Содержание, виды и показатели себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 12:38, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в анализе фактической и плановой себестоимости продукции, с последующим выявлением резервов снижения себестоимости на планируемый период.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
- обозначить содержание, виды и показатели себестоимости продукции;
- выявить роль планирования себестоимости продукции на предприятии;
- изучить факторы и резервы снижения себестоимости продукции на предприятии;
- дать организационно-экономическую характеристику Солигорского филиала «Любанский сыродельный завод»;
- провести анализ структуры затрат и источников их финансирования
- оценить влияния себестоимости на финансовый результат предприятии;
- проанализировать практику планирования себестоимости и прогнозирования финансового результата на предприятии;
- выявить основные направления снижения издержек производства;
- составить план снижения себестоимости продукции предприятия на прогнозный период.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 8
1.1 Содержание, виды и показатели себестоимости продукции 8
1.2 Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация 10
1.3 Роль планирования себестоимости продукции на предприятии 17
1.4 Факторы и резервы снижения себестоимости продукции на предприятии 22
2 АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ СОЛИГОРСКИЙ ФИЛИАЛ ОАО «ЛЮБАНСКИЙ СЫРОДЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» 26
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 26
2.2 Анализ структуры затрат и источников их финансирования 39
2.3 Оценка влияния себестоимости на финансовый результат предприятия 48
2.4 Анализ практики планирования себестоимости и прогнозирования финансового результата на предприятии 54
3 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ СОЛИГОРСКОГО ФИЛИАЛА «ЛЮБАНСКИЙ СЫРОДЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» 64
3.1 Издержки производства и основные направления их снижения 64
3.2 Планирование себестоимости продукции и финансовых результатов предприятия на прогнозный период 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87

Файлы: 1 файл

себестоимость.docx

— 289.14 Кб (Скачать файл)

Количественный рост активов  организации с прежним уровнем  затрат и вложений ресурсов на современном  этапе развития экономики страны уже невозможен, поэтому требуется  принципиально иной путь развития, ориентированный прежде всего на минимизацию затрат, предусматривающий  предельно возможное сокращение величины постоянных и переменных расходов, в такой ситуации именно сфера  бюджетирования затрат имеет особый приоритет и насущную актуальность.

Бюджетное планирование предполагает разработку основного бюджета –  так называемого Master Budget, в результате чего появляется план получения прибыли, и нескольких финансовых бюджетов: бюджета денежных поступлений и выплат, бюджета источников и использования средств, планового баланса активов и пассивов. Разработка Master Budget основана на построении совокупности взаимосвязанных бюджетов – так называемых поддерживающих бюджетов. Среди них выделяются:

– бюджет реализации, который, в свою очередь, опирается на операционные бюджеты сбыта и производства;

– бюджет затрат, который сводится на основе бюджета производственной себестоимости реализованной продукции;

– бюджета коммерческих расходов;

– бюджета управленческих расходов [19, c. 173].

Бюджет производственной себестоимости реализованной продукции, в свою очередь, опирается на бюджеты  основных материалов, трудовых затрат, общепроизводственных расходов, запасов  готовой продукции.

Технология финансового  планирования, то есть перечень используемых планов (бюджетов) и последовательность их составления, в ее «классическом» виде представлена на рисунке 1.2.

 

Рис. 1.2. Последовательность составления бюджета

 

Представленная схема  планирования носит упрощенный характер и не отражает всех взаимосвязей составляемых планов.

Рассмотрим предметное содержание представленных на данной схеме планов. Процедура планирования начинается с составления бюджета продаж.

Цель бюджета продаж –  рассчитать прогноз объемов продаж в целом. Исходя из стратегии развития компании, ее производственных мощностей  и, главное, прогнозов в отношении  емкости рынка сбыта определяется количество потенциально реализуемой  продукции. Прогнозные отпускные цены используются для оценки объема продаж в стоимостном выражении. Расчеты  ведутся в разрезе основных видов продукции [34, c. 148].

Планирование бюджета  продаж (выручки от продаж) – первый этап составления плановой формы  №2 «Отчета о прибылях и убытках». Следующим этапом является планирование производства.

Цель бюджета производства – рассчитать прогноз объемов  производства исходя из результатов  расчета предыдущего блока и  целевого остатка произведенной, но нереализованной продукции.

