Совершенствование управления трудовыми ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Современное предприятие является сложным социально-экономическим субъектом, в системе управления этим субъектом особое место занимает управление трудовыми ресурсами. Достаточная обеспеченность предприятий работниками, обладающими необходимыми знаниями и навыками, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия персоналом и эффективности его использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, степень использования оборудования, машин, механизмов и как результат объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей. Рациональное использование персонала предприятия – непременное условие, которое обеспечивает бесперебойность

Содержание работы

Введение 3
1. Трудовые ресурсы как фактор производства и объект управления 5
2. Организационно-экономическая характеристика ООО «Общепит» 14
3. Анализ состояния и эффективности использования трудовых ресурсов в
ООО «Общепит» 28
4. Оценка взаимосвязи производительности труда и средней заработной платы в ООО «Общепит» 37
5. Использование современных подходов к управлению трудовыми ресурсами ООО «Общепит» 40
Заключение 52
Список использованных источников 55
Приложения…………………………………………………………………………59

Файлы: 1 файл

совершенствование управления трудовыми ресурсами.docx

— 249.83 Кб (Скачать файл)

Основная деятельность заместителя  директора по сбыту направлена на соизмерение затрат и результатов  и обеспечение  прибыльности производства. В его подчинении находится отдел  маркетинга и  контроля качества продукции. Основными функциями отдела маркетинга выступают анализ внутренней и внешней  среды предприятий, анализ конкурентов, сегментирование рынка и позиционирование товара, ценообразование, формирование ассортимента и формулирование требований к качеству продукции и обслуживанию клиентов, продвижение продукции, формирование и поддержание имиджа предприятия.

Отдел  по вопросам контроля  качества функционирует в целях  обеспечения высокого качества продукции  и устанавливает контроль на всех стадиях производственного процесса, начиная  с контроля качества  используемых сырья и материалов и заканчивая определением соответствия выпущенного продукта техническим  характеристикам и параметрам, определяемым государственными стандартами.

Производственный отдел   обеспечивает   процесс   изготовления   продукции   общественного   питания. В   процесс изготовления продукции входят ее разработка, производство, контрольные проверки и испытания  продукции на основных этапах ее изготовления,  контроль над качеством используемого  сырья.  На основе анализа организационной  структуры управления (прил. 2) можно  сделать вывод, что предприятие  имеет функциональную структуру  управления. Руководителю непосредственно  подчиняются его заместители  по функциям, квалификация и профессионализм  которых ценятся выше, чем их знания видов продукции, рынков или групп  потребителей. Результаты их работы оцениваются  показателями, характеризующими выполнение поставленных перед ними функциональных целей и  задач. За конечный результат в целом отвечает генеральный директор, задача которого состоит в том, чтобы все функциональные службы вносили свой вклад в его достижение. Поэтому он много усилий тратит на координацию и принятие решений по продукции  и рынкам. Высокие затраты на эту структуры могут компенсировать за счет повышения экономических результатов.

ООО «Общепит» включает центральную  столовую, магазин «Кулинария», кафе-бар  «Славянское», буфет в центральной  районной больнице, торговое место  на центральном рынке п. Ровеньки, а также три школьные столовые в Ровеньках и пять  в общеобразовательных  учреждениях района.

Общая  торговая площадь  ООО «Общепит» в 2010 году составила 420 кв. м., в том числе площадь обеденного зала - 250 кв. м.

ООО «Общепит» является сертифицированным  предприятием. Сертифицированными являются три услуги столовой: услуга питания, услуга по изготовлению кулинарной продукции  и кондитерских изделий через  магазин и отделы кулинарии. 

Источниками анализа экономических  показателей деятельности ООО «Общепит» выступают  ф. №1 «Бухгалтерский баланс», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ф. № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» за  2008-2010 годы (прил. 3-19). 

Основные показатели финансово-экономической  деятельности  предприятия представлены в таблице 1.

Таблица 1

Динамика основных показателей  деятельности  ООО «Общепит»

за 2008-2010 годы

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

2009-2008

2010-2009

Изменение,

(+,-)

Темп роста, %

Изменение, (+,-)

Темп роста, %

Выручка от продажи в действующих  ценах, тыс. руб.

19991

21760

25471

1769

109

3711

117

Индекс цен

-

1,088

1,088

-

-

-

-

Выручка от продажи в сопоставимых ценах, тыс. руб.

19991

20000

23411

9

100,04

1651

108

Себестоимость, тыс. руб.

13168

14729

16949

1561

112

2220

115

Коммерческие расходы, тыс. руб.

