Особенности формирования бюджета муниципальных образовательных учреждений на примере муниципального дошкольного образовательного учре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 11:10, дипломная работа

Описание работы

Целью бакалаврской работы является оценка бюджета муниципального образовательного учреждения дошкольного образовательного учреждения «Искорка», разработка мероприятий по повышению доходности данного МДОУ, а также обоснование необходимости внедрения муниципального задания на оказание услуг муниципальными бюджетными учреждениями г. Ленска.

Файлы: 1 файл

вся работа.doc

— 784.00 Кб (Скачать файл)

Исполнительные органы Муниципального образования обязаны проводить ревизии использования бюджетных и внебюджетных средств  организаций, находящихся в муниципальной собственности; проводить открытый конкурс для  выбора уполномоченного банка.

Очень важно создать такую систему контроля за рациональным и правильным  использованием бюджетных средств, которая  стояла бы на страже интересов государства в части экономного и рационального использования бюджетных средств.

3.2. Проблемы внедрения метода субсидирования бюджетных учреждений на выполнение муниципального задания

 

Следующим мероприятием, предлагаемым в бакалаврской работе и направленным на повышение эффективность бюджетного планирования, является, осуществление финансового обеспечения деятельности  муниципальных бюджетных учреждений посредством предоставления субсидии на выполнение  муниципальных задания.

Практика формирования муниципальных заданий существует уже не первый год, механизмы были известны еще до принятия Федерального Закона № 83-ФЗ. И в настоящее время все регионы и муниципальные образования имеют практический опыт работы с муниципальными заданиями.

Поэтому целесообразно остановиться на основных проблемах формирования муниципального задания и финансового обеспечения его исполнения, а также предложить пути их решения.

Очевидно, что подходы к формированию муниципальных заданий и методика определения нормативных затрат имеют свою специфику не только по отраслям, но и внутри самой отрасли.

Перечень услуг – основа для формирования задания, а, следовательно, и основа для финансирования. Если услуги нет в перечне, или она сформулирована в общем виде «образование», без учета особенностей, невозможно будет на законных основаниях ее профинансировать. Для дошкольного образования это становится еще более важным в связи с отсутствием образовательного стандарта. Известно, что дошкольные образовательные учреждения занимаются одним и тем же видом деятельности, но в качестве муниципального задания для них могут быть определены абсолютно разные услуги:

- реализация общеобразовательной  программы дошкольного образования;

- содержание, уход и присмотр  за детьми дошкольного возраста;

- психолого-педагогическое  сопровождение детей;

- преподавание национального  языка;

- логопедическое сопровождение;

- образовательные программы  коррекционной направленности;

- лечебно-профилактическое сопровождение детей с отклонениями в здоровье.

В зависимости от формы предоставления услуги дошкольного образования оказываются как:

- детский сад с различным  режимом функционирования;

- группы кратковременного  пребывания;

- семейные группы.

Встал вопрос – насколько подробная должна быть детализация с учетом различной классификации услуг.

Если какие-то виды услуг не попали в перечень услуг, то формально они и не могут быть профинансированы, то есть на них не может быть сформировано муниципальное задание.

Например, если в перечень услуг не попадет «услуга по предоставлению коррекционного образования», то сложности могут возникнуть с финансированием коррекционных групп. Повышенное финансирование данных групп (более высокая стоимость норматива, а следовательно и расчетно-нормативных затрат для формирования задания) - нарушение, так как оснований для этого нет, это может быть расценено контролирующими органами как финансирование «необеспеченных мандатов».

Все это определяет первую проблему - отсутствие утвержденного на федеральном уровне классификатора услуг.

Большинство субъектов РФ и муниципальных образований при формировании реестра государственных и муниципальных услуг в настоящее время выделяет услуги «крупно» – в разбивке перечня закрепленных за ними полномочий. «Крупно» выделенные услуги требуют, по сути, индивидуального расчета объема нормативных затрат на оказание услуг для каждого отдельно взятого муниципального учреждения. Иными словами, отсутствие единых принципов и методических рекомендаций выделения и классификации государственных (муниципальных)  услуг замедляет внедрение нормативного финансирования, тем самым препятствуя внедрению инструментов повышения эффективности бюджетных расходов.

