Социально-психологический климат в коллективе: современное состояние и пути улучшения (на примере ОАО «БМЗ» г. Жлобин)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является социально-психологический коллектив предприятия. В процессе подготовки курсовой работы анализировались отчеты деятельности ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК» за 2008–2010 годы и другие материалы бухгалтерской и статистической отчетности. Кроме того, обобщались методические рекомендации, по улучшению психологического коллектива предприятия, монографическая научная литература, публикации в периодической печати. При этом изучались научные труды следующих авторов: О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыго, Т. Лири, Л.Н. Собчик, Е.В. Шолоховой. Е.С. Кузьминой и др.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………... 3
1 Теоретические аспекты социально-психологического климата в коллективе………………………………………
1.1 Сущность и содержание социально-психологического климата в коллективе……………………………5
1.2 Структура и модели социально-психологического климата в коллективе……………………………8
1.3 Оценка состояния социально-психологического климата в коллективе………………………………………………………………11
2 Анализ социально-психологического климата в ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК»………………
2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК»………………16
2.2 Анализ социально-психологического климата в коллективе на ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК» 22
2.3 Анализ состояния социально-психологического климата в коллективе ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК»…………31
2.4 Социальная политика ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК»……………………………………………………35
3 Основные пути улучшения социально-психологического климата в коллективе в ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК»…..
3.1 Экономическое обоснование мероприятия по повышению мотивации персонала ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК»...43
3.2 Экономическое обоснование мероприятия по внедрению системы адаптации на ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК»…47
3.3 Экономическое обоснование мероприятия по повышению трудо-вой дисциплины и улучшению социально-психологического климата на ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК»………… 50
Заключение…………………………………………………………………... 53
Список использованных источников………………………………………. 55

Файлы: 1 файл

Курсач ЭкТруда.doc

— 526.00 Кб (Скачать файл)

Для обеспечения обратной связи на заводе назначены ответственные лица, которые рассматривают обращения сотрудников по различным вопросам, в том числе вопросам безопасности и охраны труда, окружающей среды и профессиональной этики. Прозрачность и открытость ОАО «БМЗ» становится одним из главных принципов управления, который позволяет выстраивать доверительные отношения со всеми заинтересованными сторонами, включая работников завода.

В рамках Программы мероприятий  по мотивации персонала (Приложение А) социологической службой завода проведено исследование «Социально-психологический климат в трудовых коллективах», в котором приняло участие более 10% сотрудников (1289 чел.). Комплексный индекс удовлетворенности в 2010г. составил 0,724 против 0,715 в 2009г. Данное значение характеризует позитивность и стабильность состояния социально-психологического климата в коллективе, персонал удовлетворен своей работой и предприятием в целом. С целью поддержанию высокого уровня удовлетворенности персонала разработана соответствующая Программа мероприятий.

Деятельность завода по реализации принципов социально ответственного ведения бизнеса в сфере работы с персоналом, создания новых рабочих мест, обеспечения занятости населения региона присутствия была отмечена золотой медалью национального конкурса «Брэнд года-2010» в номинации «Активная социальная позиция».

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И КАРЬЕРНОЕ  РАЗВИТИЕ

Реализация кадровой политики, основанной на принципах равенства, справедливости и поощрения в зависимости  от личных способностей и независимо от происхождения, возраста, пола, расы, национальности, вероисповедания работника, осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства Республики Беларусь, общепризнанных норм и принципов международного права, включая Глобальный договор ООН и Конвенцию Международной организации труда [15, с. 231].

ОАО «БМЗ» обеспечивает всем работникам завода равные возможности для реализации потенциала в процессе своей трудовой деятельности, справедливую и беспристрастную оценку результатов работы, подбор персонала при приеме и должностное продвижение на основе профессиональных навыков, умений и знаний.

Масштабы завода позволяют работникам реализовать свои профессиональные амбиции, получить новый опыт и повысить уровень квалификации. Реализуя подходы в социальной сфере, завод делает основной упор на внутренний кадровый потенциал при подборе и осуществлении назначений на должности руководителей и специалистов.

Для воплощения долгосрочной стратегии  развития предприятия на ОАО «БМЗ» сформирован многоуровневый кадровый резерв руководящих работников. Резерв призван обеспечивать потребность предприятия в руководящих кадрах, владеющих набором базовых управленческих компетенций. С целью развития необходимых для руководителя компетенций и создания реальной перспективы профессионального и должностного продвижения работников организована поэтапная подготовка резерва кадров в соответствии с действующей Системой. Программами обучения предусмотрена подготовка резерва от уровня мастера до топ-менеджера с учетом специфики выполняемой работы («Школы молодого руководителя» и «Школы управления»). На кадровый резерв, как на приоритетную категорию персонала, были направлены программы и тренинги по развитию корпоративных и менеджерских компетенций. К подготовке привлекаются специалисты ведущих учреждений образования Республики Беларусь в соответствии с заключенными двухсторонними договорами. За отчетный период более 90% назначений на руководящие должности проводились из числа работников, состоящих в кадровом реестре завода и прошедших специальную подготовку.-

Реализуя программы развития кадрового  потенциала и повышая эффективность деятельности структурных подразделений, ОАО «БМЗ» ежегодно организует ротацию специалистов (Приложение Б). Ротация кадров используется как метод снижения монотонности, рутинности труда, обогащения содержания профессиональной деятельности за счет больше го разнообразия функций и как один из факторов трудовой мотивации. Кроме того, ротация способствует приобретению более разностороннего практического опыта, необходимого для выдвижения на ту или иную руководящую должность.

