Розничный товарооборот и пути его увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:06, дипломная работа

Описание работы

Исходя из поставленной цели, задачи настоящей выпускной квалификационной работы:
рассмотрение сущности товарооборота;
изучение роли товарооборота и его значения в экономике;
рассмотрение состава и структуры товарооборота торговой организации, анализ его изменений в динамике;
изучение методики анализа влияния факторов на объем товарооборота;
поиск путей увеличения объема продаж и разработка на этой основе мероприятий по увеличению объема продаж на рассматриваемом предприятии, расчет их экономического эффекта.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты розничного товарооборота и путей его увеличения 8
1.1. Сущность розничного товарооборота, его роль и значение 8
1.2. Факторы, влияющие на объем и структуру розничного
товарооборота 14
1.3. Методы планирования и анализа розничного товарооборота 20
2. Анализ розничного товарооборота ООО «Внешнеторговая фирма
«Артур М» 32
2.1. Организационно – экономическая характеристика 32
2.2. Анализ финансово – экономических показателей деятельности 40
2.3. Анализ динамики и структуры розничного товарооборота 44
2.4. Факторный анализ розничного товарооборота 48
3. Увеличение розничного товарооборота ООО «Внешнеторговая фирма « Артур М» 55
3.1. Основные направления увеличения розничного товарооборота 55
3.2. Многофакторная модель товарооборота 60
3.3. Мероприятия по увеличению розничного товарооборота и
обоснование их экономической эффективности 69
Выводы и предложения 83
Список использованной литературы 89

Файлы: 1 файл

diplom_novyy_20_01.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

 

Таблица 2.6 - Динамика товарооборота организации за 2008-2011гг.

Показатель

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

Темп роста, %

2009г. к 2008г.

2010г. к 2009г.

2011г.

к 2010

Товарооборот, тыс. руб.

17480

19754

25426

35179

113,01

128,7

138,4




В тысячах рублей

 

Как видно из таблицы 2.6, динамика товарооборота в течение 4 лет постоянно растет. В 2008 году товарооборот составил 17480 тыс. руб., а в 2009 году произошло повышение объема товарооборота до  19754 тыс. руб. В 2010 и 2011 году товарооборот также вырос и составил 25426 тыс. руб. и 35179 тыс. руб. соответственно.

Наиболее наглядно динамику товарооборота за 4 последних года можно представить на  рисунке 2.5.

 

Рисунок 2.4- Динамика темпов изменения товарооборота

 

 

По данным, представленным на рисунке 2.4  видно, что объем реализации продукции увеличивается каждый год. Далее необходимо проанализировать зависит ли объем реализации от времени года.

Как видно по данным аналитической таблицы 2.7 объем продаж по месяцам года распределен в ООО «Внешнеторговая фирма «Артур М» достаточно равномерно. Значение показателя коэффициента сезонности колеблется от 0,9 до 1,1.

Таблица 2.7 - Сезонность продаж  в 2011 г.

Период

Объем реализации продукции, тыс. руб.

Коэффициент сезонности

Январь

2 638,43

0,90

Февраль

2 708,78

0,92

Март

2 779,14

0,95

Итого за 1 квартал

8 126,35

0,92

Апрель

2 919,86

1,00

Май

3 060,57

1,04

Июнь

3 166,11

1,08

Итого за 2 квартал

9 146,54

1,04

Июль

3 201,29

1,09

Август

3 236,47

1,10

Сентябрь

3 201,29

1,09

Итого за 3 квартал

9 639,05

1,10

Октябрь

2 814,32

0,96

Ноябрь

2 743,96

0,94

Декабрь

2 708,78

0,92

Итого за 4 квартал

8 267,07

0,94


 

В таблице 2.8 отражены данные по объёмам реализации услуг по кварталам.

Таблица 2.8 - Ритмичность товарооборота за 2011 год

В тысячах рублей

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Итого за год

Сред. кв. объем

Сумма

Уд. вес,%

Сумма

Уд. вес,%

Сумма

Уд. вес,%

Сумма

Уд. вес,%

8 126

23,1

9 147

26,0

9 639

27,4

8 267

23,5

35179

8794,75


 

Из таблицы 2.8 видно, что наибольший объем товарооборота ООО «Внешнеторговая фирма «Артур М» реализует в третьем квартале: 27,4% или 9639 тыс. руб. и во втором квартале: 26% или 9147 тыс. руб. Столь ритмичный характер объясняется спецификой деятельности предприятия и не подвержен сезонной зависимости спроса.

Наименьший же объем ООО «Внешнеторговая фирма «Артур М» реализует в первом 23,1% и в четвертом 23,5% кварталах.

Таблица 2.9 - Выполнение плана розничного товарооборота в 2011 г.

Степень выполнения плана товарооборота

Кол-во подраз-делений

Розничный товарооборот, тыс. руб.

план

факт

% выполнения плана

отклонение от плана

До 95%

1

13000,00

10905,49

83,89

-2094,51

От 95% до 100%

1

20500,00

19700,24

96,1

-799,76

Свыше 100%

1

4250,00

4573,27

107,6

323,27

Всего

3

37750,00

35179,00

95,86

-2571,00


 

Из данных таблицы 2.9 можно отметить, что два подразделения на предприятии не выполнили план розничного товарооборота, тогда как одно подразделение план выполнило. Таким образом, недовыполнение плана за 2011 год 4,14% - 2571 тыс. руб.

Для изучения и оценки динамики розничного товарооборота в действующих и сопоставимых ценах в разрезе отдельных структурных подразделений составим таблицу 2.10.

Таблица 2.10- Динамика розничного товарооборота в разрезе отдельных структурных подразделений

Структурное подразделение

Товарооборот, тыс. руб.

