Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 06:13, дипломная работа
Актуальность темы «Разработка рекомендаций по совершенствованию оплаты труда и стимулирования» на примере ОАО «Владхлеб» обусловлена тем, что в современных условиях предприятия, наделенные большими правами в области заработной платы, самостоятельно разрабатывают внутризаводские системы оплаты труда, не имея при этом ни каких методических материалов. Это затрудняет совершенствовать устаревшие тарифные условия оплаты и не позволяет широко применять прогрессивные, на мой взгляд, методы, такие как бестарифные системы и индивидуальные трудовые контракты.
Введение
1 Теоретические аспекты организации оплаты труда на предприятии
1.1 Понятие, сущность и функции заработной платы как социально
экономической категории
1.2 Основы организации оплаты труда в РФ
1.3 Отечественный и зарубежный опыт формирования современных моделей
стимулирования труда в организации
2 Анализ организации оплаты труда сотрудников ОАО «Владхлеб»
2.1 Организационно - экономическая характеристика предприятия
2.2 Оценка кадрового состава и организации оплаты труда
2.3 Анализ системы стимулирования труда работников организации
3 Пути совершенствования оплаты труда сотрудников ОАО «Владхлеб»
3.1 Рекомендации по совершенствованию оплаты труда на предприятии
3.2 Разработка программы премирования персонала компании
3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий
1 в установленные сроки
2 вовремя и верно относить в себестоимость продукции (дел, услуг) суммы начисленной заработной платы и отчислений органам общественного страхования;
3 собирать и объединять
Учет труда и заработной платы обязан обеспечить оперативный контроль над количеством и качеством труда, за применением средств, включаемых в фонд заработной платы и выплаты общественного нрава.
Вопрос о сути заработной платы практически постоянно принадлежал к количеству центральных вопросов финансовой теории. Заработная плата считается разветвленной группой и образцовым распределение являются распределение «по числу и качеству труда». Впрочем, рынок не гарантирует этого распределения. Именно это принуждает снова и снова обращаться к вопросу о сути заработной платы.
Известно, что сущность любого экономического явления может быть выявлена только при рассмотрении его взаимосвязи с другими экономическими явлениями. Заработная плата, например, непосредственно связана с формой собственности на средства производства.
Образовавшийся в России характер государства с присущими ему безальтернативными выборами и командной реализацией исправной власти не дозволяет разговаривать о какой-либо узкой взаимосвязи горожан со своими представителями. Случился отрыв конкретного производителя от настоящей власти над собственными представителями – сотрудники преобразились в наемных лиц страны.
Форма найма представляет предоставление гражданином собственной рабочей силы в управлении страны по уговору в размен на подходящую необходимую сумму средств. Согласно уговору администрация получает право применять труд сотрудника, как следует из потребностей производства и работающих правил поведения.
Иной стороной права администрации считается ответственность выплатить работнику предусмотренную уговором необходимую сумму наличных средств, когда он не соблюдал уговор. Следовательно, самое поверхностное определение заработной платы содержится в том, что это денежная сумма, оплачиваемая работодателем работнику за внедрение труда и заключительно согласно их обоюдной договоренности.
Наконец, по заработной платой понимают вознаграждение, установленное работнику за исполнение трудовых обязанностей. Оплата труда любого сотрудника ориентируется нанимателем, исходя из численности и свойства производимой работы, и наибольшим пределом не ограничивается.
1.3 Отечественный и зарубежный опыт формирования современных моделей стимулирования труда в организации
Вопрос о стимулировании людей к труду в России практически постоянно рассматривался с внеэкономических и внесоциальных позиций. Да, методом сочетания палочной выдержки и идеологических девизов, пусть и неэффективно, хотя какое-то время вынудить трудиться дружную семью народа удавалось. Хотя со временем глаза открылись, в том числе и у самых близоруких, а дружная семья если не развалилась, то стала переживать хронические фамильные неурядицы. Поэтому нам следует научиться стимулировать своих граждан не только к добросовестному труду, но и к содержательному труду, направленного на творение научных и технических ценностей, конкурентоспособных и идущих в ногу со временем мире. Поэтому и мировой навык в сфере стимулирования должен понадобиться нам в первую очередь.
В различных государствах есть разные модели мотивации и стимулирования труда. К примеру, в Японии, в ее базе лежит иерархия рангов. В США система стимулирования трудовой деятельности предполагает обоснование стратегических и тактических целей организации, установление на этой основе целей подразделения и каждого сотрудника, выбор средств для достижения целей, согласование общих, частных и индивидуальных целей.
Сегодня, без сомнения, возможно, заявить, что наиболее весомым ресурсом каждой организации считаются ее сотрудники. Путь к действенному управлению персоналом лежит через осознание мотиваций людей. Эффективность исполнения работ любой фирмы напрямую находится в зависимости от того, как ее работники заинтересованы в эффективной работе.
В России стимулирование трудовой работы складывается под действием внутренних факторов – потребностей, и внешних факторов – стимулов.
Состояние трудового стимулирования на данный момент в Российской федерации характеризуется следующими признаками:
1 общей трудовой пассивностью;
2 низкой значимостью
3 определением общественного
4 желанием иметь устойчивую, высокооплачиваемую работу, обеспечивающую нужный уровень потребностей.
Рассматривая стимулирование в России важно отметить, что оно ориентировано на более полную реализацию имеющегося трудового потенциала работника, на фактическую структуру его ценностных интересов и стремлений.
Необходимо стимулировать каждого работника так, чтобы он осознавал, что его собственное благополучие и уверенность в следующем дне зависит от финансового состояния организации, его клиентов, имиджа. Этому способствует усиление групповой мотивации в сочетании с индивидуальной.
Стимулирование как метод управления поведением персонала целесообразно использовать тогда, когда необходимо добиться от работника сверхнормативных результатов.
Самое главное в управленческой деятельности в области стимулирования - поставить каждому подчинённому такие цели, при достижение которых он гарантированно получит обещанные блага. Работник должен знать, какие требования к нему предъявляют, какое вознаграждение он получит при их неукоснительном соблюдении, какие санкции последуют в случае их нарушения.
К основным категориям стимулирования в России можно отнести:
1 нематериальное (моральное, стимулирование свободным временем)
2 материальное (организация оплаты труда, система участия в прибыли и капитале, разработка соц. пакета)
И в этом смысле стимулы труда являются элементами системы конкретных мер в распределительном механизме, действующем в организации.
Если проанализировать эффективность влияния различных методов на поведения человека в процессе трудовой деятельности то можно прийти к выводу, что эффективность труда во многом зависит не только от стимулирующих факторов, но и от среды, атмосферы, трудовой этики. Таким образом, можно составить перечень основных требований, при реализации которых вместе с мотивационными факторами можно максимально заинтересовать работника в производительном труде. Представим список таких требований:
1 не рекомендуется поддерживать создания каких-то специальных привилегий для руководства, которые расширяют разрыв между ним и теми, кто действительно выполняет работу;
2 необходимо увязывать вознаграждение с той деятельностью, которая приводит к увеличению производительности и эффективности работы организации в целом;
3 нужно выражать публичное признание тем сотрудникам, чьи усилия и полученные результаты превышают средние показатели для работников данной категории;
4 не стоит допускать возникновения и развития ситуаций, при которых интересы сотрудников могут приходить в противоречие с целями повышения благосостояния организации.
На Западе проблема стимулирования персонала понимается гораздо шире, чем в России. В нашей стране принято считать, что человек трудится исключительно ради денег. Конечно, вопрос о зарплате должен стоять на первом месте, ведь только очень редкие энтузиасты работают за идею. Но если компания представит своему сотруднику возможность посещать корпоративные курсы по изучению иностранного языка или абонемент в бассейн, то, разумеется, работник с большим удовольствием воспользуется этим предложением, а его лояльность повысится.