В 2010 году были организованы временные  переводы с целью повышения квалификации специалистов, определения их потенциальных возможностей для постановки в резерв кадров, а так же с целью карьерного роста молодых работников, имеющих высшее образование (рисунок 4):

 

 

Рисунок 4 –  Повышение квалификации персонала  ОАО «БМЗ»

 

При проведении социологической службой  завода ежегодного комплексного исследования социально-психологического климата в коллективах структурных подразделений участники исследования дали среднюю оценку возможностям для продвижения по работе и карьерным перспективам (индекс удовлетворенности составил 0,64 против 0,59 в 2009 году).

ОБУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

Завод считает персонал важнейшим своим активом и принимает соответствующие меры по его сохранению и развитию, созданию условий для профессионального роста и обучения ОАО «БМЗ» предоставляет всем своим работникам право на профессиональное обучение на разных этапах трудовой деятельности, ориентируясь на длительные отношения с персоналом, и рассматривает обучение как инвестиции в человеческий капитал.

В современных условиях жесткой  конкуренции ОАО «БМЗ» нацелен на поиск актуальных рынков сбыта, технологий будущего, резервов снижения издержек и других оптимизационных возможностей. Качество персонала стало определяющим фактором конкурентоспособности завода. Обеспечение этого качества является одной из приоритетных целей корпоративной политики в области социальной ответственности и невозможно без развитой системы внутреннего обучения.

Руководствуясь законодательством  о труде и об образовании, управление системой профессионального обучения осуществляет корпоративный Учебный центр.

Учебный центр, осуществляя эффективное  функционирование системы непрерывного профессионального обучения, решает следующие задачи в сфере управления персоналом:

– обеспечение подразделений завода профессиональными кадрами требуемого уровня квалификации;

– обеспечение кадровой поддержки  инновационных процессов;

– сохранение и развитие профессионального  потенциала и конкурентоспособности кадров;

– обеспечение подразделений резервом руководящих кадров с развитыми корпоративными и менеджерскими компетенциями;

– организация подготовки специалистов, руководящих работников и их резерва;

– развитие системы наставничества и передачи знаний;

– создание резерва кадров необходимой  квалификации по рабочим профессиям из числа жителей региона производственной деятельности завода.

– организация обмена опытом и  знаниями в ходе оказания образовательных услуг организациям и предприятиям нашей республики и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Для решения стоящих задач Учебный  центр оснащен новейшими средствами обучения. Всё продумано так, чтобы занятия проходили с максимальной эффективностью. Усвоение материала облегчает наличие учебных пособий и мультимедийных программ, разработанных преподавателями и мастерами  учебного центра на основе внедренных на предприятии технологий и оборудования. В учебном процессе применяются как традиционные формы, так и современные технологии обучения. Основная форма организации учебного процесса – дуальная, что означает сбалансированное сочетание получения теоретических знаний и практических навыков. Особое место занимает технология модульного обучения, которое делает упор не только на получение определенных знаний, но и на развитие у сотрудников способностей к самообучению и самосовершенствованию. Обучение и развитие сотрудников проводится в соответствии с текущими и перспективными потребностями завода.

В зависимости от уровня квалификации работника применяется дифференцированный подход к формированию программ обучения. Программы непрерывной профессиональной подготовки предусматривают изучение вопросов специальной технологии, гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, требований систем охраны окружающей среды, менеджмента качества, охраны труда и промышленной безопасности, вопросов энергосбережения.

Непрерывность образования обеспечивается путем рационального сочетания профессионального обучения в учреждениях образования, систематического самообразования, а также обучения в учебном центре и на рабочих местах. В 2010 году 6273 работника завода прошли различные виды обучения, или 50,3% от общей численности персонала, что на 4% меньше, чем в 2009 году (таблица 4).

 

Таблица 4 – Количество обученного персонала ОАО «БМЗ»  за 2008-2010 гг.

 

Категория обученных  работников

Количество обученных, чел

% от общего числа    обученных

% от общего  числа        сотрудников данной    категории

2008

2009

2010

изменения

2008

2009

2010

изменения

2008

2009

2010

изменения

Руководители

1762

1139

1133

-6

26,2

17,3

18

-0,7

156,3

101,2

97,8

-3,4

Специалисты

1354

1434

953

-481

20,2

21,8

15,2

-6,6

76,4

83,5

53

-30,5

Служащие

24

5

24

19

0,4

0,08

0,4

0,32

14,4

3,0

14,8

-15,2

Рабочие

3574

4015

4163

148

53,2

60,9

68,4

5,5

38,1

44

44,5

0,5

Всего

6714

6593

6273

-320

100

100

100

-0,08

53,9

54,3

50,3

-4


Как видно из таблицы, основную часть  обученного персонала завода составили рабочие, С каждым годом число обученных растет, что является хорошим показателем деятельности предприятия в области мотивации сотрудников.

