Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ и оценка эффективности производства говядины на предприятии и дальнейшее ее повышение.
Предмет исследования — производство говядины на предприятии, его сущность, значение и пути повышения эффективности.
Задачами данной курсовой работы являются:
* Выявление основных аспектов производства говядины на предприятии на основе изучения научной литературы;
* Определение факторов и показателей эффективного производства говядины в современных условиях;
* Анализ и оценка эффективности производства говядины на предприятии;
* Предложение мер по повышению эффективности производства говядины на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. РОЛЬ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА МЯСА КРС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………..6
1.1 Народно-хозяйственное значение повышения эффективности производства говядины и характеристика системы показателей ее измерения………………………………………………………………………….6
1.2 Место, роль, значение мяса КРС в насыщении продовольственного рынка……………………………………………………………………………….9
1.3 Зарубежный опыт производства говядины………………………………...14
1.4 Факторы, показатели эффективного производства говядины в современных условиях…………………………………………………………..16
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ГОВЯДИНЫ В СПК «Комайский-Агро»………………………………………………………............20
2.1 Характеристика предприятия и эффективность использования его ресурсного потенциала………………………………………………………….20
2.2 Производственный потенциал отрасли и ее место в отраслевой структуре хозяйствования…………………………………………………………………..25
2.3 Анализ и оценка эффективности производства говядины………………..27
2.4 Анализ финансовых результатов работы предприятия……………….......29
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ГОВЯДИНЫ В СПК «Комайский-Агро»……………………………………....32
3.1 Повышение продуктивности животных и качества продукции……….....32
3.2 Создание прочной кормовой базы путем повышения интенсивности и экономической эффективности кормопроизводства………………………..34
3.3 Снижение трудо-, энерго- и ресурсоемкости производства мяса КРС………………………………………………………………………………..36
3.4 Снижение себестоимости и повышение рентабельности производства говядины………………………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….............40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....41
Среднесуточный привес крупного рогатого скота по республике за 2011 год составил 538г. По сравнению с 1990 годом он увеличился на 192г или составил в процентном соотношении 149, 5 % . В сравнении с 2010 годом среднесуточный привес крупного рогатого скота составил 110, 9%.
Генетически обусловленная
продуктивность может быть
Таблица 1.5 – Расход кормов на производство единицы продукции животноводства в сельскохозяйственных организациях, ц к. ед.
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2010 |
2011 | |
На 1 центнер привеса крупного рогатого скота |
12,43 |
16,0 |
14,3 |
13,7 |
12,7 |
12,3 |
в т. ч. концентрированных |
3,39 |
3,92 |
2,2 |
2,9 |
3,1 |
2,7 |
Расход корма в расчете на единицу продукции в 2011 году составил 12,3 ц к.ед., по сравнению с 2010 годом он снизился на 0,4 ц к.ед, что свидетельствует о более рациональном использовании кормов и повышении эффективности производства скотоводства.
Тем не менее, в настоящее время производство говядины убыточно. Среднесуточные привесы на выращивании и откорме находятся в пределах 500 г при затратах кормов на 1 ц 12–13 ц корм.ед. (нормативный расход кормов 7–8 ц корм. ед.). Во многом убыточность производства говядины прослеживается в тенденции к увеличению удельного веса мяса птицы и свинины при снижении доли говядины. Об этом свидетельствуют данные таблицы 1.5.