Таким образом, планирование себестоимости продукции предполагает бюджетирование, которое отражает величину доходов и расходов предприятия в целом и отдельных центров ответственности предприятия и планируемый к получению финансовый результат в предстоящем бюджетном периоде. Доходная часть данного бюджета формируется на основании содержащейся в плане продаж информации о размере выручки от реализации, а расходная – на основании издержек производства. Формирование бюджета затрат на производство является необходимым этапом при проведении процедуры планирования себестоимости продукции.

1.4 Факторы и  резервы снижения себестоимости  продукции на предприятии

 

Под структурой себестоимости понимается ее состав по элементам или статьям и их доля в полной себестоимости. На структуру себестоимости влияют следующие факторы:

1. Специфика  (особенности) предприятия. Исходя из этого различают: трудоемкие предприятия (большая доля заработной платы в себестоимости продукции); материалоемкие (большая доля материальных затрат); фондоемкие (большая доля амортизации); энергоемкие (большая доля топлива и энергии в структуре себестоимости),

  1. Ускорение научно-технического прогресса. Этот фактор влияет на структуру себестоимости многопланово. Но основное влияние заключается в том, что под воздействием этого фактора доля живого труда уменьшается, а доля овеществленного труда в себестоимости продукции увеличивается,
  2. Уровень концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства,
  3. Географическое местонахождение предприятия,
  4. Инфляция и изменение процентной ставки банковского кредита, (стоимость материальных ресурсов, основных фондов, рабочей силы изменяется неадекватно по отношению к друг другу; опережение процесса выбытия основных фондов над процессом их ввода, - приводит к снижению доли амортизации; неоднократная переоценка основных средств не соответствует уровню инфляции; увеличение процентных ставок по кредитам значительно повышает плату за кредиты коммерческим банкам) [16, c. 121].

Структуру себестоимости продукции характеризуют следующие показатели:

-  соотношение  между  живым  и  овеществленным трудом;

- доля  отдельного элемента или статьи  в полных затратах;

- соотношение  между постоянными и переменными  затратами, между основными и  накладными расходами, между производственными  и коммерческими (непроизводственными)  расходами, между прямыми и  косвенными и др.

Систематическое определение и анализ структуры  затрат на предприятии имеют очень  важное значение, в первую очередь, для управления издержками на предприятии  с целью их минимизации.

Структура затрат позволяет выявить основные резервы по их снижению и разработать  конкретные мероприятия по их реализации на предприятии.

Основными источниками резервов снижения себестоимости промышленной продукции (РС) являются:

  1. увеличение объема ее производства за счет более полного использования производственной мощности предприятия (Р)
  2. сокращение затрат на ее производство (РЗ) за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, предотвращения непроизводительных расходов, производственного брака и т.д.

Резервы увеличения производства продукции выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы. При увеличении объема производства продукции на имеющихся производственных мощностях возрастают только переменные затраты (прямая зарплата рабочих, прямые материальные расходы и др.), сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется, в результате снижается себестоимость изделий.

Резервы сокращения затрат устанавливаются по каждой статье расходов за счет конкретных инновационных мероприятий (внедрение новой более прогрессивной техники и технологии производства, улучшение организации труда и др.), которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и т.д.

Экономию затрат по оплате труда (РЗП) в результате внедрения организационно-технических мероприятий можно рассчитать, умножив разность между трудоемкостью изделий до внедрения и после внедрения соответствующих мероприятий на планируемый уровень среднечасовой оплаты труда и на количество планируемых к выпуску изделий.

Сумма экономии увеличится на процент отчислений от фонда оплаты труда, включаемых в  себестоимость продукции (отчисления в фонд социальной защиты населения, фонд занятости, на содержание детских дошкольных учреждений, чрезвычайный налог и др.).

Резерв снижения материальных затрат (PM3) на производство запланированного выпуска продукции за счет внедрения новых технологий и других мероприятий.

Резерв сокращения расходов на содержание основных средств за счет реализации, передачи в долгосрочную аренду и списания ненужных, лишних, неиспользуемых зданий, машин, оборудования (РПФ) определяется умножением первоначальной их стоимости на норму амортизации.

