Системный характер использования методов управления на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и изучение современных методов управления.
Задачи формируются в соответствии с основной целью и включают в себя:
 рассмотреть сущность и привести классификацию методов управления;
 рассмотреть характерные черты и особенности методов управления предприятием;
 изучить особенности зарубежного опыта в применении методов управления предприятием;
 дать организационно-экономическую характеристику КПУП «МебельДревТорг»;
 провести оценку эффективности использования методов управления в деятельности КПУП «МебельДревТорг»;
 разработать основные направления совершенствования методов управления в КПУП «МебельДревТорг».

Содержание работы

Введение….……………………………………………..................................... 3
1. Основные методы управления и их влияние на управление предприятием в современных условиях……………….…………………
5
1.1. Сущность и классификация методов управления............................... 5
1.2. Характерные черты и особенности методов управления предприятием………………………………………………………… 12
1.3. Особенности зарубежного опыта в применении методов управления предприятием…………………………………………… 19
2. Оценка эффективности методов управления в КПУП «МебельДревТорг»………………………………………………...
22
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ….. 22
2.2. Оценка эффективности использования методов управления в деятельности предприятия………………………………………....... 32
3. Основные направления совершенствования методов управления КПУП «МебельДревТорг»………...……..………………………………..
37
3.1. Основные мероприятия, направленные на повышение эффективности управления…………………………………………..
37
3.2. Расчет эффективности предложений по совершенствованию методов управления…………………………………………………..
45
Заключение……………………………………..………………………………. 47
Список используемой литературы ..…………. ………………………………. 49
Приложения …………………………………………………………………..... 50

Файлы: 1 файл

готово_курсовая_системный характер использования методов управления на предприятии.docx

— 442.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1.2.1 – Формы реализации организационных методов управления

Функциональное назначение организационно-распорядительных методов заключается в действиях субъектов управления, направленных на устранение возникающих отклонений от запланированного, установленного режима функционирования организации-системы, выработку и осуществление реакции на внешние и внутренние изменения ситуации или среды, в которой протекает жизнедеятельность организации. Распорядительное воздействие может осуществляться как в устной форме, так и  в виде документа. Последнее позволяет более четко учитывать и контролировать исполнение распоряжений.

Организационно-дисциплинарные методы предназначаются для недопущения в будущей деятельности отклонений от установленного режима работы организации. При этом подбираются способы, которые призваны исключать несоблюдение трудовой, производственной и технологической дисциплин, режима трудового распорядка и других нарушений. Главное внимание здесь концентрируется не на определении меры вины и наказания работников, а на выявлении глубинных причин сложившейся ситуации, выработке действенных и реальных способов не повторения нарушений в дальнейшей работе.

К организационным методам управления примыкают и правовые методы управления, которые представляют собой ряд законодательных актов, регулирующих права и обязанности субъекта и объекта управления. Они составляют свод правил, регламентирующих хозяйственный механизм и создающих своего рода «рамочные» условия для работы организаций [9, с. 54].

Правовые акты можно объединить в две группы:

  • законы         и         правительственные         акты,         регулирующие 
    функционирование хозяйственной системы и отдельных подсистем;
  • нормативные акты, применяемые в организации.

Особое место в менеджменте отводится социально-психологическим методам управления, которые в своей совокупности предназначены для создания и поддержания такого социально-психологического климата в организации, чтобы работник, с одной стороны, делал все необходимое для достижения целей организации, с другой стороны, имел бы все возможности для саморазвития в выбранном направлении.

Социальные методы представляют собой способы воздействия на социальные интересы персонала организации в целях активизации ее деятельности, придания ей творческого и истинно заинтересованного характера.    Особенностью    этих    методов    является    их    общность.    В

удовлетворении интересов этой группы заинтересована основная масса работников или весь персонал. Поэтому социальные методы, с другой стороны, представляют собой воздействие субъекта управления на общие интересы персонала фирм. Задача менеджмента при этом заключается в выявлении степени общности интересов персонала и выработке действенных способов их удовлетворения. Существует комплекс методов по решению этой внутрифирменной задачи – это социальные исследования, планирование и регулирование (рисунок 1.2.3).


Рисунок 1.2.3 – Виды социальных методов управления

Социальные исследования представляют собой методы изучения социальных интересов персонала. Их результатом являются выявленные конкретные потребности работников в определенных социальных благах (жилье, укрепление здоровья, спортивные и культурные запросы, повышение квалификации и переподготовка персонала и др.). На основе такого изучения разрабатывается программа удовлетворения этих потребностей.

