Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:17, курсовая работа
Методологическую и теоретическую основу курсовой работы составляют разработки ученых-экономистов по проблемам определения эффективности производственной деятельности предприятий. В работе использованы современные методы научного исследования экономических процессов. В качестве информационной базы использовались законодательные и нормативные документы органов власти и управления Российской Федерации, а также статистические данные и бухгалтерская отчетность предприятия.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические и методические основы стратегического планирования на предприятии……………………………………………………………………….5
Теоретические аспекты стратегического планирования………………….5
1.2. Методические основы стратегического планирования……………………7
1.3. Особенности стратегического планирования……………………………..16
2. Характеристика предприятия………………………………………………...21
2.1. Общая характеристика предприятия……………………………………....21
2.2.Результаты финансово-экономической деятельности предприятия………………………………………………………………..........24
2.3. Анализ конкурентоспособности предприятия…………………………….32
3. Разработка стратегического плана предприятия……………………………35
3.1. Обоснование параметров стратегического плана………………………...35
3.2. Разработка стратегического плана……………………………………….48
3.3. Эффективность стратегического плана……………………………………59
Заключение.……………………………………………………………….62
Список использованной литературы……………………………………66
Процесс стратегического планирования представляет собой замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных целей до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переформулированию планов) связями. Разработка стратегического плана проходит в несколько этапов, осуществляется в такой последовательности:
Рассмотрим указанные этапы подробнее.
На первом этапе, в ходе анализа среды хозяйствования фирма проводит исследование внешней и внутренней среды деятельности. Этот этап еще называется диагностическим. Фирма: 1) определяет условия среды, выделяя из них те, которые являются действительно значимыми для бизнеса; 2) проводит сбор и отслеживание информации об этих условиях; 3) составляет прогнозы параметров внешней среды; 4) производит оценку реального положения фирмы на рынке. Экономический анализ среды может включать пять аналитических блоков:
Анализ
среды характеризуется
При разработке
стратегического плана
для поля сильных возможностей — направления стратегии для получения отдачи сильных преимуществ фирмы;
для поля слабых возможностей — направления по преодолению слабых сторон бизнеса;
для поля сильных угроз — направления использования силы фирмы для устранения выявленных угроз;
для поля слабых угроз — направления, позволяющие избавиться от слабостей и предотвратить угрозы.
На втором
этапе фирма устанавливает
Цели фирмы можно классифицировать следующим образом:
а) идеал — это результат, который в принципе недостижим, но к которому надо стремиться, т. е. можно и нужно приблизиться;
б) собственно сама цель — результат, которого можно достичь в обозримом будущем;
в) подцель
— результат, который достигается
за определенное более близкое время;
подцели тесно связаны с
Цели фирмы должны отвечать следующим требованиям. Они:
Планы не должны представлять собой только то, что «было бы неплохо сделать» по мнению руководителей. Категория желательности не должна иметь места при постановке целей фирмы. Чтобы намеченные цели служили исходным пунктом для составления плана стратегии, они должны соответствовать критерию «трудно, но выполнимо», а для этого планы развития должны быть привязаны к конкретным измеримым задачам. Поэтому цели фирмы рассматриваются с учетом:
В современной теории планирования выделяют несколько сфер деятельности, где фирма определяет свои цели: а) положение фирмы на рынке; б) инновационная деятельность; в) уровень производительности; г) наличие производственных ресурсов; д) степень стабильности; е) система управления; ж) профессионализм персонала; з) социальная ответственность.
Типовыми
целями стратегического плана
Цели
фирмы могут быть экономическими
и неэкономическими. В предпринимательстве
приоритетными являются экономические
цели, среди которых лидируют цели
— получение прибыли, создание и
поддержание конкурентного
Экономические
задачи стратегии предполагают эффективное
достижение целей экономическими методами
и средствами. Любая фирма определяет
цель своей деятельности и направления
ее достижения, основой которой является
совокупность ресурсов, которыми она
располагает. Поскольку эти ресурсы
всегда ограничены, то фирма должна
определить, достижение каких целей
обеспечит наибольшую продуктивность
использования ресурсов. Выбор стратегической
цели всегда связан с определением
ее альтернативной стоимости, т.е. с
оценкой того, чем нужно пожертвовать,
чтобы достичь этой цели. Таким
образом, экономические задачи стратегического
плана фирмы предполагают такое
направление использования
Цели стратегического плана будут значимы, если высшее руководство фирмы: во-первых, правильно выбрало и четко их сформулировало; во-вторых, эффективно институционировало и информировало о них персонал; в-третьих, отразило цели в системе мотивации труда.
Цели фирмы должны быть понятны не только работникам фирмы, но и потенциальным ее клиентам.
Понятно,
что достижение таких диаметрально
противоположных целей, как производство
дешевой продукции и получение
высоких прибылей, требует сложного
и четко организованного
Цели деловой стратегии, в отличие от миссии, характеризуют более конкретные направления деятельности. На их основе будет строиться политика менеджмента, цен, персонала и др. Цели деловой стратегии детализируются в функциональных стратегиях, которые определяются в области маркетинга, сбыта, производства, НИОКР (Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы), инвестиций, финансов и персонала в соответствии с главенствующими целями фирмы. Разработка функциональных стратегий осуществляется не только специалистами по планированию, но и руководством среднего и низшего звена.
На третьем этапе в ходе стратегического анализа фирма сравнивает желаемые цели (результат 2-го этапа) с оценками анализа среды хозяйствования (результат 1-го этапа) и выявляет разницу между ними. Таким образом, цели бизнеса увязываются с оценкой среды хозяйствования. Эта работа может происходить по трем направлениям:
Посредством
стратегического анализа
Затем выбирается вид стратегии, который во многом определит круг типовых задач, программ и проектов, необходимых для достижения целей бизнеса.
На четвертом
этапе планирования проводятся экономические
расчеты и обоснования
После выбора окончательного варианта стратегического плана происходит его доработка и формализованное описание.
На пятом
этапе стратегического
На шестом этапе планирования составляется бюджет (бюджетирование). Это считается очень важным, хотя традиционно и недооценивается в российской экономической практике. Этап включает: 1) стоимостную оценку плана; 2) распределение ресурсов, в первую очередь финансовых.
На седьмом,
последнем этапе разработки стратегии,
который не является стадией непосредственного
планирования, определяются предпосылки
для создания новых планов с учетом
а) достижений фирмы по реализации планов;
б) разрыва между плановыми
Планы должны
отвечать поставленным целям и иметь
управленческую ценность. Поэтому предполагаемые
результаты этапов должны быть определены
в количественно измеримых
Элементы
стратегического планирования могут
представлять собой различную степень
агрегирования и
Процесс
планирования требует большой гибкости
и управленческого искусства. Участвующий
в процессе планирования персонал не
механически выполняет
Таким образом,
методологически различают
1.3. Особенности стратегического планирования