Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 09:49, дипломная работа
Цель исследования — анализ функционирования малых предприятий и разработка предложений по совершенствованию финансовой поддержки малого бизнеса в МО город-курорт Геленджик.
В соответствии с поставленной целью задачами исследования будут:
— рассмотреть правовые аспекты функционирования малого бизнеса в России;
— проанализировать формы финансовой поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровне;
— рассмотреть особенности налогообложения сферы малого предпринимательства;
— провести анализ финансово-хозяйственной деятельности и системы налогообложения в ООО «Кристалл»;
— проанализировать современное состояние и перспективы развития малого предпринимательства на примере МО город-курорт Геленджик;
— разработать предложения по совершенствованию финансовой поддержки малого бизнеса в МО город-курорт Геленджик.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И
ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
8
1.1 Правовые аспекты функционирования малого бизнеса в России 8
1.2 Формы финансовой поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровне
19
1.3 Особенности налогообложения сферы малого предприниматель-ства 26
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Общая характеристика предприятия 35
2.2 Экономические показатели деятельности предприятия 41
3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ООО «КРИСТАЛЛ»
43
3.1 Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия
43
3.2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 49
3.3 Анализ эффективности налогообложения предприятия 53
4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ
57
4.1 Современное состояние и перспективы развития малого
предпринимательства на примере МО город-курорт Геленджик
57
4.2 Предложения по совершенствованию финансовой поддержки
малого бизнеса в МО город-курорт Геленджик
62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕГИОНЕ НА ПРИМЕРЕ ООО «КРИСТАЛЛ» Г. ГЕЛЕНДЖИК
Специальность: 080105.65 «Финансы и кредит»
Работа 95 с., 12 табл., 3 рис., 40 ист., 6 прил.
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, ФОНД РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА, КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность ООО «Кристалл».
Цель исследования дипломной работы — анализ функционирования малых предприятий и разработка предложений по совершенствованию финансовой поддержки малого бизнеса в МО город-курорт Геленджик.
В дипломной работе были использованы методы: монографический, расчетный, экономико-статистический, факторного анализа.
В процессе исследования проведен анализ финансово-хозяйственной дея- тельности ООО «Кристалл» и оценка эффективности перехода предприятия с общей системы налогообложения на УСН; проанализированы современное состояние, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства на примере МО город-курорт Геленджик.
Разработаны предложения по совершенствованию финансовой поддер- жки малого бизнеса в МО город-курорт Геленджик.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ |
5 | |
1 Теоретические аспекты функционирования и финансовой поддержки малого бизнеса |
8 | |
1.1 Правовые аспекты
функционирования малого |
8 | |
1.2 Формы финансовой поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровне |
19 | |
1.3 Особенности налогообложения сферы малого предпринимательства |
26 | |
2 Организационно-экономическая характеристика и основныЕ показателИ хозяйственноЙ деятельности ПРЕДПРИЯТИЯ |
35 | |
2.1 Общая характеристика предприятия |
35 | |
2.2 Экономические показатели деятельности предприятия |
41 | |
3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ООО «КРИСТАЛЛ» |
43 | |
3.1 Анализ платежеспособности
и финансовой устойчивости |
43 | |
3.2 Анализ финансовых
результатов деятельности |
49 | |
3.3 Анализ эффективности налогообложения предприятия |
53 | |
4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ |
57 | |
4.1 Современное состояние и перспективы развития малого предпринимательства на примере МО город-курорт Геленджик |
57 | |
4.2 Предложения по совершенствованию финансовой поддержки малого бизнеса в МО город-курорт Геленджик |
62 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
68 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
73 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
77 | |
Приложение А Бухгалтерский баланс, 2008 г. |
78 | |
Приложение Б Отчет о прибылях и убытках, 2008 г. |
80 | |
Приложение В Налоговая
декларация по налогу, уплачиваемому
в связи с применением |
81 | |
Приложение Г Бухгалтерский баланс, 2009 г. |
84 | |
Приложение Д Бухгалтерский баланс, 2007 г. |
86 | |
Приложение Ж Динамика числа предприятий и численности занятых на малых предприятиях в 2009 г. |
88 | |
Приложение З Постановление
главы муниципального образования
город-курорт Геленджик «Об утверждении
муниципальной целевой |
89 |
Введение
Формирование и развитие рыночных отношений предполагают свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и секторов внутри каждой формы собственности. Особое место в экономике России на этапе рыночных преобразований принадлежит малому предпринимательству.
Во-первых, развитие малого
предпринимательства
Во-вторых, малый бизнес — не только источник средств существования, но и способ раскрытия внутреннего потенциала личности.
В-третьих, объективно расширяющая реструктуризация средних и крупных предприятий вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.
В-четвертых, сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а потому может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.
Малое предпринимательство — вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со свои ми отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития.
Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определен ном сегменте рынка труда и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом — все эти черты малого предпринимательства являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке.
Для законодательного обеспечения развития и эффективной деятельности малых предприятий на различных этапах социально-экономических реформ в России были приняты нормативные правовые акты (федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, региональные правовые акты и другие), которые в совокупности образуют законодательство о малых предприятиях.
Их основной целью является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер его государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях.
На фоне резкого изменения условий функционирования российской экономики под влиянием мирового финансового кризиса и его распространения на реальный сектор экономики с четвертого квартала 2008 г. фиксируется постепенное сокращение числа малых предприятий [26].
В связи с этим Правительство Российской Федерации и общественные организации не только активно участвуют в реализации ранее запланированных мер по поддержке малого и среднего предпринимательства в России, но и рассматривают новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и дальнейшего функционирования предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ).
Усиление поддержки
данного сектора экономики
Тем не менее, как и в прошлые годы в 2010 году сохраняется проблема доступности кредитных ресурсов для предприятий малого и среднего бизнеса, а потому необходимо совершенствования финансовой поддержки малого бизнеса на муниципальном уровне, что предопределило актуальность исследования дипломной работы.
Предмет исследования дипломной работы — финансовая поддержка ма-
лого бизнеса на федеральном, региональном и муниципальном уровне.
Цель исследования — анализ функционирования малых предприятий и разработка предложений по совершенствованию финансовой поддержки малого бизнеса в МО город-курорт Геленджик.
Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность ООО «Кристалл».
В соответствии с поставленной целью задачами исследования будут:
— рассмотреть правовые аспекты функционирования малого бизнеса в России;
— проанализировать формы финансовой поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровне;
— рассмотреть особенности налогообложения сферы малого предпринимательства;
— провести анализ финансово-хозяйственной деятельности и системы на- логообложения в ООО «Кристалл»;
— проанализировать современное состояние и перспективы развития малого предпринимательства на примере МО город-курорт Геленджик;
— разработать предложения по совершенствованию финансовой поддержки малого бизнеса в МО город-курорт Геленджик.
В дипломной работе были использованы методы: монографический, расчетный, экономико-статистический, факторного анализа.
Теоретическую базу исследования составляют монографии известных оте- чественных ученых по вопросам организации и поддержки малого бизнеса, материалы периодической печати и ресурсы Интернета.
Информационную базу исследования составляют нормативные документы РФ и Краснодарского края, данные Госстата, информационно-аналитические материалы официального Интернет портала малого и среднего предпринимательства Краснодарского края и администрации МО город-курорт Геленджик, финансовая отчетность ООО «Кристалл» за 2007-2009 г.г.
1 Теоретические аспекты функционирования и
финансовой поддержки малого бизнеса
1.1 Правовые аспекты функционирования малого бизнеса в России
Малый бизнес — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение.
В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается де- ятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.
Для малого предприятия характерно[24]:
- юридическая независимость;
- управление предприятием собственником капитала или партнерами-собственниками с целью получения предпринимательского дохода;
- небольшие размеры по основным показателям деятельности субъекта хозяйствования: уставный капитал, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода);
- численность персонала.
Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии.
Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем дохода).
До 01.01.2008 года основным правовым документом, регулирующим функционирование малого бизнеса в России был Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
В соответствии с данным законом статус малого предприятия могли получить организации, деятельность которых соответствовала следующим кри- териям:
- доля государства, общественных, религиозных, благотворительных организаций в уставном капитале малого предприятия не должна быть менее 25%;
- доля финансовых ресурсов посторонних юридических и физических лиц в уставном капитале малого предприятия не должна быть более 25%;
- средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
- в промышленности ― 100 человек;
- в строительстве ― 100 человек;
- на транспорте ― 100 человек;
- в сельском хозяйстве ― 60 человек;
- в научно-технической сфере ― 60 человек;
- в оптовой торговле ― 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения ― 30 человек;
- в остальных отраслях ― 50 человек [2].
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
По данным Росстата общая численность малых предприятий в России на 01.07.2009 составила 227,6 тыс., причем снижение по сравнению с 01.01.2009 года составляет более 55 тысяч единиц [26].
В нашей стране реально малое предпринимательство имеет более круп-
ные масштабы по сравнению с вышеприведенной статистикой, поскольку значительная масса микропредпринимателей не состоит на учете в налоговых и иных контрольных органах.
По мнению специалистов,
число самозанятых граждан
И для развития
стимулов таких категорий
Уже упомянутый Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» являлся до последнего времени основополагающим нормативным актом, в котором даны основные направления государственной поддержки малого бизнеса.
С 01.01.2008 года вступил в силу новый Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российс- кой Федерации»
Данный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Закон изменил критерии
отнесения хозяйствующих
В соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в еди- ный государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям [1]: