Содержание, виды и показатели себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 12:38, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в анализе фактической и плановой себестоимости продукции, с последующим выявлением резервов снижения себестоимости на планируемый период.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
- обозначить содержание, виды и показатели себестоимости продукции;
- выявить роль планирования себестоимости продукции на предприятии;
- изучить факторы и резервы снижения себестоимости продукции на предприятии;
- дать организационно-экономическую характеристику Солигорского филиала «Любанский сыродельный завод»;
- провести анализ структуры затрат и источников их финансирования
- оценить влияния себестоимости на финансовый результат предприятии;
- проанализировать практику планирования себестоимости и прогнозирования финансового результата на предприятии;
- выявить основные направления снижения издержек производства;
- составить план снижения себестоимости продукции предприятия на прогнозный период.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 8
1.1 Содержание, виды и показатели себестоимости продукции 8
1.2 Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация 10
1.3 Роль планирования себестоимости продукции на предприятии 17
1.4 Факторы и резервы снижения себестоимости продукции на предприятии 22
2 АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ СОЛИГОРСКИЙ ФИЛИАЛ ОАО «ЛЮБАНСКИЙ СЫРОДЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» 26
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 26
2.2 Анализ структуры затрат и источников их финансирования 39
2.3 Оценка влияния себестоимости на финансовый результат предприятия 48
2.4 Анализ практики планирования себестоимости и прогнозирования финансового результата на предприятии 54
3 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ СОЛИГОРСКОГО ФИЛИАЛА «ЛЮБАНСКИЙ СЫРОДЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» 64
3.1 Издержки производства и основные направления их снижения 64
3.2 Планирование себестоимости продукции и финансовых результатов предприятия на прогнозный период 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87

Файлы: 1 файл

себестоимость.docx

— 289.14 Кб (Скачать файл)

Как видно из приведённых данных в  таблице 2.4, выручка от реализации продукции увеличилась на 32 062 млн. руб. при увеличении объёма реализации и выручка изменилась на 86 268. Руб. Себестоимость реализации продукции, работ и услуг увеличилась на 21 245 млн. руб. Несмотря на увеличение себестоимости прибыль от реализации также имеет положительную динамику 10 898 млн. руб.

Для определения влияния факторов на увеличения прибыли от реализации продукции  в сумме 10 898 млн. руб. составляется аналитическая таблица 2.5.

 

Таблица № 2.5 – Анализ факторов изменения прибыли от реализации продукции, работ и услуг в Солигорском филиале ОАО «Любанский сыродельный завод» за 2010 – 2011 гг.

Факторы

Расчёт факторов

Сумма влияния на прибыль  от реализации

1. Изменение объёма и структуры  реализованной продукции.

3577 – (- 2872)

6449

2.Изменение себестоимости реализованной  продукции.

86 414 – 75 841

прибыль берётся с обратным знаком, т.е. с минусом

- 10 573

3. Изменение цен на реализованную  продукцию.

101 290 – 86 268

15 022

Итого:

8026 – (- 2872)

10 898


 

По  результатам факторного анализа  можно оценить качество прибыли. Качество прибыли Солигорского филиала «Любанский сыродельный завод» от основной деятельности признаётся низким, поскольку характеризуется преимущественно ростом цен на продукцию, с незначительным увеличением физического объёма продаж.

Для общей оценки динамики финансового состояния предприятия  статьи баланса объединяют в отдельные  специфические группы по признаку ликвидности (статьи актива) и срочности обязательств (статьи пассива). Следовательно, далее  рассчитаем основные общефинансовые коэффициенты  на основе анализа баланса предприятия (таблица 2.6).

 

Таблица № 2.6 – Основные финансовые показатели деятельности предприятия

Наименование показателя

2009

2010

2011 (момент установления неплатежеспособности)

Норматив коэффициента

Коэффициент текущей ликвидности  K1

К 1 = Текущие активы/ Текущие  обязательства = Б стр.290/ (Б стр.690 – Б.стр.640)

0,84

0,65

0,78

К1 >= 1

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

К2 = (Собств.капитал – Внеоб.активы)/ Оборотные активы = (Б.стр.490 – Б.стр.190 + Б.стр.640)/ Б.стр.290

- 0,19

- 0,95

0,39

К2 >= 0,1

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами

К3 = (Обязательства – резервы предстоящих расх.)/ Валюта баланса =

=( Б.стр.590 + Б. стр.690 – Б.стр.640)/ Б.стр.300

0,56

0,8

0,73

К3 <= 0,85


 

Судя по значениям коэффициента текущей ликвидности,  Солигорский филиал «Любанский сыродельный завод»  испытывает недостаток в свободных денежных средств для финансирования текущей производственной деятельности. При нормативе 1  этот показатель равен 0,78. При этом к концу анализируемого периода прослеживается отрицательная динамика данного показателя.

