Разработка стратегического плана на примере ООО «Пищекомбинат Мари-Турекского райпо»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Методологическую и теоретическую основу курсовой работы составляют разработки ученых-экономистов по проблемам определения эффективности производственной деятельности предприятий. В работе использованы современные методы научного исследования экономических процессов. В качестве информационной базы использовались законодательные и нормативные документы органов власти и управления Российской Федерации, а также статистические данные и бухгалтерская отчетность предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические и методические основы стратегического планирования на предприятии……………………………………………………………………….5
Теоретические аспекты стратегического планирования………………….5
1.2. Методические основы стратегического планирования……………………7
1.3. Особенности стратегического планирования……………………………..16
2. Характеристика предприятия………………………………………………...21
2.1. Общая характеристика предприятия……………………………………....21
2.2.Результаты финансово-экономической деятельности предприятия………………………………………………………………..........24
2.3. Анализ конкурентоспособности предприятия…………………………….32
3. Разработка стратегического плана предприятия……………………………35
3.1. Обоснование параметров стратегического плана………………………...35
3.2. Разработка стратегического плана……………………………………….48
3.3. Эффективность стратегического плана……………………………………59
Заключение.……………………………………………………………….62
Список использованной литературы……………………………………66

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 2012 Планирование на предприятии.docx

— 121.13 Кб (Скачать файл)

Целью стратегического  планирования в пищевой отрасли  должно стать, прежде всего, совершенствование  ее производственно-организационной  структуры в направлениях, способствующих повышению рентабельности продукции, улучшению ее качества, повышению  эффективности использования производственных фондов.

Разработка  стратегических планов, обеспечивающих выживание предприятий, поддержание  равновесия между целями и возможностями  организации в изменяющихся рыночных условиях, обуславливает необходимость  решения следующих задач:

- определение  ключевых факторов окружающей  среды, выделение тенденций функционирования  отрасли, проведение оценки текущего  состояния и перспектив развития;

- формулирование  стратегических целей и задач  развития организации с точки  зрения эффективного использования  имеющихся ресурсов;

- создание  стратегии мобилизации ресурсов  организации для достижения основных  целей и задач ее развития.

Эффективность работы предприятий на различных  фазах жизненного цикла зависит  от отраслевых особенностей и конкурентной позиции на рынке.

При этом отраслевая принадлежность вносит ряд  особенностей в производственный процесс  предприятия, определяет характер потребляемых в производстве материалов и т. д., а это оказывает непосредственное влияние на показатели оборачиваемости  и рентабельности.

Анализ  состояния пищевой промышленности позволил определить следующие предпосылки общего характера, обуславливающие необходимость стратегического планирования данной отрасли экономики:

1.Сложная  и многоотраслевая производственно-хозяйственная  структура пищевой промышленности, характеризующаяся, с одной стороны,  низкой степенью мобильности  и адаптации производственно-организационной  системы предприятия к изменяющимся  условиям внешней среды. С другой  стороны - тесной взаимосвязью  с сельскохозяйственным производством,  а также возможностью интеграции  в рамках единого производственного  комплекса добычи природного  сырья и его последующей переработки  (первичные отрасли пищевой промышленности). Указанные характеристики обуславливают  распространение на данный сектор  промышленности рисков, связанных  с воздействием природных факторов  при осуществлении добычи первичного  сельскохозяйственного сырья, а  также специфических внутриотраслевых  рисков, связанных с производством  и реализацией пищевой продукции.

2.Организационно-производственная  структура предприятий пищевой  промышленности характеризуется  значительным удельным весом  в общем составе активов предприятия  объектов вспомогательного и  обслуживающего назначения, отличительной  особенностью которых является  низкая степень зависимости их  размера от масштабов производства. Функционирование этих активов  в большей степени подвержено  влиянию внешних факторов (степени  удаленности предприятия от источника  сырья и направлений сбыта  продукции, видового состава сырья).

3. Значительный  уровень концентрации капитала  на крупных промышленных предприятиях. Изначальная стратегия создания  предприятий пищевой промышленности  дореформенного периода предусматривала  максимальную концентрацию производственных  мощностей в рамках крупных  промышленных комплексов. Данная  стратегия базировалась на коллективизации  сельского хозяйства, что и  определило устойчивую сырьевую  базу пищевой отрасли. Изменившиеся  условия хозяйствования обусловили необходимость разработки стратегии адаптации данных крупных производственных комплексов к условиям рыночных взаимоотношений с сельскохозяйственными производителями, созданию устойчивых каналов снабжения сельскохозяйственным сырьем.

