоящее время на основе федеральных стратегических документов, таких, как: приоритетный национальный проект «Образование», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», «Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы» - реализуются План действий по модернизации общего образования Республики Саха (Якутия), направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», на период 2011-2015 гг., утвержденный распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.07.2010 № 834-р, Стратегия развития образования в Республике Саха (Якутия) «Качественное образование – надежные инвестиции в будущее» на период до 2020 года, Концепция социокультурной модернизации образования Республики Саха (Якутия), Концепция дуального образования Республики Саха (Якутия), Концепция развития дошкольного образования Республики Саха (Якутия) на 2011-2016 годы и др. [27].

Также факторами, содействующими соответствию системы образования требованиям инновационного развития республики, являются сложившиеся механизмы государственно-общественного управления, нормативно-бюджетного финансирования, независимой оценки качества образования, введения профильного и дуального обучения, государственной поддержки агропрофилированных школ и др.

В логике данного анализа представляется более важным обратить внимание на слабые стороны и угрозы, которые вызваны рядом объективных и субъективных причин. Одним из факторов недостаточной обеспеченности доступности образования является демографическое изменение за последние три года: повышение рождаемости (в 2008 г. родилось 15150 детей, в 2009г.

– 15259, в 2010 г. – 15845) обусловило проблему увеличения количества детей, состоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения (2008 - 21300, 2009 – 23300, 2010 - 31186). Наблюдается тенденция к увеличению городского и уменьшению сельского населения (городское население 2000 – 616 тыс.чел., 2010 – 622,5 тыс.чел., сельское: 2000 – 346,5 тыс.чел., 2010 – 328,1 тыс.чел.), что приводит к увеличению числа малокомплектных школ (2009-2010 уч.год – 163, 2010-2011 уч.год – 200) и перегрузке дошкольных и общеобразовательных учреждений в городской местности. Данная проблема обусловила и дефицит образовательных учреждений города с якутским языком обучения. [27].

При реализации экономического потенциала республики остро встают проблемы качества трудовых ресурсов: квалификации работников, готовности их к переобучению, смене жительства, адаптации в новых условиях. Происходит изменение структуры занятости в экономике: численность занятых в учреждениях государственной и муниципальной собственности сокращается, в частном секторе - увеличивается.

В этом плане эффективность системы образования оценивается по тому, как она помогает решать вопросы профессиональной ориентации, занятости молодежи, воспитания людей, формирующих свою гражданскую позицию, профессиональные устремления в соответствии с личными интересами, с интересами общества, семьи, республики. Социализация выпускников в немалой степени зависит от результатов единого государственного экзамена, которые свидетельствуют о наличии определенных проблем подготовки учащихся по предметам: результаты выпускников ниже средних общероссийских показателей, динамика результатов по годам нестабильна, доля выпускников, не получивших аттестат о среднем образовании, выше, чем в среднем по стране. Возможно, это обусловлено недостаточным уровнем качества образования в труднодоступных и отдаленных общеобразовательных учреждениях.

Обеспечению равного доступа учащихся к качественному образованию должно способствовать создание целостной электронной образовательной среды, что станет одним из факторов преодоления социального неравенства.

Система дошкольного образования - это относительно самостоятельная подсистема образовательного пространства региона, взаимосвязанная с другими ее частями и ориентированная на обеспечение доступных и качественных услуг по дошкольному образованию. Для анализа развития дошкольного образования Республики Саха (Якутия) проведем SWOT-анализ текущего состояния данной сферы образования. (Таблица 2)

Таблица 2

SWOT-анализ текущего состояния  системы дошкольного образования  республики Саха (Якутия)

 

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

- Обновление правовой  и нормативной базы для стабильного  функционирования сферы дошкольного  образования;

- Внедрение независимой  оценки  качества дошкольного  образования, частно-государственного  партнерства, новых экономических механизмов;

- Активизация общественного  обсуждения параметров качества  дошкольного образования с точки  зрения удовлетворенности родителей;

- Введение и реализация  механизмов нормативного финансирования  с учетом социально-экономических

условий;

- Рост средней заработной платы педагогов ДОУ (в среднем, в 2 раза);

-Увеличение количества  воспитателей с высшим профессиональным  образованием;

-Удовлетворение потребностей  родителей при выборе программ  и форм дошкольного образования;

-Наличие системы государственной  поддержки негосударственных

образовательных учреждений, оказывающих услуги дошкольного образования.

-Износ основных фондов, высокая доля зданий дошкольных  образовательных учреждений, находящихся  в ветхом состоянии и без  благоустройства, не соответствующих современным требованиям;

- Недостаточная доступность  информационных, образовательных ресурсов;

- Недостаточные условия  равнодоступности для всех детей  дошкольного возраста по реализации  своего потенциала;

-Отсутствие благоустройства.

Слабые стороны

- Увеличение количества  детей, состоящих в очереди для  определения в

дошкольные учреждения;

- Увеличение численности  городского и уменьшение численности  сельского

населения;

- Отсутствие конкурентной  среды для развития негосударственного  сектора и

платных услуг в образовании;

- Низкая среднемесячная  номинальная начисленная заработная  плата работников, занятых в сфере  дошкольного образования.

