Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 08:36, дипломная работа
Цель исследования – раскрыть сущность и содержание деятельности МУП БТИ г.Магнитогорска в системе ГТУ.
Исходя из цели и гипотезы исследования нами были определены следующие задачи:
1. Изучить и показать историю становления и развития ГТУ в России и специфику формирования БТИ в г.Магнитогорске.
2. Раскрыть сущность, организационную структуру и функции БТИ.
3. Показать юридический статус БТИ г.Магнитогорска и его взаимосвязь с другими муниципальными органами власти.
4. Выявить основные направления деятельности БТИ и пути его дальнейшего совершенствования.
Введение…………………………………………………………………...…………..3
Глава 1. Государственный технический учет – системное общественное явле-ние………………………………………………………………………………………7
1.1. История становления и развитие государственного технического уче-та в России и специфика формирования БТИ в г.Магнитогорске…………...…7
1.2. Свойства, организационная структура и функции БТИ……………….13
1.3. Юридический статус БТИ г.Магнитогорска и его взаимодействие с муниципальными и иными органами вла-сти…………………………………...23
Глава 2. Основные направления деятельности БТИ г.Магнитогорска……………34
2.1. Инвентаризация жилого и нежилого фондов г.Магнитогорска……….34
2.1.1. Порядок проведения государственного технического учета и тех-нической инвентаризации объектов недвижимо-сти….….........................34
2.1.2. Состав сведений Реестра объектов недвижимости…......................37
2.1.3. Структура органов и организаций государственного технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости………...39
2.1.4. Архивы организаций технической инвентаризации………………43
2.1.5.Порядок предоставления информации организациями технической инвентариза-ции…………….........................................................................44
2.1.6. Финансовое обеспечение деятельности организаций технической инвентариза-ции…………….........................................................................46
2.2. Рационализация деятельности БТИ……………………………………..47
2.3. Правовое обеспечение деятельности БТИ……………………………...56
2.4. Информационное обеспечение деятельности БТИ…………………….58
Заключение……………………………........................................................................64
Список использованных источников и литературы………………………………..68
В этих двух важнейших законодательных актах значение инвентаризации основных фондов жилищно-коммунального хозяйства определялось такими народохозяйственными задачами как получение данных для составления балансов народного хозяйства; обеспечение оценочной базы для правильного воспроизводства основных фондов местных Советов путем амортизационных накоплений и обязательное для налоговых и страховых органов пользование оценками и данными инвентаризации земель и строений.
Для создания финансовой базы, обеспечивающей проведение инвентаризации Правительством РСФСР были изданы постановления, согласно которым инвентаризация земель, строений и других основных фондов коммунального хозяйства в городах и поселках должна была производиться за счет средств частных владельцев, учреждений, предприятий и организаций, распоряжении или пользовании которых находятся жилищно-коммунальные фонды. Объекты, содержащиеся за счет средств местного бюджета (школы, больницы и т.д.), согласно этим постановлениям должны инвентаризироваться за счет бюджетных ассигнований.
В развитие постановлений Правительства РСФСР НКВД РСФСР были изданы инструкции «По проведению местными органами коммунального хозяйства инвентаризации земель и строений» от 27.04.1930г. за №228, «По производству регистрации текущих изменений в составе, состоянии и стоимости коммунальных имуществ и городских домовладений» от 30.04.1929г. за №114 и «О порядке взимания, расходования и учета платы за производство инвентаризационных работ» от 29.04.1930г. за №321.
Издание специальных
законодательных актов и
Установлено, что до выхода этих нормативных актов инвентаризация строений и усадебных земель производилась лишь в единичных городах (Москва, Иваново, Горький) и по местным программам. Еще длительное время состояние инвентаризации было в России неудовлетворительным.
Основной недостаток
инвентаризационно-оценочных
В результате страховые и налоговые органы отдельных областей проводили свои операции на разной рыночной базе. Особенно большим недостатком являлось их устарелость, вследствие чего оценочная стоимость строения явно занижалась, что соответственно снижало как размеры страховых платежей, так и страхового возмещения за убытки, причиняемые стихийными бедствиями, в целом снижая размеры налогов со строений.
Очевидно, что все это отрицательно сказывалось на состоянии местных бюджетов. В балансах домоуправлений занижение стоимости строений приводило к занижению амортизационных начислений и средств, выделяемых на капитальный ремонт.
Большие затруднения
возникали в случаях
Помимо этого, оценкой охватывался не весь городской домовой фонд; были строения, застройки, принадлежащие гражданам на правах личной собственности, которые не инвентаризировались и не оценивались.