Помимо финансовой стороны, за рубежом заметная роль отводится нематериальным способам стимулирования. Западные менеджеры по управлению персоналом давно пришли к выводу о том, что сотрудники — главная ценность компании, их нужно холить и лелеять, ведь от трудоспособности коллектива зависит успех фирмы.
Современные тенденции формирования зарубежных систем мотивации труда в обобщенном виде приведены в таблице № 1.
Таблица № 1 – Особенности формирования зарубежных систем стимулирования труда
Страна |
Основные факторы стимулирования труда |
Отличительные особенности стимулирования труда |
США |
Поощрение предпринимательской
активности Высокая квалификация |
Сочетание элементов сдельной и повременной
систем Технологические надбавки |
Франция |
Квалификация Количество рационализаторских
предложений |
Индивидуализация оплаты труда Балльная оценка труда работника по профессиональному мастерству. |
Япония |
Профессиональное мастерство |
Пожизненный найм Единовременное пособие при выходе на пенсию |
Швеция |
Солидарная заработная плата |
Дифференциация системы налогов
и льгот |
Великобритания |
Доход |
Участие в прибылях Долевое участие в капитале участие |
Германия |
Качество |
Социальные гарантии Стимулирование труда |
В Японии человек устраивается на работу на всю жизнь. Будучи однажды принятым в компанию, японец остается там вплоть до официального выхода на пенсию. Фирма, в которой работает специалист, становится практически второй семьей. Следовательно, нематериальная мотивация сотрудников осуществляется по психологической схеме «отец-сын», где отцом выступает компания, а сыном — сотрудник.
Компания способствует получению кредита, а нередко и сама беспроцентно кредитует своих сотрудников. Также фирма берет на себя все расходы в случае дорогостоящей учебы работника и его детей. Многие японские компании финансируют семейные торжества своих сотрудников — свадьбы и юбилеи, а также организуют спортивные мероприятия. Некоторые предприятия предоставляют жилье своим сотрудникам.
В основе системы мотивации труда в США находится оплата труда. Наибольшее распространение получили различные модификации повременной системы оплаты труда с нормированными заданиями, дополненные всевозможными формами премирования.
Сейчас одной из самых распространенных в США форм оплаты труда, как для основных, так и для вспомогательных рабочих является оплата труда, сочетающая элементы повременной и сдельной систем. В этом случае дневной заработок работника определяется какпроизведение часовой тарифной ставки на количество часов работы. При невыполнении работником дневной нормы в натуральном выражении работу продолжают до выполнения нормы. Данная система оплаты труда не предусматривает выплату премии, так как, по утверждению американских экономистов, эти суммы уже заложены в высокой тарифной ставке рабочего и окладе служащего. Отличительной чертой рассматриваемой системы является простота начисления заработка и планирования затрат на заработную плату. Однако большинство фирм, как в США, так и в других странах склонны к применению систем, сочетающих оплату труда с премированием.
В США широко применяются коллективные системы стимулирования. Так, при применении системы «Скенлон» между администрацией и работниками предприятия заранее определяется норматив доли заработной платы в общей стоимости условно чистой продукции. В случае прибыльной работы предприятия и образования экономии заработной платы за счет достигнутой экономии создается премиальный фонд, который распределяется следующим образом: 34% направляется в резервный фонд для покрытия возможного перерасхода фонда заработной платы. Из оставшейся суммы 26% направляется на премирование администрации предприятия, 72% — на премирование рабочих. Премии выплачиваются ежемесячно по результатам прошедшего месяца пропорционально трудовому участию работника на базе основной заработной платы. В конце года резервный фонд полностью распределяется между работниками предприятия. Использование этой системы компанией «Мидленд-Росс» позволило на том же оборудовании повысить производительность труда на 21%, сократить текучесть кадров с 3,7 до 2,4%, вдвое снизить количество нарушителей трудовой дисциплины.
Информация о работе Разработка рекомендаций по совершенствованию оплаты труда и стимулирования