Абсол. отклонение

тыс. руб.

Относит.

отклонение %

2010г.

2011г.

Отдел 1 (мягкая мебель)

14671,50

19700,24

5028,74

134,28

Отдел 2 (кухни, корпусная мебель)

7654,36

10905,49

3251,13

142,47

Отдел 3 (детская мебель)

3100,14

4573,27

1473,13

147,52

Итого

25426,00

35179,00

9753,00

141,42


 

За 2011  г. во всех структурных  подразделениях ООО «Внешнеторговая фирма «Артур М» розничный товарооборот растет высокими темпами. Наибольший рост отмечается в отделе детской мебели, рост составил 47,52%.

 

    1. Факторный анализ розничного товарооборота

 

Основной из задач  анализа товарооборота является изучение, количественное измерение  и обобщение влияния факторов на динамику и изменение объема товарооборота. При использовании факторного метода вначале изучается влияние различных факторов на объем и структуру товарооборота, затем – связи между факторами и отбираются наиболее значимые из них, оказывающие наибольшее влияние на изменение объема реализации. Эта информация используется при планировании товарооборота.

На развитие розничного товарооборота предприятия оказали факторы:

- обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников;

- состояние и эффективность использования материально-технической базы предприятия.

Важным вопросом анализа  является изучение эффективности

использования товарных ресурсов, правильности их распределения  между торговыми подразделениями (Таблица 2.11).

Таблица 2.11 - Товарный баланс в действующих ценах

В тысячах рублей

 

Показатели

За 

2010 г.

За 2011г.

Отклонение

Повлияли

план

факт.

от плана

от 2010г.

на вып.плана товаро-оборота

на дина-мику товаро-оборота

Товарные запасы на начало года

1412

1068

1068

-344

-344

-

-344

Поступление товаров

4564

6004

6792

1440

2228

1440

2228

Прочее выбытие товаров

4908

6050

5304

1142

396

1142

 

Товарные запасы на конец года

1068

1022

2556

-46

1488

-46

1488

Розничная реализация товаров

25426

37750

35179

10170

9753

10170

9753


 

Основным показателем  оценки эффективности использования  товарных ресурсов является объем товарооборота  на один рубль товарных ресурсов (Таблица 2.12).

Таблица 2.12 - Информация об эффективности использования товарных ресурсов

В тысячах рублей

 

Показатели

Факти-чески за 2010 г.

За 2011 г.

Отклонение

В% к 2010г.

план

факт.

% выпол. плана

от плана

от 2010 г.

1.Розничный товарооборот

25426

35596

35179

98,9

-417

9753

138

2.Объем товарных ресурсов

4908

6050

5304

87,67

-746

396

108

3.Прочее выбытие товаров

12,00

10,00

15,00

150,00

5,00

3,00

125

4.Объем товарооборота на один рубль товарных ресурсов (стр.1: стр.2)

5,18

5,88

6,63

112,73

0,75

1,45

128

5.Объем товарных ресурсов на один рубль товарооборота

0,19

0,17

0,15

88,71

-0,02

-0,04

78,11

6.Прочее выбытие товаров к объему товарооборота (стр.3: стр.1 х 100),%

0,05

0,03

0,04

151,78

0,01

0,00

90,35

7.Прочее выбытие товаров к объему товарных ресурсов (стр.3: стр.2 х 100),%

0,24

0,17

0,28

171,10

0,12

0,04

115,67


 

По данным таблицы 2.12 видно, эффективность использования товарных ресурсов снижена как по сравнению с планом, так и в динамике. Фактический объем товарных ресурсов за 2011 г. увеличился на 396 тыс. руб. по отношению к уровню 2010 г. (что составило 108%) и на 746 тыс. руб. снижен по отношению к плану (87,67%).

Увеличение товарооборота в денежном выражении на 38%,произошло за счет увеличения цен на продукцию, и лишь в незначительной части за счет увеличения объема товарных ресурсов (8%), от плана продаж на 2011 год расхождение в 1,1%.

Объем товарных ресурсов на один рубль товарооборота имеет  обратную динамику, так механизм расчета  данного показателя прямо противоположен механизму расчета объема товарооборота, приходящегося на 1 рубль товарных ресурсов. Так к 2011 году увеличен по сравнению с предыдущим на 28%.

Динамика прочего выбытия  товаров составила 125% по отношению к прошлому году (12 тыс. руб.), по отношению к плану - 150% или на 5 тыс. руб., что вызвано нарушением условий хранения товаров. Это также повлекло за собой снижение объема товарооборота, приходящегося на 1 рубль товарных ресурсов.

На товарооборот также оказывает влияние такие факторы, как товарооборачиваемость размер средних товарных запасов. Для изучения влияния этих факторов на динамику времени обращения отдельных товарных групп и товаров составим таблицу 2.13.

Таблица 2.13 - Влияние факторов на динамику оборачиваемости отдельных товарных групп

Товарная группа (товар)

Время обращения товаров, дни

фактически за 2010 г.

В запасах отчетного года и товарообороте  прошлого года

фактически за 2011 г.

изменение в динамике

ускорение (-)

замедление (+)

Диваны

11,2

5,4

2,4

-8,8

-

Шкафы

13,3

7,4

2,1

-11,2

-

Тумбы

33,5

42,8

21,5

30,4

-

Кровати

21,7

31,7

15,8

5,9

-

Кресла

86,7

46,2

16,6

70,1

-

Кухни

12,1

12

15,3

 

3,2

Витрины

57

18,5

17,2

39,8

-

Стулья

13,2

6

1,3

11,9

-

Столы

24,7

23,6

6,4

18,3

-

ВСЕГО

30,4

21,5

10,9

17,4

0,36

Информация о работе Розничный товарооборот и пути его увеличения