Розничный товарооборот и пути его увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:06, дипломная работа

Описание работы

Исходя из поставленной цели, задачи настоящей выпускной квалификационной работы:
рассмотрение сущности товарооборота;
изучение роли товарооборота и его значения в экономике;
рассмотрение состава и структуры товарооборота торговой организации, анализ его изменений в динамике;
изучение методики анализа влияния факторов на объем товарооборота;
поиск путей увеличения объема продаж и разработка на этой основе мероприятий по увеличению объема продаж на рассматриваемом предприятии, расчет их экономического эффекта.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты розничного товарооборота и путей его увеличения 8
1.1. Сущность розничного товарооборота, его роль и значение 8
1.2. Факторы, влияющие на объем и структуру розничного
товарооборота 14
1.3. Методы планирования и анализа розничного товарооборота 20
2. Анализ розничного товарооборота ООО «Внешнеторговая фирма
«Артур М» 32
2.1. Организационно – экономическая характеристика 32
2.2. Анализ финансово – экономических показателей деятельности 40
2.3. Анализ динамики и структуры розничного товарооборота 44
2.4. Факторный анализ розничного товарооборота 48
3. Увеличение розничного товарооборота ООО «Внешнеторговая фирма « Артур М» 55
3.1. Основные направления увеличения розничного товарооборота 55
3.2. Многофакторная модель товарооборота 60
3.3. Мероприятия по увеличению розничного товарооборота и
обоснование их экономической эффективности 69
Выводы и предложения 83
Список использованной литературы 89

Файлы: 1 файл

diplom_novyy_20_01.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

На товарооборот влияют и многие другие условия: месторасположение  предприятия, интенсивность покупательских потоков, организация товароснабжения, качество товаров, широта и глубина ассортимента, реклама, квалификация персонала, культура обслуживания, внедрение новых технологий.

Общие условия деятельности торговых предприятий, стратегия поведения на рынке, товарная и ценовая политика, организационная структура, финансовое состояние, наличие ресурсов и эффективность их использования определяют внутренние факторы, влияющие на товарооборот.

Соотношение различных  факторов постоянно меняется. Торговое предприятие должно знать общее состояние рынка, величину существующего спроса, темпы его изменения, уровень рыночных цен, влияние конкуренции и т.п., на какие виды и сегменты ему следует ориентироваться при планировании объема и структуры товарооборота [22].

Анализ розничного товарооборота  производят как по общему объему так  и по отдельным факторам, называя такой анализ факторным. На выполнение плана и динамику розничного товарооборота оказывают влияние большое число факторов, которые принято объединять в три группы:

    1. факторы, связанные с товарными ресурсами;
    2. факторы, связанные с численностью работников и эффективностью труда;
    3. факторы, связанные с эффективностью использования материально-технической базы торгового предприятия и режимом его работы [17].

Основной фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность торгового предприятия товарными ресурсами и их рациональное использование. Объем розничного товарооборота зависит от периодичности поступления и выбытия товаров, состояния товарных запасов. Эта зависимость может быть выражена формулой 1.1:

 

Т = Зн + П – В – 3к,     (1.1)

 

где Т – объем розничного товарооборота,

3н – запасы товаров на начало периода,

П – поступление товаров,

В – выбытие товаров,

3к – запасы товаров  на конец периода.

Используя способ разниц, или способ цепной подстановки, можно определить влияние каждого и отмеченных показателей на объем розничного товарооборота торгового предприятия. Значительное влияние на объем розничного товарооборота оказывает обеспеченность торгового предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования. Эта зависимость выражается формулой 1.2:

Т = П · Ч,      (1.2)

 

где Т – объем розничного товарооборота, руб.,

Ч – среднесписочная численность работников, чел.,

П – производительность труда одного работника, руб.

Используя интегральный способ анализа, можно определить влияние  данных показателей на изменение  объема товарооборота, формула 1.3:

 

Δ Тч = Пп · Δ Ч + (Δ  Ч · Δ П) : 2,   (1.3)

 

где ΔТч – изменение  объема товарооборота за счет изменения  среднесписочной численности работников, руб.,

ΔЧ – изменение  среднесписочной численности работников в отчетном году по сравнению с предыдущим годом, чел.,

Пп – производительность труда одного работника с предшествующим годом, руб.,

Δ П – изменение  производительности труда одного работника в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, руб.

Изменение объема товарооборота  за счет изменения производительности труда одного работника отражены в формуле 1.4:

 

Δ Тп = Чп · Δ П + (Δ  Ч · Δ П) : 2,    (1.4)

 

Ч – среднесписочная численность работников в предшествующем году, чел.

