Содержание, виды и показатели себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 12:38, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в анализе фактической и плановой себестоимости продукции, с последующим выявлением резервов снижения себестоимости на планируемый период.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
- обозначить содержание, виды и показатели себестоимости продукции;
- выявить роль планирования себестоимости продукции на предприятии;
- изучить факторы и резервы снижения себестоимости продукции на предприятии;
- дать организационно-экономическую характеристику Солигорского филиала «Любанский сыродельный завод»;
- провести анализ структуры затрат и источников их финансирования
- оценить влияния себестоимости на финансовый результат предприятии;
- проанализировать практику планирования себестоимости и прогнозирования финансового результата на предприятии;
- выявить основные направления снижения издержек производства;
- составить план снижения себестоимости продукции предприятия на прогнозный период.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 8
1.1 Содержание, виды и показатели себестоимости продукции 8
1.2 Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация 10
1.3 Роль планирования себестоимости продукции на предприятии 17
1.4 Факторы и резервы снижения себестоимости продукции на предприятии 22
2 АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ СОЛИГОРСКИЙ ФИЛИАЛ ОАО «ЛЮБАНСКИЙ СЫРОДЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» 26
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 26
2.2 Анализ структуры затрат и источников их финансирования 39
2.3 Оценка влияния себестоимости на финансовый результат предприятия 48
2.4 Анализ практики планирования себестоимости и прогнозирования финансового результата на предприятии 54
3 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ СОЛИГОРСКОГО ФИЛИАЛА «ЛЮБАНСКИЙ СЫРОДЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» 64
3.1 Издержки производства и основные направления их снижения 64
3.2 Планирование себестоимости продукции и финансовых результатов предприятия на прогнозный период 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87

Файлы: 1 файл

себестоимость.docx

— 289.14 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ  ПРОДУКЦИИ 8

1.1 Содержание, виды и показатели себестоимости  продукции 8

1.2 Состав  затрат, включаемых в себестоимость  продукции, их классификация 10

1.3 Роль планирования  себестоимости продукции на предприятии 17

1.4 Факторы  и резервы снижения себестоимости  продукции на предприятии 22

2 АНАЛИЗ  СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО  ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ СОЛИГОРСКИЙ  ФИЛИАЛ ОАО «ЛЮБАНСКИЙ СЫРОДЕЛЬНЫЙ  ЗАВОД» 26

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия 26

2.2 Анализ  структуры затрат и источников  их финансирования 39

2.3 Оценка  влияния себестоимости на финансовый  результат предприятия 48

2.4 Анализ  практики планирования себестоимости  и прогнозирования финансового  результата на предприятии 54

3 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ  СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ СОЛИГОРСКОГО  ФИЛИАЛА «ЛЮБАНСКИЙ СЫРОДЕЛЬНЫЙ  ЗАВОД» 64

3.1 Издержки  производства и основные направления  их снижения 64

3.2 Планирование  себестоимости продукции и финансовых  результатов предприятия на прогнозный  период 72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87

ПРИЛОЖЕНИЯ 91

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из важнейших проблем современного состояния экономики является проблема нахождения эффективного сочетания плановых и рыночных методов регулирования хозяйственной деятельности. С одной стороны, современное многоотраслевое народное хозяйство, которое можно представить в виде сверхсложной системы, для стимулирования развития в намеченных направлениях требует централизованного воздействия. Цели развития формулируются в планах, разрабатываемых на основе научных прогнозов. Такой принцип регулирования хозяйственной деятельности на макроуровне широко применяется во многих странах. При этом исключительно важное значение имеет определение точной меры, периодичности и методов этого воздействия. С другой стороны, внутренние связи такой системы, направленные на достижение сбалансированности производственных возможностей производителей и спроса потребителей, наиболее эффективно регулируются рыночными отношениями.

Планирование себестоимости продукции предполагает определение минимально необходимой величины затрат для производства и реализации продукции, а также выявление размеров снижения или оптимизации себестоимости и роста накопления.

В условиях становления рыночных отношений, развития многоукладности в экономике и существенного снижения влияния государства на темпы и пропорции развития предприятия, стало меньше уделяться внимания вопросам формирования себестоимости продукции. А между тем экономика переживает глубокий кризис и попытки стабилизировать экономическое положение не приносят пока ощутимых положительных результатов. Нас будут интересовать те из них, которые связаны с выбором и проведением на предприятии экономически обоснованной политики формирования в рыночной экономике издержек на выпускаемую продукцию.

