Роль МУП «Бюро технической инвентаризации» г.Магнитогорска в системе государственного технического учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 08:36, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – раскрыть сущность и содержание деятельности МУП БТИ г.Магнитогорска в системе ГТУ.
Исходя из цели и гипотезы исследования нами были определены следующие задачи:
1. Изучить и показать историю становления и развития ГТУ в России и специфику формирования БТИ в г.Магнитогорске.
2. Раскрыть сущность, организационную структуру и функции БТИ.
3. Показать юридический статус БТИ г.Магнитогорска и его взаимосвязь с другими муниципальными органами власти.
4. Выявить основные направления деятельности БТИ и пути его дальнейшего совершенствования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...…………..3
Глава 1. Государственный технический учет – системное общественное явле-ние………………………………………………………………………………………7
1.1. История становления и развитие государственного технического уче-та в России и специфика формирования БТИ в г.Магнитогорске…………...…7
1.2. Свойства, организационная структура и функции БТИ……………….13
1.3. Юридический статус БТИ г.Магнитогорска и его взаимодействие с муниципальными и иными органами вла-сти…………………………………...23
Глава 2. Основные направления деятельности БТИ г.Магнитогорска……………34
2.1. Инвентаризация жилого и нежилого фондов г.Магнитогорска……….34
2.1.1. Порядок проведения государственного технического учета и тех-нической инвентаризации объектов недвижимо-сти….….........................34
2.1.2. Состав сведений Реестра объектов недвижимости…......................37
2.1.3. Структура органов и организаций государственного технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости………...39
2.1.4. Архивы организаций технической инвентаризации………………43
2.1.5.Порядок предоставления информации организациями технической инвентариза-ции…………….........................................................................44
2.1.6. Финансовое обеспечение деятельности организаций технической инвентариза-ции…………….........................................................................46
2.2. Рационализация деятельности БТИ……………………………………..47
2.3. Правовое обеспечение деятельности БТИ……………………………...56
2.4. Информационное обеспечение деятельности БТИ…………………….58
Заключение……………………………........................................................................64
Список использованных источников и литературы………………………………..68

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 598.50 Кб (Скачать файл)

Информация о лицах, несущих бремя по содержанию недвижимого имущества, предоставляется в установленном порядке только:  
    - собственникам (владельцам) недвижимости;  
    - физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от собственника (владельца);  
    - наследникам по закону и завещанию.  
    В соответствии с законами Российской Федерации бесплатная информация предоставляется по надлежаще оформленным запросам:  
    - правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам;  
    - органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;  
    - налоговым органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией;  
    - органам государственной статистики в соответствии с утвержденными формами государственной статистической отчетности;  
    - иным организациям, определенным законами Российской Федерации.  
    Подлинники учетно - технической и иной документации, хранящейся в архивах БТИ, предоставлению не подлежат.

 Организации  технической инвентаризации бесплатно предоставляют информацию учреждениям юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество в объеме, необходимом для их работы

Орган технической  инвентаризации представляет запрошенную  заявителем информацию или выдает ему в письменной форме мотивированный отказ в течение десяти дней со дня получения запроса. Отказ может быть обжалован лицом, обратившимся за информацией, в судебном порядке.

 В случае  необходимости срок предоставления  информации может быть продлен,  но не более чем на 10 дней, а  в исключительных случаях - до одного месяца.

 Использование  содержащихся в инвентаризационном  архиве данных об объектах  учета сведений способами или  в форме, которые наносят ущерб  правам и законным интересам  собственников (владельцев) объектов недвижимости, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

 

2.1.6. ФИНАНСОВОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

 

Финансирование  деятельности организаций технической  инвентаризации осуществляется за счет платы за технический учет и инвентаризацию объектов недвижимости и предоставление информации о них, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, средств иных не запрещенных законом источников.

Средства организаций  технической инвентаризации используются исключительно для реализации возложенных на них задач и функций по осуществлению государственного учета и инвентаризации жилищного фонда и других объектов недвижимости, в том числе на материально - техническое обеспечение деятельности организаций технической инвентаризации, обеспечение социально - бытовых условий и оплату труда сотрудников, а также на содержание и охрану архивов.

Для выполнения возложенных функций на Российское государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация" уполномоченные организации технической инвентаризации ежемесячно отчисляют на его счета средства по договору, но не менее 0,3% средств от объема реализованных услуг по техническому учету и технической инвентаризации объектов недвижимости и предоставления информации о них.

 

 

2.2. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БТИ

 

Рационализация  деятельности БТИ также связанна и с вопросами реорганизации органов технического учета.

Попытки сломать  исторически сложившуюся в России систему органов технической инвентаризации предпринимались неоднократно.

Начиная с 1997 г. БТИ предлагали преобразовать в  центры недвижимости, отделы земельных  комитетов "агентства недвижимости, кадастровые бюро, инжсервисы и т.п.

