Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:41, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка путей совершенствования системы стимулирования персонала в современных условиях и улучшению оплаты труда, на примере Байкальского Банка Сбербанка России Братского отделения 2413. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1) Изучение теоретических основ и современных тенденций мотивации труда и ее роли в повышении эффективности деятельности банка.
2) Анализ банка стимулирования персонала, Байкальского Банка Сбербанка России Братского отделения 2413.
3) Разработка мероприятий по совершенствованию стимулирования персонала, Байкальского Банка Сбербанка России Братского отделения 2413.
Введение
1 Современная система управления банка
1.1 Банковская система Российской Федерации
1.2 Методы и факторы мотивирования персоналом в коммерческом банке
1.3 Особенности системы оплаты труда банковского персонала
2 Анализ деятельности Байкальского Банка Сбербанка России Братского отделения №2413
2.1 Характеристика Байкальского Банка Сбербанка России
2.2 Анализ деятельности Братского отделения №2413 Байкальского банка Сбербанка России
2.3 Анализ финансовой прибыли Братского отделения №2413 Байкальского банка Сбербанка России
2.4 Анализ методов управления персоналом в Байкальском Банке Сбербанка России Братского отделения № 2413
2.5 Мотивационный механизм в Байкальском банке Сбербанка России Братском отделении № 2413
2.6 Анализ существующей системы оплаты труда в Братском отделении №2413 Байкальского банка Сбербанка России
3 Рекомендации по совершенствованию мотивации и оплаты труда работников Байкальского Банка Сбербанка России Братского Отделения №2413
3.1 Рекомендация по совершенствованию мотивационного механизма в Байкальском Банке Сбербанка России Братского отделения № 2413
3.2 Разработка корпоративной стратегии оплаты труда персонала
3.3 Разработка системы стимулирования специалистов
3.4.Условия премирования сотрудников
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Правовые методы основаны на государственных актах (законы, постановления правительства, субъектов Федерации), регулирующих трудовые отношения и поведение коммерческого банка в экономической системе (взаимоотношения между Центральным банком и коммерческим, между банком и клиентом банка, бюджетом и т.д.); какое бы положение работник банка не занимал в его структуре, он обязан следовать инструкциям и положениям, принимаемым на уровне банка (сюда следует отнести и коллективный договор); выполнять условия индивидуальных контрактов, заключаемых между работником и банком.
Применительно к управлению персоналом
первые два выступают как
В таблице 1.1 представлены особенности содержания и организации труда персонала коммерческого банка и приоритетные направления управления его персоналом.
Особенности содержания и организации труда в банке |
Специфика мотивации труда и управления персоналом |
А. Непосредственно влияющие на мотивацию труда и управление персоналом | |
1.Практически все операции и услуги невозможно осуществить одним специалистом. Труд в банке носит изначально коллективный характер. |
Стремление каждого работника к осознанию, что собственное благополучие и уверенность в завтрашнем дне зависят от финансового состояния банка, его клиентов, имиджа. |
2.Влияние специфических ( |
Сильная мотивация необходима как фактор достижения целей банка и как инструмент повышения психологической устойчивости |
3.Высокая степень |
Повышение заинтересованности в безошибочном проведении операций и максимально взвешенном принятии решений |
4.Постоянное обновление (усложнение) спектра проводимых операций, внедрение новых компьютерных технологий и т.д. |
Необходим постоянный контроль уровня квалификации и соответствия рабочему месту и выполняемым функциям работников (проведение тестирований и аттестации) |
Продолжение таблицы 1.1
Б. Косвенно влияющие на мотивацию труда и управление персоналом | |
1.Переориентация рынка |
Желательно повышение |
2.Высокий уровень |
Целесообразно развитие и поддержание горизонтальных связей между подразделениями банка - формализованных и неформальных |
3.В основе банковской работы - квалифицированный интеллектуальный труд, который является определяющим фактором, обеспечивающим успех в конкурентной борьбе |
Необходимы механизмы, стимулирующие не только достижение конкретных результатов труда, но и мотивирующие творческую, интеллектуальную активность работников |
Из таблицы 1.1 видно, что менеджеры по работе с персоналом должны учитывать все особенности работы персонала коммерческого банка, напрямую влияющие на мотивацию труда персонала, и связанные с ней косвенно.
