Содержание, виды и показатели себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 12:38, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в анализе фактической и плановой себестоимости продукции, с последующим выявлением резервов снижения себестоимости на планируемый период.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
- обозначить содержание, виды и показатели себестоимости продукции;
- выявить роль планирования себестоимости продукции на предприятии;
- изучить факторы и резервы снижения себестоимости продукции на предприятии;
- дать организационно-экономическую характеристику Солигорского филиала «Любанский сыродельный завод»;
- провести анализ структуры затрат и источников их финансирования
- оценить влияния себестоимости на финансовый результат предприятии;
- проанализировать практику планирования себестоимости и прогнозирования финансового результата на предприятии;
- выявить основные направления снижения издержек производства;
- составить план снижения себестоимости продукции предприятия на прогнозный период.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 8
1.1 Содержание, виды и показатели себестоимости продукции 8
1.2 Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация 10
1.3 Роль планирования себестоимости продукции на предприятии 17
1.4 Факторы и резервы снижения себестоимости продукции на предприятии 22
2 АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ СОЛИГОРСКИЙ ФИЛИАЛ ОАО «ЛЮБАНСКИЙ СЫРОДЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» 26
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 26
2.2 Анализ структуры затрат и источников их финансирования 39
2.3 Оценка влияния себестоимости на финансовый результат предприятия 48
2.4 Анализ практики планирования себестоимости и прогнозирования финансового результата на предприятии 54
3 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ СОЛИГОРСКОГО ФИЛИАЛА «ЛЮБАНСКИЙ СЫРОДЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» 64
3.1 Издержки производства и основные направления их снижения 64
3.2 Планирование себестоимости продукции и финансовых результатов предприятия на прогнозный период 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87

Файлы: 1 файл

себестоимость.docx

— 289.14 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, анализируя данные таблицы 2.14, можно сделать вывод, что Солигорский филиал «Любанский сыродельный завод» не нуждается в дополнительных источниках финансирования, поскольку итоговая сумма денежных поступлений значительно превышает сумму затрат на производство и реализацию продукции. Необходимо также отметить, что основной источник дохода предприятия является выручка от реализации, которая имеет положительную тенденцию.

2.3 Оценка влияния  себестоимости на финансовый  результат предприятия 

Анализ безубыточности или  CVP-анализ проявляется в соотношении между тремя группами важнейших экономических показателей бизнес-плана:

  • издержками (затратами);
  • объемом производства (реализации) продукции;
  • прибылью.

Анализ безубыточности позволяет  найти точку равновесия, так называемый критический объем продаж – точку, в которой суммарный объем  выручки равен суммарным затратам. Величина этих затрат складывается из общей величины постоянных затрат и  тех переменных затрат, которые возникают  как результат производства продукции, продажа которой должна полностью  покрыть себестоимость производства и реализации.

Исходные данные для расчета  безубыточности деятельности Солигорского филиала «Любанский сыродельный завод» представим в таблице 2.15.

 

Таблица № 2.15 – Исходные данные для расчета безубыточности деятельности предприятия Солигорский филиал «Любанский сыродельный завод» за период 2009–2011 гг., млн. руб.

Показатели

2009

2010

2011

1. Выручка  от реализации продукции

70479

65371

97313

2. Переменные  затраты

61234

60896

77548

3. Маржинальный  доход

9245

4475

19765

4. Доля  маржинального дохода в выручке  от продаж, %

13,1

6,8

20,3

9. Постоянные  затраты

7158

7347

11739

6. Прибыль  от реализации

2087

- 2872

8026


 

Проведем расчет безубыточности производства продукции Солигорского филиала «Любанский сыродельный завод» за период 2009–2011 гг. с помощью метода уравнений.

1. Расчет порога рентабельности. В стоимостном выражении:

за 2009 г.: 7158/(1 – 61234/70479) = 54 641,2 млн. руб.

за 2010 г.: 7347/(1 – 60896/65371) = 108 044,1 млн. руб.

за 2011 г.: 11739/(1 – 77548/97313) = 57 827,6 млн. руб.

2. Расчет запаса финансовой прочности (показателя безопасности).

