Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2015 в 12:06, отчет по практике
Цели практики:
- расширение и систематизация знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам на основе изучения деятельности ЗАО"Бобруйскмебель" ;
- приобретение практических навыков и умений по всем видам профессиональной деятельности;
- развитие профессионального мышления и умения применять теоретические знания в практической деятельности.
Задачи практики:
- ознакомиться с организацией управления предприятием и его подразделениями;
- изучить задачи и функции экономических служб в системе управления производством;
- изучить технологию, организацию и планирование основного производства, мотивацию труда;
- провести экономический анализ хозяйственной деятельности одного из подразделений предприятия;
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАО "БОБРУЙСКМЕБЕЛЬ" 5
1.1 Характеристика предприятия, номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции 5
1.2 Организационная структура предприятия, задачи и функции подразделений.8
1.3 Организационная структура и функции ПЭО.................…………….........…14
1.4. Методы и технология управления производственным процессом……...........16
II . МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ И РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ ЗАО"БОБРУЙСКМЕБЕЛЬ".....................................................................................… 20
2.1 Роль планирования на предприятии.................................................................20
2.2 Планирование труда на предприятии............................................................. ..25
2.3 Подбор, набор и обучение.................................................................................27
2.4 Методы управления и анализ эффективности управления ...........................35
III. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ… 49
3.1 Анализ технико-экономических показателей ……………................................49
3.2 Финансовый результат и его анализ...…………………………………...…......53
3.3 Предложения по увеличению прибыли.............................................................60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………....………72
- Образование,
- профессиональная квалификация,
- деловитость и т.д.
Оценка квалификационного уровня дополняется определённым коэффициентом трудового участия каждого работника (KTV) в текущих результатах деятельности и количеством отработанного времени. Расчёт заработной платы при бестарифной системе оплаты труда определяется в следующей последовательности:
1. Ki=K*T*КТУ
Рассчитывается количество балов, заработанных каждым работником подразделения по формуле:
, где К – квалификационный уровень i–го работника
Т – количество отработанных чел-ч i-ым работником
КТУ – коэффициент трудового участия i-го работника
2.
N= i - Определяется общая сумма
баллов, заработанная всеми
3. d=ФОТ/N - Рассчитывается доля ФОТ, приходящаяся на оплату одного балла (руб.):
4. Зпi=d*Ni - Определяется заработная плата отдельных работников подразделения:
Разновидностью бестарифной системы оплаты труда можно считать рейтинговую систему оплаты труда. Она учитывает вклад работников в результаты деятельности предприятия и основана на долевом распределении фонда оплаты труда.
Процесс подбора кадров на Процесс подбора кадров на ЗАО «Бобруйскмебель» очень трудоемок. Отдел кадров совершает лишь первичный отбор кандидатов. Затем те кандидаты, которые на взгляд отдела кадров являются подходящими кандидатурами направляются на собеседование с руководителем подразделения. Далее руководитель подразделения, «отводит» подходящего кандидата на собеседование к своему непосредственному руководителю и так далее. Анализируя подобную цепочку на ЗАО «Бобруйскмебель» выяснилось, что в некоторых подразделениях она может составлять от 2 до 6 этапов отбора. Таким образом, процесс отбора кадров, существующий на ЗАО «Бобруйскмебель» трудоемок.
Даже если учесть, что каждый руководитель на собеседование затрачивает 10 минут, то в общем получается около 60мин. (1 час) на каждого кандидата. В дополнение к этому можно добавить, что далеко не каждый кандидат (примерно 1 из 6) оказывается в итоге принятым на работу, соответственно на каждого принятого работника приходится около 6 часов затраченного времени только на проведение собеседования.
Таким образом, если учесть что за 2012г. было принято 369 чел., то временные затраты предприятия оказались равными 369*6=2214ч.
Учитывая, что рабочий день 8 ч. Получается 276 рабочих дней в год затрачивается на подбор персонала (не отделом кадров). Это практически год!
Следовательно, примитивно можно подсчитать затраты на данное мероприятия, что составит 5240100 руб. (средняя заработная плата) * 12 месяцев = 62 881 200 руб.
Введение тестовой системы отбора укорачивает цепь отбора, и она становится равна 2 звеньям, выше рассмотренной цепи, что ведет к сокращениям потерь во времени в три раза. И как следствие: экономия в год составляет 62 881 200 руб/3=20 960 400 руб.