Предлагается: разработать общие для всех уровней публичной власти унифицированные критерии выделения государственных (муниципальных) функций, услуг и работ. Федеральное регулирование предоставления государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, реализации функций должно упорядочить ситуацию в рассматриваемой сфере, не связав инициативу органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые смогут адаптировать рекомендации к специфике конкретных территорий.

При   внедрении  метода субсидирования бюджетных учреждений на выполнение муниципального задания муниципалитет и каждый из главных распорядителей  средств местного бюджета  сталкивались множеством  вопросов. Назовем только несколько из них.

1. При  расчете норматива  затрат на оказание  муниципальной  услуги  главные распорядители  предусматривают  расходы  на выполнение мероприятий  направленных на выполнение всевозможных ГОСТов и СНИПов, санитарных и отраслевых нормативов  обеспеченности площадями, оборудованием и прочее,  предписаний всевозможных  надзорных органов.

Но, все расчеты оказываются, не востребованы по причине наличия порядка  проектирования  бюджетных ассигнований на очередной  финансовый год  и плановый период, который состоит в следующем:

Утвержденные  бюджетные ассигнования  текущего года по главному распорядителю бюджетных средств, индексируются на  процент  планируемой индексации заработной платы работникам бюджетной сферы, на процент  предполагаемого  роста тарифов на коммунальные услуги, связь. В пределах бюджетных ассигнований, рассчитанных    указанным способом, главный распорядитель средств и формирует  бюджет муниципальных заданий для подведомственных учреждений.  И получается, что  утверждаются стандарты качества  предоставления муниципальных услуг с  определенными нарушениями, то есть в пределах возможностей бюджета. Если в стандартах качества услуг  заложить все требования и нормативы, то  на  финансовое обеспечение  выполнения муниципального задания нужно как минимум два сегодняшних бюджета. 

Решение данного вопроса видится в разработке и внедрении на территории  республики Саха (Якутия) единых  стандартов и единых  нормативов затрат  на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий по предоставлению услуг физическим и юридическим лицам. И  предоставления муниципалитетам межбюджетных трансфертов для финансового обеспечения   последних.

2. Разграничение расходов  учреждения по источникам их  финансирования. При  расчете  норматива  затрат на содержание  имущества  учреждения,  объемные показатели  потребляемых энергоресурсов  устанавливаются  равными  показателям отчетного года. Но в отчетном году учреждением было оказано не значительное количество платных услуг.  При   получении  в доходов от  предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в распоряжение учреждения  объем средств, получаемых учреждением, как правило, значительно  возрастает, а удельный вес затрат по содержанию имущества, используя которое, учреждение  получает дополнительный доход, - не  меняется.

Еще одна важная проблема, которую необходимо сформулировать и найти подходы к ее решению. Это контроль за исполнением задания и корректировка задания. Особенно актуально это станет, когда в массовом порядке пойдут внешние финансовые проверки исполнения муниципальных задания по объему и качеству и главном образом, будут оцениваться эффективность мер и санкций со стороны учредителя в случае неполного или некачественного исполнения задания.

Как действовать учредителю в случае, если муниципальное задание не исполняется учреждением? Тут все зависит от правового разрешения вопроса о том, является ли неисполнение задания предметом для применения каких-либо санкций к учреждению и его руководителю, или все же надо рассматривать данный факт как предмет для принятия управленческого решения.

Каким образом изъять средства, которые уже потрачены? Правовых механизмов этого на сегодняшний день просто не существует и, думается, что данный вопрос необходимо более четко урегулировать на законодательном уровне, так как со временем его актуальность и острота будут только возрастать.