В стоимостном выражении определим:

за 2009 г.: 70 479 – 54 641,2 =  15 837,8 млн. руб.;

за 2010 г.: 65 371 – 108 044,1 = - 42 673,1 млн. руб.;

за 2011 г.: 97 313 – 57 827,6 = 39 485,4 млн. руб.

В процентах от ожидаемого объема продаж:

за 2009 г.: (70 479 – 54 641,2) / 70 479 *100% = 22,5%;

за 2010 г.: (65 371 – 108 044,1) / 65 371 * 100% = - 65,3%;

за 2011 г.: (97 313 – 57 827,6) / 97 313 * 100% = 40,6%.

Для большей наглядности  представим динамику изменения точки  безубыточности деятельности Солигорский филиал «Любанский сыродельный завод» за период 2009–2011 гг. на рисунке 2.3.

 

 

Рис. 2.3. Динамика изменения точки безубыточности деятельности Солигорского филиала «Любанский сыродельный завод» за период 2009–2011 гг.

 

Данная расчетная информация, свидетельствует о том, что в 2009 г. предприятие Солигорский филиал «Любанский сыродельный завод» преодолело порог рентабельности при достижении объема продаж на сумму 54 641,2 млн. руб. При этом запас финансовой прочности составил 15 837,8 млн. руб.

В 2010 году предприятию Солигорский филиал «Любанский сыродельный завод» необходимо было реализовать продукции на 108044,1 млн. руб. для достижения безубыточной работы. Фактически полученная выручка от продаж составила в 2010 году 65 371 млн. руб., что ниже критический уровень на 42 673,1 млн. руб. Следовательно, завод в 2010 г. претерпел убытки.

В 2011 году наблюдается значительное увеличение маржинального дохода. Пропорциональный рост затрат и доходов привели к снижению безубыточного оборота на 50 216,5 млн. руб., т.е. практически в два раза. В 2011 году запас финансовой прочности предприятия увеличился на 82158,5 млн. руб., за счет роста выручки от реализации.

Динамику запаса финансовой прочности Солигорского филиала за период 2009–2011 гг. представим на рисунке 2.4.

 

Рис. 2.4. Динамика запаса финансовой прочности Солигорского филиала «Любанский сыродельный завод» за период 2009–2011 гг.

 

Данные рисунка 2.4 показывают, что предприятие Солигорский филиал «Любанский сыродельный завод» на протяжении анализируемого периода 2009–2011 гг. имело достаточно различный уровень запаса финансовой прочности.

2009 году принадлежит среднее значение запаса финансовой прочности 22,5 %. В 2010 году уровень запаса финансовой прочности снизился на 87,8 % и составил – 65,3 %. В 2011 году в результате роста основных экономических показателей деятельности предприятия Солигорский филиал «Любанский сыродельный завод» наблюдается увеличение запаса финансовой прочности, уровень данного показателя достиг наивысшего значения 40,6 %.

 

Используя данные таблицы 2.15, проведем факторный анализ безубыточности производства Солигорского филиала «Любанский сыродельный завод» за период 2009–2011 гг. с помощью факторной модели.

Расчет влияния изменения  безубыточности производства за период 2009–2010 гг. определим методом цепных подстановок:

– безубыточность производства в 2009 году:

 

 

– безубыточность производства в 2009 году при постоянных затратах 2010 года:

– безубыточность производства в 2010 году:

 

 

На основании исходных данных показателей находим влияние  факторов на изменение безубыточности производства в 2009–2010 гг.:

– Изменение постоянных затрат:

56083,9 – 54641,2 = + 1 442,7 млн. руб.

– Изменение доли маржинальной прибыли:

108044,1 – 56083,9 = + 51 960,2.

Совокупное влияние факторов: 1 442,7 + 51 960,2 = 53 402,9 млн. руб.

Следовательно, в 2010 году по сравнению с 2009 годом повышение безубыточности производства объясняется значительным снижением доли маржинальной прибыли в цене, т.е. ростом удельных переменных затрат.

Аналогичным образом проведем расчет влияния каждого фактора  на изменение безубыточного объема продаж за период 2010–2011 гг.:

– безубыточность производства в 2010 году:

 

 

– безубыточность производства в 2010 году при постоянных затратах 2011 года:

 

– безубыточность производства в 2011 году:

 

 

На основании исходных данных показателей находим влияние  факторов на изменение безубыточности производства в 2010–2011 гг.:

– Изменение постоянных затрат:

172532,4 – 108044,1 = + 64 488,3 млн. руб.

