Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 12:38, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в анализе фактической и плановой себестоимости продукции, с последующим выявлением резервов снижения себестоимости на планируемый период.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
- обозначить содержание, виды и показатели себестоимости продукции;
- выявить роль планирования себестоимости продукции на предприятии;
- изучить факторы и резервы снижения себестоимости продукции на предприятии;
- дать организационно-экономическую характеристику Солигорского филиала «Любанский сыродельный завод»;
- провести анализ структуры затрат и источников их финансирования
- оценить влияния себестоимости на финансовый результат предприятии;
- проанализировать практику планирования себестоимости и прогнозирования финансового результата на предприятии;
- выявить основные направления снижения издержек производства;
- составить план снижения себестоимости продукции предприятия на прогнозный период.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 8
1.1 Содержание, виды и показатели себестоимости продукции 8
1.2 Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация 10
1.3 Роль планирования себестоимости продукции на предприятии 17
1.4 Факторы и резервы снижения себестоимости продукции на предприятии 22
2 АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ СОЛИГОРСКИЙ ФИЛИАЛ ОАО «ЛЮБАНСКИЙ СЫРОДЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» 26
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 26
2.2 Анализ структуры затрат и источников их финансирования 39
2.3 Оценка влияния себестоимости на финансовый результат предприятия 48
2.4 Анализ практики планирования себестоимости и прогнозирования финансового результата на предприятии 54
3 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ СОЛИГОРСКОГО ФИЛИАЛА «ЛЮБАНСКИЙ СЫРОДЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» 64
3.1 Издержки производства и основные направления их снижения 64
3.2 Планирование себестоимости продукции и финансовых результатов предприятия на прогнозный период 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
Как видно из таблицы 2.9, общая сумма затрат за исследуемый период увеличилась на 20438 млн. руб., что составило 30,9 %. Такое изменение затрат может быть закономерно объяснено увеличением объема производства продукции за период с 70479 млн руб. в 2009 г. до 97313 млн. руб. в отчетном году.
Данное изменение объема производства вызвано изменением спроса на продукцию, производственной деятельностью, качеством продукции и д.р. Вместе с тем, темп роста объемов производства выше темпа роста затрат (38,1 % против 30,9 %), что может объясняться ростом спроса на продукцию.
Возрастает удельный вес затрат на социальные нужды на 0,8 процентных пункта, темп прироста составил 106,1 %. Повысились затраты на оплату труда на 2239 млн. руб. (74,1 %), что также может быть объяснено: увеличением фонда заработной платы; изменением размеров минимальной заработной платы, обязательных взносов и отчислений и д. р.
Высокий темп роста прочих затрат (183,7 %), является следствием роста коммунальных платежей и процентов по кредитам.
Также наблюдается снижение удельного веса материальных затрат на 8,1 процентных пункта, что несомненно является положительной динамикой, которая является следствием изменения структуры выпускаемой продукции; эффективным производственным планированием. Но несмотря на структурные изменения, абсолютное отклонение по данному элементу затрат достаточно высокое 11 114 млн. руб.
Стабильная тенденция роста прослеживается по элементу ''амортизация основных фондов'' (127,3%), что может быть объяснено: изменениями в амортизационной политике предприятия.
Для изыскания резервов снижения затрат необходимо изучить затраты по их функциональной роли в производственном процессе. По этому признаку они группируются по статьям калькуляции расходов в зависимости от связи с производством, его организацией, обслуживанием, управлением или сбытом. В процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции (таблица 2.10).
Себестоимость продукции
за предыдущий год в пересчете
на объем и ассортимент отчетного
года рассчитывается путем умножения
себестоимости продукции
Таблица № 2.10 – Затраты на производство и реализацию продукции по статьям калькуляции на Солигорском филиале «Любанский сыродельный завод» за 2009 – 2011 гг.
