Розничный товарооборот и пути его увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:06, дипломная работа

Описание работы

Исходя из поставленной цели, задачи настоящей выпускной квалификационной работы:
рассмотрение сущности товарооборота;
изучение роли товарооборота и его значения в экономике;
рассмотрение состава и структуры товарооборота торговой организации, анализ его изменений в динамике;
изучение методики анализа влияния факторов на объем товарооборота;
поиск путей увеличения объема продаж и разработка на этой основе мероприятий по увеличению объема продаж на рассматриваемом предприятии, расчет их экономического эффекта.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты розничного товарооборота и путей его увеличения 8
1.1. Сущность розничного товарооборота, его роль и значение 8
1.2. Факторы, влияющие на объем и структуру розничного
товарооборота 14
1.3. Методы планирования и анализа розничного товарооборота 20
2. Анализ розничного товарооборота ООО «Внешнеторговая фирма
«Артур М» 32
2.1. Организационно – экономическая характеристика 32
2.2. Анализ финансово – экономических показателей деятельности 40
2.3. Анализ динамики и структуры розничного товарооборота 44
2.4. Факторный анализ розничного товарооборота 48
3. Увеличение розничного товарооборота ООО «Внешнеторговая фирма « Артур М» 55
3.1. Основные направления увеличения розничного товарооборота 55
3.2. Многофакторная модель товарооборота 60
3.3. Мероприятия по увеличению розничного товарооборота и
обоснование их экономической эффективности 69
Выводы и предложения 83
Список использованной литературы 89

Файлы: 1 файл

diplom_novyy_20_01.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УФИМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

 

Специальность  08 05 02.65 «Экономика и  управление на предприятии (торговли и  общественного питания)»                                                                               Кафедра экономики и управления на                                                                                предприятиях торговли и общественного питания

Допустить к защите

Директор Уфимского института (филиала) РГТЭУ 

д-р экон.наук, проф.______________ Г. Г. Муфтиев

«____»_____________ 2013г.

 

 

 

РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ И ПУТИ ЕГО УВЕЛИЧЕНИЯ

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

 

Выпускник:

Зав. кафедрой:

Шайхисламова Лилия  Олеговна

д-р экон. наук, проф. А.Ф. Зимин

№ зачетной книжки: ЭВ – 08-045

Руководитель:

 

доцент Старцева Н.Н.

 

Консультант: канд.экон.наук,

доцент В.М. Тимирьянова

 

Нормоконтроль:

   

 

Уфа 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

1. Теоретические аспекты розничного товарооборота и путей его увеличения

8

    1. Сущность розничного товарооборота, его роль и значение

8

    1. Факторы, влияющие на объем и структуру розничного

товарооборота

14

1.3. Методы планирования и анализа розничного товарооборота

20

  1. Анализ розничного товарооборота ООО «Внешнеторговая фирма

«Артур М»

32

2.1. Организационно – экономическая характеристика

32

2.2. Анализ финансово – экономических показателей деятельности

40

2.3. Анализ динамики и структуры розничного товарооборота

44

2.4. Факторный анализ розничного товарооборота

48

3.  Увеличение розничного товарооборота ООО «Внешнеторговая фирма  « Артур М»

55

3.1. Основные направления увеличения розничного товарооборота

55

3.2. Многофакторная модель товарооборота

60

3.3. Мероприятия по увеличению розничного товарооборота и

обоснование их экономической  эффективности

69

Выводы и предложения 

83

Список использованной литературы

89

Приложения

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Розничный товарооборот выступает как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно  судить об объеме деятельности предприятия, он характеризует эффективность  использования ресурсов предприятия  и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку розничный товарооборот является экономическим понятием, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с объемом затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) дает представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат. Все это свидетельствует об актуальности темы выпускной квалификационной работы.

Под розничным товарооборотом понимается продажа товаров населению для удовлетворения личных потребностей в обмен на его денежные доходы. Экономические отношения, связанные с обменом денежных доходов на товары, выражают экономическую сущность розничного товарооборота: розничный товарооборот характеризует завершение процесса обращения, товары переходят в собственность потребителей, потребляются или же образуют потребительский фонд, т.е. выпадают из сферы обращения и перестают быть товарами.

Актуальность  темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что товарооборот относится к числу важнейших показателей плана экономического и социального развития. Он оказывает влияние, как на производство, так и на потребление. В состав товарооборота входит сумма продажи товара населению через розничную торговую сеть и предприятия общественного питания, а так же продажи товаров предприятиям, учреждениям и организациям. Большая часть розничного товарооборота непосредственно связана с личным потреблением и покупательными фондами населения.

Анализ розничного товарооборота  позволяет предприятиям определить, в какой степени выполнен план товарооборота и удовлетворен ли спрос покупателей, какие изменения  произошли в товарообороте за отчетный период и чем они обоснованы, вскрыть новые явления, а также имеющиеся резервы в развитии товарооборота. Выводы и обобщения имеют важное значение для разработки прогноза продажи товаров.

Все хозяйствующие  субъекты самостоятельно планируют  свою деятельность.  В рыночной экономике  предприятия заинтересованы в составлении обоснованных планов, нацеленных на максимальное использование всех резервов развития розничного товарооборота. Такой подход позволяет им вести успешную борьбу с конкурентами, повышать рентабельность торговой деятельности.

Розничный товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.

Планирование  розничного товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление  товаров, товарные запасы, прибыль, численность  работников, расходы на оплату труда.

