Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:17, курсовая работа
Методологическую и теоретическую основу курсовой работы составляют разработки ученых-экономистов по проблемам определения эффективности производственной деятельности предприятий. В работе использованы современные методы научного исследования экономических процессов. В качестве информационной базы использовались законодательные и нормативные документы органов власти и управления Российской Федерации, а также статистические данные и бухгалтерская отчетность предприятия.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические и методические основы стратегического планирования на предприятии……………………………………………………………………….5
Теоретические аспекты стратегического планирования………………….5
1.2. Методические основы стратегического планирования……………………7
1.3. Особенности стратегического планирования……………………………..16
2. Характеристика предприятия………………………………………………...21
2.1. Общая характеристика предприятия……………………………………....21
2.2.Результаты финансово-экономической деятельности предприятия………………………………………………………………..........24
2.3. Анализ конкурентоспособности предприятия…………………………….32
3. Разработка стратегического плана предприятия……………………………35
3.1. Обоснование параметров стратегического плана………………………...35
3.2. Разработка стратегического плана……………………………………….48
3.3. Эффективность стратегического плана……………………………………59
Заключение.……………………………………………………………….62
Список использованной литературы……………………………………66
Министерство образования и науки РФ
ФГОБУВПО «Марийский государственный университет»
Кафедра организации и управления в АПК
Курсовая работа
по дисциплине: «Планирование на предприятии»
на тему: «Разработка стратегического плана на примере
ООО «Пищекомбинат Мари-Турекского райпо»
студентка ИЭУиФ з/о ЭО-31
Обухова Ю.В.
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические и методические
основы стратегического планирования
на предприятии…………………………………………………
1.2. Методические основы
стратегического планирования……
1.3. Особенности
стратегического планирования……
2. Характеристика
предприятия……………………………………………….
2.1. Общая
характеристика предприятия……………………………………....
2.2.Результаты
финансово-экономической деятельности
предприятия…………………………………………………
2.3. Анализ
конкурентоспособности
3. Разработка стратегического плана предприятия……………………………35
3.1. Обоснование параметров стратегического плана………………………...35
3.2. Разработка стратегического плана……………………………………….48
3.3. Эффективность стратегического плана……………………………………59
Заключение.…………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………66
Введение
Переход
России от планово-регулируемой экономики
к рыночной невозможен без формирования
новой стратегии управления производственными
предприятиями. Такая стратегия
должна обеспечить адаптацию предприятий
к часто меняющимся условиям внешней
среды, характеризующейся
Использование маркетинговой стратегии при принятии управленческих решений, как показывает отечественный опыт, хотя и дает определенный положительный результат но, тем не менее, сдерживается из-за отсутствия научно обоснованных и практически приемлемых методов комплексной, интегрированной оценки эффективности производственно-сбытовой деятельности фирмы.
Методология и теория экономической оценки эффективности маркетинговой стратегии нашли определенное отражение в экономической литературе. Этим вопросам посвящены труды: Абрамшвили Г.Г., Гершкова И.Н., Глухова А.А., Горячева А.А., Демидова В.Е., Жих Е.М., Завьялова П.С., Злобина С.Ю., Капустина Н.Е., Котлера Ф., Лаврова С.Н., Лонге-Проллиуса X., Максимова Е.М., Пенькова Е.М., Панкрухина А.П., Соловьева В.А., Хруцкого В.Е., Аукционек С, Мишина Ю., Романова А.Н., Ковалева А.И., Недер Р., Войтенева В.В., Рашера, Р., Дорнбуша Р., и др.
Целью исследования является разработка стратегического плана предприятия. В рамках указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
Объектом исследования является ООО «Пищекомбинат Мари-Турекского райпо».
Предмет исследования - экономическая эффективность производственно-сбытовой деятельности предприятия при использовании маркетинговой стратегии.
Методологическую
и теоретическую основу курсовой
работы составляют разработки ученых-экономистов
по проблемам определения
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 67 страниц. В работе имеется 19 таблиц, 1 схема. Список использованной литературы включает 26 наименований.
1. Теоретические и методические основы стратегического планирования на предприятии
Для осуществления эффективного стратегического планирования необходимо иметь представление о сущности стратегического планирования в целом, его этапах и методах разработки стратегии.
В литературе даются различные определения стратегического планирования, что объясняется различными объектами анализа и аспектами рассмотрения, хотя сопоставление понятий свидетельствует, что принципиальных различий между ними нет.
