Содержание, виды и показатели себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 12:38, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в анализе фактической и плановой себестоимости продукции, с последующим выявлением резервов снижения себестоимости на планируемый период.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
- обозначить содержание, виды и показатели себестоимости продукции;
- выявить роль планирования себестоимости продукции на предприятии;
- изучить факторы и резервы снижения себестоимости продукции на предприятии;
- дать организационно-экономическую характеристику Солигорского филиала «Любанский сыродельный завод»;
- провести анализ структуры затрат и источников их финансирования
- оценить влияния себестоимости на финансовый результат предприятии;
- проанализировать практику планирования себестоимости и прогнозирования финансового результата на предприятии;
- выявить основные направления снижения издержек производства;
- составить план снижения себестоимости продукции предприятия на прогнозный период.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 8
1.1 Содержание, виды и показатели себестоимости продукции 8
1.2 Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация 10
1.3 Роль планирования себестоимости продукции на предприятии 17
1.4 Факторы и резервы снижения себестоимости продукции на предприятии 22
2 АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ СОЛИГОРСКИЙ ФИЛИАЛ ОАО «ЛЮБАНСКИЙ СЫРОДЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» 26
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 26
2.2 Анализ структуры затрат и источников их финансирования 39
2.3 Оценка влияния себестоимости на финансовый результат предприятия 48
2.4 Анализ практики планирования себестоимости и прогнозирования финансового результата на предприятии 54
3 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ СОЛИГОРСКОГО ФИЛИАЛА «ЛЮБАНСКИЙ СЫРОДЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» 64
3.1 Издержки производства и основные направления их снижения 64
3.2 Планирование себестоимости продукции и финансовых результатов предприятия на прогнозный период 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87

Файлы: 1 файл

себестоимость.docx

— 289.14 Кб (Скачать файл)

 

Как видно из таблицы 2.9, общая сумма затрат за исследуемый период увеличилась на 20438 млн. руб., что составило 30,9 %. Такое изменение затрат может быть закономерно объяснено увеличением объема производства продукции за период с 70479 млн руб. в 2009 г. до 97313 млн. руб. в отчетном году.

Данное изменение объема производства вызвано изменением спроса на продукцию, производственной деятельностью, качеством продукции и д.р. Вместе с тем, темп роста объемов производства выше темпа роста затрат (38,1 % против 30,9 %), что может объясняться ростом спроса на продукцию.

Возрастает  удельный вес  затрат на социальные нужды на 0,8 процентных пункта, темп прироста составил 106,1 %. Повысились затраты на оплату труда на 2239 млн. руб. (74,1 %), что также может быть объяснено: увеличением фонда заработной платы; изменением размеров минимальной заработной платы, обязательных взносов и отчислений и д. р.

Высокий темп роста прочих затрат (183,7 %), является следствием роста коммунальных платежей и процентов по кредитам.

Также наблюдается снижение удельного веса материальных затрат на 8,1 процентных пункта, что несомненно является положительной динамикой, которая является следствием изменения структуры выпускаемой продукции; эффективным производственным планированием. Но несмотря на структурные изменения, абсолютное отклонение по данному элементу затрат достаточно высокое 11 114 млн. руб.

Стабильная тенденция  роста прослеживается по элементу ''амортизация основных фондов'' (127,3%), что может быть объяснено: изменениями в амортизационной политике предприятия.

Для изыскания резервов снижения затрат необходимо изучить затраты  по их функциональной роли в производственном процессе. По этому признаку они  группируются по статьям калькуляции  расходов в зависимости от связи  с производством, его организацией, обслуживанием, управлением или  сбытом. В процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции (таблица 2.10).

Себестоимость продукции  за предыдущий год в пересчете  на объем и ассортимент отчетного  года рассчитывается путем умножения  себестоимости продукции предыдущего  года статьям калькуляции затрат, зависящим от объема выпуска продукции  на коэффициент изменения объема выпущенной продукции, в фактических  ценах (без НДС и акциза).

 

Таблица № 2.10 – Затраты на производство и реализацию продукции по статьям калькуляции на Солигорском филиале «Любанский сыродельный завод» за 2009 – 2011 гг.