Методы оценки по областям не были унифицированы и отсутствовало их обоснование.
Отсутствие единой методологии и программы приводило к невозможности обобщения данных инвентаризации строений как по России в целом, так и по Союзу.
Вследствие этих причин Экономический Совет при СНК СССР издал Постановление «Об оценке строений для государственного страховании» от 26.04.1939г. за №884, согласно которому на систему наркомхозов союзных республик было возложено проведение генеральной переоценки строений в городах и поселениях городского типа по всему СССР.5
В развитие этого Постановления НКФ СССР издал инструкцию «Об оценке строений в городах, рабочих и дачных поселках и поселениях городского типа» от 11.06.1939г. за №335/125, а на ее основе наркомхозы союзных республик издали свои инструкции по переоценке строений. Так Наркомхоз РСФСР издал технические инструкции «По оценке строений» от 17.11.1940г. и «По составлению ценников на строительные материалы» от 11.11.1940г. и «Укрупненные показатели расхода рабочей силы и материалов для оценки строений» от 9.01.1940г, 8.04.1940г, 16.05.1940г, 27.06.1940г.
На основе этих руководящих документов областные и краевые отделы коммунальных хозяйств и наркомхозы автономных республик составили ценники, т.е. сборники оценочных норм для оценки строений, которые, по согласованию с областными (краевыми) и республиканскими (АССР) органами Госстраха и исполкомами СНК АССР, утверждались НККХ РСФСР.
Издание инструкций НКФ СССР и инструкций наркомхозов союзных республик способствовало установлению единого организационного плана и единой методологии и программы оценочных работ в целом по Союзу. В результате произведенной на их основе генеральной переоценки строений оценочные данные различных городских поселений приведены к единому уровню цен и норм 1939г.6 оценочная стоимость строений по Союзу повысилась в 2,5-3 раза, а поступления с налога со строений и страховых платежей возросли более чем на ¼ миллиарда рублей.
В военный период уточнения наличия и состояния домового фонда в городах, рабочих, дачных и курортных поселках в местностях, освобожденных от немецкой оккупации, Наркомхозом РСФСР была издана инструкция «О проведении в освобожденных от немецкой оккупации городах и поселках технической инвентаризации строений» от 22.07.1943г. оценка строений по этой инструкции была проведена по этой методике, установленной еще в 1939г. в дальнейшей истории технической инвентаризации можно выделить следующие этапы:
1944-1950г.г.- полная инвентаризация строений и правовая регистрация освобожденных городов и поселков, текущая в «тыловых» районах; восстановление и расширение системы БТИ;
1960-1972г.г. – переоценка, определение износа основных фондов страны;
1982г. – полная переоценка домового фонда, коммуникаций, земных зон для целей государственного страхования.
История возникновения и функционирования БТИ в г.Магнитогорске начинается с 1935 года. Первоначально эта структура называлась - организация ТЭУ. Она располагалась на левом берегу близ ММК и ее первым руководителем был Антонов Н.Г. Организация насчитывала 15 человек, которые и осуществили первичную инвентаризацию и провели первую переоценку домового фонда к 1941 году. В годы ВОВ ТЭУ переименована в БТИ. Ее возглавляет Батурина Н.И., состав персонала резко сократился, т.к. пятеро сотрудников бюро Федотова В.Н., Рогожкина З.А., Кудрин П.И., Жуковин А.В. и Ховлюк П.Т. ушли на фронт и погибли, защищая Родину.
Деятельность БТИ была временно приостановлена и вновь возобновила свою работу лишь в 1946 году .
В послевоенные годы часто менялось руководство БТИ и резко вырос объем работ. Затем в 60-70-е годы увеличивается численный состав персонала БТИ и объемы работ, продолжается инвентаризация инженерных сетей города, открываются филиалы в поселках Верхнеуральске и Агаповке.
В начале 90-х годов с принятием Федерального Закона «О приватизации» качественно изменяется как руководство БТИ (его начальником была назначена известный в городе специалист-управленец Приходько Л.А.), так и его функциональное назначение.
В связи с
выполнением новых функций
В 1998 году меняются функции БТИ. В настоящее время он включает такие подразделения как: бухгалтерию, отдел учета и регистрации документов, пять производственных отделов, отдел статистики, юридическую службу и АХЧ – штатный состав достигает 100 человек.
В целом, в нынешних условиях МУП БТИ г.Магнитогорска это крупная самостоятельная организация, осуществляющая функцию государственного и технического учета и инвентаризацию объектов недвижимости.
1.2 СВОЙСТВА, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ БТИ
Термин «инвентаризация» в переводе с латинского означает подробную опись наличного имущества.
