Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 15:42, дипломная работа
Целью трудовой деятельности является получение продукта труда, то есть производство и сбыт конкретной продукции, продажа товаров или конкретной услуги. Для работника и трудового коллектива имеет значение продуктивность этого труда, выраженная уровнем полученного объёма работы на единицу трудозатрат, в том числе и единицу времени. И чем выше этот уровень, тем меньше приходится затрат на единицу времени, так как при высокой продуктивности труда, наблюдаемой при увеличении объёма работы, снижается уровень издержек особенно постоянных. Важной задачей организации труда является внимание к росту продуктивности труда, так как при его увеличении растёт объём работы, производимый за единицу времени, а время, затрачиваемое на единицу работы, уменьшается.
Введение 4
1 Производительность труда и ее влияние на экономическую деятельность предприятия 6
1.1 Сущность и основные понятия производительности труда 6
1.2 Экстенсивные и интенсивные пути повышения производительности труда 12
1.3 Воздействие динамики производительности труда на эффективность деятельности предприятия 17
2 Анализ производительности труда на ТОО «М и М лтд» 23
2.1 Общая характеристика предприятия 23
2.2 Анализ финансово-экономической деятельности 25
2.3 Анализ трудовых ресурсов 34
2.4 Производительность труда и ее динамика 43
3 Предложения по повышению производительности труда на ТОО «М и М лтд» 58
3.1 Основные направления совершенствованияпроизводительности труда 58
3.2 Эффективность внесенных предложений 62
Заключение 69
Список использованных источников 72
Отметим, что обучение может носить как индивидуальный, единичный, так и массовый характер. Кроме того, просматривается новейшая тенденция – введение в систему подготовки на местах элементов теоретического обучения. Роль теоретических курсов во внутрифирменном обучении заключается, на наш взгляд, в повышении уровня общего профессионального образования или повышении качества рабочей силы, а не просто адаптации имеющихся у персонала навыков к новому уровню производства и технологии.
2. Обучение в специализированных
учебно-курсовых комбинатах на
предприятиях. Эта форма подготовки
и повышения квалификации
3. Обучение в специализированных центрах вне предприятий, как правило, используется для подготовки специалистов для лицензированных видов деятельности.
4. Оплата обучения в учебных
заведениях отдельных, особо нужных
специалистов (целевая подготовка).
Фактически это также
В случаях необходимости массовой подготовки работников для работы на новом оборудовании предприятия находят смешанные организационные формы обучения, которые порождают дополнительные позитивные эффекты. Так, некоторым предприятиям удается развивать так называемый мультипликативный эффект обучения (когда профессионалы обучают местных работников, а те, в свою очередь, обучают остальных, становясь инструкторами – иначе говоря, обучение методом «снежного кома»). В этих случаях в организациях создаются предпосылки для естественного включения работников в процесс освоения техники и технологии, наблюдается волновой эффект саморазвития. Первоначально 1-2 работника проходят стажировку на фирмах-изготовителях. После их возвращения организуется обучение на рабочих местах, где обучившиеся выступают в качестве инструкторов и передают полученные знания, навыки и правила техники безопасности остальным работникам, которым предстоит иметь дело с этим оборудованием. Причем такой порядок обучения принимает вид не случайный, а плановый, возведенный в ранг фиксированной практики, так как затраты на стажировку учитываются при просчете альтернативных издержек на приобретение оборудования у различных поставщиков в качестве обязательного компонента.
Еще одним примером удачной организационной формы подготовки кадров является оплата услуг поставщика оборудования после выполнения комплекса работ «шеф-монтаж + фирменное обслуживание + обучение рабочих» («Бумажник»). На предприятии «М и М лтд» для организации нового производства в отделении оргсинтеза возможно использование практики приема и обучения новых работников одновременно с началом пуско-наладочных работ. Это не только повысит их квалификацию, но и усилит трудовую мотивацию. При помощи использования таких обучающих технологий предприятия создают на инновационных участках некий «кадровый плацдарм», на котором развертывается дальнейшее освоение инновации.
Иногда внутрифирменное обучение выполняет функцию источника пополнения работниками «исчезающих» профессий.
Интересно, что обучение и аттестация работников в целях обеспечения инновационного процесса используются как при внешнем найме, так и при использовании механизмов внутренней мобильности.
Наиболее рациональный подход к повышению квалификации демонстрируют предприятия с участием иностранных инвесторов. Главная черта такого подхода – комплексность решения, одновременное и дифференцированное использование различных форм обучения.
3.2 Эффективность внесенных предложений
Основным общим показателем экономической эффективности деятельности подразделений управления персоналом является рост производительности труда. Прирост производительности труда определяется через показатели:
Повышение освещенности на рабочих местах (замена ламп накаливания на люминесцентные), более рациональное использование рабочей площади и оборудования позволило сократить численность рабочих на 2 человека. Это оказало следующее влияние на прирост производительности труда:
П = 2 * 100 / (58 - 2) = 3,57 %.