Исходным для определения
Стратегическое планирование на предприятии АПК - один из видов долгосрочного планирования. Потребность в долгосрочном планировании обусловлена двумя основными факторами: длительным циклом процесса воспроизводства продуктов (услуг), зачастую не укладывающимся в рамки планового периода; необходимостью иметь четкие представления о перспективах развития экономики народного хозяйства, его отраслей, предприятий и субъектов Федерации. Долгосрочный план способствует определению реальных направлений развития, выявлению ресурсных ограничений, количественных и качественных последствий деятельности. Долгосрочное планирование применяется на всех иерархических уровнях управления народным хозяйством. Однако его значение, сущность и содержание существенно различаются. На уровне страны долгосрочное планирование представлено прогнозированием экономического и социального развития на основе стохастичности функционирования ее составляющих – отраслей, субъектов и т. д.; на уровне предприятия – стратегическим планированием, учитывающим возможность и необходимость достаточно жесткой организации всех элементов производственного процесса для наиболее эффективного его развития.
Стратегическое планирование – это процесс разработки и реализации стратегии формирования и развития предприятия как социально-экономической системы, его структурных подразделений в будущем на основе прогнозирования тенденций, определяющих параметров внешней среды, представляющих угрозу или благоприятные возможности для расширенного воспроизводства, приоритетных направлений и методов целенаправленного поддержания динамичной пропорциональности и эффективного использования стратегических ресурсов.
В стратегическом планировании сфера деятельности предприятия рассматривается объемно, в нее включают элементы как внутренней среды предприятия, так и внешней: социальные и политические факторы, вкусы и потребности покупателей, действия конкурентов и т. д. Оно ориентирует на перемены и нововведения, их стимулирование, основано на стратегическом мышлении и действиях, опережающих изменения экономических, технико-технологических, социальных, политических и других условий окружающей среды, предвосхищающих риски и улавливающих возможности ускорения развития предприятия.[5, c.241]
Стратегическое планирование на предприятии — это подсистема управления, ориентированная на стратегические цели, задачи, факторы, проблемы, будущую деятельность, информацию, компоненты внешней среды, результаты, альтернативы. Таким образом, при всем сходстве между стратегической и перспективной формами планирования они имеют существенные отличия.
В системе традиционного перспективного планирования предполагалось, что будущее может быть определено путем экстраполяции исторически сложившихся тенденций экономического роста. Итог такого подхода: при постановке оптимистических целей результат не сходится с данными целями. В системе стратегического планирования экстраполяцию заменяют стратегическим анализом, который связывает между собой перспективы и цели. На их основе разрабатывают стратегические программы, бюджеты и планы, осуществляется стратегический контроль. Стратегические планы закладывают основу будущей эффективности предпринимательской деятельности на предприятии.
Стратегическое планирование – значительно более сложный процесс по сравнению с традиционным перспективным планированием, что обусловлено объективными и субъективными трудностями. Оно приводит к более значительным и предсказуемым результатам. Так, по данным анкетных опросов 109 крупнейших американских корпораций, там, где управленческие решения основываются на результатах стратегического планирования, выше отношение прибыли к объему реализуемой продукции и доход на капитал.
Нет необходимости и
1.2. Методические
основы стратегического
В сложившейся практике стратегического планирования можно различить два основных подхода: а) жесткий формализованный и б) гибкий недетерминированный. По мнению известного исследователя темы Б. Карлофа, в обществе прослеживается переход стратегического мышления, еще недавно находившегося под прямым контролем и властью формализованных правил и инструкций, к гибкой системе стратегического планирования, для которой характерно рациональное с позиции фирмы поведение исполнителя в рамках заданной функции, что скрывает «неподнятую целину» новых возможностей управления. При гибком недетерминированном подходе значительно возрастают возможности менеджера фирмы адаптировать элементы плана к быстро меняющимся условиям рынка. Однако применение жесткой схемы стратегического плана может быть оправдано в определенных рыночных обстоятельствах, например в том случае, если фирма только начинает своей бизнес, у нее нет стабильности в сбыте, отсутствует надежный коллектив специалистов, нет опыта стратегического планирования и др.
При разработке стратегического плана рекомендуется пользоваться следующими правилами:
Правила целей и задач. При оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и будущем необходимо пользоваться понятиями «цели» и «задачи». Цель в стратегическом планировании — это результат, который должен осуществиться к намеченному сроку. Задача в стратегическом планировании — это управленческое решение, направленное на достижение целей фирмы. Основная роль стратегического плана состоит в обосновании целей и задач, устанавливающих наиболее значимые тенденции работы фирмы. [3, c.94]
Правила стратегии бизнеса. Они должны закрепить отношения фирмы с внешней средой и определить, какие виды продукции она будет разрабатывать, какую технологию использовать, куда и кому сбывать продукцию, каким образом добиваться превосходства над конкурентами.
Правила
организационной концепции. Они
устанавливают отношения и
Правила основных оперативных приемов. Используя их, фирма будет вести свою повседневную деятельность.