Понятие техническая инвентаризация означает выявление в натуре и опись состава государственной и муниципальной собственности.
БТИ как управляемый объект обладаем рядом свойств. Первое свойство – это формализованный характер структуры, т.е. та институализирована государством. Второе свойство – целенаправленный характер деятельности с ориентацией на конкретный вид деятельности (учет), отношения и результаты. Свойство целеполагания дает возможность анализировать деятельность БТИ, соотносить цели с реальными объективными возможностями, согласовывать их с целями других субъектов управления. Третье свойство - самоактивность, т.е. способность выстраивать связи взаимодействия и отношения с внешней средой, приспосабливаться к сложившейся ситуации и функционировать в автономной режиме. Четвертое свойство – адаптивность, типовая реакция, стереотип действия в тех или иных условиях. Пятое условие - способность к саморегуляции, самоуправлению своим развитием. Это внутренняя самоорганизация, его функционирование. Шестое свойство – зависимость от внешней среды, т.е. объективных условий и факторов общественной жизни.
Комплекс свойств БТИ определяет меру управляющих воздействий со стороны государства и других субъектов управления. Чем сильнее и рациональнее проявляются данные свойства БТИ, тем оно более развито и управляющее воздействие на него может быть «мягче» (координационного характера).
БТИ как управляемый объект имеет свою организационную структуру. Она обусловлена общественно-политической природой государства, социально-функциональной ролью, целями и содержанием деятельности.
Можно дать различные характеристики БТИ.
Социологические, рассматривающие его как коллектив людей, выполняющих возложенные обществом задачи в соответствующей сфере деятельности.
Функциональные, раскрывающие его как структуру, выполняющую определенные функции МУП.
Юридические, наделяющие его необходимой компетенцией (совокупностью функций и полномочий).
Организационные, рассматривающие его внутреннее строение - организацию элементов и их взаимосвязей.
На наш взгляд, под организационной структурой БТИ следует понимать совокупность его подразделений, а в них должностей, схему распределения между ними функций и полномочий, систему взаимоотношений этих подразделений и должностей. Структура БТИ зависит от места его в системе ГТУ, объема и содержания его компетенции и, соответственно, роли в управлении.
Структура БТИ нацелена на рационализацию и эффективное руководство деятельностью его персонала. Она отвечает определенным требованиям и сформирована на основе определенных правил. Во-первых, в соответствии с требованием мобильности, согласно которому численный состав включает 100 человек. Во-вторых, в соответствии с требованием оперативности, согласно которому своевременно исполняются функции инвентаризации и учета. В-третьих, в соответствии с требованиями экономичности, т.е. затрат на осуществление деятельности. В-четвертых, в соответствии с требованиями нормы управляемости количество подразделений с каждым годом увеличивается в силу объективных причин.
В этой связи интерес представляет систематизация факторов, (требований), предложенных С.Ковальски:
1. факторы определяемые порученными задачами: значимость задач, трудность задач, разнородность задач, координация задач;
2. факторы, зависящие от личности руководителя: степень самостоятельности руководителя, вспомогательный персонал, деятельность не связанная с руководством, метод управления, планирования;
3. факторы, зависящие от персонала: квалификация персонала, трудовая интеграция, деятельность неформальных групп, культура общения, текучесть кадров;
4. факторы технического характера: вертикальный диапазон руководства, связь, размещение на поле деятельности, оснащение, структура учреждения, темп работы, контроль, информационная система, техника обработки информации.
По мнению Г.В.Атаманчука, значимость требований-факторов состоит в том, что позволяет просчитать рациональность и эффективность структуры7, ее соответствие закрепленной компетенции.
Внутренняя организационная структура БТИ имеет организационно-правовую форму реализации компетенции. Во-первых, руководствующее звено, уполномоченное на реализацию нормативно установленной компетенции. Оно включает в себя состав должностей – руководителя и его заместителей. Во-вторых, совокупность подразделений, имеющих горизонтальные структуры (один руководитель на семь подчиненных) и выполняющие необходимые виды деятельности. В-третьих, обслуживающий вспомогательный персонал, занятый содержанием в порядке помещений, обслуживанием информационных систем и т.д.
Природа деятельности БТИ, его роль проявляется в функциях, т.е. способах осуществления функции БТИ раскрывают и характеризуют взаимосвязи его как целостного субъекта деятельности. Каждая из функций различается по направленности, содержанию, и объему воздействия. В совокупности и взаимодействии друг с другом они образуют сложную функциональную структуру БТИ, обеспечивая ему внутреннюю сохранность и динамичность и определенную роль в систему ГТУ.