- недостаточное соответствие  содержания дошкольного образования  и технологии потребностям родителей;

-недостаточный образовательный уровень и профессиональная квалификация работников дошкольного образования для эффективной и результативной

деятельности, отвечающей современным требованиям;

- недостаточное оснащение  учреждений необходимым игровым, мультимедийным, компьютерным, спортивным, медицинским, технологическим оборудованием, детской мебелью, автотранспортом;

- несоответствие новым  федеральным требованиям по оснащению  предметно-развивающей среды и  программно-методическому

обеспечению;

- низкая скорость и  нестабильность работы интернета, высокая стоимость интернет трафика для дошкольных образовательных учреждений;

-отсутствие сети республиканских  центров сертификации независимой

Экспертизы образовательных

программ, подготовки экспертов, осуществляющих социальный контроль стандартов дошкольного

образования.


 

В последние годы в республике увеличилась диспропорция между ростом численности детей в городской местности и снижением в сельской.

Рост рождаемости ведет к соответствующему повышению потребности в услугах дошкольного образования и усугубляет проблему дефицита мест в действующих образовательных учреждениях. Рост внутренней миграции, что является следствием интенсивной урбанизации, ведет к перегрузке на дошкольные образовательные учреждения городов и поселков городского типа. [27].

В системе дошкольного образования на начало 2011 года действовало 715 самостоятельных дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающих воспитание, обучение и развитие, присмотр и уход детей от 2 до 7 лет, что на 6 единиц меньше, чем в 2010 году. По сравнению с прошлым годом на 1,1 % снизилось число мест в дошкольных образовательных учреждениях и составило 48245 мест.

Наблюдается существенная дифференциация в обеспеченности местами, обусловленная, в первую очередь, неравенством социально-экономического развития и ростом внутренней миграции населения. На 100 мест в дошкольных учреждениях приходится 109 детей, в городах и поселках городского типа – 119, в сельской местности – 97. По величине показателя республика занимает предпоследнее место в Дальневосточном федеральном округе, опережая только Сахалинскую область. В среднем по России в 2009

году на 100 мест приходилось 106 детей.

Охват детей дошкольными образовательными учреждениями (в процентах от численности детей в возрасте 1-6 лет) на конец 2010 года составил 63,3 %, что ниже на 0,2 %, чем в 2009 году. В сельской местности показатель равен 68,9 %, в городах и поселках городского типа – 59,9 %, в том числе в г. Якутске – 47,5 %.

В республике на 33, 3 % увеличилась численность детей, состоящих на учреждениями составил 86,0 %, Магаданской области -74,6 %, Камчатскомкрае - 71,7 %.

В республике на 33, 3 % увеличилась численность детей, состоящих на учете для определения в дошкольные учреждения, и составила 31186 детей. Наблюдается небольшое снижение доли детей в возрасте от 5 до 7 лет, получающих дошкольные образовательные услуги (в 2009 году – 87,0 %, 2010 году – 86,5 %). Воспитание и обучение детей осуществляют 4 829 воспитателей.

Укомплектованность штатов ДОУ в 2010 году составляет 96,3%, в сельской местности укомплектованность штатов по основным должностям составляет 98,6%. За последние 5 лет на 16,1% увеличилась доля педагогов дошкольных образовательных учреждений с высшим образованием (2005 год – 30,3 %, 2010 год – 46,4%). Доля педагогов со стажем до 10лет составила в 2010 году 10,4 %. Наблюдается рост средней заработной платы педагогического персонала ДОУ в среднем в 2 раза и в 2010 году составила 14 339 рублей, но при этом она в 2 раза меньше среднереспубликанского уровня (28296,8 рубля). [27].

Материально-техническая база дошкольных образовательных учреждений не соответствует новым санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и требованиям безопасности: аварийными признаны 3,1% учреждений, в 31,3 % учреждений требуется капитальный ремонт. Все виды благоустройства имеют 33 % дошкольных образовательных учреждений. При этом доля дошкольных учреждений, имеющих все виды благоустройства, в городах и поселках городского типа составила 84,4 %, в сельской местности – 9,4 %.

Для координации укрепления материальной базы, строительства и реконструкции дошкольных учреждений принят комплексный план, который предусматривает государственную финансовую поддержку строительства дошкольных учреждений в рамках общереспубликанского общественного движения «Моя Якутия в XI веке». Принято и реализовано распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) «О Комплексном плане развития дошкольного образования Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы».

Нормативное регулирование деятельности ДОУ в республике обеспечивается следующими документами: Закон Республики Саха (Якутия) «Об образовании» (в статье 5) гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов. Статьей 12 данного регионального Закона закреплены права на обязательное дошкольное образование детей с достижения ими возраста пяти лет (кроме детей с ограниченными возможностями здоровья). Пункт 8 этой статьи гарантирует предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования органами местного самоуправления. Для  эффективной реализации данных положений Министерством образования Республики Саха (Якутия) разработаны инструктивно-методические письма «Создание условий для подготовки детей 5-летнего возраста к обучению школе», «Организация доступности дошкольного образования населению Республики Саха (Якутия)». [27].

Приняты Концепция развития дошкольного образования Республики Саха (Якутия), Концепция предшкольного образования Республики Саха (Якутия), Концепция развития дошкольного образования Республики Саха (Якутия) на 2011-2016 годы (распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.05.2011г. №413-р). [8].

Дошкольное образование также регулируется такими региональными правовыми актами, как законы «О государственно-общественном управлении в сфере дошкольного и общего образования в Республике Саха (Якутия)» от 19.02.2009 № З/216-IV, «Об учебных программах и учебных изданиях для учреждений дошкольного и общего среднего (полного) образования Республики Саха (Якутия)» от 19.06.2008 г. №З №50- IV, «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями по осуществлению выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» от 19 июня 2007 г. 3 № 956-Ш.

Информация о работе Особенности формирования бюджета муниципальных образовательных учреждений на примере муниципального дошкольного образовательного учре