Статьи калькуляции |
Себесто-имость продукции за преды-дущий 2010 год |
Себесто-имость продукции за преды-дущий 2010 год в пересчете на 2011 год |
Себесто-имость продукции за отчетный 2011 год |
Отклонение (+,-) | ||
Всего (гр.3-гр1) |
в том числе. за счет изменения | |||||
объема продукции (гр.3-гр.2) |
себесто-имости изделий (гр.2-гр.1) | |||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1Сырье и основные материалы |
50676 |
59245 |
61813 |
11137 |
2568 |
8569 |
2 Работы и услуги, выполненные другими организациями |
2405 |
2539 |
2672 |
267 |
133 |
134 |
3 Топливо |
2424 |
3125 |
3226 |
802 |
101 |
701 |
4 Энергия |
1286 |
1634 |
1781 |
495 |
147 |
348 |
5 Основная заработная плата производственных рабочих |
1816 |
2891 |
3082 |
1286 |
191 |
1075 |
5 Дополнительная заработная плата производственных рабочих |
1532 |
1955 |
2178 |
646 |
223 |
423 |
7 Отчисления на социальное страхование |
1069 |
1778 |
1993 |
924 |
215 |
709 |
8 Расходы на подготовку и освоение производства, управленческие расходы |
824 |
961 |
986 |
162 |
25 |
137 |
9 Общепроизводственные расходы |
1783 |
4213 |
4646 |
2863 |
433 |
2430 |
10 Общехозяйственные расходы |
1231 |
2835 |
3218 |
1987 |
383 |
1604 |
11 Коммерческие расходы |
2150 |
2019 |
1887 |
- 263 |
- 132 |
- 131 |
Итого |
68243 |
85000 |
89287 |
21044 |
4287 |
16757 |
Как видно из таблицы 2.10 и рисунка 2.2, общая сумма затрат по статьям калькуляции за период увеличилась на 21044 млн руб. Как показал анализ, такой рост затрат произошел главным образом за счет увеличения себестоимости изделий в отчетном году на 16 757 млн руб., рост затрат за счет изменения объема, структуры и ассортимента продукции составил лишь 4 287 млн руб.
Отразим на рисунке 2.2 структуру затрат на производство и реализацию продукции Солигорского филиала «Любанский сыродельный завод» по статьям калькуляции.
Рис. 2.2. Структура затрат на производство и реализацию продукции Солигорский филиал «Любанский сыродельный завод» по статьям калькуляции
В зависимости от степени участия в производственном процессе затраты подразделяются на основные и накладные. Проведем анализ накладных расходов в таблице 2.11, непосредственно не связанных с производством и распределяемых на выпуск продукции по какому-либо условному признаку (пропорционально заработной плате).
Таким образом, исходя из таблицы 2.11, в 2011 г. наблюдается увеличение по всем накладным расходам, так расходы на обслуживание производства увеличились на 162 млн. руб., в свою очередь, общепроизводственные и общехозяйственные расходы значительно возросли на 2863 млн руб. и 1987 млн. руб. соответственно, что является несомненной отрицательной характеристикой.
Таблица № 2.11 – Анализ накладных расходов Солигорский филиал «Любанский сыродельный завод», млн руб.
Показатели |
2009 |
2010 |
Отчетный год 2011 |
Отклонение (+,-) | |||
по плану |
фактически |
2009/ 2010 |
от плана (гр.5-гр.4) |
2010/ 2011 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Выпуск товаров в фактических ценах (без НДС и акциза) млн. руб |
70479 |
65371 |
94211 |
97313 |
- 5108 |
3102 |
31942 |
2. Расходы на обслуживание производства и управление, млн. руб |
882 |
824 |
903 |
986 |
- 58 |
83 |
162 |
3. Расходы на обслуживание производства и управление, в расчете на 1 рубль продукции (стр.2 / стр.1) |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
- |
- |
- |
4. Общепроизводственные расходы млн. руб |
1486 |
1783 |
2975 |
4646 |
297 |
1671 |
2863 |
5. Общепроизводственные расходы в расчете на 1 рубль продукции (стр.4 / стр.1) |
0,02 |
0,03 |
0,03 |
0,05 |
0,01 |
0,02 |
0,02 |
6. Общехозяйственные расходы, млн. руб |
1109 |
1231 |
2481 |
3218 |
122 |
737 |
1987 |
7. Общехозяйственные расходы в расчете на 1 рубль продукции (стр.6 / стр.1) |
0,02 |
0,02 |
0,03 |
0,04 |
- |
0,01 |
0,02 |
Вместе с тем темп их роста выше (160,5 %), чем темп роста товарной продукции (48,9 %) за тот же период. Это ситуация объясняться «перерасходом на масштабах производства», так как не все виды накладных расходов находятся в одинаковой связи с объемом производства (основная их часть относится к условно – постоянным затратам). Кроме того, наблюдается рост фактических накладных расходов по всем показателям по сравнению с планом, что является закономерным следствием перевыполнения плана по товарной продукции.
