Содержание, виды и показатели себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 12:38, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в анализе фактической и плановой себестоимости продукции, с последующим выявлением резервов снижения себестоимости на планируемый период.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
- обозначить содержание, виды и показатели себестоимости продукции;
- выявить роль планирования себестоимости продукции на предприятии;
- изучить факторы и резервы снижения себестоимости продукции на предприятии;
- дать организационно-экономическую характеристику Солигорского филиала «Любанский сыродельный завод»;
- провести анализ структуры затрат и источников их финансирования
- оценить влияния себестоимости на финансовый результат предприятии;
- проанализировать практику планирования себестоимости и прогнозирования финансового результата на предприятии;
- выявить основные направления снижения издержек производства;
- составить план снижения себестоимости продукции предприятия на прогнозный период.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 8
1.1 Содержание, виды и показатели себестоимости продукции 8
1.2 Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация 10
1.3 Роль планирования себестоимости продукции на предприятии 17
1.4 Факторы и резервы снижения себестоимости продукции на предприятии 22
2 АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ СОЛИГОРСКИЙ ФИЛИАЛ ОАО «ЛЮБАНСКИЙ СЫРОДЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» 26
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 26
2.2 Анализ структуры затрат и источников их финансирования 39
2.3 Оценка влияния себестоимости на финансовый результат предприятия 48
2.4 Анализ практики планирования себестоимости и прогнозирования финансового результата на предприятии 54
3 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ СОЛИГОРСКОГО ФИЛИАЛА «ЛЮБАНСКИЙ СЫРОДЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» 64
3.1 Издержки производства и основные направления их снижения 64
3.2 Планирование себестоимости продукции и финансовых результатов предприятия на прогнозный период 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87

Файлы: 1 файл

себестоимость.docx

— 289.14 Кб (Скачать файл)

р – цена единицы материалов.

2) по расходам на оплату  труда (З):

Зед = ∑ t r, (1.3)

где t – трудоемкость единицы продукции по видам работ;

r – расценки оплаты труда за единицу трудоемкости;.

– при анализе себестоимости выпущенной продукции:

1) по материальным затратам

(МЗ): М3 = ∑ mpq, (1.4)

где q – количество продукции;

2) по расходам на оплату  труда

(З): З = ∑t r q. (1.5)

Результаты анализа издержек производства, а также размер и  структура выявленных на его основе резервов экономии затрат позволяют  сделать выводы о качестве контроля за затратами [40, c. 105].

Таким образом, себестоимость продукции  представляет собой текущие затраты  предприятия на производство и продажу  продукции, выраженные в денежной форме.

1.2 Состав затрат, включаемых  в себестоимость продукции, их  классификация

 

При расчете себестоимости  используется классификация затрат по двум признакам: по назначению в  процессе производства и по способу  отнесения затрат на себестоимость (рисунок 1.1) [5, c. 88].


Рис. 1.1. Признаки классификации себестоимости на производство и продажу продукции

По способу отнесения  затрат на себестоимость продукции  выделяются прямые и косвенные расходы:

– прямые расходы непосредственно связаны с изготовлением конкретных видов продукции и по установленным нормам относятся на их себестоимость (сырье, материалы, топливо, энергия);

– косвенные расходы обусловлены изготовлением различных видов продукции и включаются в себестоимость отдельных видов продукции косвенно (условно), пропорционально какому-либо признаку. К ним относятся часть расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные и другие расходы.

По функциональной роли в  формировании себестоимости продукции  различают основные и накладные  расходы:

– основные расходы непосредственно связаны с технологическим процессом изготовления изделий. Это расходы на сырье, материалы (основные), технологические топливо и энергию, основная заработная плата производственных рабочих;

– к накладным расходам относятся затраты, связанные с созданием необходимых условий для функционирования производства, с его организацией, управлением, обслуживанием. Накладными являются общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

По степени зависимости  от изменения объема производства затраты  делятся на пропорциональные (условно-переменные) и непропорциональные (условно-постоянные): 

– пропорциональные (условно-переменные) затраты – это затраты, сумма которых зависит непосредственно от изменения объема производства (оплата труда производственных рабочих, затраты на сырье, материалы и т.п.);

– непропорциональные (условно-постоянные) затраты – это затраты, абсолютная величина которых при изменении объема производства не изменяется или изменяется незначительно (амортизация зданий, топливо для отопления, энергия на освещение помещений, заработная плата управленческого персонала). В свою очередь, постоянные (непропорциональные) издержки подразделяются на стартовые и остаточные:

– к стартовым относится та часть постоянных издержек, которые возникают с возобновлением производства и реализации продукции; 

– к остаточным относится та часть постоянных издержек, которые продолжает нести предприятие несмотря на то, что производство и реализация продукции на какое-то время полностью остановлены.

Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки предприятия.

По степени однородности затраты делятся на элементные и комплексные:

– к элементным (однородным) относятся затраты, которые нельзя расчленить на составные части (затраты на сырье, основные материалы, амортизация основных фондов);

– комплексными называются статьи затрат, состоящие из нескольких однородных затрат (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные и другие расходы), которые могут быть разложены на первичные элементы.

В зависимости от времени  возникновения и отнесения на себестоимость продукции затраты  могут быть текущими, будущих периодов и предстоящими.

По рациональности затрат различают производительные и непроизводительные затраты:

– производительными считаются затраты труда на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации производства (планируемые).

– непроизводительные расходы являются следствием недостатков в технологии и организации производства: брак продукции, потери от простоев и другие (непланируемые). Имеются и другие признаки классификации затрат на производство и продажу продукции, некоторые из них важны для управленческого учета [5, c. 88 – 91].

Затраты можно классифицировать и по другим признакам.

При планировании, учете  и анализе себестоимости продукции (работ, услуг) рассматривают затраты  на производство и на продажу. Затраты  – это денежная оценка стоимости  материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции  за определенный период времени. Во-первых, затраты характеризуются денежной оценкой всех ресурсов, используемых при производстве и реализации продукции; во-вторых, затраты имеют целевую  установку, т.е. они связаны с производством  и реализацией продукции; в-третьих, затраты относятся к определенному  периоду времени, т.е. должны быть отнесены на продукцию заданный период времени [19, c. 142].

Для планирования и изучения структуры себестоимости все  затраты на производство и продажу  продукции группируются по экономическим  элементам затрат и по статьям  расходов. Это нужно для определения  общей потребности предприятия  в материальных и денежных ресурсах; для увязки плана по себестоимости  с производственной программой, с  планами по материально-техническому обеспечению, по труду и заработной плате; для определения структуры  себестоимости и установления основных направлений снижения издержек производства. Себестоимость по экономическим  элементам затрат учитывает затраты  на производство всего объема продукции (работ). При поэлементной классификации  элементы группируются по характеру  их образования независимо от целевого назначения и места возникновения.

Элементы себестоимости  – это группы производственных затрат, образованных по их экономическому назначению. Затраты, образующие себестоимость  продукции, группируются в соответствии с их экономическим содержанием  по следующим элементам:

– материальные затраты;

– затраты на оплату труда;

– амортизация основных фондов;

– прочие затраты [6, c. 75].

Классификация затрат по экономическим элементам  служит для расчета сметы затрат, а также для экономического обоснования  инвестиций.

С целью  выявления резервов снижения себестоимости продукции необходимо знать не только общую сумму затрат каждого предприятия по тому или иному экономическому элементу, но и величину расходов в зависимости от места их возникновения. Такую возможность дает классификация затрат по статьям калькуляции, которую можно представить в следующем виде:

  1. Сырье и материалы.
  2. Возвратные отходы (вычитаются).
  3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций.
  4. Топливо и энергия на технологические цели.
  5. Заработная плата производственных рабочих.
  6. Отчисления на социальное страхование – от суммы заработной платы производственных рабочих, производятся по установленным законодательством нормативам.
  7. Расходы на подготовку и освоение производства – затраты на подготовительные работы; затраты, связанные с освоением новых производств (пусковые расходы).
  8. Общепроизводственные расходы.
  9. Общехозяйственные расходы.
  10. Потери от брака.
  11. Прочие производственные расходы.
  12. Коммерческие расходы.

Итог первых 8 статей образует цеховую  себестоимость, с 1 по 11 образуют производственную себестоимость продукции, итог всех 12 статей - полную себестоимость продукции [6, c. 79].

Таким образом, себестоимость  продукции представляет собой текущие  затраты предприятия на производство и продажу продукции, выраженные в денежной форме. Классификация  издержек производства по первичным  элементам характеризует разделение себестоимости продукции на простые  общепринятые элементы затрат. Группировка  затрат отражает место возникновения  этих затрат и применяется для  планирования и калькулирования себестоимости на производство и продажу единицы продукции или всей товарной продукции. Критерием точности исчисления себестоимости продукции служит не полнота включения затрат в себестоимость, а способ их отнесения на тот или иной вид продукции. План предприятия содержит сводную смету затрат на производство и плановые калькуляции себестоимости отдельных изделий.