Под влиянием эффективного использования  ресурсов складывается уровень этих издержек, не только зависящих от развития рыночной экономики, но и оказывающей  на нее определенное влияние. Это  влияние не ограничивается суммой текущей прибыли. Оно несравненно глубже, обширнее и сложнее. Осуществление новых для руководства отечественными предприятиями функций по управлению предприятием в рыночной экономике, а также решения задач о перспективных направлениях развития предприятия требует новых знаний в области стратегического планирования, изучения и апробации зарубежного опыта применительно к отечественным условиям.

Следует отметить, что роль и место  стратегического планирования в управлении хозяйственной деятельностью отечественными предприятиями недостаточно определены. Это касается главным образом исследований в области систем управления издержками, а также их адаптации к отечественным условиям функционирования предприятий.

Значимость исследования методических основ формирования механизма учета и планирования затрат, являющегося инструментом развития и существования предприятия в сложной непредсказуемой конкурентной среде и позволяющей предприятию достигнуть длительной и устойчивой конкурентоспособности в соответствующей ему отрасли, а также недостаточная разработанность этих вопросов определяют актуальность дипломного исследования.

Оценивая степень разработанности  темы, необходимо отметить, что наиболее разработанными и широко представленными  в литературе являются вопросы, посвященные  процессу формирования себестоимости  продукции, а также современным  методам управления затратами на предприятии. Исследования, посвященные проблемам себестоимости продукции и управления ею нашли свое отражение в работах отечественных и зарубежных ученых: П.С. Безруких, B.C. Бялковской, Э.А. Гончаровой, И.Б. Гусевой, В.Э. Керимова, С.А. Котлярова, В.П. Кустарева, В.Г. Лебедева, А. Мицкевича, К. Редченко, В. Савчука, Г.А. Соколовской, И. Трояна, Г.И. Хотинской, В.Н. Дормана, Т.С. Близнюка и других авторов. В работах В. Баранчеева, К. Клейменова, В. Савчука, Г.И. Хотинской, Дж. К. Шанка, Р. Каплински, Р. Каплана, A.A. Томпсона, Дж. Стрикленда и других уделяется внимание управлению затратами на основе концепции цепочек ценностей.

В приведенных выше работах сделан существенный вклад в решение  рассматриваемой проблемы. Однако в  условиях перехода на рынок, а главное, под воздействием новых производственных отношений некоторые решения  оказались несовременными, а другие требуют, уточнения. В то же время  наметившееся развитие конкурентной среды, ставит перед руководством предприятия  задачу повышения конкурентоспособности  производимой им продукции и услуг. Одним из инструментов, позволяющих решить эту задачу, является правильный выбор, разработка и реализация механизма планирования и управления себестоимостью. Одновременно появились новые проблемы в планировании затрат на выпуск продукции применительно к отдельным отраслям, в частности, промышленных предприятиях.

Цель дипломной работы заключается  в анализе фактической и плановой себестоимости продукции, с последующим  выявлением резервов снижения себестоимости  на планируемый период.

Для достижения поставленной цели нам  необходимо решить следующие задачи:

- обозначить содержание, виды и показатели себестоимости продукции;

- выявить роль планирования себестоимости продукции на предприятии;

- изучить факторы и резервы снижения себестоимости продукции на предприятии;

- дать организационно-экономическую  характеристику Солигорского филиала «Любанский сыродельный завод»;

- провести анализ структуры затрат и источников их финансирования

- оценить влияния себестоимости на финансовый результат предприятии;

- проанализировать практику планирования себестоимости и прогнозирования финансового результата на предприятии;

- выявить основные направления  снижения издержек производства;

- составить план снижения себестоимости продукции предприятия на прогнозный период.

Объектом исследования выступил Солигорский филиал «Любанский сыродельны завод». Предмет исследования – себестоимость продукции предприятия.

Теоретической и методологической основой исследования послужили  действующие законодательные и  нормативные акты, регулирующие деятельность предприятий в области калькулирования себестоимости, научные исследования специалистов по теории и практике экономического анализа, а также публикации в периодических изданиях, ресурсы Интернет, финансовая, бухгалтерская и аналитическая отчетность Солигорского филиала «Любанский сыродельный завод» за 2009 – 2011 гг.

Достоверность методических предложений и практических рекомендаций, содержащихся в дипломной работе, основана на применении в процессе анализа системного подхода с использованием ряда общенаучных взаимодополняющих методов познания: обобщения и сравнения, анализа и синтеза, индукции и дедукции, выборочного наблюдения, статистических методов и другой научный аппарат.