Совершенствование
Мы определили, что квалификацию необходимо повысить 35 работникам. Экономию за счет повышения квалификации рассчитаем по формуле:
где Чвн – численность рабочих, увеличивших уровень выполнения норм труда в результате повышения квалификации, чел. ∆Нв – прирост уровня выполнения норм труда, %. Нв1 и Нв2 – уровень выполнения нормы труда соответственно до и после повышения квалификации, %
Отсюда:
∆Н = (35 – 92,1 ) / 92,1 *100 = 4,9,
Эч = 35*(1- 0,75)[1]=8,75 чел.
Таким образом, экономия численности рабочих за счет повышения квалификации рабочие составляет 2 человека. Следовательно, экономия ФОТ составит: 8 чел *5240100руб.*12мес = 503 049 600 руб.
Затраты на обучение 35 работников составят порядка 450 000 руб. *35чел.= 15 750 000 руб.
Следовательно, экономический эффект составит 503 049 600-15 750 000 =487 299 600 руб.
Повышение квалификации рабочих – один из основных факторов совершенствования управления персоналом предприятия. Общее повышение исследуемого показателя способствует не только экономии численности работников, но и значительному повышению производительности труда. Это является интенсивным фактором развития производства, что в свою очередь способствует росту не только трудового, но и экономического потенциала предприятия. очень трудоемок. Отдел кадров совершает лишь первичный отбор кандидатов. Затем те кандидаты, которые на взгляд отдела кадров являются подходящими кандидатурами направляются на собеседование с руководителем подразделения. Далее руководитель подразделения, «отводит» подходящего кандидата на собеседование к своему непосредственному руководителю и так далее. Анализируя подобную цепочку на ЗАО «Бобруйскмебель» выяснилось, что в некоторых подразделениях она может составлять от 2 до 6 этапов отбора. Таким образом, процесс отбора кадров, существующий на ЗАО «Бобруйскмебель» трудоемок.
Как показывает практика, в случае материальной заинтересованности производительность труда увеличивается на 10%. Учитывая, что стимулирующая часть заработной платы после внедрения мероприятий составит 20% от заработной платы, то при средней зар.плате 5240100 руб. экономический эффект составит: 5240100*0,20*0,1=104 802 руб. ежемесячно с 1 человека. Следовательно, за год экономия составит: 104 802*12*398 чел. (только специалисты) =500 534 352 руб.
Здесь высвобождается фонд оплаты, который пойдет на реализацию выплат выходного пособия по уходу работника на пенсию при стаже работы на ЗАО «Бобруйскмебель» не менее 20 лет; единовременных вознаграждений к юбилейным датам работы сотрудников на предприятии; материальной помощи в случае материального затруднения. Фонд может быть равным 250 млн.руб.
Следовательно, экономический эффект от внедрения мероприятий по экономическому стимулированию составит в конечном счете 500 534 352-250 000 000 = 250 534 252
Общий экономический эффект от внедренных мероприятий составит:
20 960 400 +487 299 600+ 250 534 252 тыс.р. = 758 794 252 руб.
Высвобожденную сумму можно использовать также для стимулирования работников.
На сегодняшний день на предприятии существует большое количество нерешенных вопросов и противоречий в сфере оплаты труда.
Время диктует необходимость такой системы оплаты, которая формировала бы мощные стимулы развития труда и производства. Работник крайне заинтересован даже в небольшом повышении зарплаты. Работодатель же не торопиться повышать ее, экономя на оплате труда.
Одна из самых серьезных проблем в этой области – отсутствие жесткой зависимости величины оплаты труда от реальных усилий данного работника, а также от результатов его труда. Живя практически в долг, прежде всего из-за необходимости ежемесячной выплаты ипотечного кредита за собственное жилье, западный работник старается трудиться с большей отдачей, чтобы не оказаться в рядах безработных даже на короткое время; он весьма заинтересован в более производительном труде в расчете на более высокую оплату.
У наших работников, в отличие от западных, при низкой зарплате стимулы к производительному труд крайне ослаблены, а то и вовсе отсутствуют: возникает стремление поменьше напрягаться на своем официальном рабочем месте и больше сил и времени оставить на дополнительные заработки.