Рассмотрим эти факторы более подробно.
Группа А: Факторы, непосредственно влияющие на мотивацию
А1: Труд в банке носит изначально коллективный характер. Практически все операции и услуги невозможно осуществить одним специалистом. Целесообразно стимулировать каждого работника таким образом, чтобы он осознавал, что собственное благополучие и уверенность в завтрашнем дне зависит от финансового состояния банка, его клиентов, имиджа. Этому способствует усиление групповой мотивации и её сочетание с индивидуальной.
А2: На характер, содержание и качество работы влияют особым образом специфические факторы такие, как: стрессы, неравномерная загруженность дня и т.п.
А3: Высокая степень ответственности за проведенные операции и принятые решения - этот фактор характерен практически для всех работников коммерческих банков:
1) Операционистов, работающих с наличными деньгами клиентов, специалистов отделов;
2) Ответственных за совершение или не совершение каких-либо операций, также связанных с деньгами или с капиталом банка, и от которых может зависеть в значительной степени будущее банка в краткосрочной перспективе и в более отдалённые по времени сроки.
Например, недостаточно хорошо проанализированная кредитная история заёмщика может обернуться банку большими убытками в случае его некредитоспособности. Высокая степень ответственности руководителей высшего и среднего звена управления коммерческого банка очевидна. Вся их работа в какой-то степени связана с рисками, а последствия их сказываются на банке в целом. Поэтому целесообразно стимулировать заинтересованность в максимально возможном безошибочном проведении операции и взвешенном принятии решений. Эффект от них, как правило, отражается на работе всего банка. Кроме того, необходимо поощрять принятие положительно результативных решений.
А4: Постоянное обновление (усложнение) спектра проводимых операций, внедрение новых компьютерных технологий для ускорения и упрощения проведения банковских операций. Для восполнения недостающих знаний и профессиональных навыков целесообразно использовать в практике управления персоналом разнообразные тренинги, семинары, "круглые столы", где узкопрофессиональные знания приобретаются в ходе специально организованного обучения, в результате общения с боле знающими и компетентными в этих вопросах коллегами. Необходимо контролировать текущий уровень знаний, возможные пробелы; квалификацию и её соответствие новым этапам развития банковских операций посредством тестирования, аттестации и других форм контроля знаний и навыков.
Б1: Переориентация рынка банковских услуг с "рынка продавца" к "рынку покупателя". Если ещё десять лет назад на рынке банковских услуг России имела место почти полная монополия Государственного банка, то в настоящее время банки вынуждены бороться за каждого клиента. Главный инструмент повышения конкурентоспособности - деятельность человека, работника банка, начиная от операциониста и кончая его президентом. Все должны быть заинтересованы в качественном обслуживании клиентов, и главным мотивом будет процветание банка и повышение его конкурентоспособности, а значит, и улучшение благосостояния персонала.
Б2: Высокий уровень внутри банковской специализации затрудняет комплексное решение проблем, координацию деятельности отделов ввиду узкой сферы ответственности. Целесообразным направлением управления персоналом в данном контексте может стать расширение и углубление связей между подразделениями не только в виде формализованных процедур. Важны неформальные связи, обладающие не меньшей значимостью, которые желательно поддерживать и развивать. Расширение и углубление таких связей восполнит недостаток информации и будет способствовать взаимообогащению знаниями об общей ситуации в банке. Работники сильнее ощутят причастность к банковским проблемам в целом. Регулярный обмен аналитическими и прогностическими материалами может помочь банку в управлении операциями, балансом и т.д. Несмотря на то, что подразделения узко специализированы, имеется взаимосвязь между их работой, и дополнительная информация, например, от отдела валютных операций об изменении курса доллара сигнализирует кредитному отделу о возможном в ближайшее время пересмотре ставок по кредитам.
