Социально-психологический климат в коллективе: современное состояние и пути улучшения (на примере ОАО «БМЗ» г. Жлобин)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является социально-психологический коллектив предприятия. В процессе подготовки курсовой работы анализировались отчеты деятельности ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК» за 2008–2010 годы и другие материалы бухгалтерской и статистической отчетности. Кроме того, обобщались методические рекомендации, по улучшению психологического коллектива предприятия, монографическая научная литература, публикации в периодической печати. При этом изучались научные труды следующих авторов: О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыго, Т. Лири, Л.Н. Собчик, Е.В. Шолоховой. Е.С. Кузьминой и др.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………... 3
1 Теоретические аспекты социально-психологического климата в коллективе………………………………………
1.1 Сущность и содержание социально-психологического климата в коллективе……………………………5
1.2 Структура и модели социально-психологического климата в коллективе……………………………8
1.3 Оценка состояния социально-психологического климата в коллективе………………………………………………………………11
2 Анализ социально-психологического климата в ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК»………………
2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК»………………16
2.2 Анализ социально-психологического климата в коллективе на ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК» 22
2.3 Анализ состояния социально-психологического климата в коллективе ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК»…………31
2.4 Социальная политика ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК»……………………………………………………35
3 Основные пути улучшения социально-психологического климата в коллективе в ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК»…..
3.1 Экономическое обоснование мероприятия по повышению мотивации персонала ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК»...43
3.2 Экономическое обоснование мероприятия по внедрению системы адаптации на ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК»…47
3.3 Экономическое обоснование мероприятия по повышению трудо-вой дисциплины и улучшению социально-психологического климата на ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК»………… 50
Заключение…………………………………………………………………... 53
Список использованных источников………………………………………. 55

Файлы: 1 файл

Курсач ЭкТруда.doc

— 526.00 Кб (Скачать файл)

Не только в  социологии, но и в психологии утвердилась  точка зрения, согласно которой главной структурой образующей СПК является настроение. Сошлемся, в частности, на высказывание известного советского психолога К.К. Платонова, по мнению которого социально-психологический климат (как свойство группы) является одним (хотя и важнейшим) из компонентов внутренней структуры группы, определяется межличностными отношениями в ней, создающими стойкие настроения группы, от которых зависит степень активности в достижении целей [5, с. 71-73].

Климат коллектива представляет собой преобладающий  и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.

Социально-психологический климат как качественная сторона межличностных отношений проявляется в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной деятельности и развитию личности в группе.

 

 

1.2 Структура и модели социально-психологического климата в коллективе

 

 

Существенным  элементом в общей концепции  социально-психологического климата является характеристика его структуры (рисунок 2). Это предполагает вычисление основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категории отношения. Тогда в структуре социально-психологический климат становится очевидным наличие двух основных подразделений – отношения людей к труду и их отношения друг к другу.

 

 

Рисунок 2 – Структура социально-психологического климата

В свою очередь  отношения друг к другу дифференцируются на отношения между товарищами по работе и отношения в системе руководства и подчинения.

В конечном итоге всё многообразие отношений рассматривается через  призму двух основных параметров психического настроя – эмоционального и предметного.

Под предметным настроем подразумевается  направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под тональным – его эмоциональное отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами.

Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя прежде всего в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива [6, с. 9].

Таким образом, климат проявляется  определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее из отношений кристаллизуется в определенную ситуацию – общественную форму самоотношения и самосознанияличности.

В результате создается определенная структура ближайших и последующих, более непосредственных и более опосредованных проявлений социально-психологического климата.

То обстоятельство, что  отношение к миру (система ценностных ориентаций личности) и отношение к самому себе (самосознание, самоотношение и самочувствие) попадают в ранг последующих, а не ближайших проявлений климата, объясняется их более сложной, многократно опосредованной зависимостью не только от ситуации данного коллектива, но и от целого ряда других факторов, с одной стороны, макромасштабных, с другой – сугубо личностных.