Социальное планирование - это метод планового решения социальных проблем коллективов по улучшению условий труда, производственного быта, духовного и физического развития, жилья, охраны здоровья, коммунально-бытовых условий, квалификации работников, структуры персонала, выявляемых в процессе социальных исследований. Реализуется это путем разработки внутрифирменного плана удовлетворения выявленных потребностей с учетом экономических возможностей фирмы. Как правило, такой план составляется на один год и (или) 4-5 лет [8, с. 69].

Социальное регулирование представляет собой процесс реализации планов и программ удовлетворения социальных потребностей персонала. Успешное их осуществление способствует единению персонала, сближению его интересов и интересов руководства фирмы, развитию корпоративного духа, т.е. такого состояния, когда и руководители, и рядовые работники глубоко заинтересованы в экономической результативности деятельности фирмы.

Необходимо подчеркнуть, что социальное регулирование трудовых коллективов осуществляется с помощью и других методов. Среди них: способы повышения социально-производственной активности (внутри- и межфирменный обмен опытом в различных формах с учетом соблюдения коммерческих тайн); методы социальной преемственности (процедуры принятия новых работников в состав фирмы, проведение дней фирмы в честь знаменательных дат и событий, организация конкурсов профессионального мастерства, процедуры проводов работников с большим стажем работы в фирме на заслуженный отдых и др.); методы социального нормирования (установление правил этикета, традиций, внутреннего распорядка работы фирмы, мер дисциплинарного воздействия к несоблюдающим концепцию управления фирмой).

Психологические методы представляют собой способы регулирования взаимоотношений между людьми с целью формирования благоприятного психологического климата, который является одним из важнейших факторов высокоэффективной деятельности людей. Эти способы многочисленны и разнообразны, их эффективность во многом определяется искусством менеджеров объединять персонал и создавать здоровый корпоративный дух. Назначение этих методов связано с формированием условий, при которых личность работника максимально раскрывается и в своей деятельности активно использует творческий потенциал и энергию для блага всей фирмы.

Как и другие виды методов, психологические способы и приемы воздействия на людей направлены на удовлетворение психологических интересов  личности,   проявляющихся   в  потребностях   иметь   комфортные

условия труда, справедливую оценку трудового вклада и его общественное признание, пребывать в группе людей с близкими мировоззренческими взглядами, а также в потребности творческого характера трудовой деятельности и др. Все эти виды интересов могут быть удовлетворены с помощью очень различных методов, порой носящих сугубо индивидуальный характер в каждой отдельной фирме.

Особенностью психологических методов является и то, что они не требуют сколько-нибудь значительных материальных затрат, но, несмотря на это, их воздействие на людей имеет высокую результативность. Различают несколько групп психологических методов, представленных на рисунке 1.2.4.

 

Рисунок 1.2.4 – Виды психологических методов управления

Методы профессионального отбора и соответствующего обучения работников применяются исходя из индивидуальных способностей и их эффективного применения в организации.

Методы комплектования малых групп призваны обеспечивать оптимальную численность людей в группе, их психологическую совместимость. Исходя из целей совместной деятельности и ее характера, подбираются ее участники, обосновываются параметры их свойств, и в соответствии с ними окончательно комплектуется группа.

Методы гуманизации труда базируются на объективной потребности людей в определенных требованиях к свойствам среды, в которой протекает трудовая деятельность. Это относится к цветовой окраске помещений, к музыкальному    сопровождению    при    однообразной    работе,    устранению

монотонности рабочих процессов, повышению уровня их творческого содержания для более полного удовлетворения профессиональных интересов;

Основная задача применения методов установления благоприятных для совместной деятельности взаимоотношений между руководителями и подчиненными сводится к созданию условий, которые позволяют общаться в системе «руководитель-подчиненный» непринужденно, откровенно, полностью раскрыть интеллектуальный потенциал, проявить энергию и творческий подход к выполнению функциональных обязанностей. Главная роль в формировании таких взаимоотношений возлагается на руководителей, как обладающих определенной властью или полномочиями в процессе осуществления управленческой работы.

Таким образом, социальные методы управления основаны на взаимоотношениях между людьми в обществе, коллективах и направлены на повышение их трудовой и общественной активности. Психологические же методы управления – это методы, которые на основе использования индивидуальных свойств личности (особенностей характера, психики, способностей) регулируют отношения между членами коллектива.

 

 

 

1.3 Особенности зарубежного опыта в применении методов управления предприятием

 

 

Управление является неотъемлемой частью деятельности любой организации. Управление в зарубежных организациях имеет свои особенности управления.

