Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 12:38, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в анализе фактической и плановой себестоимости продукции, с последующим выявлением резервов снижения себестоимости на планируемый период.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
- обозначить содержание, виды и показатели себестоимости продукции;
- выявить роль планирования себестоимости продукции на предприятии;
- изучить факторы и резервы снижения себестоимости продукции на предприятии;
- дать организационно-экономическую характеристику Солигорского филиала «Любанский сыродельный завод»;
- провести анализ структуры затрат и источников их финансирования
- оценить влияния себестоимости на финансовый результат предприятии;
- проанализировать практику планирования себестоимости и прогнозирования финансового результата на предприятии;
- выявить основные направления снижения издержек производства;
- составить план снижения себестоимости продукции предприятия на прогнозный период.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 8
1.1 Содержание, виды и показатели себестоимости продукции 8
1.2 Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация 10
1.3 Роль планирования себестоимости продукции на предприятии 17
1.4 Факторы и резервы снижения себестоимости продукции на предприятии 22
2 АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ СОЛИГОРСКИЙ ФИЛИАЛ ОАО «ЛЮБАНСКИЙ СЫРОДЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» 26
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 26
2.2 Анализ структуры затрат и источников их финансирования 39
2.3 Оценка влияния себестоимости на финансовый результат предприятия 48
2.4 Анализ практики планирования себестоимости и прогнозирования финансового результата на предприятии 54
3 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ СОЛИГОРСКОГО ФИЛИАЛА «ЛЮБАНСКИЙ СЫРОДЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» 64
3.1 Издержки производства и основные направления их снижения 64
3.2 Планирование себестоимости продукции и финансовых результатов предприятия на прогнозный период 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Содержание,
виды и показатели
1.2 Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация 10
1.3 Роль планирования
себестоимости продукции на
1.4 Факторы
и резервы снижения
2 АНАЛИЗ
СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 26
2.2 Анализ структуры затрат и источников их финансирования 39
2.3 Оценка
влияния себестоимости на
2.4 Анализ
практики планирования
3 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ
СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
3.1 Издержки
производства и основные
3.2 Планирование
себестоимости продукции и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 91
Одной из важнейших проблем современного состояния экономики является проблема нахождения эффективного сочетания плановых и рыночных методов регулирования хозяйственной деятельности. С одной стороны, современное многоотраслевое народное хозяйство, которое можно представить в виде сверхсложной системы, для стимулирования развития в намеченных направлениях требует централизованного воздействия. Цели развития формулируются в планах, разрабатываемых на основе научных прогнозов. Такой принцип регулирования хозяйственной деятельности на макроуровне широко применяется во многих странах. При этом исключительно важное значение имеет определение точной меры, периодичности и методов этого воздействия. С другой стороны, внутренние связи такой системы, направленные на достижение сбалансированности производственных возможностей производителей и спроса потребителей, наиболее эффективно регулируются рыночными отношениями.
Планирование себестоимости продукции предполагает определение минимально необходимой величины затрат для производства и реализации продукции, а также выявление размеров снижения или оптимизации себестоимости и роста накопления.
В условиях становления рыночных отношений, развития многоукладности в экономике и существенного снижения влияния государства на темпы и пропорции развития предприятия, стало меньше уделяться внимания вопросам формирования себестоимости продукции. А между тем экономика переживает глубокий кризис и попытки стабилизировать экономическое положение не приносят пока ощутимых положительных результатов. Нас будут интересовать те из них, которые связаны с выбором и проведением на предприятии экономически обоснованной политики формирования в рыночной экономике издержек на выпускаемую продукцию.
Под влиянием эффективного использования ресурсов складывается уровень этих издержек, не только зависящих от развития рыночной экономики, но и оказывающей на нее определенное влияние. Это влияние не ограничивается суммой текущей прибыли. Оно несравненно глубже, обширнее и сложнее. Осуществление новых для руководства отечественными предприятиями функций по управлению предприятием в рыночной экономике, а также решения задач о перспективных направлениях развития предприятия требует новых знаний в области стратегического планирования, изучения и апробации зарубежного опыта применительно к отечественным условиям.
Следует отметить, что роль и место стратегического планирования в управлении хозяйственной деятельностью отечественными предприятиями недостаточно определены. Это касается главным образом исследований в области систем управления издержками, а также их адаптации к отечественным условиям функционирования предприятий.
Значимость исследования методических основ формирования механизма учета и планирования затрат, являющегося инструментом развития и существования предприятия в сложной непредсказуемой конкурентной среде и позволяющей предприятию достигнуть длительной и устойчивой конкурентоспособности в соответствующей ему отрасли, а также недостаточная разработанность этих вопросов определяют актуальность дипломного исследования.