Резервы экономии накладных  расходов выявляются на основе их факторного анализа по каждой статье затрат за счет разумного сокращения сокращения аппарата управления, экономного использования средств на командировки, почтово-телеграфные и канцелярские расходы, уменьшения потерь от порчи материалов и готовой продукции, оплаты простоев и др.

Дополнительные затраты  на освоение резервов увеличения производства продукции подсчитываются отдельно по каждому его виду. Это в основном зарплата за дополнительный выпуск продукции, расход сырья, материалов, энергии и прочих переменных расходов, которые изменяются пропорционально объему производства продукции. Для установления их величины необходимо резерв увеличения выпуска продукции /-го вида умножить на фактический уровень удельных переменных затрат отчетного периода [28, c. 257].

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить актуальность снижения себестоимости продукции усиливается с возрастанием объемов производства. Каждый процент снимания себестоимости обеспечивает при этом все возрастающую сумму экономии. С выходом России из экономического кризиса и дальнейшим её динамичным развитием эта проблема станет первостепенной. Во всем вышеизложенном заключается важность и народнохозяйственная значимость снижения себестоимости продукции.

 

 

2 АНАЛИЗ  СЕБЕСТОИМОСТИ  ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ СОЛИГОРСКИЙ ФИЛИАЛ ОАО «ЛЮБАНСКИЙ СЫРОДЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия

 

 

ОАО «Любанский сыродельный завод» создан в 1948 г., производство размещалось в приспособленном помещении. Технологический процесс осуществлялся в ручном режиме. Организационно завод входил в состав раймаслопрома Бобруйского облтреста. В октябре 1995 г. Любанский сыродельный завод преобразован в открытое акционерное общество «Любанский сыродельный завод».

В   состав   ОАО «Солигорский   молочный   завод»   входят  две   производственные  площадки:  в   г. Солигорске  и  в  г.п. Красная  Слобода. На   базе   бывшего   сепараторного  отделения   в  г.п. Красная  Слобода   в  2005 году. Был  открыт   цех  по   производству   заменителя   цельного  молока.

Производственная      деятельность     завода   направлена   на      комплексную безотходную     переработку     сырья   с   целью   обеспечения   населения     города   и области   молочной   продукцией.   

Целью деятельности Солигорский филиал ОАО «Любанский сыродельный завод» является извлечение прибыли и удовлетворение социальных и материальных потребностей участников трудового коллектива.

В настоящее время предприятие  располагает для выполнения уставных целей следующими производственными  мощностями:

  • цехом по производству сыра жирного мощностью 2,9 тонны в смену;
  • цехом по производству масла животного мощностью 5,5 тонн в смену;
  • цехом по производству сухого обезжиренного молока (СОМ) мощностью 2 тонны в смену;
  • цехом по производству цельномолочной продукции в ассортименте и нежирной молочной продукции мощностью 10 тонн в смену;
  • цехом по производству казеина мощностью 1,2 тонн в смену.

Кроме того, предприятие  имеет вспомогательные службы для  обеспечения производственного  процесса и оказания услуг:

  • централизованную мойку технологических трубопроводов, аппаратов и емкостей;
  • центральный пульт и систему автоматизированного управления производственным процессом;
  • холодильную камеру для хранения масла мощностью 30 тонн единовременного хранения;
  • сырохранилище для созревания и хранения сыров 240 тонн единовременного хранения;
  • охлажденные склады для хранения цельномолочной продукции;
  • складские помещения для хранения вспомогательных материалов, запасных частей и пр.;
  • транспортно-грузовой участок (имеется 24 грузовых транспортных единиц, 2 электропогрузчика, 2 трактора);
  • ремонтно-механический участок;
  • лабораторию по контролю производства для бактериологического, химического и радиологического контроля качества сырья и готовой продукции;
  • электроучасток.

Важную роль в эффективной  и прибыльной работе Солигорского филиала ОАО «Любанский сыродельный завод» занимает рациональная организация производства и правильно сформированная система управления.

Структура управления организацией зафиксирована в схеме управления, в штатных расписаниях, положениях о правах, обязанностях и взаимоотношениях в структурных подразделениях.

Решение об организационной структуре Солигорского филиала ОАО «Любанский сыродельный завод»  принимается руководством высшего звена, а проектирование структуры базируется на стратегических планах организации.

Информация о работе Содержание, виды и показатели себестоимости продукции