Последовательно заменяя  в приведенной формуле показатели предшествующего года на данные отчетного  года и вычитая из полученного  результата предыдущий, можно определить влияние на объем товарооборота изменения факторов, связанных с эффективностью использования материально-технической базы торгового предприятия и режимом его работы. Этот способ расчета называется методом цепной подстановки.

Аналитическая работа завершается составлением плана мероприятий по использованию выявленных резервов увеличения объема розничного товарооборота торгового предприятия. Анализ розничного товарооборота помогает руководителям предприятия вовремя выявить недостатки в структуре товарооборота по группам, зависимость товарооборота от движения и наличия запасов, численности работников и их производительности, изменения цен, учесть все это в своей работе и прогнозировать деятельность предприятия в ближайшем будущем [19].

Данная методика является комплексной, и поэтому в настоящей работе она конкретизирована с учетом специфики объекта исследования и имеющейся информационной базы. Данная методика позволит установить причинно-следственные связи, выявить и оценить факторы, которые влияют на деятельность торгового предприятия, а также разработать мероприятия по устранению влияния отрицательных факторов и стимулирования положительных.

 

 

    1. Методы планирования и анализа розничного товарооборота

 

Анализ товарооборота  предприятия торговли позволяет оценить достигнутые результаты, изучить развитие товарооборота по видам и формам, оценить правильность, реалистичность стратегии предприятия в развитии товарооборота, сравнить масштабы деятельности данного предприятия с конкурентами.

Методика  экономического анализа товарооборота  включает в себя:

1) изучение  выполнения плана товарооборота  по собственной продукции, в  том числе обеденной и прочей, по розничной реализации, оптовой  продаже, выполнение плана по  валовому товарообороту;

2) изучение  динамики валового, розничного, оптового  оборота, а также оборота по собственной продукции;

3) анализ производственной  программы предприятия питания;

4) исследование  влияния важнейших факторов на  выполнение плана и динамику  товарооборота (товарного обеспечения,  запасов, товарооборачиваемости,  производительности труда и др.);

5) выявление  резервов роста товарооборота  и разработка конкретных мероприятий  по увеличению товарооборота [15].

План розничного товарооборота  является основным, ведущим разделом торгово-финансового плана предприятия  торговли. Объем и структура товарооборота оказывают влияние на все остальные разделы торгово-финансового плана – труд, издержки обращения, прибыль и др.

План розничного товарооборота  состоит из следующих разделов: реализация (продажа) товаров по общему объему и по отдельным товарным группам (структура товарооборота); товарные запасы и товарооборачиваемость; поступление товаров (товарное обеспечение).

Все разделы плана розничного товарооборота взаимосвязаны, между ними существует балансовая связь. Так показатели на начало (З1) + поступление (П) = реализация (Р) + запасы на конец (З2). Исходя из этого баланса, можно рассчитать и спрогнозировать любой показатель товарооборота.

Первая стадия планирования  розничного товарооборота (особенно нового предприятия) – определение минимального объема товарооборота (критического), который обеспечит ему безубыточную работу. Все расчеты по определению этого объема сводятся к определению точки безубыточности.

Расчет минимально необходимого объема товарооборота можно выполнить, разложив товарооборот на составляющие его элементы. Розничный товарооборот представляет собой сумму розничных цен проданных или запланированных к продаже товаров. В свою очередь, розничная цена состоит из покупной для торгового предприятия цены товара и торговой надбавки. Сумма покупных цен представляет собой товарооборот торгового предприятия по покупным ценам. Торговые надбавки предназначены для покрытия издержек обращения и получения торговым предприятием прибыли (формула 1.5).

 

Т р.ц. = Тп.ц. + ТН,     (1.5)

 

где Т р.ц. – объем товарооборота по розничным ценам, руб.,

Т п.ц. – объем товарооборота по покупным ценам, руб.,

ТН – сумма торговых надбавок, руб.

Поскольку минимально необходимый объем розничного товарооборота позволяет покрыть только затраты и не обеспечивает получение прибыли, то формула определения критического объема товарооборота будет иметь вид, формула 1.6:

 

Ткр. = Тп.ц. +ИОпер+ ИО пост,    (1.6)

 

где Ткр – критический объем товарооборота по розничным ценам, руб.

ИО – сумма издержек обращения, руб.,

И опер – сумма переменных издержек обращения, руб.,

И опост – сумма постоянных издержек обращения.

