Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:06, дипломная работа
Исходя из поставленной цели, задачи настоящей выпускной квалификационной работы:
рассмотрение сущности товарооборота;
изучение роли товарооборота и его значения в экономике;
рассмотрение состава и структуры товарооборота торговой организации, анализ его изменений в динамике;
изучение методики анализа влияния факторов на объем товарооборота;
поиск путей увеличения объема продаж и разработка на этой основе мероприятий по увеличению объема продаж на рассматриваемом предприятии, расчет их экономического эффекта.
Введение 3
1. Теоретические аспекты розничного товарооборота и путей его увеличения 8
1.1. Сущность розничного товарооборота, его роль и значение 8
1.2. Факторы, влияющие на объем и структуру розничного
товарооборота 14
1.3. Методы планирования и анализа розничного товарооборота 20
2. Анализ розничного товарооборота ООО «Внешнеторговая фирма
«Артур М» 32
2.1. Организационно – экономическая характеристика 32
2.2. Анализ финансово – экономических показателей деятельности 40
2.3. Анализ динамики и структуры розничного товарооборота 44
2.4. Факторный анализ розничного товарооборота 48
3. Увеличение розничного товарооборота ООО «Внешнеторговая фирма « Артур М» 55
3.1. Основные направления увеличения розничного товарооборота 55
3.2. Многофакторная модель товарооборота 60
3.3. Мероприятия по увеличению розничного товарооборота и
обоснование их экономической эффективности 69
Выводы и предложения 83
Список использованной литературы 89
Рост розничного товарооборота обеспечил ускорение оборачиваемости по всем товарным группам и товарам. В целом по предприятию ускорение оборота товаров составило 17,4 дня. Наибольший рост скорости обращения товаров был отмечен по следующим товарным группам витрины- 39,8 дня и столы- -18,3 дня.
Изменение сроков товарооборачиваемости произошло за счет изменения средних товарных запасов в целом по организации - на 8,9 дней, за счет изменения объема товарооборота - на 9,8 дней.
В целом ускорение оборачиваемости оборотных средств способствовало высвобождению оборотных средств, вложенных в товарные запасы, однако в конце 2011года был осуществлен закуп товарных запасов на сумму 1656 тыс. руб.
Так как производительность труда – важнейший резерв увеличения товарооборота, проанализируем ее влияние на изменение товарооборота ООО «Внешнеторговая фирма «Артур М» (Таблица 2.14).
Таблица 2.14 – Показатели производительности
и оплаты труда персонала организации
в 2010-2011 гг.
Показатели |
2010г. |
2011г. |
Изменение (+;-) |
Темп роста, % |
Товарооборот (без НДС), тыс. руб. |
25426 |
35179 |
9753 |
138,36 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
39 |
44 |
5 |
112,82 |
Среднегодовая выработка продукции на одного работающего, тыс. руб. |
651,95 |
799,52 |
147,57 |
122,64 |
Среднемесячная заработная плата одного работающего, тыс. руб. |
17,29 |
17,61 |
0,33 |
101,89 |
Коэффициент опережения темпов роста выработки к темпу изменения зараб. платы |
- |
- |
- |
1,20 |
Товарооборот продукции в 2010 году составил 25426 тыс. руб., за 2011 год объем реализации увеличился на 9753 тыс. руб. и составил 35179 тыс. руб., темп изменения составил 138,36%, в тоже время среднесписочная численность работников увеличилась на 5 человек или на 12,82%, это привело к увеличению среднегодовой выработки продукции на одного работающего на 147,57 тыс. руб. или на 22,64%.
Поскольку выработка выросла более быстрыми темпами, коэффициент опережения отношения темпов изменения выработки к темпу изменения заработной платы составил 1,2. Это является положительным фактом, поскольку ведет к снижению себестоимости продукции и увеличению прибыли.
В приведенных ниже таблицах проведем анализ затрат на реализацию продукции по элементам затрат, рассчитаем затраты на 1 рубль реализации продукции (Таблица 2.15, Таблица 2.16).
Себестоимость продукции
представляет выраженные в денежной
форме текущие затраты
Затраты на реализацию продукции организации в 2010 – 2011 годах отражены в таблице 2.15.
Таблица 2.15 - Затраты на реализацию продукции организации в 2010 – 2011 годах
Элементы затрат |
Сумма, тыс. руб. |
Структура затрат, % | ||||
2010 г. |
2011 г. |
+,- |
2010 г. |
2011 г. |
+,- | |
Закупочные расходы |
9686,00 |
11918,00 |
2232,00 |
39,10 |
34,64 |
-4,46 |
Затраты на оплату труда |
8090,00 |
9300,00 |
1210,00 |
32,66 |
27,03 |
-5,63 |
Сумма ЕСН |
2750,60 |
3162,00 |
411,40 |
11,10 |
9,19 |
-1,91 |
Амортизация основных фондов |
243,00 |
361,00 |
118,00 |
0,98 |
1,05 |
0,07 |
Прочие затраты |
4001,40 |
9662,00 |
5660,60 |
16,15 |
28,08 |
11,93 |
Полная себестоимость |
24771,00 |
34403,00 |
9632,00 |
100,00 |
100,00 |
0,00 |
в том числе: |
||||||
переменные расходы |
17468,58 |
20864,60 |
3396,02 |
70,52 |
60,65 |
-9,87 |
постоянные расходы |
7302,42 |
13538,40 |
6235,98 |
29,48 |
39,35 |
9,87 |
Затраты на 1 рубль реализованной продукции уменьшились с 0,924 руб. до 0,867 руб., вследствие повышения цен и снижения затрат на реализацию продукции (Таблица 2.16).