6147

6647

8220

500

108

1573

124

Уровень коммерческих расходов, %

30,75

30,55

32,27

-0,20

99

1,73

106

Валовая прибыль, тыс. руб.

6823

7031

8522

208

103

1491

121

Прибыль от продаж, тыс. руб.

676

384

302

-292

57

-82

79

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

421

84

92

-337

20

8

110

Чистая прибыль, тыс. руб.

351

2

1

-349

0,57

-1

50

Рентабельность продаж, %

3,4

1,8

1,2

-

-

-

-

Численность персонала, чел.

40

42

73

2

105

31

174

Фонд заработной платы, тыс. руб.

4126

5156

6128

1030

125

972

119

Среднемесячная заработная плата, руб.

8595

10230

6995

1635

119

-3235

68

Производительность труда, тыс. руб./чел.

499,78

518,1

348,9

18,32

104

-169,2

67


 

По   данным таблицы 1 можно  сказать, что наблюдается   устойчивая тенденция   роста   выручки   от   продаж. Это  связано  с  расширением ассортимента выпускаемой  продукции, оказанием дополнительных услуги завоеванием новых рынков сбыта.  Так,  в    2009 году  выручка от продаж  достигла 21760 тыс. руб. и увеличилась по сравнению  с 2008 годом на 9 %. В 2010 году она также   выросла на  3711 тыс. руб. или 17 % по сравнению с 2009 годом и составила 25471 тыс. руб. При этом темпы роста  выручки увеличиваются. Основной причиной роста выручки стал рост цен. Повышение  цен в 2010 году способствовало увеличению выручки на 2060 тыс. руб., увеличение объемов продаж - на 1651 тыс. руб.

Себестоимость товаров также  увеличилась, поскольку невозможно увеличить объемы деятельности без  вовлечения дополнительных ресурсов. В 2010 году себестоимость товаров  возросла на 2220 тыс. руб., что в процентном соотношении составило 15 %, тогда  как в 2009 году рост себестоимости  составил 12 %. Таким образом, темп роста  себестоимости увеличился. В качестве позитивной тенденции следует отметить опережающий темп роста выручки  от продаж по сравнению с себестоимостью товаров, что свидетельствует о  повышении эффективности управления затратами предприятия и способствует повышению темпов роста валовой  прибыли и прибыли от продаж.

Показатели прибыли  имеют  тенденцию к улучшению. Так,  валовая  прибыль в 2010 году возросла на 21 % или 1491 тыс. руб. в абсолютном выражении, тогда как в 2009 году -  только на 3 % или 208 тыс. руб. замедлились темпы  сокращения прибыли от продаж. В 2010 году данный показатель сократился на 21 % или 82 тыс. руб., тогда как в 2009 году – на 43 % или 292 тыс. руб.   Особое значение имеет резкое замедление темпов снижения  чистой прибыли.   В 2009 году она снизалась на 99,4 %. (с 351 тыс. руб. в 2008 году до 2 тыс. руб. в 2009 году), а в 2010 году прибыль сократилась на 1 тыс. руб. 

Изменение суммы прибыли  от продаж и отставание  ее темпов роста от темпов роста выручки  от реализации продукции оказало  негативное влияние на показатели рентабельности, однако в 2010 году  показатель рентабельности сократился с 1,8 % до 1,2 %, то есть в меньшей  степени, чем в 2009 году (с 3,4 % до 1,8 %), следовательно,  организация работает более эффективно. 

Финансовые результаты деятельности предприятия в графическом виде представлены на рисунке 2.

Рис.2. Динамика финансовых результатов  ООО «Общепит»

за 2008-2010 годы

 

Анализ численности и  состава работников предприятия  проведен на основании ф. № 5-т «Сведения  о численности и заработной плате  работников» (прил. 20- 22).   Численность   персонала   ООО «Общепит»   возросла на 74 %, а это значит, что  количество рабочих мест было увеличено  на 31, а численность персонала  составила 73 человека. Фонд  заработной   платы также увеличился на 19 %, что  в абсолютном выражении  составило 972 тыс. руб.,  однако темп роста  фонда  заработной платы труда ниже, чем  в 2009 году, тогда как численность  персонала растет быстрее. В связи  с этим наблюдается уменьшение средней  заработной платы на 32 % или 3235 тыс. руб. В 2010 году средняя заработная плата  составила 6995 тыс. руб. тогда как  в 2009 году – 10230 тыс. руб.    Также  значительно  снизилась и  производительность труда. В 2010 году она составила 348,9 тыс. руб., что на 33 % или 169,2 тыс. руб. ниже, чем в предыдущем году. Следует   отметить, что темп   снижения   производительности  труда  выше, чем  темп  снижения  средней  заработной  платы, а  это    свидетельствует   о   снижении эффективности использования трудовых ресурсов.  Обобщая итоги анализа  таблицы 1, следует сказать, что организация развивается скачкообразно, но при этом получает прибыль. 