4.Сырьевая  база пищевой промышленности  имеет ряд особенностей, связанных  с сезонностью, переработкой скоропортящегося  сельскохозяйственного сырья и  выработкой скоропортящейся и  труднотранспортируемой продукции,  необходимостью оптимального географического  расположения предприятий и сложностью  прогнозирования материальных ресурсов. Сезонность деятельности приводит  к дисбалансу притоков и оттоков  денежных средств и возможности  прекращения деятельности вследствие  отсутствия оборотных средств  для организации закупки сырьевых  ресурсов и содержания производственных  фондов.

5.Тесная  связь с сельскохозяйственным  производством обуславливает цикличность  развития пищевой промышленности, которая определена естественным  процессом возобновления сельскохозяйственного  сырья, его сбора (добычи) с  учетом риска возможных неурожайных  лет, ухудшения промысловой обстановки, сокращения продуктивности сельскохозяйственной  базы и других факторов, свидетельствующих  об истощении сырьевой базы. Циклы  снижения деловой активности  чередуются с периодами интенсивного  роста, что обуславливает при  осуществлении долгосрочных инвестиций  учет возможного падения результатов  работы, вызванного естественными  причинами окружающей среды. Интенсивность  воздействия данного фактора  зависит от отраслевой структуры,  возможностей конкретного предприятия  обеспечить первичную добычу  и переработку сельскохозяйственного  сырья. По мере специализации  предприятия на вторичной переработке  интенсивность воздействия циклов  изменения ситуации с производством  сельскохозяйственной продукции  сокращается.

6. Скоропортящийся и труднотранспортируемый характер готовой продукции определяет локальность рынков сбыта. Вместе с тем, большая часть продукции, выпускаемой данной отраслью, относится к товарам первой необходимости и пользуется безусловным спросом. В силу малой капиталоемкости выпуска значительной части пищевой продукции, а также в качестве производителя продуктов питания, являющихся необходимым условием жизни и здоровья населения, пищевая промышленность является достаточно привлекательной для инвестиций.

Сложность и многозначность условий устойчивого  развития пищевой промышленности, возникающих  исходя из вышеуказанных особенностей функционирования, требуют применения комплексных мероприятий и организации  программных разработок, включающих изучение тенденций развития, мониторинг получаемых результатов, внесение своевременных  корректировок для достижения поставленных стратегических целей.

Особенностями пищевой промышленности, как объекта  планирования являются: возможность  многовариантных прогнозов производственной программы и соответственно материально-технической  базы; при этом формирование материально-технической  базы, в свою очередь, обусловлено  зачастую масштабом деятельности, связанной  с добычей сырья растительного  или животного происхождения  и, таким образом, подвержено значительным колебаниям;

необходимость пропорционального развития отношений  между отдельными элементами пищевой  промышленности;

жесткая специализация промышленных предприятий  по виду обрабатываемого сырья, тесная связь с сельскохозяйственным производством;

возможность объединения в рамках единого  производственного комплекса производства различных направлений, в том  числе и специализирующихся на выпуске  непищевой продукции;

относительно  небольшая разница в затратах на единицу товарной продукции между  предприятиями различных размеров. Указанный факт обусловил перераспределение  производства материалоемкой и трудоемкой пищевой продукции, требующей развитой производственной базы в постреформенный  период от крупных перерабатывающих комплексов к производственным подразделениям меньшего масштаба деятельности (малым предприятиям);

стабильный  высокий уровень материальных расходов в структуре себестоимости продукции (60 - 70% в общей сумме затрат промышленных предприятий) исключает возможность  повышения эффективности работы путем использования более дорогостоящих  материалов (топливо, специй, тароупаковочных  материалов, сырья и полуфабрикатов) и влечет за собой ограниченные возможности  замены дешевых видов сырья и  полуфабрикатов дорогими; пищевая продукция  относится к товарам первой необходимости, определяющей условия жизни населения, и мало подвержена влиянию фактора  замены.

Указанные особенности значительно усложняют  задачу применения в пищевой промышленности метода экономико-математического  моделирования при планировании перспектив развития, получившего наибольшее распространение последние 10-15 лет. Поэтому на протяжении долгого времени осуществлялись разработки экономико-математических моделей не всего комплекса, а лишь отдельных его элементов.