Коэффициент обеспеченности  собственными оборотными средствами по состоянию на 01.01.2012 год составил – 0,39. Это свидетельствует о снижении собственных оборотных средств Солигорский филиал «Любанский сыродельный завод», необходимых для финансовой устойчивости. Следовательно, предприятие испытывает недостаток в собственных средствах.

Коэффициент обеспеченности  финансовых обязательств активами на Солигорский филиал «Любанский сыродельный завод»  по состоянию на 01.01.2012 г. составил – 0,73.В данном случае наблюдается стабильность значения данного коэффициента в пределах нормы.

Оценку финансовых результатов  предприятия и, в конечном счете, его эффективности позволяют  дать показатели рентабельности. К  этим показателям обычно относят  уровень рентабельности, который  выражается как отношение того или  иного вида прибыли к какой-либо базе. Разные показатели отражают разные стороны деятельности предприятия. Вполне естественно, что в целом  эффективность работы предприятия  может определяться лишь системой показателей  рентабельности. Она, включает в себя шесть групп показателей: рентабельность активов, собственного капитала, перманентного  капитала, продаж, экономическая  и  чистая рентабельность.

Рентабельность работы Солигорский филиал «Любанский сыродельный завод» определяется прибылью, которую оно получает. Показатели рентабельности отражают насколько эффективно предприятие использует свои средства в целях получения прибыли.

Для наглядности и удобства сведем расчетные данные в табл. 2.7.

Так как рентабельность активов  показывает, сколько денежных единиц прибыли получено предприятием с  единицы стоимости активов (1 руб.), независимо от источников привлечения средств, то можно сделать вывод о том, что на предприятии Солигорский филиал «Любанский сыродельный завод» в 2009 году прибыль с рубля составляла 19,5  р.; в 2010 г. – 0,4 р., что является достаточно низким показателем эффективности работы организации, в 2011 году рентабельность активов немного возросла до 25,5 %, то есть прибыль с рубля составляла 26 р., что связано с увеличением в 2011 году прибыли предприятия.

 

Таблица № 2.7 – Показатели рентабельности (%)

Показатели

Расчет 

Формулы

2009

2010

2011

Рентабельность  активов (Rа)

19,5

0,4

25,5

Рентабельность  собственного капитала (Rс.к.)

10,4

- 0,6

52,3

Рентабельность перманентного  капитала (Rп.к.)

14,6

- 0,3

43,1

Рентабельность продаж  (Rп)

2,9

- 4,4

8,3

Экономическая рентабельность (Rэ)

4,5

- 0,1

14,2

Чистая рентабельность (Rч)

1,5

- 0,1

6,2


 

Эффективность использования собственного капитала в 2009 году составляла 10,4 %. В 2010 году составила – 0,6 %, а в 2011 году этот показатель составил 52,3 %, который свидетельствует о том, что Солигорский филиал «Любанский сыродельный завод» на 52,3 % использует собственный капитал.                  

Эффективность использования  капитала, вложенного в деятельность предприятия  в 2009 г. составила 14,6 %, в 2010 г. прослеживается резкий спад данного показателя до – 0,3 %, что говорит о нерентабельности долгосрочного финансирования деятельности предприятия. В 2011 г. данный показатель резко возрос до 43,1 %.

В 2009 году на рубль реализованной продукции приходится 2,9 % продаж, в 2010 этот показатель снизился до отрицательного значения – 4,4%, а в 2011 году равен 8,3 %, что свидетельствует о росте спроса на молочные продукты.

В 2009 году эффективность использования всего имущества предприятия составила 4,5 %; в 2010 году – 0,1 %, а в 2011 году этот показатель увеличился до 14,2 %. Это свидетельствует о том, что в 2011 году имущество предприятия использовалось наиболее эффективно, чем в 2009 – 2010 году на 9,7 %, 14,3 % соответственно.

Произведя расчет чистой рентабельности можно сделать следующий вывод: в 2009 году на единицу выручки приходилось 1,5 % прибыли; в 2010 году этот показатель составил – 0,1 %, а в 2011 он существенно увеличился до 6,2 %.

Таким образом, данные таблицы  позволяют сделать вывод, что  предприятие Солигорский филиал «Любанский сыродельный завод» за анализируемый период имеет нестабильное положение, то есть в 2010 году наблюдаются низкие (отрицательные) показателей рентабельности, в 2011 году резко возрастают,  что свидетельствует об улучшении использования собственного имущества.

