Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:17, курсовая работа
Методологическую и теоретическую основу курсовой работы составляют разработки ученых-экономистов по проблемам определения эффективности производственной деятельности предприятий. В работе использованы современные методы научного исследования экономических процессов. В качестве информационной базы использовались законодательные и нормативные документы органов власти и управления Российской Федерации, а также статистические данные и бухгалтерская отчетность предприятия.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические и методические основы стратегического планирования на предприятии……………………………………………………………………….5
Теоретические аспекты стратегического планирования………………….5
1.2. Методические основы стратегического планирования……………………7
1.3. Особенности стратегического планирования……………………………..16
2. Характеристика предприятия………………………………………………...21
2.1. Общая характеристика предприятия……………………………………....21
2.2.Результаты финансово-экономической деятельности предприятия………………………………………………………………..........24
2.3. Анализ конкурентоспособности предприятия…………………………….32
3. Разработка стратегического плана предприятия……………………………35
3.1. Обоснование параметров стратегического плана………………………...35
3.2. Разработка стратегического плана……………………………………….48
3.3. Эффективность стратегического плана……………………………………59
Заключение.……………………………………………………………….62
Список использованной литературы……………………………………66
Таблица 10
Анализ себестоимости единицы продукции по статьям затрат
№ п/п |
Статьи затрат |
Затраты на единицу продукции, руб. на 1 тонну. |
Отклонение 2009г и 2008г, +/- | |
2008 |
2009 | |||
1 |
Сырье, основные и вспомогательные материалы |
5130 |
4980 |
-150 |
2 |
Топливо, энергия на технологические цели |
530 |
550 |
+20 |
3 |
Прочие прямые расходы |
20 |
30 |
+10 |
4 |
Общепроизводственные расходы |
2150 |
2350 |
+200 |
5 |
Расходы на обязательное и добровольное страхование |
5 |
20 |
+15 |
6 |
Внепроизводственные расходы |
950 |
1210 |
+260 |
7 |
Расходы по оплате труда |
1060 |
1190 |
+130 |
8 |
Налоги |
4 |
17 |
+13 |
9 |
Единый социальный налог |
150 |
170 |
+20 |
10 |
Полная фактическая |
9997 |
10505 |
+508 |
Данные таблицы показывают, что фактические затраты на 1 тонну хлеба и хлебобулочных изделий на сырье и материалы в 2009 году были ниже уровня 2008 года на 150 рублей. Это произошло в связи с изменением цены единицы сырья. Уменьшение затрат на сырье и материалы на единицу продукции и увеличение выхода готовой продукции снижают себестоимость продукции.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.).
Прибыль — это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и не бюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.
Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:
Таблица 11
Анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой
прибыли за отчетный год
Состав балансовой прибыли |
2008 г |
2009 г | ||||
Сумма, тыс. р. |
Структура, % |
План |
Факт | |||
Сумма, тыс. р. |
Структура, % |
Сумма, тыс. р. |
Структура, % | |||
Балансовая прибыль |
1445 |
100 |
1365 |
100 |
1909 |
100 |
Прибыль от реализации продукции |
1234 |
85,4 |
1165 |
85,3 |
1632 |
85,5 |
Внереализационные финансовые результаты |
211 |
14,6 |
200 |
14,7 |
277 |
14,5 |
Как видно
из таблицы, план по балансовой прибыли
перевыполнен на 39,8 %. Наибольшую долю
в балансовой прибыли занимает прибыль
от реализации продукции (85,3 %), удельный
вес внереализационных
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели,
характеризующие прибыльность
3) показатели,
характеризующие доходность
Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Рентабельность
Рентабельность за 2009 год: R=Прп / Зрп = 1909 / 14987 * 100 = 12,7 %
Рентабельность за 2008 год: R=Прп / Зрп = 1450 / 12282 * 100 = 11,8 %
Рентабельность за 2007 год: R=Прп / Зрп = 957 / 12277 * 100 = 7,8 %
За период с 2007 по 2009 год рентабельность производства увеличилась на 4,9 % (12,7% – 7,8%)
На основании
приведенных данных о финансовых
результатах можно сделать
2.3. Анализ конкурентоспособности предприятия
Стратегические группы конкурентов. Фирма может не обращать внимания на конкурентов. Однако знание конкурентов, их товаров и методов работы на рынке может помочь повысить конкурентоспособность предприятия даже при небольших изменениях в работе. Конкуренция присутствует почти во всех сферах деятельности, это самый очевидный фактор внешней среды предприятия. Но, несмотря на свою очевидность, это наименее изученный фактор. Важность наблюдения за деятельностью конкурентов определяется тем, что это в некотором смысле зеркальное отображение собственной деятельности предприятия. Анализ конкурентов необходим для определения границ, в пределах которых возможно стратегическое продвижение конкурентов, а также для оценки возможной реакции и стратегического потенциала конкурентов. Осуществление такого анализа связано с обработкой обширной информации, которую необходимо добыть, обобщить и на ее основе сделать соответствующие выводы. Естественно, что создание системы по изучению конкурентов требует немалых вложений средств.