– Изменение доли маржинальной прибыли:

57827,6 – 172532,4 = – 114 704,8 млн. руб.

Совокупное влияние факторов: – 114 704,8 + 64 488,3 = – 50 216,5 млн. руб.

Следовательно, в 2011 году по сравнению с 2010 годом снижение безубыточности производства объясняется увеличением доли маржинальной прибыли в цене и ростом постоянных затрат.

Таким образом, по результатам  анализа влияния себестоимости на финансовый результат, можно сделать вывод, что постоянные и переменные затраты оказывают непосредственное влияние как на экономическое, так и на финансовое состояние молочного завода. Так при непропорциональном росте затрат, снижается маржинальный доход предприятия, что снижает финансовую прочность, в то же время при устойчивом росте объемов реализации (и пропорциональном росте затрат), доход завода увеличивается, при этом финансовая прочность имеет достаточно высокий запас. Анализируемое предприятие Солигорский филиал «Любанский сыродельный завод» весьма привлекательно для инвесторов, кредиторов и других субъектов, поскольку по состоянию на 01.01.2012 г. оно имеет безубыточный оборот от основной деятельности.

 

2.4 Анализ практики  планирования себестоимости и  прогнозирования финансового результата  на предприятии

 

 

Плановая себестоимость  в Солигорском филиале «Любанский сыродельный завод» разрабатывается на основе  расходных норм, утвержденных руководителем   за отчетный период и представляют собой принятие предприятием решений о предельной величине затрат на производство соответствующих видов продукции, выполнение работ или оказание услуг.

Для расчета   плановой калькуляции выполнения работ по производству масла крестьянского воспользуемся таблицей 2.16.

 

Таблица № 2.16 – Плановая калькуляция себестоимости выпуска продукции Солигорского филиала «Любанский сыродельный завод»

Наименование статей

Сумма %

1

Основные и вспомогательные  материалы, комплектующие

 

2

Основная заработная плата

 

3

Дополнительная заработная плата

40% от п.2

4

Отчисления ФСЗН

34% от п.2 + п.3

5

Цеховые расходы, ВСЕГО:

48,5% от п.2

Амортизация и текущий  ремонт зданий

21% от п.5

Эксплуатация здания (вода, пар, холод, электроэнергия)

17% от п.5

Заработная плата АУП

10% от п.5

Прочие расходы

0,5% от п.5

6

Ремонт, содержание и Эксплуатация оборудования, ВСЕГО:

42% от п.2

Амортизация оборудования

31% от п.6

Эксплуатация оборудования (текущий ремонт)

10,5% от п.6

Прочие расходы (вспомогательный  материал)

0,5% от п.6

7

Общие расходы УПМ (охрана труда, экология и т.п.)

5% от п.6

8

Себестоимость выпуска продукции (работ) в УПМ

Сумма п.1-п.7

9

Внепроизводственные расходы

1% от п.2

10

Общая себестоимость

Сумма п.8, п.9

11

Плановая прибыль

26% от п.10

12

Оптовая цена

п.10+п.11

13

НДС

20% от п.12

14

Отпускная цена

п.12+п.13


 

Ассортимент сливочных масел, производящих на сыродельном заводе:

  1. Масло крестьянское фас. 250 , 200 г, весовое – продукт, выработанный из пастеризованных сливок, полученных из коровьего молока, методом преобразования высокожирных сливок. Является естественным жиром, предназначенным для употребления в натуральном виде. ГОСТ 37-91;
  2. Масло растит. сливочное «Домашнее» фас. 250, 200 г, весовое – продукт, выработанный из пастеризованных сливок с добавлением твердого растительного жира и растительного масла, отличается низким содержанием холестерина. ТУ РБ100722175.010-2001;
  3. Масло сливочно-растительное «Преображенское» фас. 115 г, весовое – продукт, выработанный из пастеризованных сливок с добавлением твердого растительного жира и раститель<span clas

Информация о работе Содержание, виды и показатели себестоимости продукции