Модель  рынка пищевой продукции может  быть охарактеризована следующими факторами:

1) стадия  жизненного цикла продуктов;

2) влияние  покупателя;

3) влияние  поставщика;

4) угроза  появления на рынке новых конкурентов.

Степень влияния вышеперечисленных факторов на успешность стратегии, реализуемой  предприятием пищевой промышленности, зависит от специфических особенностей спроса, структуры рынка и степени влияния на конкурентную ситуацию его участников конкретного подкомплексах.

 

 

2. Характеристика предприятия

2.1. Общая характеристика предприятия

Мари-Турекский  район расположен в северо-восточной  части Республики Марий Эл, население  района составляет свыше 26,7 тыс. чел, в  том числе в поселке проживает  свыше 6,2 тыс. чел.

В структуре  экономики района доминирующую роль играют промышленность и перерабатывающая отрасли.

Производством сельскохозяйственной продукции в  районе занимаются 17 сельхозпредприятий. На селе развиваются новые формы  хозяйствования, зарегистрировано 67 фермерских хозяйств.

Доля  аграрного сектора в валовом  региональном продукте составляет около 73%. Основными направлениями производственной специализации в сельском хозяйстве  является производство зерна и мясомолочное  животноводство.

Объем производства продукции сельского хозяйства  по всем категориям хозяйств за 2011 год  составил 1593,1(1173,0) млн. руб.,  в т.ч. 705,7 млн. руб  - сельхозпредприятий, индекс физического объема к соответствующему периоду прошлого года – 119%, в т.ч. сельхозпредприятий – 129,7%. 

Минерально-сырьевая база района крайне ограничена. Промышленное значение имеют лишь запасы сырья  для производства строительных материалов и строительных дорог.

На территории района действуют 6 промышленных предприятий. В структуре промышленности ведущее  место занимает молочная и пищевая промышленность. За 2011 год  отгружено промышленной продукции по полному кругу предприятий в объеме 226,7 млн. рублей, индекс физического объема промышленного производства составил 85,1%.

Молочная  промышленность района представлена ООО «Агрофирма Залесье», занимающаяся выпуском масла крестьянского, сметаны, сыра, нежирной молочной продукции.

Основу  пищевой промышленности района составляют два предприятия Мари-Турекского райпо: пищекомбинат и коопзаготпром.

       В районе действует 156 торговых единиц, из них 97 предприятий торговли и общественного питания принадлежит Мари-Турекскому райпо.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что потребительская кооперация занимает ведущее место в экономике  района.

Мари-Турекская  районная потребительская кооперация была организована 1 июля 1924 г.

Райпо осуществляет свою деятельность по 5 отраслям: торговля, общественное питание, производство, бытовые  услуги, заготовки. Все отрасли работают в тесной взаимосвязи, как одна хорошо отлаженная система.

Для более  эффективного развития производственной деятельности 1 января 2003 года выделили эту отрасль как самостоятельное  юридическое лицо – общество с  ограниченной ответственностью «Пищекомбинат  Мари-Турекского райпо».

В своей  деятельности общество руководствуется  Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом «Об обществах  с ограниченной ответственностью»  и иными законодательными актами, а также Уставом и Учредительным  договором.

Участником  и учредителем общества является Мари-Турекское райпо.

 Место  нахождения общества: Россия, Республика  Марий Эл, поселок Мари-Турек,  улица Комсомольская,72.

Предприятие приобрело право юридического  лица с момента регистрации, имеет  обособленное имущество, самостоятельный  баланс, может от своего имени заключать договора, приобретать имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Органами  управления в обществе является общее  собрание и директор общества. Высшим органом общества является общее  собрание его участников. В соответствии с законодательством Российской Федерации, собрание участников общества должно проходить, по крайней мере, один раз в год независимо от других собраний.

Уставный  капитал общества составляет 20000 рублей.

Имущество (здания, оборудование, механизмы, автотранспорт) предприятие арендует у учредителя – Мари-Турекского райпо. Ежегодно заключается договор аренды имущества.

Имущество предприятия состоит из основных фондов и оборотных средств.

Источником  формирования имущества предприятия  являются:

Информация о работе Разработка стратегического плана на примере ООО «Пищекомбинат Мари-Турекского райпо»