Статьи калькуляции

Себесто-имость продукции за преды-дущий

2010 год

Себесто-имость продукции за преды-дущий

2010 год в пересчете  на 2011 год

Себесто-имость продукции за отчетный 2011 год

Отклонение (+,-)

Всего (гр.3-гр1)

в том числе. за счет изменения

объема продукции (гр.3-гр.2)

себесто-имости  изделий (гр.2-гр.1)

А

1

2

3

4

5

6

1Сырье и основные материалы

50676

59245

61813

11137

2568

8569

2 Работы и услуги, выполненные другими организациями

2405

2539

2672

267

133

134

3 Топливо

2424

3125

3226

802

101

701

4 Энергия

1286

1634

1781

495

147

348

5 Основная заработная  плата производственных рабочих

1816

2891

3082

1286

191

1075

5 Дополнительная заработная  плата производственных рабочих

1532

1955

2178

646

223

423

7 Отчисления на социальное  страхование

1069

1778

1993

924

215

709

8 Расходы на подготовку  и освоение производства, управленческие расходы

824

961

986

162

25

137

9 Общепроизводственные расходы

1783

4213

4646

2863

433

2430

10 Общехозяйственные расходы

1231

2835

3218

1987

383

1604

11 Коммерческие расходы

2150

2019

1887

- 263

- 132

- 131

Итого

68243

85000

89287

21044

4287

16757


 

Как видно из таблицы 2.10 и рисунка 2.2, общая сумма затрат по статьям калькуляции за период увеличилась на 21044 млн руб. Как показал анализ, такой рост затрат произошел главным образом за счет увеличения себестоимости изделий в отчетном году на 16 757 млн руб., рост затрат за счет изменения объема, структуры и ассортимента продукции составил лишь 4 287 млн руб.

Отразим на рисунке 2.2 структуру затрат на производство и реализацию продукции Солигорского филиала «Любанский сыродельный завод» по статьям калькуляции.

 

Рис. 2.2. Структура затрат на производство и реализацию продукции Солигорский филиал «Любанский сыродельный завод» по статьям калькуляции

 

В зависимости от степени  участия в производственном процессе затраты подразделяются на основные и накладные. Проведем анализ накладных расходов в таблице 2.11, непосредственно не связанных с производством и распределяемых на выпуск продукции по какому-либо условному признаку (пропорционально заработной плате).

Таким образом, исходя из таблицы 2.11, в 2011 г. наблюдается увеличение по всем накладным расходам, так расходы на обслуживание производства увеличились на 162 млн. руб., в свою очередь, общепроизводственные и общехозяйственные расходы значительно возросли на 2863 млн руб. и 1987 млн. руб.  соответственно, что является несомненной отрицательной характеристикой.

 

Таблица № 2.11 – Анализ накладных расходов Солигорский филиал «Любанский сыродельный завод», млн руб.

Показатели

2009

2010

Отчетный год 2011

Отклонение (+,-)

по плану

фактически

2009/

2010

от плана (гр.5-гр.4)

2010/

2011

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Выпуск товаров в  фактических ценах (без НДС  и акциза) млн. руб

70479

65371

94211

97313

- 5108

3102

31942

2. Расходы на обслуживание  производства и управление, млн.  руб

882

824

903

986

- 58

83

162

3. Расходы на обслуживание  производства и управление, в  расчете на 1 рубль продукции (стр.2 / стр.1)

0,01

0,01

0,01

0,01

-

-

-

4. Общепроизводственные  расходы млн. руб

1486

1783

2975

4646

297

1671

2863

5. Общепроизводственные  расходы в расчете на 1 рубль  продукции (стр.4 / стр.1)

0,02

0,03

0,03

0,05

0,01

0,02

0,02

6. Общехозяйственные расходы,  млн. руб

1109

1231

2481

3218

122

737

1987

7. Общехозяйственные  расходы в расчете на 1 рубль  продукции (стр.6 / стр.1)

0,02

0,02

0,03

0,04

-

0,01

0,02


 

Вместе с тем темп их роста выше (160,5 %), чем темп роста товарной продукции (48,9 %) за тот же период. Это ситуация объясняться «перерасходом на масштабах производства», так как не все виды накладных расходов находятся в одинаковой связи с объемом производства (основная их часть относится к условно – постоянным затратам). Кроме того, наблюдается рост фактических накладных расходов по всем показателям по сравнению с планом, что является закономерным следствием перевыполнения плана по товарной продукции.