Таблица 1.6 – Уровень рентабельности (+), убыточности (–) крупного рогатого скота, в процентах
Области |
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2010 |
2011 |
Брестская |
35,1 |
14,4 |
-16,6 |
-18,3 |
-27,4 |
-1,5 |
Витебская |
30,9 |
7,3 |
-24,4 |
-29,0 |
-34,6 |
-12,7 |
Гомельская |
32,9 |
5,9 |
-25,6 |
-29,7 |
-35,5 |
-10,1 |
Гродненская |
29,8 |
21,6 |
-4,3 |
-14,0 |
-27,1 |
0,7 |
Минская |
30,3 |
8,2 |
-17,3 |
-26,3 |
39,8 |
-16 |
Могилевская |
42,1 |
9,3 |
-24,1 |
-22,9 |
-28,3 |
-11,1 |
По республике |
33,3 |
10,7 |
-17,9 |
-22,6 |
-32,3 |
-7,9 |
Уровень убыточности в 2011
году составил по республике -7,9 %. В
Гродненской области
Производственный потенциал мясной отрасли Республики Беларусь на уровне государств СНГ довольно высок и составляет в общем объеме мяса, производимого в Содружестве, свыше 6%. Это четвертое место после России, Украины и Казахстана. Однако используется этот потенциал в пределах 55 – 60%. Основные импортеры республики – Россия (2/3 общего экспорта мяса и мясопродуктов), Узбекистан (1/7), Туркменистан (1/10). В целом экспорт продукции крупного рогатого скота представлен в таблице 1.5, из которой следует, что в 2011 году на экспорт другим странам ушло 96,7 тысяч тонн говядины. Таким образом, по сравнению с 2000 годом данный показатель увеличился в 7 раз.
В целом внешнеэкономическую деятельность мясного подкомплекса республики последних лет характеризует незначительное расширение экспортно-импортных операций при превышении темпов роста импорта над экспортом, но сохраняющемся положительном сальдо внешнеторгового оборота .
Таблица 1.7 – Экспорт продукции организациями Минсельхозпрода
Продукция |
Ед. изм. |
2000 |
2005 |
|
2011 |
нат. изм. |
нат. изм. |
нат. изм. |
нат. изм. | ||
говядина |
тыс.т |
5,4 |
35,3 |
122,0 |
96,7 |
С учетом имеющегося потенциала животноводства, опыта и традиций мясной индустрии значение мяса крупного рогатого скота в насыщении продовольственного рынкадолжно оставаться на высоком уровне и в дальнейшем быть ориентированным на экспорт. Согласно прогнозам, к 2015 году Республика Беларусь сможет предложить на внешний рынок 100 тыс. т мяса и мясопродуктов. Предпочтительным является развитие экспортно-импортных связей операций со странами ближнего зарубежья. Освоение более широкой географии мирового рынка предполагается только в качестве стратегического направления.
1.3. Зарубежный опыт производства говядины
Мясное скотоводство во многих странах мира развивается довольно динамично и наряду с увеличением поголовья скота обеспечивает рост производства говядины.
В 2010 г. мировое производство мяса КРС в убойном весе составило 57043 тыс. т., по прогнозным данным сентября 2011г. – 56848 тыс.т.
Основными производителями говядины в мире являются США (21% мирового рынка), Бразилия (16%) и страны ЕС (14%), в 2011г произведено соответственно 12048, 9030 и 8050 тыс. т.
Основными импортерами говядины являются США и Россия (по 15% мирового рынка каждая страна), 911 и 1050 тыс. т.
Ведущими экспортерами говядины остаются Бразилия (20% мирового рынка), Австралия (18%), США (13%) и Индия (12%).
В США наблюдается устойчивый рост объемов производства говядины. Общий объем забоя скота достиг на август 2011г. показателя в 3,10 млн. голов, а экспорт говядины составил 857680 тонн. Самым активным импортером американского мяса выступает Мексика.
Поголовье КРС и телят, помещенных на откорм для дальнейшей отправки на
скотобойни, составило 10,7 млн. голов по данным на 1 сентября 2011года. Это исторический максимум для данного сезона с 1996 года.
В Аргентине объем производства мяса сократился на 7 %, притом, что средний весовой показатель КРС вырос на 7 % до отметки в 231 кг.
