Розничный товарооборот и пути его увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:06, дипломная работа

Описание работы

Исходя из поставленной цели, задачи настоящей выпускной квалификационной работы:
рассмотрение сущности товарооборота;
изучение роли товарооборота и его значения в экономике;
рассмотрение состава и структуры товарооборота торговой организации, анализ его изменений в динамике;
изучение методики анализа влияния факторов на объем товарооборота;
поиск путей увеличения объема продаж и разработка на этой основе мероприятий по увеличению объема продаж на рассматриваемом предприятии, расчет их экономического эффекта.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты розничного товарооборота и путей его увеличения 8
1.1. Сущность розничного товарооборота, его роль и значение 8
1.2. Факторы, влияющие на объем и структуру розничного
товарооборота 14
1.3. Методы планирования и анализа розничного товарооборота 20
2. Анализ розничного товарооборота ООО «Внешнеторговая фирма
«Артур М» 32
2.1. Организационно – экономическая характеристика 32
2.2. Анализ финансово – экономических показателей деятельности 40
2.3. Анализ динамики и структуры розничного товарооборота 44
2.4. Факторный анализ розничного товарооборота 48
3. Увеличение розничного товарооборота ООО «Внешнеторговая фирма « Артур М» 55
3.1. Основные направления увеличения розничного товарооборота 55
3.2. Многофакторная модель товарооборота 60
3.3. Мероприятия по увеличению розничного товарооборота и
обоснование их экономической эффективности 69
Выводы и предложения 83
Список использованной литературы 89

Файлы: 1 файл

diplom_novyy_20_01.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Пятая стадия  -  определение суммы товарных запасов на планируемый год. Обоснованная величина запасов позволяет поддержать предприятие в нормальном состоянии, т.е. при отсутствии дефицита или избытка товаров. Недостаток запасов влечет за собой снижение суммы товарооборота и некоторую «потерю» покупателей. Избыток товаров ухудшает финансовые показатели торгового предприятия.

Величина  запаса  должна одновременно отвечать двум критериям: обеспечить бесперебойную торговлю разнообразными предметами потребления в соответствии с запросами покупателей и обеспечить ускорение оборачиваемости оборотного капитала. Итак, важное значение имеет обоснованный расчет необходимой суммы товарных запасов, а следовательно, и оборотного капитала на планируемый период. Подобный расчет целесообразно произвести на каждый месяц, квартал и в целом на год.

В соответствии с процессом формирования можно  выделить следующие составные элементы запаса товаров:  Рабочий запас, включающий запас на прием и подготовку товаров к продаже, представительный набор для их показа покупателям в торговом зале магазина. Величина этого запаса зависит от количества разновидностей, входящих в состав товарной группы.

Запас пополнения, необходимый для обеспечения регулярной торговли в периоды между очередной доставкой товара. Его размер зависит от частоты завоза, широты ассортимента и комплектности поступающих партий товаров. В период между очередным поступлением этот запас колеблется от максимума (в день доставки) до минимума (в канун завоза). Поэтому при определении необходимого запаса учитывается среднее время периодичности, т.е. половина частоты поступления товаров. Рабочий запас и запас пополнения в совокупности составляют торговый запас [28].

Анализ товарооборота  проводится в фактических (действующих) и сопоставимых ценах. Для определения  товарооборота в сопоставимых ценах  необходимо его объем с момента  действия новых продажных цен  разделить на индекс цен. Необходимо также проанализировать, какие изменения произошли в составе товарооборота по сравнению с прошлым периодом.

Факторы, связанные с  товарным обеспечением, влияют на объём  розничного товарооборота через  изменение величины запасов на начало и конец отчётного периода, поступления товаров и их прочего выбытия. Между этими величинами имеется балансовая связь, выражаемая формулой 1.8 товарного баланса:

 

Nзн + Nп = Nр + Nв + Nзк,    (1.8)

 

где Nзн – запасы товаров на начало периода,

Nп – поступление товаров,

Nр – объём розничного товарооборота (реализации),

Nв - прочее выбытие товаров,

Nзк – запасы товаров на конец периода.

Используя формулу товарного баланса, можно определить величину каждого  из слагаемых – формула 1.9. Сумма продажи товаров будет равна:

 

Nр = Nзн + Nп – Nв – Nзк,    (1.9)

Следовательно, на объём  розничного товарооборота влияет каждое из алгебраических слагаемых товарного  баланса. Увеличение начальных запасов  и поступления товаров оказывает  положительное влияние на сумму  продажи товаров; их уменьшение, наоборот, способствует сокращению размеров реализации; уменьшение прочего выбытия товаров, сокращение конечных запасов товаров положительно влияют на сумму продажи; их увеличение сказывается отрицательно на величине товарооборота данного отчётного периода.