Увеличение практически всех показателей рентабельности за исследуемый период на Солигорский филиал «Любанский сыродельный завод» свидетельствует об улучшении экономического состояния предприятия.

Результаты анализа показывают, что платежеспособность и финансовая устойчивость Солигорский филиал «Любанский сыродельный завод»  в текущем периоде в целом не удовлетворительны, но к концу отчетного периода наблюдается положительная динамика по основным экономическим показателям, таким как балансовая прибыль, чистая прибыль.  Политика управления чистым оборотным капиталом в Солигорский филиал «Любанский сыродельный завод»  должна заключаться в сокращении разницы между средствами, иммобилизованными в запасах сырья, готовой продукции и кредиторской задолженности посредством ускорения оборачиваемости оборотных средств и изменения структуры активов в сторону увеличения быстрореализуемых активов.

На мой взгляд, для увеличения прибыльности хозяйственной деятельности в перспективе необходимо стремиться к снижению себестоимости реализации продукции путем внедрения более  новых и экономичных технологий, а также развивать маркетинговую  деятельность предприятия.

 

2.2 Анализ структуры затрат и источников их финансирования

 

 

В процессе анализа динамики затрат на 1 рубль товарной продукции  определяется влияние на ее изменение  структуры и ассортимента выпущенной продукции, себестоимости и цен  отдельных изделий.

В таблице 2.8 представлен анализ затрат на 1 рубль товарной продукции Солигорский филиал «Любанский сыродельный завод». Анализ будем проводить на основании «Отчета о затратах на производство и реализацию продукции» (Приложение Д).

Таблица № 2.8 – Данные для анализа затрат на 1 рубль произведённой продукции Солигорский филиал «Любанский сыродельный завод» за 2009 – 2011 гг.

Показатель

Единицы измерения

2009

2010

2011

Изменение (+/-)   

2010/2009  

Изменение (+/-)

2011/2010

Затраты на производство и реализацию продукции

млн руб.

68362

68243

89287

- 119

21044


Окончание таблицы 2.8

Объём произведённой продукции в фактических ценах

млн руб.

70479

65371

97313

- 5108

31 942

Затраты на 1 рубль

тыс. руб.

969,9

1043,9

917,5

74

- 126,4


 

Как видно из таблицы 2.8 фактические затраты на один рубль товарной продукции, в 2011 г. равные 917,5 тыс. руб., ниже чем за предыдущий год на 126,4 тыс. руб., что в целом является положительной тенденцией для предприятия, поскольку при увеличении объемов производства затраты на один рубль продукции снижаются. Противоположная тенденция прослеживается за период 2009 – 2010 гг., так изменение составляет 74 тыс. руб.

Причиной такого отклонения является: изменение объемов производства; структурные изменения в продукции; отклонения в себестоимости изделий; изменение цен и тарифов на продукцию, включая надбавки за государственный  знак качества и скидки; изменение  цен на материалы, комплектующие, полуфабрикаты, энергию и услуги и д.р.

Отразим на рисунке 2.1 динамику затрат на 1 рубль товарной продукции.


 

 

 

 

 

 

РРис. 2.1. Динамика затрат на 1 рубль товарной продукции Солигорского филиала «Любанский сыродельный завод»

 

Анализ затрат, рассчитанных по экономическим элементам, дает возможность  отразить в стоимостном измерении  общий объем потребляемых ресурсов для производства и реализации продукции  предприятия.

В таблице 2.9 показан анализ затрат на производство и реализацию молочной продукции по экономическому содержанию.

 

Таблица № 2.9 – Анализ динамики и структуры затрат на производство и реализацию продукции в Солигорский филиал «Любанский сыродельный завод»

Элементы  затрат

2009

2010

2011

Изменение (+,-)

млн руб.

в % к итогу

млн руб.

в % к итогу

млн  руб.

в % к итогу

млн руб.

темп  роста, %

по структуре, %

Материальные

Затраты

58378

88,5

56791

87,0

69492

80,4

11114

119,0

- 8,1

Затраты на

оплату труда

3021

4,6

3348

5,1

5260

6,1

2239

174,1

1,5

Отчисления  на социальные нужды

967

1,5

1069

1,6

1993

2,3

1026

206,1

0,8

Амортизация основных фондов

1014

1,5

1047

1,6

2305

2,7

1291

227,3

1,2

Прочие  затраты

2596

3,9

3014

4,6

7364

8,5

4768

283,7

4,6

Итого

65976

100

65269

100

86414

100

20438

130,9

-

Информация о работе Содержание, виды и показатели себестоимости продукции