В этой связи необходимо определить порядок корректировки муниципального задания в случае его неполного или некачественного исполнения. Данный порядок должен предусматривать создание комиссии, которая  будет рассматривать причины невыполнения муниципального задания, устанавливать срок выполнения плана мероприятий по устранению нарушений выполнения муниципального задания. Корректировка финансового обеспечения должна осуществляется одним из двух способов:

- снижение объема финансового  обеспечения на период до конца  финансового года пропорционально снижению контингента получателей услуг;

- уменьшение суммы субсидии  муниципальному учреждению на  будущий (плановый) период, в случае  выявления факта искажения отчетности  о выполнении муниципального  задания и/или отчетности по  контингенту получателей услуг.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного исследования в бакалаврской работе раскрыта значимость внедрения метода субсидирования бюджетных учреждений на выполнение муниципального задания, как  инструмента бюджетирования,  ориентированного  на результат.

Органы государственной власти, планируя бюджет на очередной период, определяют нормативную потребность в средствах на финансирование реализации дошкольных образовательных программ. Эти средства законодательно закрепляются за муниципалитетами для ДОУ через объёмы субвенций. До учреждений эти средства доводятся муниципалитетами на основе конкурса. В этой схеме участвуют все учреждения реализующие программы дошкольного образования и имеющие лицензию независимо от их принадлежности.

Расходы на содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в той их части, в какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования – за счет бюджетов вышестоящего уровня.

Важным шагом стал переход от сметного к нормативному долевому финансированию, включающему систему разделения оплаты услуг по содержанию и обучению детей в дошкольных образовательных учреждениях. Механизм нормативного долевого финансирования различных видов реализуемых основных общеобразовательных программ дошкольного образования обуславливает прозрачную конкуренцию образовательных учреждений.

При финансировании муниципальных ДОУ используются три канала: 
государственный бюджет – в виде субвенций, субсидий, или непосредственно в качестве соучредителей; муниципальный бюджет – на нормативной основе; родительская плата, часть которой муниципалитет может возмещать родителям в виде социальной помощи.

Метод бюджетирования, ориентированного на результат  имеет два направления: долгосрочные и ведомственные целевые программы и муниципальное задание  муниципальным учреждениям. Муниципальное задание  является одним из наиболее актуальных инструментов бюджетного планирования, позволяющих обеспечить  взаимосвязь  между достигнутыми (или ожидаемыми) результатами и  необходимыми для их достижения объемами бюджетных ассигнований. 

В ходе проведенного анализа во второй главе были выявлены основные проблемы в системе дошкольного образования Республики  Саха (Якутия), такие как:

  1. более 30 процентов детей по разным причинам не охвачены системой дошкольного образования;
  2. сокращение мест в ДОУ;
  3. обветшание и износ материальной базы;
  4. недостаточное финансирование дошкольной отрасли;
  5. средства, выделяемые системе дошкольного образования муниципалитетами, в настоящее время не позволяют полностью покрывать расходы по социально защищенным статьям, по затратам на текущее содержание, а также капитальные расходы (капитальный ремонт, приобретение оборудования).

Во второй главе была дана оценка бюджета МДОУ «Искорка» г. Ленска. Основным источником финансирования учебной и хозяйственной деятельности, социального развития коллектива учреждения и оплаты труда его работников служат средства местного бюджета, выделяемые по нормативам в расчете на одного ребенка, согласно годовой смете, и родительская плата. Основным направлением использования средств  бюджета МДОУ «Искорка» являются расходы, связанные с содержанием детского сада, заработной платой сотрудников, начисления на оплату труда, оплату коммунальных услуг,  на оплату услуг связи, транспортных услуг и т.п. В структуре расходов за анализируемый период произошли следующие изменения: рост  заработной платы, расходов на оплату льготного проезда и оплату льгот по коммунальным услугам работникам, налогов в связи с увеличением фонда оплаты труда, услуг связи, за счет повышения тарифов на оказание услуг, а также выявлена экономия по коммунальным и транспортным услугам. В целом  расходная часть бюджета   2011 года к 2010 году в среднем возросла на 25 %.

Информация о работе Особенности формирования бюджета муниципальных образовательных учреждений на примере муниципального дошкольного образовательного учре