Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 13:30, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение и изучение современных методов управления.
Задачи формируются в соответствии с основной целью и включают в себя:
рассмотреть сущность и привести классификацию методов управления;
рассмотреть характерные черты и особенности методов управления предприятием;
изучить особенности зарубежного опыта в применении методов управления предприятием;
дать организационно-экономическую характеристику КПУП «МебельДревТорг»;
провести оценку эффективности использования методов управления в деятельности КПУП «МебельДревТорг»;
разработать основные направления совершенствования методов управления в КПУП «МебельДревТорг».
Введение….……………………………………………..................................... 3
1. Основные методы управления и их влияние на управление предприятием в современных условиях……………….…………………
5
1.1. Сущность и классификация методов управления............................... 5
1.2. Характерные черты и особенности методов управления предприятием………………………………………………………… 12
1.3. Особенности зарубежного опыта в применении методов управления предприятием…………………………………………… 19
2. Оценка эффективности методов управления в КПУП «МебельДревТорг»………………………………………………...
22
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ….. 22
2.2. Оценка эффективности использования методов управления в деятельности предприятия………………………………………....... 32
3. Основные направления совершенствования методов управления КПУП «МебельДревТорг»………...……..………………………………..
37
3.1. Основные мероприятия, направленные на повышение эффективности управления…………………………………………..
37
3.2. Расчет эффективности предложений по совершенствованию методов управления…………………………………………………..
45
Заключение……………………………………..………………………………. 47
Список используемой литературы ..…………. ………………………………. 49
Приложения …………………………………………………………………..... 50
Недостатки: остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального интереса, что снижает мотивацию.
Далее рассмотрим более детально административные методы управления, а именно их сущность, содержание, основные достоинства и недостатки.
Административные методы – это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.
К числу административных методов относят:
Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных.
Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).
Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.
Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм.
Распорядительные методы реализуются в форме:
Управление производством осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений в процессе производства.
Административные методы управления – мощный рычаг достижения результатов поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальное условие их эффективности – высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления. Это особенно актуально в больших многоуровневых системах управления, к которым относятся крупные предприятия.
В последнее время понизилась роль административных методов на предприятиях. Противоречивые процессы в обществе препятствуют использованию административных методов: это рост безработицы и частичная занятость на предприятиях, значительная инфляция в течение последних лет и несвоевременная выплата заработной платы, развитие бартерных сделок и низкая дисциплина поставок ресурсов, превышение темпов роста цен на потребительские товары над темпами роста заработной платы, утрату заводских традиций и нарушение привычною уклада жизни в семье [6].
Используемые механизмы:
Административные: приказ, распоряжение, указание.
Нормативные: закон, положение инструкция, план, спущенный сверху и обязательный для выполнения.
Экономические: процент выплачиваемой прибыли, цена продукта (назначенная), зарплата (назначенная), материальные санкции, установленные сверху.
Социально-психологические: выговор, объявленный в приказе, награждение грамотой по распоряжению руководства, благодарность в приказе, план социального развития коллектива и мероприятий по его реализации.
При командном (административном) методе управления - отношения субъекта и объекта - власти и подчинения.
Основные достоинства метода:
1) обеспечивается единство воли руководства в достижении цели;
2) не требует крупных материальных затрат;
3) в малых
организациях оперативно
Недостатки метода следующие:
1) подавляется инициатива, творческая работа;
2) отсутствуют действенные стимулы труда и могут возникать анти-стимулы;
3) в крупных организациях (менеджеры не заинтересованы в повышении компетентности, поэтому она в дефиците).
И наконец, рассмотрим более детально социально-психологические методы, хи сущность, содержание, основные достоинства и недостатки.
Социально-психологические методы управления – осуществляются путем руководящего воздействия на социальные принципы деятельности коллектива. Они основаны на изучении социального состава и условий трудовых коллективов, индивидуальных особенностей и интересов работника
Результаты производственных успехов во многом определяются социально-психологическим климатом в коллективе, удовлетворением культурных, бытовых и других потребностей работающих.
Социально-психологические методы управления играют решающую роль в борьбе против текучести кадров и предполагают:
В практике управления применяются различные социологические методы и приемы исследований. Особое распространение получили:
Формирование и совершенствование производственного коллектива - одна из важнейших задач, стоящих перед руководителем в процессе управления.
Для достижения сплоченности коллектива, повышения уровня его нравственной зрелости руководитель должен уделить внимание следующим факторам:
Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны, и тесно связаны с другими методами управления [7, c.14-15].
Механизмы договорные: убеждение, критика, информирование, выступление руководителя перед людьми.