Говоря о направлении  влияния (+,-) этой группы факторов на товарооборот, необходимо учитывать доброкачественность  поступивших товаров в нужном ассортименте и требуемых количествах, это относится и к товарам  в запасе. При нарушении этих условий  фактор, оказывающий положительное влияние (например, увеличение завоза товаров), может стать отрицательным. Так, нельзя считать положительными факторами увеличение завоза товаров, не пользующихся спросом у покупателей, начальных запасов, если они возрастали за счёт неходовых товаров.

Особо следует сказать  об уценке товаров, которая включается в прочее выбытие (наряду с недостачей товаров и т.д.). Её наличие часто  свидетельствует о том, что в  торговой организации находятся  товары не в полной мере соответствующие потребительскому спросу. Это нельзя оценить положительно. Однако своевременно произведённая уценка товаров, частично утративших свои потребительские свойства, может несколько активизировать торговый процесс в данном отчётном периоде.

Влияние на сумму реализации того или иного слагаемого товарного  баланса измеряется способом цепной подстановки или способом разниц, т.е. определения разницы между  фактическими и сравниваемыми (прогнозируемыми  или предшествующими) величинами.

Для измерения влияния на товарооборот показателей товарного баланса следует осуществить пять расчётов:

в первом расчёте все  показатели базисные (предшествующие, либо прогнозируемые) – формула 1.10.

 

Nзн0 + Nп0 – Nв0 – Nзк0 = Nр0,    (1.10)

 

во втором расчёте  начальные запасы товаров фактические, остальные показатели базисные – формула 1.11.

 

Nзн1 + Nп0 – Nв0 – Nзк0 = Nр,    (1.11)

 

в третьем расчёте  начальные запасы и поступления  товаров являются фактическими, остальные  показатели базисные – формула 1.12.

 

Nзн1 + Nп1 – Nв0 – Nзк0 = Nр    (1.12)

 

в четвёртом расчёте  прибавляется ещё один фактический  показатель – прочее выбытие –  формула 1.13.

 

Nзн1 + Nп1 – Nв0 – Nзк0 = Nр    (1.13)

 

в пятом расчёте все  показатели фактические – формула 1.14.

 

Nзн1 + Nп1 – Nв1 – Nзк1 = Nр1    (1.14)

 

При этом следует учесть, что суммы первого и пятого расчётов известны, поэтому практически осуществляются лишь три промежуточные расчёта.

Посредством последовательного  вычитания результатов первого  расчёта из второго, результатов  второго расчёта из третьего и  т.д. можно определить влияние каждого слагаемого товарного баланса на розничный товарооборот.

В случаях, когда формула, отражающая зависимость между обобщающим показателем и показателями-факторами, представляет алгебраическую сумму, величину влияния каждого показателя-фактора можно исчислить, используя способ разниц. Она определяется как разность между фактическими и базисными значениями показателя-фактора, а направление влияния либо совпадает со знаком полученной величины (для тех слагаемых, которые стоят в алгебраической сумме со знаком "+"), либо противоположно ему (для слагаемых, которые стоят в алгебраической сумме со знаком " - ").

По упрощенной методике влияние элементов товарного  баланса на объём товарооборота  определяется следующим образом:

начального запаса товаров – формула 1.15.

 

Nзн1 - N зн0,    (1.15)

 

поступления товаров  – формула 1.16.

 

Nп1 – Nп0,     (1.16)

 

прочего выбытия товаров  – формула 1.17.

 

Nв1 – Nв0,     (1.17)

 

конечного запаса товаров  – формула 1.18.

 

Nзк1 – Nзк0,    (1.18)

 

общее отклонение – формула 1.19.

 

Nр1 – Nр0,     (1.19)

 

Следует отметить, что  знаки по второму методу в третьем  и четвёртом расчётах не совпадают  со знаками отклонений показателей-факторов [26].

Взвешивая степень влияния  товарных запасов, необходимо иметь  в виду, что их положительное отклонение имеет такое значение лишь для данного отчётного периода. Для предшествующего и последующего периодов оно приобретает отрицательное значение. Так, отрицательное влияние в отчётном периоде запаса товаров на начало положительное влияние оказало в предшествующем периоде, а отрицательное влияние запаса товаров на конец периода, положительно скажется в последующем периоде. Установив влияние товарных запасов на объём продажи товаров, следует подробнее остановиться на их анализе.

На объём товарооборота  значительное влияние оказывает  размер поступления товаров, так  как нормальное развитие розничной  торговли может происходить только при постоянном увеличении товарного  потока, обеспечиваемом регулярным поступлением товаров от различных поставщиков. Количественные параметры поступления товаров и их розничной продажи выражаются, как правило, числами одного периода, так как размеры товарного запаса отклоняются незначительно.