Потребление говядины в Аргентине продолжает сокращаться, поскольку снижение поставок мяса привело к значительному росту цен. С начала текущего года средний объем потребления говядины по стране составил 54 кг на душу населения (для сравнения, в 2009 году – 69 кг).
Поголовье стада КРС в Аргентине сократилось из-за увеличения забоя коров и телок с начала 2011 года, которое выросло на 38 %.
Объем экспортных поставок скота из Аргентины на мировые рынки снизился на 17 % в годовом исчислении до 84 372 тонн убойного веса (для сравнения, в 2009 году за тот же обозреваемый период поставки скота составили 202 725 тонн).
В сентябре 2011 г. экспорт австралийской говядины и телятины на мировые рынки вырос на 8% в годовом исчислении до показателя в 81 965 тонн убойного веса.
Несмотря на ухудшение условий для экспорта австралийской продукции с апреля текущего года, в основном, из-за роста курса австралийского доллара, мировой экономической нестабильности и роста уровня конкуренции со стороны США на японском рынке, общий объем экспорта говядины за 9 месяцев 2011 года увеличился на 1 % по сравнению с прошлогодними показателями за тот же период и составил 693,6 тыс. тонн.
Очень перспективным экспортным направлением для Австралии в 2011 году стала Россия, объем поставок в которую только в сентябре вырос на 30 % и составил 7,1 тыс. тонн. С начала года поставки увеличились на 63 % и достигли 46,4 тыс. тонн. Россия стала четвертым по объемам и значимости экспортным рынком для австралийской говядины.
Австралия сможет воспользоваться всеми преимуществами, которые открывает экспортный рынок мяса, поскольку растущий спрос на мясо со стороны развивающихся рынков уже привел к тому, что общий ежегодный объем мирового потребления говядины в ближайшие 30 лет достигнет 120 млн. тонн.
Производство мяса на Украине в январе-сентябре 2011 г. возросло на 5% по сравнению с 2010 г. – до 2,11 млн. тонн (в живом весе), в т.ч. в сельскохозяйственных предприятиях — на 8,4%, в хозяйствах населения — на 0,7%.
По состоянию на 1 октября 2011 г. в Украине поголовье крупного рогатого скота составило 568,0 тыс. голов, что на 2,9% меньше данных на 1 октября 2010 г.
Импорт мяса в Украину в январе-августе 2011 г. сократился вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. – до 95 тыс. т. При этом экспорт мяса вырос на 50% – до 45 тыс. т.
По сравнению с потреблением мяса на душу населения 88 кг.в Беларуси, средний российский показатель – 68 кг в год на душу населения, в то время как в развитых странах в год потребляется 81–88 кг. Тем не менее, она заметно опережает развивающиеся страны, где потребление мяса и мясных продуктов равно 31,7 кг в год на человека при среднемировом потреблении в 40-42 кг в год.
1.4. Факторы, показатели
эффективного производства
Эффективность функционирования сельскохозяйственного предприятия и его отраслей зависит от ряда факторов, помимо природно-климатических условий, укрупнено делимых на факторы внешней рыночной среды и факторы внутренней организации производства.
Внешняя рыночная (экономическая) среда
создает стимулы либо принуждение
к изменению рыночного
В рыночных условиях наиболее важным для производителей является стремление получить наибольшую экономическую выгоду. Это предполагает производство сельскохозяйственной продукции с высокими потребительскими свойствами и низкими издержками. Отсюда, к факторам первого порядка, которые определяют общую массу прибыли от реализации скота и птицы, относятся уровень закупочных цен, себестоимость реализуемой продукции и объемы продаж скота либо готовых продуктов.
Уровень закупочных цен зависит
от качества реализуемой продукции,
каналов сбыта, существующего спроса
на продукт в определенный момент
времени и т.д. В настоящее время
цены на животноводческую продукцию
низкоэластичны, поскольку минимальный
их уровень устанавливается
Информация о работе Повышение эффективности производства говядины на примере СПК Комайский-Агро