Социально-психологические методы - управленческие отношения субъекта и объекта договорные без материальной основы.
Условия реализации: одна из сторон инициирует договорной процесс, вторая не отвергает его.
Достоинства метода:
1) включаются механизмы трудовой мотивации, не связанные с удовлетворением материальных потребностей;
2) практически
не требуются материальные
Недостатками данного метода являются то, что в нем не используются стимулы, опирающиеся на материальные потребности людей, а также в данном методе трудно прогнозировать результаты.
В основу классификации по направленности действия положен характер воздействия методов управления на мотивы отдельных работников и трудового коллектива организации. С этой точки зрения выделяют четыре таких группы методов мотивации: материальной, социальной, психологической и властной.
По организационной форме действия выделяют методы прямого (непосредственного) воздействия, постановки цели, создания стимулирующих условий.
Все методы управления независимо от их классификации органически взаимосвязаны, находятся в постоянном динамическом равновесии и воздействуют одновременно на весь коллектив и отдельно на каждого человека, занимающегося различными видами трудовой деятельности.
Множественность методов управления и разные подходы к их классификации усложняют задачу выбора тех из них, которые будут более эффективны при решении конкретных управленческих задач. Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.
Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (организация, отдел, подразделение и т.д.). Направленность всегда одна и та же - на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.
Содержание – это специфика приемов и способов воздействия.
Организационная форма – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания (комбинации). В конкретном методе управления определенным образом сочетаются и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим наибольший интерес представляют такие методы управления, как: экономические, организационные (административные), социально-психологические, правовые.
Центральное место отводится экономическим методам управления. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей. Экономические методы представляют собой способы воздействия на имущественные интересы отдельных людей и их объединений. В условиях рыночной экономики они выполняют роль базовых способов влияния на поведение людей, активизируют их труд, повышают деловую активность организаций, фирм. В основе этих методов находятся объективные экономические законы, специфические законы рыночной экономики, а также принципы вознаграждения за труд, имеющие определенные особенности в каждой фирме, организации.
Система экономических методов в рыночной экономике отличается большим разнообразием и многочисленностью. Сюда относится: система ценообразования, включающая в себя систему цен и механизм
ценообразования; финансово-кредитные рычаги и стимулы; система налогообложения; коммерческий расчет, предполагающий, что организация не только покрывает свои расходы доходами, но и получает прибыль; средства материального стимулирования в виде премий и доплат за профессиональное мастерство, высокое качество выпускаемой продукции и т.д. (рисунок 1.2.1).
Рисунок 1.2.1 – Виды экономических методов управления
Таким образом, сущность экономических методов управления сводится к тому, чтобы поставить каждого работника, коллектив организации в такие экономические условия, которые создавали бы возможность правильного сочетания их интересов и интересов общества. Создание условий взаимодействия, соподчинения, согласования обособленных экономических интересов открывают возможности выбора наиболее эффективных путей достижения целей организации.
Особенностью использования экономических методов является обязательное сочетание имущественных стимулов с санкциями за невыполнение договорных обязательств. Это положение должно одинаково относиться как к договорным обязательствам между равноправными хозяйствующими субъектами, так и между организациями и их персоналом на основе контрактов.
Организационные методы представляют собой способы воздействия на
организационные интересы людей. Они выступают связующим звеном между объектами и субъектами управления для осуществления экономических методов управления и имеют некоторые особенности:
Преимуществом организационных методов управления является то, что они эффективны в примитивных ситуациях, позволяют установить строгую дисциплину персонала. Но несмотря на это. Они не способствуют развитию творческого начала личности, приводят к концентрации власти, часто негативно оцениваются персоналом.
Организационные методы управления базируются на объективных законах эффективной организации человеческой деятельности, естественных потребностях протекания жизнедеятельности в упорядоченной определенным образом среде. По своему функциональному назначению эта группа методов подразделяется на три подгруппы (рисунок 1.2.2).
Рисунок 1.2.2 – Состав организационных методов управления
Функциональное назначение организационно-стабилизирующих методов заключается в установлении долговременных организационных отношений и связей в системах управления между исполнителями управленческих работ (отдельными людьми и их группами), а также между самостоятельными субъектами хозяйствования на договорной основе. Эти долговременные организационные отношения и связи формируются следующими методами: разработки структур и штатов предприятия и утверждения их в установленном порядке с целью придания юридической силы; составления положений об исполнителях (отделах, службах или отдельных исполнителях); установления регламентов деятельности (таблица 1.2.1).
Информация о работе Системный характер использования методов управления на предприятии