Методику исчисления влияния различных элементов  товарного баланса на объём розничного товарооборота можно использовать и применительно к разделению товаров на продовольственные и непродовольственные, а внутри этих групп – по более дробным товарным группам.

Товарный баланс изучается  в стоимостных показателях, что  объясняется отсутствием количественного учёта движения товаров в розничной торговле. Однако это правило касается не всех товаров: там, где они исчисляются в натуральном измерении, предпочтительнее проводить анализ товарного баланса в натуральных показателях. Анализ товарного баланса в натуральных измерителях может отличаться соотношениями в нем между отдельными элементами от соотношений в стоимостном выражении за счёт фактора цен.

Анализ зависимости  объёма продажи товаров от товарного  обеспечения позволяет определить лишь исходные данные; он не раскрывает причин, вызвавших в свою очередь изменения в отдельных элементах товарооборота (запасах, поступлении, выбытии). Каждый из этих элементов необходимо подвергнуть дальнейшему и более глубокому анализу. Начинать следует с поступления товаров.

Анализ ведётся по источникам поступления: от промышленности, оптовой торговли, импорта и т.д. Удельный вес поступления товаров  из различных источников связан со специализацией розничной торговой организации. В ходе анализа детально изучают отношения с отдельными поставщиками. Следует иметь в виду, что в розничной торговле, где учёт ведётся преимущественно в стоимостном измерении, выполнение поставщиками договоров поставок необходимо анализировать при широком использовании натуральных показателей (в строгом соответствии с условиями договора поставки). При анализе поступления товаров изучаются предъявительные претензии к поставщикам за некачественные поставки ими товаров и за нарушение сроков поставки.

Анализируя прочее выбытие товаров, следует изучить его состав: на переработку, возврат поставщикам, уценка, недостача и т.д. При этом выявляют причины и все обстоятельства, связанные с выбытием товаров (время их поступления в магазин, соблюдение требований качественной приёмки их от поставщика, условия хранения в магазине и т.д.). Стремление к сокращению таких форм выбытия товаров в целом является оправданным: оно расширяет возможности реализации товаров населению. Выводы по материалам анализа прочего выбытия товаров должны быть направлены на устранение причин необоснованного их выбытия.

 

 

  1. АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА

ООО «ВНЕШНЕТОРГОВАЯ  ФИРМА «АРТУР М»

 

 

    1. Организационно – экономическая характеристика

 

ООО «Внешнеторговая  фирма «Артур М» является частным предприятием, организационно-правовая форма – общество с ограниченной ответственностью (ООО). Расположена в деловой части города, имеет хорошие подъездные пути и оборудованную охраняемую стоянку.

Месторасположение предприятия  и реквизиты: юридический адрес - Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Воровского, д.93,  почтовый адрес - Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ст. Злобина, д.40. Официальный сайт http:\\vtf-artur.narod.ru, электронный адрес -vtf.artur@rambler.ru, телефон - 8-917-347-96-23.

Целью ООО «Внешнеторговая фирма «Артур М» является удовлетворение общественных потребностей, извлечение максимума прибыли.

Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, круглую печать со своим наименованием, штампы, бланки, фирменный знак, имеет право открывать расчетный и иные счета в учреждениях банка, создавать дочерние общества с правами юридического лица, а также филиалы и представительства. ООО «Внешнеторговая фирма «Артур М» обладает обособленным имуществом, учитываемым на самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

ООО «Внешнеторговая фирма  «Артур М» компания образована в 2001 году и в настоящее время динамично развивается.

Миссия компании – «Силами  наших специалистов оказывать потребителям максимальную помощь по подбору товаров  и услуг на внутреннем рынке Российской Федерации.  При этом компания стремится  сделать этот процесс наиболее комфортным и приятным».

Основными направлениями  предприятия являются торгово-закупочная деятельность на территории Российской Федерации, осуществление экспортно-импортных  сделок с предприятиями различных  форм собственности за пределами  Российской Федерации.

Предприятие занимается продажей мебели различного назначения, а именно: для жилых комнат, для  кухни, для передней, для ванны. Мебель поставляется по республике Башкортостан. Ценовой сегмент – средний. Модельный ряд продукции постоянно обновляется.

Продукцией, реализуемой торговым предприятием, является мебель как зарубежного, так и отечественного производства.

Предприятие проводит послепродажное обслуживание клиентов в период гарантийных сроков на реализуемую  продукцию. В послепродажное обслуживание входят:

Информация о работе Розничный товарооборот и пути его увеличения