В последние десятилетия стремительно увеличивается конкурентоспособность японской экономики. Несомненно, положительную роль в этом оказал и японский менеджмент. Японская система управления имеет следующие отличительные черты.

Прежде всего, это особая групповая организация управления. Здесь отсутствуют жесткие структуры управления, персональная ответственность , индивидуальный учет производительности. Японские Предприниматели считают, что важнейшим моментом деятельности менеджера является создание «благоприятной, светлой атмосферы» на рабочих местах. В японских фирмах рабочие решают вопросы производства вместе с высшим руководством обеспечивают усиление позиций фирмы на рынке, способствуют прославлению ее имени. Такой подход к проблеме управления определил возникновение определенного стиля руководства фирмами. Не случайно в большинстве японских фирм культивируется лозунг «Каждый занятый на заводе - управляющий»

В японском менеджменте не человека подбирают под должность, а на оборот, тщательно изучив с помощью психологических тестов человека, определяют, какие обязанности ему можно поручить.

Заслуживает также рассмотрения подход к планированию в японских фирмах. Здесь преобладают ориентация на долгосрочное планирование. Долгосрочные планы составляют 70 процентов крупных компаний. Работу по планированию выполняют плановые отделы центральных служб.

Характер планирования определяется структурой организации. Организации, которые специализируется на узком ассортименте выпускаемой продукции, основное внимание в планировании уделяют разработке структуры и обеспечению новых инвестиционных проектов. В таких организациях планирование осуществляется централизованно и «сверху вниз». Главное внимание придается целям: увеличение доли на рынке, рост объема продаж и массы прибыли. Долгосрочный план охватывает пятилетний период, а прогнозирование - более длительные периоды.

В организациях с широким ассортиментом продукции задачей планирования является координация деятельности производственных отделений. Оценка деятельности этих организаций ведется по прибыли. В планах отрабатываются такие показатели, как объем продаж, темпы роста, масса прибыли, норма прибыли. Эти организации чаще используют среднесрочное планирование (на три года).

Модель планирования в японских компаниях состоит из четырех стадий: формирование предпосылок, постановка проблем, долгосрочная стратегия и среднесрочные планы.

Свои особенности имеет и американский стиль управления. Здесь жестко организована система управления, четко определена ответственность каждого работника. Каждый руководитель отвечает лично за выполнение директивно установленных показателей.

В американских компаниях исходным пунктом планирования является прогноз рынка. Такой прогноз подготавливается службой маркетинга и доводится до высшего руководства фирмы и руководства отделений и заводов. На его основе заводы готовят свои планы, которые направляются для утверждения наверх, а затем идут вниз для управления. Отчеты о выполнении плана идут опять снизу вверх.

Менеджеров в американских фирмах за невыполнение плана не наказывают, премируют же не за результаты выполнения плана, а за хорошую работу в трудных обстоятельствах, что поощряет их к добросовестности и инициативности.

Таким образом, рассмотрев данную главу, автор пришел к выводу, что методы менеджмента играют важную роль в деятельности любой организации, обеспечивая ее эффективную работу. Используется различная классификация методов управления, но наибольшее предпочтение отдается экономическим, организационным и социально-психологическим методам.

Каждый из указанных методов имеет свои особенности и характерные черты, однако все методы между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены, дополняют друг друга. Причем, в зарубежных странах методы менеджмента несколько отличаются от отечественных методов. Особо интересен подход к планированию у зарубежных партнеров.

 В американских компаниях  планы составляются в производственных  отделениях и планирование осуществляется  «снизу вверх», в то время как  в японских компаниях планы  доводятся «сверху вниз» и  -разрабатываются отделом по управлению персоналом. Зарубежный опыт управления показал, что японский менеджмент оказался наиболее гибким, динамичным и эффективным.

Таким образом, по результатам изучения теоретических аспектов формирования культуры управления персоналом на предприятии можно сделать следующие основные выводы:

  • Методы управления представляют собой способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения ее целей, без них невозможно существование ни одной организации.
  • Выделяют четыре основные группы методов управления. Первая группа – экономические, обусловленные экономическими стимулами. Вторая группа – организационные   (административные),   основанные   на   прямых директивных указаниях. Третья группа – социально-психологические,  применяемые  с  целью  повышения социальной активности сотрудников. Четвертая группа – правовые,    основанные    на    правовых    актах,    определяющих материальное стимулирование и имущественную ответственность.

Информация о работе Системный характер использования методов управления на предприятии