Таким образом, экономия численности работников на 2 единицы дало прирост производительности труда 3,57 %.
Как уже было отмечено ранее, в отчетном периоде произошло снижение выработки продукции на одного работника по сравнению с предыдущим. Поэтому были предложено мероприятие по снижению трудоемкости продукции, что также должно увеличить производительность труда в анализируемом цехе. Совершенствование технологии ремонта, разработанное на предприятии, позволило снизить удельную трудоемкость следующих видов ремонта.
Проценты снижения трудоемкости на единицу выпускаемой продукции в результате внедрения мероприятий по каждому виду продукции представлены в таблице. 3.1.
Влияние снижения трудоемкости на рост производительности труда определим по формуле:
П=100*8,1/(100-8,1) =8,8 %.
Проверим по формуле:
П = (65682,4 / 60372,4 - 1) * 100 = 8,8 %.
Итак, прирост производительности труда в результате снижения трудоемкости выпускаемой продукции на 8,1 % составил 8,8 %.
В целом показатель производительности труда промышленно-производственного персонала увеличился на 12,37 % (3,57 + 8,8) за счет экономии численности работников и снижения трудоемкости продукции.
Из данных таблицы 2.18 видно, что целодневные простои составили 1,9 % от календарного фонда времени, а по причине болезни - 2,4 % календарного фонда времени. Для сокращения потерь рабочего времени был предложен ряд мероприятий.
Для сокращения потерь рабочего времени по болезни на предприятии был внедрен комплекс оздоровительных мероприятий, таких как: периодические медицинские осмотры персонала предприятия, проведение вакцинации и профилактики гриппа, клещевого энцефалита и других заболеваний, организация спортивных мероприятий. В результате введения этого комплекса мер годовые потери рабочего времени по болезни на 01.01.2010 г. составили лишь 1,1 %. Экономическую эффективность внедренных мероприятий предлагается рассчитать на основе данных таблице 3.1.
Таблица 3.1
Экономическая эффективность внедренного комплекса оздоровительных мероприятий
№ |
Наименование показателя |
Единицы измерения |
Количество |
1 |
Годовые потери рабочего времени по болезни
|
% % |
2,4 1,1 |
2 |
Численность рабочих до внедрения мероприятий |
человек |
40 |
3 |
Годовой объём проектируемого производства |
тенге |
23830000 |
4 |
Годовая выработка одного рабочего в базисном периоде |
тенге |
527143 |
Чтобы вычислить эффект внедрения мероприятий, сначала рассчитаем среднесписочную численность рабочих цеха, исчисленную на объем производства проектируемого периода по выработке базисного:
Ч ср. = 23830000 / 527143 = 45 человек.
Далее по формуле 1.51 рассчитаем относительную экономию численности работников:
Эч = (2,4 - 1,1) / (100 – 1,1) * 45 = 1 человек.
Тогда прирост производительности труда составит (по формуле 1.46):
П = 1* 100/(45-1)= 2,27 %.
Таким образом, за счет внедрения комплекса оздоровительных мероприятий прирост производительности труда рабочих составил 2,17 %. За счет этого выпуск продукции увеличился на 456361 тенге (40 * 502600 * 0,0217).
Потери от целодневных простоев в отчетном периоде составили 1,9 % от календарного фонда времени. Для сокращения этих потерь на предприятии введен строгий контроль за дисциплиной внутрихозяйственных отношений, а также хозяйственных отношений с поставщиками, смежниками и покупателями. Четко налажен контроль за нормированием и соблюдением норм запаса материалов и сырья на складе; отдел маркетинга ежедекадно предоставляет планы заказов от покупателей; работа вспомогательных рабочих налажена таким образом, чтобы обеспечить ритмичную работу ТОО «М и М лтд» без простоев; профилактика и текущий ремонт оборудования также способствуют уменьшению целодневных потерь рабочего времени. Данные для расчета экономической эффективности введенных мероприятий предоставлены в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Экономическая эффективность введения комплекса мер по снижению целодневных простоев в ТОО «М и М лтд»
№ |
Наименование показателя |
Единицы измерения |
Количество |
1 |
Годовые потери рабочего времени по болезни
|
% % |
1,9 0,4 |
2 |
Численность рабочих до внедрения мероприятий |
человек |
40 |
3 |
Годовой объём проектируемого производства |
тенге |
23830 |
4 |
Годовая выработка одного рабочего в базисном периоде |
тенге |
527143 |
Относительная экономия численности работников, вызванная снижением целодневных потерь рабочего времени до 0,4 %, рассчитывается по формуле:
Эч=(1,9- 0,4)/(100-0,4)* 40 = 1 человек.