Отразим в таблице 2.12 структуру накладных расходов.
Таблица № 2.12 – Анализ структуры накладных расходов
Элементы затрат |
2009 |
2010 |
2011 |
Изменение (+,-) | |||||
млн руб. |
в % к итогу |
млн руб. |
в % к итогу |
млн руб. |
в % к итогу |
млн руб. |
темп роста, % |
по структуре, % | |
Расходы на обслуживание производства и управление, млн. руб |
882 |
25,4 |
824 |
21,4 |
986 |
11,1 |
104 |
111,8 |
- 14,3 |
Общепроизводственные расходы млн. руб |
1486 |
42,7 |
1783 |
46,5 |
4646 |
52,5 |
3160 |
312,7 |
9,8 |
Общехозяйственные расходы, млн. руб |
1109 |
31,9 |
1231 |
32,1 |
3218 |
36,4 |
2109 |
290,2 |
4,5 |
Итого |
3477 |
100 |
3838 |
100 |
8850 |
100 |
5373 |
254,5 |
- |
Анализируя данные таблицы 2.12, можно сделать вывод, что наибольший удельный вес приходится на общепроизводственные расходы, доля которых по состоянию на 2011 г. составляет 52,5 %. Необходимо отметить как в абсолютном, так и в относительном выражении данный вид накладных расходов увеличивается, за счет роста общепроизводственных расходов на 3 160 млн руб. (212,7 %). В денежном выражении накладные расходы имеют тенденцию роста, что является несомненно отрицательным моментом.
Проведем факторный анализ себестоимости и ее влияние на прибыль от продаж, по методике А.Д. Шеремета, для этого составим таблицу 2.13.
Таблица № 2.13 – Исходные данные для факторного анализа себестоимости
Показатели |
2010 |
2011 |
Отклонение, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.
Продукция (продажа в |
65371 |
97313 |
148,9 |
2. Оплата труда с начислениями, млн руб. |
4417 |
7253 |
164,2 |
3. Материальные затраты, млн руб. |
56791 |
69492 |
122,4 |
4. Амортизация, млн руб. |
1047 |
2305 |
220,2 |
5. Прочие затраты, млн руб. |
3014 |
7864 |
260,9 |
6. Полная себестоимость продаж, млн руб. |
65269 |
86414 |
132,4 |
Приведём наглядный пример расчёта показателей из таблицы 2.13:
1. Относительное отклонение по амортизации:
2305 – 1047 х 1,489 = + 746 млн руб., т.е. перерасход
2. Относительное отклонение по материальным затратам:
69492 – 56791 х 1,489 = - 15069,8 млн руб., т.е. экономия
3. Относительное отклонение по оплате труда с начислениями:
7253 – 4417 x 1,489 = + 676,1 млн руб., т.е. перерасход
4. Относительное отклонение по прочим расходам:
7864 – 3014 x 1,489 = + 3376,2 млн руб., т.е. перерасход
5. Относительное отклонение в целом по себестоимости:
86414 – 65269 x 1,489 = - 10271,5 млн руб., экономия
что соответствует сумме итогов четырех расчетов по отдельным элементам: 746 – 15069,8 + 676,1 + 3376,2 = - 10271,5 млн руб., т.е. экономия.
Относительное отклонение себестоимости влияет на величину прибыли с обратным знаком, т.е. в нашем случае прибыль увеличена за счет снижения себестоимости на 10271,5 млн руб.
Резервами снижения себестоимости являются: амортизация, оплата труда с начислениями, прочие расходы.
С целью определения источников финансирования затрат на производство и реализацию продукции проведем составим таблицу 2.14.
Таблица № 2.14 – Анализ источников финансирования затрат на производство и реализацию продукции Солигорский филиал «Любанский сыродельный завод» за 2009 – 2011гг.
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 |
Абсолютное отклонение, (+, -) |
Темп роста, % |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг |
70479 |
65371 |
97313 |
26834 |
138,1 |
Прочие доходы от операций с активами |
- |
- |
- |
- |
- |
Целевое финансирование |
- |
- |
- |
- |
- |
Краткосрочные кредиты и займы |
7379 |
8836 |
23075 |
15696 |
312,7 |
Прочие поступления |
- |
- |
- |
- |
- |
Итого денежных поступлений |
77858 |
74207 |
120388 |
42530 |
154,6 |
Информация о работе Содержание, виды и показатели себестоимости продукции