Действительно, отношения  человека к миру формируются в рамках его образа жизни в целом, который никогда не исчерпывается предметами того или иного, даже самого значимого для него коллектива.

Аналогичным образом обстоит  дело и с отношением к самому себе. Самосознание человека складывается в течение всей его жизни, а самочувствие находится в существенной зависимости не только от его статуса в трудовом коллективе, но нередко в еще большей мере от семейно-бытового положения и физического здоровья индивида. Это, разумеется, не снимает возможности рассмотрения самооценки и самочувствия индивида в данном конкретном коллективе и в зависимости от него.

На самочувствие личности в коллективе отражаются отношения  личности к определенной группе в целом, степень удовлетворенности своей позицией и межличностными отношениями в группе.

Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в рамках данной конкретной общности людей.

Самочувствие  личности в определенной мере может  служить и известным показателем степени развернутости ее духовного потенциала. В данном случае подразумевается психическое состояние, определяемое во многом атмосферой производственного коллектива [7, с. 361-365].

С этой точки  зрения самó самочувствие личности может  рассматриваться как один из наиболее общих показателей социально-психологического климата.

 

Рисунок 3 – Самочувствие социально-психологический климат

 

А – отношение  к делу;

Б – самочувствие личности (отношение к самому себе);

В – отношение  к другим людям.

Вместе с  тем он не может считаться вполне основательным для того, чтобы конкретно судить о всех аспектах СПК в коллективе, о мере эффективности его деятельности.

Модели  социально-психологического климата

Выделение моделей  основывается на оценке трех сторон:

  • уровень развернутости психологического потенциала коллектива;
  • степень реализации его в данный момент;
  • тенденцию дальнейших изменений психологического потенциала коллектива.

Вариант А

Высокий уровень  развернутости социально-психологического потенциала коллектива, которому соответствует и степень его реализации. При работе с полной отдачей сохраняется необходимый резерв сил для дальнейшего совершенствования условий и организации труда, не происходит работы на износ.

Четкая организация  труда и управления в коллективе в сочетании с необходимым резервом сил и удовлетворенностью от ощутимой отдачи открывают перспективу дальнейшего развертывания социально-психологического потенциала коллектива.

Вариант Б

Высокий уровень  развернутости психологического потенциала коллектива при крайне низкой степени его реализации в данный момент, что связано с несовершенством сложившейся в рамках системы, выходящей за пределы данного коллектива, организации труда и управления. Отсюда – наметившаяся тенденция свертывания социально-психологического потенциала коллектива и снижения в целом уровня его профессиональной социально-экономической эффективности и тенденции роста неудовлетворенности системой организации и управления, выходящей за рамки данного коллектива, и перерастание этой неудовлетворенности в конфликт.

Вариант В

Невысокий уровень  развернутости социально-психологического потенциала коллектива компенсируется работой (хоть и устаревшими методами, но с полной отдачей – на износ). Данный случай в перспективе сулит срыв в работе и резкое падение социально-экономической эффективности.

Эти варианты социально-психологического климата, разумеется, не исчерпывают их реального многообразия. Социально-психологический климат коллектива имеет свои особенности. Получение прибыли – это обязательное условие существования [9, с. 115-117].

Влияние на социально-психологический климат может оказывать и внешняя среда. Сотрудники имеют частные контакты с больными людьми или их близкими, что требует проявления высоких моральных качеств, человеческих чувств, способности использовать психоэмоциональное направление в процессе обращения.

Итак, психологический климат коллектива – это прежде всего отношения людей друг к другу и к общему делу. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Четкая организация труда и управления в коллективе является главной задачей для дальнейшего развертывания социально-психологического потенциала коллектива, и функционирования предприятия.

 

 

1.3 Оценка состояния  социально-психологического климата  в коллективе

 

 

В проблематике теории и практики менеджмента заметное место занимают вопросы социальной психологии управления, объект которой – трудовые коллективы, а предмет – социально-психологическая сторона многообразия управленческих отношений. В то же время до сих пор практически неразработанными, несмотря на их актуальность и значимость, остаются вопросы психологических основ управления коллективами на промышленных предприятиях.

