Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 11:10, дипломная работа
Целью бакалаврской работы является оценка бюджета муниципального образовательного учреждения дошкольного образовательного учреждения «Искорка», разработка мероприятий по повышению доходности данного МДОУ, а также обоснование необходимости внедрения муниципального задания на оказание услуг муниципальными бюджетными учреждениями г. Ленска.
Рис. 2.Оценка перспективной вместимости ДОУ детей от 1 года до 6 лет (тыс. чел)
2. Анализ ресурсов системы дошкольного образования. Определение ресурсоемкости сети, ее специфических характеристик (типологии и объемных показателей сети, форм территориального распределения, кадрового потенциала, материально-технических и финансовых ресурсов, нормативно-правового и программно-методического обеспечения). Данные анализа используются для формирования обоснованного задания, с одной стороны, и для принятия управленческих решений по развитию сети – с другой.
3. Формирование критериев отбора и размещение задания для подведомственных учреждений и публичного заказа на услуги дошкольного образования. В публичном конкурсе могут участвовать все имеющие лицензию на этот вид услуг образовательные учреждения, вне зависимости от организационно-правовых форм.
В отношении дошкольных образовательных учреждений финансовое обеспечение ложится на местный бюджет. В тех случаях, когда речь идет о реализации программ дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях, часть расходов возлагается на бюджет субъекта Российской Федерации, который финансирует расходы на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды. [21, с.89].
Таким образом, финансируются расходы на образование, но не на содержание ребенка в общеобразовательном учреждении. Расходы на содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в той их части, в какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования – за счет бюджетов вышестоящего уровня. Модель нормативного долевого финансирования, включающая систему разделения оплаты услуг по содержанию и обучению детей в дошкольных образовательных учреждениях, учитывает также нормы законодательства о местном самоуправлении в Российской Федерации.
Важным шагом стал переход от сметного к нормативному долевому финансированию, включающему систему разделения оплаты услуг по содержанию и обучению детей в дошкольных образовательных учреждениях. Механизм нормативного долевого финансирования различных видов реализуемых основных общеобразовательных программ дошкольного образования обуславливает прозрачную конкуренцию образовательных учреждений.
Долевое нормативное финансирование ДОУ осуществляется следующим образом.
Органы государственной власти субъектов РФ, планируя бюджет на очередной период, определяют нормативную потребность в средствах на финансирование реализации образовательных услуг ДОУ. Данные средства законодательно закрепляются за муниципалитетами для ДОУ через объемы субвенций, субсидий. До учреждений они доводятся муниципалитетами на нормативной основе. Возможно финансирование ДОУ субъектом РФ на правах соучредительства.
Средства на финансирование социальных услуг муниципалитет выделяет совместно с родителями, используя систему адресной социальной помощи, а также целевое финансирование из местного или регионального бюджета в рамках социальных программ данной местности.
Финансирование затрат на содержание материальной базы осуществляет собственник. Если ДОУ находится в собственности муниципалитета, то необходимый объем затрат предусматривается за счет бюджета соответствующих органов местного самоуправления. [24, с.5].
При финансировании муниципальных
ДОУ используются три канала:
государственный бюджет – в виде субвенций, субсидий, или непосредственно
в качестве соучредителей; муниципальный
бюджет – на нормативной основе; родительская
плата, часть которой муниципалитет может
возмещать родителям в виде социальной
помощи.
Вышеперечисленные источники дифференцируются:
Для реализации такого механизма долевого нормативного финансирования
Данный механизм финансирования отвечает следующим требованиям:
Основным элементом, приводящим в действие данный механизм, являются нормативы финансирования.
Итак, модели финансирования дошкольного образования способствуют повышению разнообразия форм предоставления дошкольного образования, внедрению новых педагогических и здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании. В нормативы включается финансирование развития кадрового потенциала, поддержка повышения квалификации, внедрение механизмов стимулирования качества педагогического труда. Повышение охвата детей программами дошкольного образования может осуществляться за счет развития сети образовательных учреждений, интеграции и кооперации ДОУ с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, развитие домашних и семейных форм. Несомненно, остается крайне важной задачей развитие механизмов софинансирования капитальных расходов за счет всех уровней бюджетной системы, поиск адекватных форм частно-государственного партнерства в дошкольном образовании, а также адресная социальная поддержка детей из малообеспеченных семей за счет компенсации части родительской платы.
Бюджет ориентированный на результат (БОР) – система формирования и исполнения бюджета, отражающая взаимосвязь между бюджетными расходами и достигнутыми результатами.
Формирование бюджета осуществляется на основе запланированных к достижению результатов. Происходит переход от принципа деления бюджетных ресурсов между субъектами сети учреждений дошкольного образования, когда необъективное преимущество в финансировании могут получать наиболее настойчивые производители бюджетных услуг, к принципу выделения бюджетных ресурсов в соответствии с объемом и качеством услуг. [14, с.4].
Данная система бюджетирования подразумевает и обязательность оценки выполнения учреждениями, предоставляющими услуги дошкольного образования, требуемых результатов, на достижение которых были выделены ассигнования из бюджета.
Эта система позволяет:
БОР предполагает обязательное наличие мониторинга финансово-экономической эффективности и результативности деятельности системы дошкольного образования.
Для осуществления такого мониторинга, необходимо вначале задать цель и набор задач, которые должны быть решены за счет средств бюджета.
Например, если целью является увеличение доступности и рост эффективности использования бюджетных средств, то для достижения этой цели необходимо решить следующий набор задач:
Затем, формируются группы показателей, которые позволяют всесторонне оценить экономическую эффективность и результативность деятельности системы дошкольного образования. [18, с.14].
Первая группа – показатели, характеризующие доступность данного вида услуг и оптимальность построения сети учреждений дошкольного образования.
Вторая группа - показатели эффективности кадровой структуры работников ДОУ.
Третья группа - показатели эффективности формирования и использования финансовых ресурсов ДОУ. Показатели третьей группы позволят оценить не только динамику объемов бюджетного и внебюджетного финансирования ДОУ, но и оценить изменения в структуре расходов ДОУ, проанализировать объемы и степень дифференциации во взимании платы с родителей в зависимости от их доходов и объема услуг реализуемых ДОУ. [20, с.5].
Мониторинг показателей приведенных выше производится на основании данных финансовой и статистической отчетности ежегодно и позволит, определив фактическое финансово-экономическое состояние дошкольных образовательных учреждений, планировать мероприятия по развитию сети, увеличению охвата и повышению доступности дошкольного образования.
Однако необходимо рассмотреть еще одну группу показателей при формировании БОР. Это показатели результативности.
Основными показателями результативности деятельности ДОУ являются:
Текущий контроль может осуществляться с помощью тестирования развития детей, анализа успешности выпускников ДОУ в начальной школе, анкетированием родителей, медицинским мониторингом, однако все это дорогостоящие и не всегда разработанные процедуры, поэтому оценку текущей результативности ДОУ в ряде случаев заменяют контролем соблюдения в учреждении требований к условиям и процедурам образовательного процесса детей. [24, с.5].