 Однако, как  показывает анализ, такие преобразования осуществлялись без учета действующего законодательства Российской Федерации, не направлены на выполнение возложенных, на БТИ задач в части совершенствования системы технического учета, инвентаризации и оценки объектов недвижимости и в первую очередь государственного учета жилищного фонда, улучшения работы по их нормативно-методическому обеспечению и сохранности архивных фондов, являющихся основой оценочной и правоустанавливающей деятельности для нормального функционирования рынка недвижимости и налогообложения.

В соответствии с постановлением Правительства  Российской Федерации. «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» от 13.101997г. за № 1301 г.  порядок ведения технического учета устанавливается Госстроем России. Учетно-техническая, оценочная и правоустанавливающая документация жилищного фонда, составляющая архивы БТИ, относится к государственному архивному фонду Российской Федерации, является федеральной собственностью и отчуждению не подлежит.

Этим же Постановлением Правительства Российской Федерации рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос о создании единой организации технической инвентаризации субъекта Российской Федерации на базе существующих организаций технической инвентаризации, призванной обеспечить методическое и координационное руководство деятельностью БТИ, ведение государственных реестров архивов и их ежегодную инвентаризацию.

Учитывая изложенное, и в целях надлежащего обеспечения  государственной политики в области технической инвентаризации, учета, оценки, регистрации недвижимого имущества, а также совершенствования управления и распоряжения этим имуществом Госстрой РФ и неоднократно обращал внимание органов власти субъектов РФ и местных органов власти на недопустимость неправомерных действий по реорганизации БТИ и их ликвидации без согласования с Госстрахом РФ. К 1999 г. ситуация стабилизировалась и органы власти всех уровней согласились со сложившейся системой органов технического учета.

 Но в 2000 г.вновь возник вопрос, причем на этот раз с подачи Госстраха РФ. Правительством РФ было принято Постановление «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в РФ объектов градостроительной деятельности» (от 04.12.2000 за № 921), которое определило, что государственный технический учет и техническую инвентаризацию проводят специализированные государственные унитарные предприятия или учреждения (службы, управления, бюро), уполномоченные на осуществление этой деятельности Государственным Комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному Комитету (Госстроем РФ).

Госстрой отреагировал незамедлительно и повел политику преобразования муниципальных предприятий технической инвентаризации в дочерние предприятия московской коммерческой структуры (ФУП «Ростехинвентаризация»).

Федеральный союз инвентаризаторов - некоммерческая организация, объединяющая более 150 БТИ из 56 областей, краев, республик России, осуществляющая обобщение опыта, координацию деятельности и представляющая общие интересы своих членов, в том числе, и предприятий технической инвентаризации Челябинской области - в очередной раз предупреждает органы власти субъектов РФ и местные органы власти о недопустимости силового загона МУП БТИ под структуры ФУП объясняя это тем, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна Государству (п.2 ст. 132 Конституции РФ).

Обязанностями и полномочиями местных администраций, в соответствии с федеральными законами являются:

• регистрация  всей недвижимости в жилищной сфере, т.е. ведение

реестров жилых  домовладении, строений и помещений (ст.6 Закона РФ «Основ федеральной жилищной политики», а также ст.2 и ст. 14 Закона О товариществах собственников жилья);

•  государственный  учет жилищного фонда (п. З ст. 15 и  ст. 25 Жилищного кодекса РФ, ст.З Основ федеральной жилищной политики);

• регистрация  договоров приватизации жилья (ст. 7 Закона  О приватизации жилья и ст.217 ГК РФ);

• инвентаризация земельных участков и расположенных  на них объектах недвижимости (ЗК, РСФСР  и ст.23 Градостроительного кодекса  РФ);

• выдача в учреждения юстиции по регистрации прав планов жилых строений и помещений в отношении которых, регистрируются права (ст. 17 и п.4 ст. 18 Закона О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Для выполнения государственных функций и обязательств по учету жилищного фонда, в соответствии со ст. 132 Конституции РФ и Законом « Об общих принципах организации местного самоуправления», местным администрациям передаются соответствующие права, финансовые и материальные ресурсы, в т.ч. право взимания средств за инвентаризацию и регистрацию жилищного фонда с собственников жилья (постановление Правительства РФ от 13.10.1997 г. за №1301), архивная и техническая документация по жилищному фонду (приложение 3 к Постановлению Верховного Совета РСФСР №3020), право утверждать тарифы на жилищно-коммунальные услуги (Постановление Правительства РФ от 07.03.1995г. за №239 и от 12.06.1996 г. за №707) .

При этом обязанности, возложенные на местные администрации  федеральными законами, могут быть отменены только федеральными законами, но не установлениями Правительства РФ или нормативными актами ведомств РФ и ее субъектов Федерации; Изменения, внесенные в 2000 г. в закон « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», предусматривают персональную ответственность, глав местных администраций за несоблюдение требований вышеназванных нормативно правовых актов РФ.