С другой стороны, высокая зарплата в развитых странах вынуждает предприятия искать и находить резервы повышения производительности труда (механизировать труд, лучше его организовать и т.п.), в результате чего увеличиваются возможности для нового повышения зарплаты. А поскольку налогообложение доходов прогрессивное, государственный бюджет пополняется. Потому для развитых экономик характерно стремление повысить минимальную зарплату и тем самым добиться общего увеличения зарплаты.
В нашей стране картина иная: низкая зарплата на фоне сохранения на предприятиях и в организациях излишней численности работников и невысокая производительность труда препятствуют повышению эффективности производства и уровня жизни.
Совершенствование систем оплаты труда, поиск новых решений, глубокое изучение Западного, и особенно Японского опыта, может дать нам уже в ближайшем будущем рост заинтересованности работников к высокопроизводительному труду. При решении проблемы доведения минимальной заработной платы до уровня прожиточного минимума, возможно снятие проблемы социальной напряженности. А это, конечно же, в комплексе с решением ряда других проблем в экономике нашей страны, может явиться стимулом экономического роста в будущем
3.1 Анализ технико-экономических показателей
Основные технико-экономические показатели являются синтетическими (обобщающими) параметрами предприятия. В своей совокупности эти показатели отражают общее состояние дел на предприятии в производственно-технической, хозяйственно-финансовой, инновационной, коммерческой, социальной сферах. Каждый показатель в отдельности обобщенно характеризует одно из направлений (сторон) его внутренней или внешней деятельности.
Анализ преимуществ и недостатков различных подходов к построению системы управления на предприятии позволит сделать правильный выбор в пользу конкретных структур, учитывая при этом состояние рынка и стратегию предприятия.
Анализ основных технико-экономических показателей включает в себя: сравнение оцениваемых показателей предприятия с соответствующими показателями других предприятий, осуществляющих аналогичную деятельность; сопоставление различных показателей предприятия между собой; сопоставление одноименных показателей предприятия за различные временные периоды; сопоставление плановых и фактически достигнутых показателей предприятия.
Путем сопоставления различных технико-экономических показателей определяются степень использования наличного производственно-технического аппарата (базиса) предприятия, сложившиеся соотношения между выпуском продукции и ее реализацией (объемом продаж продукции), производительностью труда и его оплатой, затратами и результатами, другие соотношения между отдельными сторонами и направлениями деятельности предприятия.
Информационной базой анализа являются материалы плановых документов, данные бухгалтерского и статистического учета и отчетности предприятия.
Анализ исходной информации предполагает, прежде всего, оценку ее представительности, поскольку состав имеющихся данных, временные периоды, которые они охватывают, определяют возможные направления последующего анализа основных технико-экономических показателей предприятия.
Непременным условием представительности исходной информации является присутствие в ее составе фактических (но не плановых) данных за последний отчетный период, предшествующий текущему периоду деятельности предприятия.
Таблица 3.1 – Анализ основных технико–экономических показателей ЗАО «Бобруйскмебель» за период 2010–2013 г.г.
Nn/n |
Наименование показателей |