Таблица 2.16 - Динамика затрат на 1 рубль реализованной продукции организации
Показатели |
2010г. |
2011г. |
Изменение (+;-) |
Темп изменения, % |
1.Выручка от реализации |
25426 |
35179 |
9753 |
138,36 |
2. Затраты на реализацию продукции (работ, услуг) тыс. руб. |
23482 |
30514 |
7032 |
129,95 |
3. Затраты на 1 рубль продукции (работ, услуг), (п.2 : п.1) |
0,924 |
0,867 |
-0,06 |
93,92 |
Проведем анализ потенциала организации, с распределением факторов, влияющих на качество работы ООО «Внешнеторговая фирма «Артур М» (Таблица 2.17)
Анализ потенциала организации показал, что в общем ситуация на предприятии является достаточно стабильной, однако надо уделить особое внимание повышению производительности труда, сокращению издержек и расширению ассортимента продукции.
Таблица 2.17 - .Оценка потенциала организации
Факторы потенциала |
Характеристика |
Широта и полнота ассортимента |
Средняя |
Тип применяемой технологии |
Высокий |
Тип и состояние основных фондов |
Хорошее |
Контроль качества, его эффективность (действенность) |
Высокое |
Основные поставщики и их надежность |
Хорошие |
Организация обслуживания и планирование торговли |
Хорошая |
Состояние безопасности |
Хорошее |
Производительность труда |
Средняя |
Оценивая потенциал персонала выяснили, что на предприятии степень мастерства выше среднего, применяется сдельная оплата труда, низкая текучесть кадров, а обучение и переподготовку персонал проходит в соответствии с разработанным графиком. Предпочтение при найме на работу отдается кандидатам, имеющим стаж работы и высшее образование, также первые 1-2 месяца принятые работники работают в статусе испытуемых (Таблица 2.18).
Таблица 2.18 - Оценка потенциала персонала
Факторы потенциала персонала |
Характеристика |
Степень мастерства |
Выше среднего |
Условия найма |
1-2 испытательных месяца |
Политика комплектования кадров |
Отдается предпочтение кандидатурам с высшим образованием и наличием опыта работы. |
Текучесть кадров |
Низкая |
Обучение и повышение |
Обучение и переподготовку персонал проходит в соответствии с разработанным графиком. |
Оплата труда и ее мотивация |
Оплата труда сдельная, используется премиальная система |
Проанализирован рынок розничной торговли мебели в РБ, и определены характер спроса и его эластичность в таблице 2.19.
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Выручка, тыс. руб. |
25426 |
35179 |
41251 |
Объем реализованной продукции, шт. |
4134 |
5963 |
7273 |
Средняя цена, тыс. руб. |
6,15 |
5,9 |
5,7 |
Таблица 2.19 - Отношение выручки к объему реализованной продукции предприятия
Точечная эластичность спроса по цене рассчитывается по формуле:
(3.2)
Где, P - цена товара,
Q - объем спроса.
Цена товара изменилась на ∆P=P2-P1, а величина спроса - на ∆Q=Q2-Q1.
= ((5963-4134)/(6,15-5,9))*(6,
>1, следовательно, объем спроса
изменяется на больший процент,
Таким образом, произведенный анализ показал, что деятельность ООО «Внешнеторговая фирма «Артур М» характеризуется быстрорастущими объемами товарооборота, незначительным ускорением оборачиваемости оборотных средств и ростом прибыли.
Товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается деятельность предприятий торговли. Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли; товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.
Система управления товарооборотом на предприятии ООО «Внешнеторговая фирма « Артур М» определяет конкретное содержание этого управления и последовательность его осуществления, которое заключается в:
В связи с циклическим развитием и постоянной изменчивостью потребительского рынка необходимо систематически изучать его конъюнктуру в разрезе отдельных видов и сегментов с тем, чтобы сформировать эффективную политику управления товарооборотом и определять возможности развития его объема и структуры.
В условиях рынка основной целью любого субъекта хозяйствования является сбыт продукции, по завершении которой определяются результаты хозяйствования, эффективность работы предприятия. Это позволяет предприятию выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банками по ссудам и кредитам, персоналом, поставщиками и возмещать прочие производственные затраты и получить прибыль. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, штрафы за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение организации. Таким образом, стимулирование быта предприятия является актуальной задачей каждого торгового предприятия.
Большую роль в активизации продаж продукции, ознакомлении потребителя с новыми моделями товаров играет рекламная деятельность.
Реклама – это самая видимая составляющая комплекса маркетинговых коммуникаций. Ее задачей является информирование покупателей о качестве товаров и способах удовлетворения потребностей, обеспечение возможности сравнения конкурирующих товаров, стимулирование потребительского спроса с целью его воспроизводства.
Информация о работе Розничный товарооборот и пути его увеличения