1.3 Роль планирования  себестоимости продукции на предприятии

 

В рыночном хозяйстве с  составления плана принято начинать любое коммерческое мероприятие. Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с техникой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов. Важнейшим разделом финансового плана является – планирование себестоимости продукции и финансовых результатов предприятия. По мнению А. Д. Шеремета, себестоимость продукции, выступая в роли важнейшего экономического инструмента изменения уровня затрат, служит исходной базой формирования цен, прибыли, всех финансовых показателей работы предприятия [42, c. 152]. Несколько иную позицию по раскрыванию содержания планирования себестоимости занимает Т.П. Карпова. Она пишет, что под планированием себестоимости продукции понимается планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции и выявление резервов ее снижения [13, c. 31].

Позицию, почти совпадающую  с позицией Т.П. Карповой занимает Грузинов В.П., хотя он не дает определения содержания планированию себестоимости, он отмечает, что планирование себестоимости – это управленческая деятельность, направленная на контроль затрат и обеспечение их экономии [10, c. 79]. Однако Т.П. Карпова и Грузинов В.П., трактуя термин «планирование себестоимости» делают, на наш взгляд, одно упущение – они считают, что планирование себестоимости является автономным от планирования прибылью. Мы считаем, что подобное утверждение неточно по тому, что основная экономия на затратах достигается снижением условно-постоянных затрат на единицу продукции, вследствие увеличения объемов производства, масштаб которого напрямую зависит от уровня цен и рентабельности продукции.

Согласно утверждению  Грибова В.Д., процесс планирования себестоимости продукции носит комплексный характер и предусматривает решение всех вопросов, относящихся к формированию затрат. С одной стороны автор дает полное и научно обоснованное определение термину «планирование себестоимости», но под комплексностью он понимает решение тех вопросов, которые связаны только с процессом формирования себестоимости продукции и не считает нужным принять во внимание те факторы, которые косвенно влияют через процесс управления прибылью на себестоимость [9, c. 124].

Ковалев В.В. подразумевает под планированием себестоимости такие воздействия на факторы финансовой деятельности, которые способствовали бы, во-первых, повышению доходов и, во-вторых, снижению расходов на производство. В рамках решения первой задачи – повышение доходов должны проводится оценка, анализ и планирование: выполнение плановых заданий и динамики продаж в различных разрезах, эффективность ценовой политики, влияние использования производственных мощностей. Снижение расходов подразумевает оценку, анализ, планирование и контроль за исполнением плановых заданий по затратам, а также поиск резервов обоснованного снижения себестоимости продукции [17, c. 68]. Ковалев В.В. считает, что планирование затрат и ценообразование являются составными частями системы управления прибылью, что, по нашему мнению, не совсем верно. Так как получение максимальной прибыли далеко не всегда является первостепенной задачей. Так, например, достижение таких целей как увеличение доли рынка, и проникновение на рынок противоречат цели «получение максимальной прибыли» в ближайшей перспективе, вследствие возрастания затрат. В результате управлению прибылью уделяется гораздо меньше внимания чем управлению затратами и ценообразованию [17, c. 69]. Выше изложенное, по мнению автора, говорит в пользу того, что процессы управления себестоимостью и прибылью являются равноправными частями единого комплексного процесса планирования.

Исходя из вышеизложенных соображений содержание планирования себестоимости можно, по нашему мнению, определить следующим образом. Планирование себестоимости продукции – это  установление размера затрат, необходимые  для ее производства. Планирование себестоимости позволяет выявлению  и использованию имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличению внутрихозяйственных накоплений, для  того чтобы увеличить рентабельность предприятия и, соответственно, прибыль  предприятия.

Самым детализированным уровнем  планирования, инструментом оперативного управления, как считает А.З. Бобылева, является бюджетирование. Использование данного термина подчеркивает высокую степень детализированности проработки плана, его привязку к коротким временным интервалам (месяц, квартал, год), практическую направленность. К термину «бюджетирование» наиболее близок термин «сметное планирование», однако в последнее время его применение ограничено [7, c. 446].

Информация о работе Содержание, виды и показатели себестоимости продукции