Товарооборот  по покупным ценам представляет собой  объем закупленных товаров в  стоимостном выражении или затраты  торгового предприятия на покупку  товаров. Величина этих затрат носит переменный характер, поэтому объем критического товарооборота можно рассчитать по формуле 1.7:

 

Ткр/Ткр =Зпер/Ткр +ИОпост/Ткр,    (1.7)

 

где Зпер – переменные затраты,

Ипост – сумма постоянных издержек.

Вторая стадия - прогноз общего объема товарооборота [18].

Анализ товарооборота  начинают с определения его объема за исследуемый год. Полученные данные (отчетные) сравнивают с плановыми  показателями и с показателями (базисными) соответствующих предшествующих временных  интервалов. Подобные сопоставления позволяют оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии развития.

На основе запланированного объема продажи устанавливают  необходимые размеры товарных запасов  и поступления товаров.  Товарные запасы должны быть запланированы в размерах, обеспечивающих бесперебойную продажу товаров в широком ассортименте. Объем  розничного товарооборота и его структура должны обеспечить удовлетворение потребностей населения в разнообразных товарах в соответствии с его спросом. Поступление товаров предусматривают в таком размере, чтобы вместе с запасом товаров на начало планируемого периода оно обеспечивало бесперебойную торговлю, выполнение плана продажи и создание нормального запаса товаров на конец планируемого периода.

Греховодова М.Н отмечает - прогноз общего объема товарооборота магазина рассчитывается как сумма реализации отдельных  товарных групп, учитывая влияние следующих  факторов:

  • численность и состав обслуживаемого населения;
  • сложившийся уровень потребления и реализации товаров в зависимости от покупательских фондов населения;
  • соотношение товарного и нетоварного потребления;
  • развитие жилищного строительства (например, при улучшении жилищно-бытовых условий обслуживаемого населения высокими темпами увеличивается спрос на обои, лаки, мебель и т.д.

Третья  стадия - рассчитав общий объем товарооборота на планируемый период, его распределяют по кварталам и месяцам. Экономически обоснованные прогнозы товарооборота по кварталам (периодам года) играют важную роль для ритмичного удовлетворения покупательского спроса, стабильного денежного обращения и т.д. Данные о динамике денежных доходов по кварталам и месяцам, темпы их роста на прогнозируемый период позволяют повысить обоснованность плана товарооборота в пределах года.

После определения  годового товарооборота с разбивкой  по кварталам приступают к прогнозированию  его по отдельным товарным группам  и товарам с учетом сезонности спроса населения и сложившегося уровня продажи товаров. Так, в летний период происходит некоторое сокращение потребления мяса и мясных продуктов за счет увеличения потребления молока, овощей, фруктов.

Важной исходной предпосылкой планирования является анализ выполнения плана розничного товарооборота  за предплановый период. Сложившиеся  пропорции в прошлых периодах нельзя механически переносить в план товарооборота при его прогнозировании. Необходимо подвергнуть критическому анализу результаты и определить, под влиянием каких факторов сложились сезонные колебания и какова степень влияния этих факторов в прогнозируемом периоде.

Внутригодичное  колебание  и изменение товарооборота  происходит под влиянием объемов  и состояния покупательной способности  населения, особенностей спроса и в  зависимости от равномерности завоза товаров  по периодам года. Поэтому  при прогнозировании предусматриваются меры по обеспечению равномерности завоза и поступлению товаров в соответствии с особенностями покупательского спроса в отдельные периоды года. Важным в экономическом обосновании плана розничного товарооборота является учет тенденций его развития за ряд лет, выявленных в результате анализа.

Четвертая стадия - планирование структуры товарооборота торгового предприятия, т.е. объема реализации отдельных товарных групп. В условиях, когда торговые предприятия самостоятельно устанавливают размеры торговых надбавок на товары при различной издержкоемоксти их реализации, регулирование товарооборота по отдельным товарным группам позволяет регулировать и сумму получаемой прибыли.

В связи с  тем, что к составлению планов на будущий год приступают, когда еще нет данных о фактическом товарообороте за весь текущий год, определяют ожидаемые товарные запасы и ожидаемое поступление товаров которые являются исходной базой планирования показателей на предстоящий год.

Ожидаемым выполнением  плана розничного товарооборота называют реально выполнимую величину товарооборота до конца текущего года. Определение ожидаемого выполнения плана за текущий год является важной частью работы по составлению плана.  Ожидаемое выполнение плана определяется как по всему товарообороту, так и по отдельным товарным группам. По тем товарам, по которым не предполагается значительного перевыполнения плана, ожидаемый товарооборот определяют на основе фактического товарооборота за первое полугодие и плана второго полугодия или фактического товарооборота за 9 месяцев текущего года и плана на 4 квартал этого же года.

Информация о работе Розничный товарооборот и пути его увеличения