Постановление Правительства РФ от 04.12.2000 г. №921 вводит государственный технический учет объектов градостроительной деятельности (т.е. проектируемых объектов,   в т.ч. объектов недвижимости, для строительства которых разрабатывается градостроительная документация. Прим. ФСИ).

Проведение государственного технического учета объектов градостроительной деятельности не возлагается на местные администрации хотя бы потому, что закона о государственном техническом учете нет, и проведение технического учета объектов градостроительной деятельности возложено данным  постановлением правительства РФ в федеральных целях  на Госстрой РФ, который и должен осуществлять технический учет собственными силами.

Местные администрации  не обязаны осуществлять технический учет объектов градостроительной деятельности, но обязаны осуществлять государственный учет недвижимости в жилищной сфере.

Неправомерное изъятие Госстроем РФ или его  унитарным предприятием «Ростехинвентаризация» имущества местных администраций и прав по учету жилищного фонда (архивов БТИ, компьютерной техники, прав взимания средств за инвентаризацию и предоставление планов в Учреждения юстиции), не освобождает местные администрации и МУП БТИ от исполнения обязательств по учету жилфонда, по проведений Инвентаризации земель и недвижимости.

Муниципальные организации технической инвентаризации (МУП БТИ) не имеют ни своих функций, ни своего имущества. Функции МУП  БТИ устанавливаются учредителем, т.е. местной администрацией. При этом местная администрация передает МУП БТИ не только свои права и имущество, но и свои обязательства, не носящие властного характера (учет жилищного фонда и недвижимости). Имущество МУП БТИ, в т.ч. и приращения плодов и доходов, являются собственностью учредителя, т.е. местной администрации.

Местная администрация  вправе передать кому-либо (например, субъекту Федерации, ГУП «Ростехинвентаризация» или ГУП «Облтехинвентаризация») свое имущество (архив БТИ, помещения БТИ, оргтехнику и мебель) и свои права, не имеющие властного характера, но передать субъекту Федерации, ГУП «Ростехинвентаризация» или ГУП «Облтехинвентаризация» свои государственные обязательства местная администрация вероятно не вправе, хотя может поручить их исполнение кому-либо на договорной основе. Однако ответственность за исполнение возложенных на местную администрацию государственных обязательств в любом случае сохраняется за местной администрацией, а не за подрядчиком, и не за БТИ, которым работы передаются на исполнение на условиях договора или по Уставу.

В связи с  выдвижением Госстроем РФ требований о прекращении деятельности муниципальных предприятий технической инвентаризации само собой возникает вопрос о том, что ранее зарегистрированные права лиц на недвижимость по справкам МУП БТИ ставятся под сомнение вышеуказанным  Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 г. №921, ибо в нем не только отождествляется с объектами градостроительной деятельности, но и поставлен вопрос об уполномочении, сертификации, аккредитации и аттестации БТИ на право (а не об обязанности) выдачи планов жилых строений в учреждения юстиции по регистрации прав.

Кроме того, у  руководителей МУП БТИ возникает  вопрос, а не последуют ли за этим постановлением №921 санкции к ним, как к лицам, превысившим свои полномочия по предоставлению в учреждения юстиции планов строении не от надлежащего органа, и какова должна быть позиция местных органов Учреждений юстиции, если они ранее принимали документы МУП БТИ к регистрации на основе ст. 17 и ст. 18  Закона «О регистрации прав», а не на основании Постановления Правительства РФ от 04.12.01 г. №921 и вопрос о том, что же главенствует в России - закон или письма Госстроя, остается пока открытым. Каким образом разрешится эта проблемная ситуация говорить пока рано, в связи с не давностью ее возникновения? Думается, что федеральные органы государственной власти примут соответствующее решение, которое должно снять двойственность положения.

Очевидно, что  будущее муниципального унитарного предприятия «Бюро технической  инвентаризации» г. Магнитогорска, будет рёшаться в рамках развития всей отрасли.

Очевидно, что  полноценная деятельность БТИ предопределенна  усилением технического оснащения предприятия.

До недавнего  времени история развития БТИ  характеризовалась непрерывным  повышением  количества производимых работ предоставляемых услуг, главным образом за счет интенсификации их производства.   Кардинального изменения технической оснащенности производства работ не происходило, необходимых средств для этого не выделялось.

Следствием такого развития явилось техническое отставание БТИ Магнитогорска от других аналогичных предприятий, осуществляющих технический учет, увеличение сроков производства работ, снижение качества исходящей продукции (технических паспортов, справок и т.д.). Все труднее становится осуществлять технический учет резко возрастающего количества объектов недвижимости, предоставлять сведения для налоговых органов по утвержденным правилам, требующим предоставлять такую информацию на магнитных носителях.

В основу современной  стратегии развития предприятия положены задачи по повышению эффективности его работы, создание новых рабочих мест. Решение этих задач может быть достигнуто лишь за счет технического перевооружения, автоматизации предприятия, работа над которой ведется в БТИ.

Информация о работе Роль МУП «Бюро технической инвентаризации» г.Магнитогорска в системе государственного технического учета