Широкое понятие коллектив относится  и к любому официально организованному объединению людей, занятых каким-либо общественно полезным видом деятельности. Помимо формальной структуры коллектива, определяемой технологическим разделением труда, официальными правами и обязанностями каждого члена, существует спонтанно сложившаяся совокупность реальных отношений. Обычно в их основе лежат психологические факторы – потребность в общении, сходство интересов, симпатии и антипатии, склонность к доминированию и др. Следовательно, судить о степени эффективности руководства коллективом можно только при обязательном учете как результатов деятельности, так и показателей психологической удовлетворенности трудом, межличностными отношениями [11, с. 86-89].

В качестве интегральных психологических показателей коллективной деятельности чаще всего используют характеристики социально-психологического климата. В этом значении используют также понятия психологический климат, морально-психологический климат, эмоциональный климат, моральный климат, организационный климат. В большинстве случаев эти понятия употребляются примерно в идентичном смысле, что, однако, не исключает значительной вариативности в конкретных определениях .

В отечественной литературе насчитывается  несколько десятков определений социально-психологического климата и различных исследовательских подходов. Значительно меньше конкретных разработок, направленных на совершенствование климата в коллективе.

В самом общем значении социально-психологический  климат можно определить как состояние коллективной психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности библиотеки. Это состояние представляет собой своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального – установок, отношений, настроений, чувств, мнений сотрудников. Все это – отдельные элементы социально-психологического климата. Отметим также, что состояния коллективной психики характеризуются различной степенью осознанности.

Социально-психологический климат формируется за счет множества разнообразных  воздействий, разделяемых на факторы макросреды и микросреды.

Макросреда – широкое социальное пространство, окружение, в котором осуществляет свою жизнедеятельность то или иное предприятие. Сюда входят, прежде всего, кардинальные особенности общественно-экономического устройства страны. Действительно, сколько перемен в социальном и психологическом взаимодействии работников вызвал переход к рыночной экономике! С одной стороны, открывшиеся возможности дополнительных доходов, связанные с развитием коммерческой деятельности, рождают инициативу, уверенность, хорошее настроение в коллективе. В то же время, в новых условиях из социально-психологического климата, в известной мере, вымываются такие понятия, как духовность, порядочность, взаимовыручка, что, конечно, не способствует его оптимизации.

К факторам макросреды относится также  уровень развития материального и духовного производства, культуры общества в целом. Наконец, макросреда характеризуется и определенным общественным сознанием, отражающим общественное бытие во всей его противоречивости.

Министерства, ведомства, административные органы, в систему которых входит то или иное предприятие, осуществляют по отношению к нему определенные управленческие воздействия, что также является фактором влияния макросреды на социально-психологический климат. В этой связи необходимо указать и на такой фактор влияния, как многообразные партнерские связи предприятия с различными учреждениями, что создает ощущение значимости своей деятельности.

В качестве существенного фактора, воздействующего на климат рабочих предприятия, следует выделить уровень взаимосвязей не только с руководителями и рабочими, хотя и это немаловажно, но и со всем населением региона, где находится предприятие.

Микросреда – это поле повседневной деятельности сотрудников, те конкретные материально-технические и духовные условия, в которых они работают. Именно на этом уровне те или иные воздействия макросреды обретают для каждой личности свою определенность, связь с реалиями жизненной практики.

Какие же обстоятельства, условия  повседневной жизнедеятельности формируют то или иное мироощущение и умонастроение коллектива, его социально-психологический климат?

Можно выделить целый ряд воздействий. Прежде всего, это организация и условия труда, включающие характер выполняемых операций, состояние оборудования. Большое значение имеют также особенности организации труда – ритмичность, взаимозаменяемость, сменность. Отметим роль санитарно-гигиенических условий труда, таких, как температура, влажность, освещенность, запыленность, шум и т.д.

Информация о работе Социально-психологический климат в коллективе: современное состояние и пути улучшения (на примере ОАО «БМЗ» г. Жлобин)