Ед. изм. |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013год |
в т.ч.по кварталам за 2013год (нарастающим итогом) | |||
1 кв |
1 полуг | |
9 мес | ||||||||
1 |
Объем производства в сопоставимых ценах |
млн. руб. |
56347 |
67841 |
97488 |
105280 |
25946 |
50103 |
75953 | |
в действующих ценах |
млн.руб. |
30246 |
38726 |
73531 |
109490 |
26980 |
52100 |
78990 | ||
2 |
Темп роста объемов производства в сопоставимых ценах |
% |
93,4 |
120,4 |
143,7 |
108 |
108 |
108 |
108 | |
3 |
Показатель по энергосбережению |
% |
-3,0 |
-23,7 |
-16,2 |
-5,6 |
-5,6 |
-5,6 |
-5.6 | |
4 |
Запасы готовой продукции на конец отчетного периода |
млн. руб. |
2285 |
1667 |
3694 |
5390 |
5400 |
5450 |
5420 | |
5 |
Удельный вес запасов готовой продукции в среднемесячном объеме производства в фактических ценах |
% |
90,6 |
51,7 |
60,3 |
59,1 |
60 |
62,8 |
61,8 | |
6 |
Удельный вес новой продукции в объеме производства |
% |
2,7 |
20 |
17,0 |
17,0 |
17,0 |
17,0 |
17,0 | |
7 |
Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции |
% |
||||||||
8 |
Доля сертифицированной продукции в объеме промышленного производства |
% |
71,6 |
99,4 |
75 |
75 |
75 |
75 |
75 | |
9 |
Выручка от реализации продукции без налогов |
млн. руб. |
31852 |
42495 |
77000 |
109490 |
26980 |
52100 |
78990 | |
9а |
Выручка от реализации продукции с налогами |
млн.руб. |
35401 |
48239 |
87000 |
122108 |
30236 |
58180 |
87648 | |
в т. ч. выручка, оплаченная: |
_*_ |
34693 |
47274 |
85260 |
119666 |
29632 |
57016 |
85895 | ||
9.1 |
денежными средствами |
_*_ |
31153 |
42450 |
76560 |
107455 |
26608 |
51198 |
77130 | |
9.2 |
Не денежными средствами |
_*_ |
3540 |
4824 |
8700 |
12211 |
3024 |
5818 |
8765 | |
10 |
Индекс выручки от реализации продукции |
% |
98 |
98 |
98 |
98 |
98 |
98 |
98 | |
11 |
Объем экспорта |
тыс. долл. США |
6771,4 |
4444,6 |
4312,6 |
5390,8 |
1248,0 |
2527,0 |
4146,0 | |
12 |
Удельный вес экспорта в объеме реализованной продукции |
% |
60,9 |
31,4 |
47,4 |
41,7 |
39,2 |
41,1 |
44,5 | |
13 |
Объем импорта |
тыс. долл. США |
1956,7 |
1575,9 |
2752,5 |
2752,5 |
397,9 |
972,1 |
1908,9 | |
14 |
Сальдо внешней торговли товарами и услугами |
тыс. долл. США |
3078 |
2868,7 |
1560,1 |
2638,3 |
850,1 |
1554,9 |
2237,1 | |
15 |
Себестоимость реализованной продукцииции |
млн. руб. |
30782 |
40327 |
70250 |
98541 |
24282 |
46890 |
71091 | |
в т.ч . |
||||||||||
15.1 |
материальные затраты |
_*_ |
15790 |
20732 |
38287 |
52940 |
11540 |
22145 |
35775 | |
15.2 |
расходы на оплату труда |
_-*-__ |
8707 |
11377 |
19878 |
28165 |
6900 |
14590 |
21853 | |
15.3 |
отчисления на соц. нужды |
-*- |
2984 |
4049 |
6760 |
10139 |
2484 |
5252 |
7867 | |
15.4 |
амортизация осн. средств и нематериальных активов |
-*- |
324 |
860 |
991 |
1060 |
250 |
510 |
800 | |
15.5 |
прочие затраты |
-*- |
2901 |
3309 |
4334 |
6237 |
3108 |
4393 |
4796 | |
15.6 |
Валовая добавленная стоимость |
-*- |
14894 |
19319 |
37081 |
56550 |
15440 |
29955 |
43215 | |
15.7 |
Индекс роста валовой добавленной стоимости в процентах к предыдущему году |
% |
121 |
130 |
192 |
153 |
196 |
183 |
169 | |
16 |
Индекс себестоимости реализованной продукции |
% |
106,5 |
131 |
174,2 |
140,3 |
224,5 |
189,9 |
163,9 | |
17 |
Затраты на 1000 руб. товарной продукции |
руб. |
986,7 |
957,3 |
909,5 |
900,0 |
900,0 |
900,0 |
900,0 | |
18 |
Индекс доли материальных затрат в затратах на производство продукции по основному виду деятельности |
% |
97,7 |
101,9 |
104 |
98,5 |
87,6 |
89,2 |
92,5 | |
19 |
Индекс себестоимости реализованной продукции на 1000 руб. реализованной продукции |
% |
101,7 |
98,2 |
96,1 |
98,6 |
99,8 |