При анализе конкурентов важны следующие факторы:
Главные проблемы при анализе конкурентов связаны с тем, что сложно выявить всех конкурентов, также сложно наблюдать за всеми, поскольку конкурентов может быть очень много. Предложенная М. Портером идея выделения стратегических групп конкурентов, а по сути — сегментации конкурентов может сделать процесс анализа конкуренции управляемым. Данный подход полезен в тех случаях, когда отрасль состоит из нескольких групп конкурентов, причем каждая из них занимает четко различаемую покупателями, отличную от других позицию на рынке и имеет собственные способы работы с покупателями [6].
Стратегическая группа конкурентов — это множество соперничающих фирм в определенной отрасли, имеющих общие черты. Такими чертами могут быть схожие стратегии конкуренции, одинаковые позиции на рынке, схожие товары, каналы сбыта, сервис и другие элементы маркетинга. Установить стратегическую группу — значит определить барьеры, которые отделяют одну группу от другой. Такими барьерами могут быть размер предприятий, дифференциация товаров, специализированная рабочая сила, уникальные технологии, наличие патентов и т. д.
На освоенном Мари-Турекском и Параньгинском рынке предприятие имеет одного серьезного конкурента – ООО «Хлебснаб».
Таблица 12
Определение относительных преимуществ
ООО «Пищекомбинат Мари-Турекского райпо»
Характеристики |
Удельный вес, % |
ООО «Пищекомбинат Мари-Турекского райпо» |
ООО «Хлебснаб» | ||
баллы 0-100 |
общая оценка |
баллы 0-100 |
Общая оценка | ||
1. Цены |
30 |
85 |
25,5 |
80 |
24 |
2. Соблюдение сроков поставки |
20 |
85 |
17 |
80 |
16 |
3. Качество |
25 |
85 |
21,25 |
75 |
18,75 |
4. Сеть сбыта |
10 |
90 |
9 |
70 |
7 |
5. Управление |
15 |
75 |
11,25 |
70 |
10,5 |
Итого: |
100 |
84 |
76,25 |
Таблица 13
Профиль конкурентных преимуществ (недостатков)
ООО «Пищекомбинат Мари-Турекского райпо»
Характеристики |
Удельный вес, % |
Хуже конкурентов |
Лучше конкурентов |
Мероприятия | |||
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 | |||
1. Цена |
30 |
Наблюдать за конкурентами (отслеживать прайс-листы, нововведения) | |||||
2. Соблюдение сроков поставки |
20 |
||||||
3. Качество |
25 |
||||||
4. Сеть сбыта |
10 |
||||||
5. Управление |
15 |
||||||
Итого: |
100 |
Появление маркетинга, как определенной системы хозяйствования, метода решения производственно-рыночных проблем - это не что иное, как ответная реакция хозяйственной единицы, на такие процессы, как усложнение проблемы производства и реализации товаров вследствие стремительного расширения их ассортимента, быстрого обновления, небывалого ранее возрастания производственных возможностей, частых сдвигов в характере и структуре рыночного спроса, его конъюнктурных колебаний, все большего обострения конкуренции на рынке.
Маркетинг
- явление сложное, многоплановое
и динамичное. Этим объясняется невозможность
в одном универсальном
В настоящее время выдвинуто
уже около 2000 определений маркетинга,
каждое из которых