При экономии численности работников в 1 человек прирост производительности труда по формуле 1.10 составит:
П = 1 * 100 / (45 -1) = 2,27 %.
За счет внедрения мероприятий по снижению целодневных потерь рабочего времени прирост производительности труда рабочих составил 2,27 %. Это увеличило выпуск продукции на 456361 тенге (40 * 502600* 0,0227), т.е. такую же величину, как и в предыдущем случае.
Одновременно с этим комплексом мероприятий на ТОО «М и М лтд» были повышена освещенность на рабочих местах (замена ламп накаливания на люминесцентные), улучшена работа вентиляционных установок, применена рациональная окраска стен и оборудования, все это позволило сократить потери рабочего времени и непроизводительные затраты труда. Единовременные затраты на эти мероприятия составили 130000 тенге. Оценку экономической эффективности проведенных мероприятий проведем на основе данных табл. 28.
Таблица 3.3
Оценка экономической эффективности проведенных мероприятий по улучшению условий труда на ТОО «М и М лтд»
№ |
Наименование показателей |
Единицы измерения |
Количество |
1 |
Годовой фонд рабочего времени одного рабочего
|
дней дней |
206 209 |
2 |
Среднесписочная численность рабочих на предприятии |
человек |
40 |
3 |
Годовой выпуск продукции
|
тенге Тенге |
20104000 20526184 |
4 |
Годовая выработка рабочего в базисном периоде |
Тенге |
527143 |
5 |
Условно-постоянные расходы в себестоимости продукции |
Тенге |
10554600 |
6 |
Стоимость технологического оборудования предприятия |
Тенге |
35273471 |
7 |
Единовременные затраты на внедрение мероприятий |
Тенге |
230 000 |
Определим расчетную среднесписочную численность рабочих ТОО «М и М лтд», исчисленную на объем производства планируемого периода по выработке базисного:
Чср = 20526184 / 527143 = 39 человек
Относительная экономия численности рабочих рассчитаем по формуле 1.50:
Эч= (209/206 - 1)* 40 = 1 человек.
За счет относительной экономии численности рабочих в 1 человек прирост производительности труда в цехе составит согласно формулы 1.43:
П = 1 * 100 / (39 - 1) = 2,6 %.
Таким образом, прирост производительности труда на ТОО «М и М лтд» составил 2,6 %.
Прирост объема производства за счет внедрения мероприятий по улучшению условий труда рассчитаем по формуле:
Р = (20526184 - 20104000) / 20104000 * 100 = 2,1 % или 422184 тенге (20526184 - 20104000).
Экономия на условно-постоянных расходах по формуле 1.60 составит:
Эсу =10554600* 2,1 / 100 = 221647 тенге
Экономия от улучшения использования оборудования рассчитаем по формуле 1.61:
Эку =35273471 * 0,15 * 2,1 /100 = 111111 тенге.
Обобщающим показателем экономической эффективности внедрения мероприятий по улучшению условий труда является годовой экономический эффект, рассчитанный по формуле 1.46:
Эг = 221647 + 111111 - 0,15 * 230000 = 332758 – 34500 = 298258 тенге.
Итак, за счет внедрения мероприятий по улучшению труда на ТОО «М и М лтд», прирост объема производства составил 2,1 %. А годовой экономический эффект составил 298258 тенге.
Отметим, что в числе причин увольнения почти вспомогательные работники указывали тяжелые условия труда. Дело в том, что ремонтный процесс осуществляется в условиях повышенной загазованности воздуха, что отрицательно сказывается на здоровье и самочувствии рабочих. Для улучшения условий труда рабочих был разработан комплекс мероприятий, которые должны были способствовать сокращению текучести рабочей силы. Этот комплекс включил в себя следующие мероприятия:
Единовременные затраты на внедрение этих мероприятий составят 170000 тенге. На основе данных таблицы 3.4 определим экономическую эффективность внедренных мероприятий.
Таблица 3.4
Экономическая эффективность внедрения комплекса мероприятий по улучшению условий труда
Наименование показателей |
Единицы измерения |
Количество |
Среднегодовой ущерб, причиняемый предприятию текучестью рабочих, в том числе: |
тенге |
746150,0 |
- потери, связанные с простоями
основных рабочих из-за |
тенге |
432767,0 |
- расходы на обучение новых рабочих |
тенге |
47007,0 |
- расходы на набор |
тенге |
146618,0 |
- доплаты |
тенге |
119758,0 |
Коэффициент текучести рабочих: - до внедрения мероприятий |
% |
7,4 |
- после внедрения мероприятий |
% |
3,6 |
Единовременные затраты на внедрение мероприятий |
тенге |
171600,0 |