99,9 |
99,7 | |
20 |
Снижение материалоемкости промышленной продукции |
% |
1,2 |
-1,3 |
-1,1 |
-2,5 |
-2,5 |
-2,5 |
-2,5 | |
20.1 |
по основному виду деятельности |
% |
1,2 |
-1,3 |
-1,1 |
-2,5 |
-2,5 |
-2,5 |
-2,5 | |
21 |
Прибыль от реализации продукции |
млн. руб. |
1070 |
2168 |
6750 |
10949 |
2698 |
5210 |
7899 | |
22 |
Рентабельности продаж |
% |
3,4 |
5,1 |
8,8 |
10 |
10 |
10 |
10 | |
23 |
Рентабельности реализации продукции |
% |
3,5 |
5,4 |
9,6 |
11,1 |
11,1 |
11.1 |
11,1 | |
N п/п |
Наименование показателей |
Ед. изм. |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
в т.ч.по кварталам (нарастающим итогом) | |||
1 кв |
1 полуг | |
9 мес | ||||||||
24 |
Сальдо операционных доходов и расходов |
млн. руб. |
111 |
30 |
-570 |
<-680 |
-170 |
-340 |
-510 | |
25 |
Сальдо внереализационных доходов и расходов |
-*- |
-422 |
-1238 |
-2746 |
-3200 |
-750 |
-1520 |
-2290 | |
26 |
Прибыль до налогооблажения |
-*- |
1080 |
1698 |
3434 |
7069 |
1778 |
3350 |
5099 | |
27 |
Чистая прибыль |
-*- |
390 |
302 |
1374 |
4204 |
1269 |
2315 |
3307 | |
28 |
Использование прибыли по направлениям (указать) |
-*- |
||||||||
29 |
Остаток нераспределенной прибыли |
-*- |
390 |
302 |
1374 |
4204 |
1269 |
2315 |
3307 | |
30 |
Сумма просроченной кредиторской задолженности на конец отчетного периода |
млн. руб. |
||||||||
31 |
Уд. вес просроченной кредиторской задолженности в общей сумме |
% |
||||||||
32 |
Сумма просроченной дебиторской задолженность на конец отчетного периода |
млн. руб. |
||||||||
33 |
Уд. вес просроченной дебиторской задолженности в общей сумме дебиторской задолженности |
% |
||||||||
34 |
Средства организации на отчетную дату |
млн. руб. |
22780 |
24967 |
24625 |
25428 |
24720 |
24965 |
25360 | |
в т.ч. |
||||||||||
34.1 |
оборотные активы |
-*- |
14680 |
14561 |
14217 |
14187 |
14209 |
14237 |
13836 | |
34.2 |
внеоборотные активы |
-*- |
8100 |
10406 |
10408 |
11241 |
10511 |
10728 |
11524 | |
35 |
Численность работников в среднем за период |
чел. |
1126 |
1119 |
1097 |
1097 |
1097 |
1097 |
1097 | |
37 |
Среднемесячная з/пл.на 1-работающего |
тыс. руб. |
1662 |
1951 |
2607 |
4396 |
2113 |
2919 |
3856 | |
38 |
Производительность труда в промышленности |
% |
193 |
121 |
147 |
108 |
108 |
108 |
108 | |
39 |
Количество вводимых новых и модернизированных рабочих мест |
ед. |
||||||||
40 |
Выбытие рабочих мест |
ед. |
||||||||
41 |
К-т обеспеченности собств. оборотн. средств |
О |
0,iu3 |
0,243 |
0,425 |
0,327 |
0,382 |
0,387 | ||
42 |
К-т текущей ликвидности |
1,334 |
1,194 |
1,322 |
1,74 |
1,486 |
1,618 |
1,631 | ||
43 |
К-т обеспеч. финансовыми обязательными активами |
0,494 |
0,488 |
0,437 |
0,321 |
0,387 |
0,352 |
0,335 | ||
44 |
Инвестиции в основной капитал: |
млн. руб. |
696 |
1354 |
2925 |
1803,5 |
0 |
600 |
1203,5 | |
45 |
Источники инвестиций в основной капитал |
|||||||||
45.1 |
собственные средства |
млн. руб. |
696 |
1354 |
2925 |
1803,5 |
0 |
600 |
1203,5 | |
45.2 |
заемные средства |
-*- |
||||||||
45.3 |
республиканский бюджет |
-*- |
||||||||
45.4 |
местные бюджеты |
-*- |
||||||||
45.5 |
внебюджетные фонды |
-*- |
||||||||
45.6 |
иностранные источники (б/кредитов иностранных банков) |
-*- |
||||||||
45.7 |
кредиты банков |
-*- |
||||||||
45.8 |
средства населения |
-*- |
||||||||
45.9 |
прочие источники |
-*- |
||||||||
46 |
Прямые иностранные инвестиции на чистой основе |
тыс. долл. США |
||||||||
47 |
Расходы на разработки и внедрение современных интегрированных информационных систем и технологий |
млн. руб. |
||||||||
48 |
Объем полученной государственной поддержки |
-*- |