При проведении анализа деятельности предприятия использовались специальные методы – сравнения, группировок, факторного анализа, корреляционно-регрессионного анализа, коэффициентного финансового анализа, методы экспертных оценок.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ  ПРОДУКЦИИ

1.1 Содержание, виды  и показатели себестоимости продукции

 

 

Себестоимость продукции  представляет собой выраженные в  денежной форме текущие затраты  предприятия на производство и реализацию продукции и складывается из затрат, связанных с использованием в  процессе производства продукции (работ, услуг) экономических ресурсов (природных, материальных, трудовых и т.д.).

Себестоимость продукции, как  дает определение Ю. Г. Чернышова, – это экономическая категория, отражающая все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией определенного объема конкретной продукции [41, c. 179]. В налоговом кодексе Российской Федерации не упоминается такое понятие, «себестоимость продукции (работ, услуг)», однако оно не утратило своего значения для хозяйствующего субъекта.

Несколько иную характеристику себестоимости продукции дает Н. П. Любушина. Она пишет, что себестоимость продукции является важнейшим синтетическим качественным показателем, так как в нем отражаются все стороны хозяйственной деятельности организации, эффективность использования ресурсов, рациональность организации производства, труда, управления [31, c. 112]. Ее подход полностью разделяет Ионова А. Ф., отмечая: «…себестоимость продукции – синтетический, обобщающий показатель, характеризующий все стороны деятельности предприятия, а также отражающий эффективность его работы» [12, c. 114]. Наряду с этим она подчеркивает, что именно себестоимость продукции, характеризуя затраты предприятия на производство, является наилучшим мерилом того, насколько рационально используются организацией основные фонды, материальные и трудовые ресурсы.

От уровня себестоимости  продукции зависит прибыль. Чем  меньше себестоимость производимой продукции, тем выше конкурентоспособность  предприятия, доступнее производимая продукция для покупателей или  оказываемые услуги для заказчиков, ощутимее экономической эффект от продажи  продукции (оказания услуг, выполнения работ). Себестоимость продукции  служит базой для исчисления продажных (отпускных) цен и формирования финансовых результатов. Поэтому систематическое  снижение себестоимости продукции  – необходимое условие повышения  экономической эффективности производства.

Как экономическая категория себестоимость  продукции выполняет ряд важнейших  функций:

- учет  и контроль всех затрат на  выпуск и реализацию продукции;

- база  для формирования оптовой цены  на продукцию предприятия и  определения прибыли и рентабельности;

- экономическое  обоснование целесообразности вложения  реальных инвестиций на реконструкцию,  техническое перевооружение и  расширение действующего предприятия;

- определение  оптимальных размеров предприятия;

- экономическое  обоснование и принятие управленческих  решений и др [18, c. 96].

В себестоимости продукции  находят свое выражение:

- снашиваемая в процессе производства доля основных фондов (амортизационные отчисления);

- потребленные оборотные средства;

- доля живого труда и часть  продукции для общества (соцстрах, пенсионный фонд и т. д.).

Задачами статистического  изучения  себестоимости продукции  являются:

  • установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости,
  • определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнения плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых,
  • оценка обоснованности и напряжённости плана по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения затрат, анализ себестоимости отдельных видов продукции,
  • выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции [2, c. 145].

С помощью анализа себестоимости  единицы продукции можно выявить  возможности повышения эффективности  использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.

При выпуске одного вида продукции себестоимость единицы  этой продукции является показателем  уровня и динамики затрат на ее производство. Для характеристики себестоимости  разнородной продукции в планах и отчетах используются показатели снижения себестоимости сравнимой  товарной продукции и затрат на 1 рубль товарной продукции. Показатель затрат на рубль продукции (З) является важной качественной характеристикой эффективности затрат. Он отражает величину затрат, приходящихся на рубль продукции. Общая формула его расчета [26, c. 108]:

, (1.1)

где С – себестоимость продукции

ТП – товарная продукция.

Для осуществления анализа  применяется совокупность обобщающих и частных показателей, а также  факторных моделей: по материальным затратам такими показателями являются, например, материалоотдача (или материалоемкость), удельный расход материалов на единицу продукции, чистый вес изделия и т.п.; по трудовым затратам – зарплатоотдача (или зарплатоемкость), удельный вес прямых трудовых затрат в составе общей величины расходов на оплату труда или себестоимости продукции и др. Типовыми детерминированными факторными моделями, наиболее часто используемыми при анализе, являются [26, c. 110]:

– при анализе себестоимости единицы продукции:

1) по материальным затратам  (МЗ):

МЗед = ∑т р, (1.2)

где т – удельный расход материалов на единицу продукции;

Информация о работе Содержание, виды и показатели себестоимости продукции