Б3: В основе банковской работы - квалифицированный интеллектуальный труд, обеспечивающий успех в конкурентной борьбе.
Необходимо проводить
Системы оплаты труда, используемые коммерческими банками, можно разделить на две группы. К первой относятся традиционные системы: сдельная, повременная и подрядная (аккордная) системы оплаты труда. Они базируются на количественных показателях – затраченное время, количество проданных услуг и т.п. В основе систем оплаты труда, составляющих вторую группу, лежат комплексные показатели, которые учитывают такие критерии, как способ достижения результата, сложность труда, ответственность, влияние на конечный результат, требуемая квалификация и др.
Прежде всего, отметим, что системы оплаты труда, базирующиеся на качественных показателях, используются чаще. Это вызвано тем, что разные профессионально-функциональные группы имеют различные задачи, а компании учитывают данную специфику.
Материальное удовлетворение потребностей банковского персонала обеспечивается организацией: система заработной платы и премирования, служебный рост, статус и престиж. Материальное вознаграждение труда служит основой социального развития банка. Заработная плата является главным инструментом вознаграждения. Российская и зарубежная практика свидетельствует о том, что заработная плата в банковском секторе выше, чем в других секторах экономики. Это связано с тем, что в банках сосредоточивается высококвалифицированный и опытный персонал, способный достигать высоких финансовых результатов.
Предельную сумму средств на все виды оплаты труда определяет высший орган управления банка — общее собрание акционеров (пайщиков). Обычно эта величина устанавливается в процентном отношении от доходов банка. Так как поступление доходов происходит неравномерно в течение года, то правление коммерческого банка ежемесячно определяет сумму средств, направляемую, на оплату труда, в зависимости от финансовых результатов истекшего месяца и с учетом прогноза на текущий месяц.
Заработная плата в
коммерческом банке дифференцируется
в зависимости от квалификации и
должности работника и
В основу материального стимулирования труда в коммерческом банке необходимо заложить систему, в соответствии с которой доля переменной части оплаты труда конкретного работника должна быть тем выше, чем большее влияние он оказывает на размер прибыли, получаемой банком. Этого можно достичь путем разделения всех сотрудников банка на различные категории по единственному критерию — степени влияния того или иного работника на объем прибыли, получаемой банком. Например, к первой категории могут быть отнесены: руководство банка, ведущие экономисты, сотрудники кредитного отдела, отдела ценных бумаг и т.д., т.е. работники, чьи профессионализм, квалификация в наибольшей степени определяют величину прибыли банка. Ко второй категории относятся работники, чье влияние на размер прибыли сказывается в меньшей степени: работники бухгалтерии, операционисты, кассиры, юристы. Наконец, третья категория — это сотрудники вспомогательных служб, результаты труда которых чрезвычайно трудно увязать с результатами работы банка и влияние которых на результирующий показатель проявляется лишь косвенным образом.
Соответственно величина доли переменной части заработной платы работников первой категории должна быть приблизительно в 1,5 раза выше, чем работников второй категории, а работники третьей категории имеют только фиксированную заработную плату в пределах должностного оклада.
Руководство банка может использовать и дополнительные инструменты материального стимулирования, такие как премии. Премии могут выплачиваться за инициативу, аккуратность в работе, освоение новых банковских технологий и т.д. Они имеют большое моральное значение для сотрудников банка.
Другие формы материального стимулирования труда банковских служащих:
1) Предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска в порядке поощрения за хорошую работу;
2) Возможность получения потребительского кредита с применением льготных процентных ставок;
3) Выплата единовременных пособий на оплату лечения и отдыха;
4) Участие в прибыли банка;
5) Страхование жизни;
6) Качественное медицинское обслуживание и т.д.
В целом система материального
и морального стимулирования должна
сочетать интересы банка в целом,
отдельных подразделений и