Оценивая степень
В приведенных выше работах сделан
существенный вклад в решение
рассматриваемой проблемы. Однако в
условиях перехода на рынок, а главное,
под воздействием новых производственных
отношений некоторые решения
оказались несовременными, а другие
требуют, уточнения. В то же время
наметившееся развитие конкурентной среды,
ставит перед руководством предприятия
задачу повышения
Цель дипломной работы заключается
в анализе фактической и
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
- обозначить содержание, виды и показатели себестоимости продукции;
- выявить роль планирования себестоимости продукции на предприятии;
- изучить факторы и резервы снижения себестоимости продукции на предприятии;
- дать организационно-
- провести анализ структуры затрат и источников их финансирования
- оценить влияния себестоимости на финансовый результат предприятии;
- проанализировать практику планирования себестоимости и прогнозирования финансового результата на предприятии;
- выявить основные направления снижения издержек производства;
- составить план снижения себестоимости продукции предприятия на прогнозный период.
Объектом исследования выступил Солигорский филиал «Любанский сыродельны завод». Предмет исследования – себестоимость продукции предприятия.
Теоретической и методологической основой исследования послужили действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность предприятий в области калькулирования себестоимости, научные исследования специалистов по теории и практике экономического анализа, а также публикации в периодических изданиях, ресурсы Интернет, финансовая, бухгалтерская и аналитическая отчетность Солигорского филиала «Любанский сыродельный завод» за 2009 – 2011 гг.
Достоверность методических предложений и практических рекомендаций, содержащихся в дипломной работе, основана на применении в процессе анализа системного подхода с использованием ряда общенаучных взаимодополняющих методов познания: обобщения и сравнения, анализа и синтеза, индукции и дедукции, выборочного наблюдения, статистических методов и другой научный аппарат.
При проведении анализа деятельности предприятия использовались специальные методы – сравнения, группировок, факторного анализа, корреляционно-регрессионного анализа, коэффициентного финансового анализа, методы экспертных оценок.
Себестоимость продукции представляет собой выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции и складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) экономических ресурсов (природных, материальных, трудовых и т.д.).
Себестоимость продукции, как дает определение Ю. Г. Чернышова, – это экономическая категория, отражающая все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией определенного объема конкретной продукции [41, c. 179]. В налоговом кодексе Российской Федерации не упоминается такое понятие, «себестоимость продукции (работ, услуг)», однако оно не утратило своего значения для хозяйствующего субъекта.
Несколько иную характеристику себестоимости продукции дает Н. П. Любушина. Она пишет, что себестоимость продукции является важнейшим синтетическим качественным показателем, так как в нем отражаются все стороны хозяйственной деятельности организации, эффективность использования ресурсов, рациональность организации производства, труда, управления [31, c. 112]. Ее подход полностью разделяет Ионова А. Ф., отмечая: «…себестоимость продукции – синтетический, обобщающий показатель, характеризующий все стороны деятельности предприятия, а также отражающий эффективность его работы» [12, c. 114]. Наряду с этим она подчеркивает, что именно себестоимость продукции, характеризуя затраты предприятия на производство, является наилучшим мерилом того, насколько рационально используются организацией основные фонды, материальные и трудовые ресурсы.
От уровня себестоимости
продукции зависит прибыль. Чем
меньше себестоимость производимой
продукции, тем выше конкурентоспособность
предприятия, доступнее производимая
продукция для покупателей или
оказываемые услуги для заказчиков,
ощутимее экономической эффект от продажи
продукции (оказания услуг, выполнения
работ). Себестоимость продукции
служит базой для исчисления продажных
(отпускных) цен и формирования финансовых
результатов. Поэтому систематическое
снижение себестоимости продукции
– необходимое условие
Как экономическая категория
- учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
- база
для формирования оптовой цены
на продукцию предприятия и
определения прибыли и
- экономическое
обоснование целесообразности
- определение
оптимальных размеров
- экономическое
обоснование и принятие
В себестоимости продукции находят свое выражение:
- снашиваемая в процессе производства доля основных фондов (амортизационные отчисления);
- потребленные оборотные
- доля живого труда и часть продукции для общества (соцстрах, пенсионный фонд и т. д.).
Задачами статистического изучения себестоимости продукции являются:
С помощью анализа себестоимости
единицы продукции можно
При выпуске одного вида
продукции себестоимость
, (1.1)
где С – себестоимость продукции
ТП – товарная продукция.
Для осуществления анализа применяется совокупность обобщающих и частных показателей, а также факторных моделей: по материальным затратам такими показателями являются, например, материалоотдача (или материалоемкость), удельный расход материалов на единицу продукции, чистый вес изделия и т.п.; по трудовым затратам – зарплатоотдача (или зарплатоемкость), удельный вес прямых трудовых затрат в составе общей величины расходов на оплату труда или себестоимости продукции и др. Типовыми детерминированными факторными моделями, наиболее часто используемыми при анализе, являются [26, c. 110]:
– при анализе себестоимости единицы продукции:
1) по материальным затратам (МЗ):
МЗед = ∑т р, (1.2)
где т – удельный расход материалов на единицу продукции;
Информация о работе Содержание, виды и показатели себестоимости продукции