За последние годы каждый работник прошел один из видов обучения. Среднее  количество часов обучения на одного работника завода в 2010 году составило 40,5 часов.

Несмотря на снижение инвестиций в  профессиональную подготовку, выполнение целевых показателей в 2010 году было достигнуто за счет сокращения объемов дорогостоящего обучения на внешних площадках и более полного использования внутреннего потенциала завода для организации обучения на производстве.

В сфере обучения персонала ОАО  «БМЗ» выстраивает долгосрочные отношения с рядом ведущих  учреждений образования, которые хорошо зарекомендовали себя в предоставлении образовательных услуг: УО «Институт повышения квалификации и переподготовки кадров по новым направлениям развития техники, технологии и экономики БНТУ», ГУО «Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии», Некоммерческое образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Северо-Западный учебный центр», Центр обучения МИСиС, Государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы».

ОАО «БМЗ» продолжает активно развивать  международное сотрудничество в области подготовки и повышения квалификации своих работников. В связи с большой инвестиционной программой завода расширяется подготовка работников, способных обслуживать современное оборудование мирового уровня.

Для приобретения передового опыта  организовано обучение и стажировки в учебных центрах и на предприятиях Австрии, Италии, Германии, Китая, США и других стран.

В 2010 году получило очередной виток  развития международное сотрудничество ОАО «БМЗ» и по обмену накопленным опытом и знаниями в области металлургических процессов со специалистами родственных предприятий дальнего и ближнего зарубежья и подготовки их рабочих кадров. В рамках имеющихся договоренностей проведено обучение  технологии производства проката 60 специалистов фирмы «ССМ» из словацкого города Стражске. В порядке обмена опытом работы в производстве бесшовных труб организована стажировка 12 специалистов мексиканской фирмы «Tenaris».

Завод всегда открыт для диалога  с заинтересованными сторонами в вопросах повышения профессионализма, образованности и развитии компетенций работников. Специалисты завода поделились опытом работы в электросталепла-вильном производстве с участниками, представителями 11 металлургических компаний России, Межзаводской школы, проведенной под эгидой Корпорации «Чермет» на базе ОАО «БМЗ».

Наряду с решением задач по повышению  квалификации персонала сотрудничество с вузами направлено и на достижение долгосрочных стратегических целей завода. Это сотрудничество выгодно как для учреждений образования, так и для ОАО «БМЗ». Завод предоставляет возможность студентам и учащимся учебных заведений проходить производственную практику на предприятии. На период практики студенты (учащиеся) закрепляются за опытными рабочими и специалистами. Детальное знакомство с производством проходит на рабочем месте, студент имеет возможность почувствовать себя частью трудового коллектива, попробовать свои силы и перенять опыт наставников, тем самым ОАО «БМЗ» открыто показывает своим потенциальным сотрудникам возможность приобретения интересной работы и личной самореализации.

Решение среднесрочных стратегических целей в сфере подготовки высококвалифицированного персонала связано с Государственным учреждением образования «Жлобинский металлургический техникум», деятельность которого осуществляется за счет инвестиций ОАО «БМЗ».

На организацию деятельности техникума  в 2010 году завод направил 309,5 тыс.$ из средств потребления. Из числа лучших представителей молодого поколения региона, прошедших конкурсный отбор, техникум проводит подготовку технологов для основных производственных подразделений по согласованным с заводом учебным программам.

Корпоративное социальное развитие и  социальные инвестиции в любые времена  остаются источником усиления конкурентоспособности завода. Владея современной учебной базой и высококвалифицированными специалистами, ОАО «БМЗ» вносит свой вклад в развитие сообщества, оказывая помощь в подготовке квалифицированных кадров по рабочим профессиям для промышленных предприятий города, региона, страны.

Формирование репутации самого привлекательного работодателя в регионе является необходимым условием для привлечения на предприятие творчески активного и технически грамотного персонала. Оказывая содействие подрастающему поколению в получении современного образования и укреплении материально-технической базы учреждений образования региона присутствия, завод создает собственный перспективный кадровый резерв. На эти цели были направлены средства в дошкольные учреждения образования, школы, детские творческие центры и школу-интернат.

ОАО «БМЗ» обеспечивает право работников на образование и считает интеллектуальный потенциал и профессионализм своих работников важнейшим фактором, необходимым для собственного развития. По данным на 31.12.2010 года 6 работника обучались на заочной форме в высших учебных заведениях на договорной основе по направлению завода, около четырехсот работников получали высшее образование самостоятельно.

Информация о работе Социально-психологический климат в коллективе: современное состояние и пути улучшения (на примере ОАО «БМЗ» г. Жлобин)