Отразим в таблице 2.12 структуру накладных расходов.

 

Таблица № 2.12 – Анализ структуры накладных расходов

Элементы  затрат

2009

2010

2011

Изменение (+,-)

млн руб.

в % к итогу

млн руб.

в % к итогу

млн руб.

в % к итогу

млн руб.

темп роста, %

по структуре, %

Расходы на обслуживание производства и управление, млн. руб

882

25,4

824

21,4

986

11,1

104

111,8

- 14,3

Общепроизводственные  расходы млн. руб

1486

42,7

1783

46,5

4646

52,5

3160

312,7

9,8

Общехозяйственные расходы, млн. руб

1109

31,9

1231

32,1

3218

36,4

2109

290,2

4,5

Итого

3477

100

3838

100

8850

100

5373

254,5

-


 

Анализируя данные таблицы 2.12, можно сделать вывод, что наибольший удельный вес приходится на общепроизводственные расходы, доля которых по состоянию на 2011 г. составляет 52,5 %. Необходимо отметить как в абсолютном, так и в относительном выражении данный вид накладных расходов увеличивается, за счет роста общепроизводственных расходов на 3 160 млн руб. (212,7 %). В денежном выражении накладные расходы имеют тенденцию роста, что является несомненно отрицательным моментом.

Проведем факторный анализ себестоимости и ее влияние на прибыль от продаж, по методике А.Д. Шеремета,  для этого составим таблицу 2.13.

 

 

 

Таблица № 2.13 – Исходные данные для факторного анализа себестоимости

Показатели

2010

2011

Отклонение, %

1

2

3

4

1. Продукция (продажа в отпускных  ценах без косвенных налогов), млн руб.

65371

97313

148,9

2. Оплата труда с начислениями, млн руб.

4417

7253

164,2

3. Материальные затраты, млн руб.

56791

69492

122,4

4. Амортизация, млн руб.

1047

2305

220,2

5. Прочие затраты, млн руб.

3014

7864

260,9

6. Полная себестоимость продаж, млн руб.

65269

86414

132,4


 

Приведём наглядный пример расчёта показателей из таблицы 2.13:

1. Относительное отклонение по амортизации:

2305 – 1047 х 1,489 = + 746 млн руб., т.е. перерасход

2. Относительное отклонение по материальным затратам:

69492 –  56791 х 1,489 = - 15069,8 млн руб., т.е. экономия

3. Относительное отклонение по оплате труда с начислениями:

7253 – 4417 x 1,489 = + 676,1 млн руб., т.е. перерасход

4. Относительное отклонение по прочим расходам:

7864 – 3014 x 1,489 = + 3376,2 млн руб., т.е. перерасход

5. Относительное отклонение в целом по себестоимости:

86414 –  65269 x 1,489 = - 10271,5 млн руб., экономия

что соответствует  сумме итогов четырех расчетов по отдельным элементам: 746 – 15069,8 + 676,1 + 3376,2 = - 10271,5 млн руб., т.е. экономия.

Относительное отклонение себестоимости влияет на величину прибыли с обратным знаком, т.е. в нашем случае прибыль увеличена  за счет снижения себестоимости на 10271,5 млн руб.

Резервами снижения себестоимости являются: амортизация, оплата труда с начислениями, прочие расходы.

С целью определения источников финансирования затрат на производство и реализацию продукции проведем составим таблицу 2.14.

Таблица № 2.14 – Анализ источников финансирования затрат на производство и реализацию продукции Солигорский филиал «Любанский сыродельный завод» за 2009 – 2011гг.

Показатель

2009

2010

2011

Абсолютное  отклонение, (+, -)

Темп  роста,

%

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг

70479

65371

97313

26834

138,1

Прочие  доходы от операций с активами

-

-

-

-

-

Целевое финансирование

-

-

-

-

-

Краткосрочные кредиты и займы

7379

8836

23075

15696

312,7

Прочие  поступления

-

-

-

-

-

Итого денежных поступлений

77858

74207

120388

42530

154,6

Информация о работе Содержание, виды и показатели себестоимости продукции