В рыночных условиях хозяйствования экономическое значение показателя розничного товарооборота вытекает из тех задач, для решения которых он вычисляется. Розничный товарооборот может выступать как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия.

Как видно  из всего сказанного, розничный товарооборот является одним из основных экономических  показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия. Он характеризует  процесс движения товаров посредством  актов купли-продажи. Его можно рассматривать как результат деятельности предприятия торговли, как его экономический эффект, а в социально-экономическом аспекте – как показатель товарного обеспечения населения, характеризующий уровень жизни. Поэтому вполне очевидна практическая значимость исследования товарооборота и его планирования.

Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности  в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: осуществить анализ факторов, влияющих на розничный товарооборот торговой организации, и на этой основе разработать мероприятия по увеличению объема товарооборота торговой организации.

Исходя из поставленной цели, задачи настоящей выпускной квалификационной работы:

    1. рассмотрение сущности товарооборота;
    2. изучение роли товарооборота и его значения в экономике;
    3. рассмотрение состава и структуры товарооборота торговой организации, анализ его изменений в динамике;
    4. изучение методики анализа влияния факторов на объем товарооборота;
    5. поиск путей увеличения объема продаж и разработка на этой основе мероприятий по увеличению объема продаж на рассматриваемом предприятии, расчет их экономического эффекта.

Объект исследования – общество с ограниченной ответственностью ООО «Внешнеторговая фирма «Артур М».

Предмет исследования – тенденции, закономерности и направления повышения товарооборота розничного предприятия, экономические и финансовые результаты его деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получившие отражение через систему экономической информации.

При проведении исследования настоящей темы использовались в  качестве основных методов сравнительный  и монографический методы исследования, методы статистики. В работе были использованы и другие научные методы - анализа и синтеза, логический, системно-структурный.

В ходе работы изучены  труды отечественных и зарубежных авторов по рассматриваемому вопросу, в частности таких как А.И. Гребнев, Л.А. Брагин, Н.В. Максименко, Т.К. Серегина, О.В. Памбухчиянц, Л.И. Кравченко и  ряда других, а также изучена нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы, рассматриваемые в данной работе.

Кроме этого, при проведении исследования использовались фактические  материалы рассматриваемой организации, содержащие необходимую информацию для освещения поставленных вопросов: уставные документы, плановые задания по объемам реализации, бухгалтерская и управленческая отчетность предприятия и ряд других документов.

Структура настоящей выпускной квалификационной работы определена поставленными задачами и включает в себя введение, три главы, выводы и предложения, заключение, список использованных источников, приложения.

В первой главе рассмотрена сущность товарооборота, изучена роль товарооборота и его значения в экономике; рассмотрен состав и структура товарооборота торговой организации, изучены методики анализа влияния факторов  на объем товарооборота.

Вторая глава содержит общую характеристику объекта исследования, вид деятельности, масштабы работы, данные о численности персонала, структуре работников, а также  проведен финансово-экономический анализ деятельности предприятия за 2009-2011 годы, анализ динамики и структуры товарооборота предприятия и факторный анализ товарооборота.

В третьей главе рассмотрены  основные направления увеличения розничного товарооборота предприятия по итогам приведенного анализа.

Построена многофакторная модель розничного товарооборота, выявлены прогнозы на 2012 год и определены основные мероприятия по увеличению розничного товарооборота, которые  содержат экономическое обоснование.

 Список литературы включает 30 источников. В работе имеется 3 приложения. Содержание работы изложено на 91 странице, включает 40 таблиц и 10 рисунков.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА И ПУТЕЙ ЕГО УВЕЛИЧЕНИЯ

 

    1. Сущность розничного товарооборота, его роль и значение

 

Главная цель торговли потребительскими товарами – удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах. Достижение этой цели характеризуется общим объемом реализации товаров населению. При реализации товаров потребителю произведенный продукт находит свое выражение в общественном признании. Товарооборот характеризует объем потребления материальных благ, выражен экономическими отношениями, возникающими в процессе движения товаров из сферы производства и обращения в сферу личного потребления. Сущность товарооборота проявляется в экономических отношениях, связанных с обменом товаров и услуг на рынке в процессе купли-продажи.

Товарооборот характеризует  процессы, развивающиеся в сфере  товарного обращения, и факторы, воздействующие на формирование спроса и предложения, и отражает экономические отношения между производителями и потребителями [8].

Розничный товарооборот является конечной стадией движения товаров от производства до потребителя. Розничная торговля завершает процесс  обращения товаров: товар из сферы  обращения переходит в сферу потребления.

Розничный товарооборот - это количественный показатель, характеризующий объем продаж, он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы. Продукты, произведенные для реализации, и денежные доходы служат основой розничного товарооборота. С точки зрения системного подхода, розничный товарооборот необходимо рассматривать в трех аспектах:

    1. как систему отношений общественного производства;
    2. как систему отношений обмена денежных доходов населения на товары народного потребления;
    3. как систему обратной связи с производством.

Объем и тенденции  изменения розничного товарооборота  в значительной степени характеризуют  собой уровень жизни населения страны. Именно через розничный товарооборот реализуются денежные доходы, полученные в соответствии с количеством и качеством затраченного труда. Это находит выражение в динамике развития розничного товарооборота и его доли в фонде потребления. Фонд личного потребления, кроме розничного товарооборота, включает натуральное потребление и услуги нетоварного характера, неорганизованный оборот [29].

Информация о работе Розничный товарооборот и пути его увеличения