Поэтому      необходимо тщательно анализировать положение,  выявлять причины таких явлений  и проводить мероприятия по поддержанию  устойчивости предприятия.

Динамика коэффициентов  финансовой устойчивости  ООО «Общепит   за 2008-2010 годы представлена в таблице  2.

Таблица 2

Динамика коэффициентов  финансовой устойчивости ООО «Общепит»   за 2008-2010 годы

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

2009-2008

2010-2009

Изменение, (+,-)

Темп роста, %

Изменение, (+,-)

Темп роста, %

Коэффициент автономии 

0,32

0,3

0,26

-0,02

94

-0,04

87

Мультипликатор собственного капитала

3,09

3,29

3,84

0,2

106

0,55

117

Коэффициент финансовой зависимости

2,08

2,29

2,84

0,21

110

0,55

124

Коэффициент покрытия инвестиций

0,32

0,3

0,26

-0,02

94

-0,04

87

Коэффициент иммобилизации  имущества

0,56

0,49

0,42

-0,07

88

-0,07

86

Коэффициент маневренности

-0,72

-0,61

-0,61

0,11

85

0

100

Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами

-0,53

-0,36

-0,27

0,17

68

0,09

75

Коэффициент обеспеченности материально-производственных запасов  величиной собственных оборотных  средств

-0,76

-0,53

-0,52

0,23

70

0,01

98

Коэффициент маневренности  функционального капитала

-0,04

-0,02

-0,12

0,02

50

-0,1

600

Коэффициент соотношения  мобильных и иммобилизованных активов

0,79

1,05

1,39

0,26

133

0,34

132

Коэффициент соотношения  дебиторской и кредиторской задолженности

0,28

0,32

0,47

0,04

114

0,15

147

Индекс постоянного актива

1,72

1,61

1,61

-0,11

94

0

100

Коэффициент реальной стоимости  имущества

0,75

0,71

0,65

-0,04

95

-0,06

92


 

Согласно таблице 2,   в 2010 году коэффициент автономии снизился на 13 %, это говорит о снижении финансовой прочности предприятия, его стабильности и независимости от внешних кредиторов. Мультипликатор собственного капитала увеличился  на 17 %, что  означает  увеличение доли заемных средств в общем объеме источников финансирования. Кроме того в 2010 году на 24 % увеличился я коэффициент финансовой зависимости, и составил 2,84,  что свидетельствует об увеличении зависимости предприятия от привлечения заемных средств. Коэффициент иммобилизации имущества снизился на 14 %, т.е. доля оборотных активов в имуществе увеличилась. Увеличение  данного  коэффициента является положительной тенденцией.

Коэффициент обеспеченности оборотных активов и запасов  собственными оборотными средствами принимает  отрицательное значение то есть предприятие  испытывает недостаток собственных  средств для формирования запасов  и затрат, однако  в 2010 году покрытие  оборотных активов и материально-производственных запасов  собственными источниками  увеличивается и снижается необходимость  привлечения заемных. Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности возрос на 47 %, что увеличивает зависимость ООО «Общепит»  от финансового положения дебиторов. Таким образом,  в  целом в  2010 году наблюдается повышение финансовой устойчивости ООО «Общепит».

В графическом виде динамика коэффициентов финансовой устойчивости ООО «Общепит» за 2008-2010 представлена на рисунке 3.

Платежеспособность организации - это ее способность  своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательств, т.е. это некая  моментная характеристика предприятия, отражающая наличие необходимой  суммы свободных денежных средств  для немедленного погашения требований кредиторов.  И в то же время  платежеспособность должна быть обеспечена в любой момент времени.

Рис. 3. Динамика коэффициентов финансовой устойчивости

ООО «Общепит» за 2008-2010 годы

 

Под ликвидностью организации  понимают способность быстро и с  минимальным  уровнем финансовых потерь преобразовать свои активы (имущество) в денежные средства, что по времени  соответствует сроку погашения  обязательств [30, С. 256]. 

В таблице 3 представлены показатели ликвидности и платежеспособности ООО «Общепит   за 2008-2010 годы.

Как видно из расчетов, приведенных  в таблице 3, практически все показатели ликвидности и платежеспособности  ООО «Общепит» в 2010 году увеличились. Коэффициент текущей ликвидности в 2010 увеличился на 7  % и составил  0,77,  т. е. он находится ниже нормативного значения (от 1,0 до 2,0), что говорит о том, что значение коэффициента слишком низко и предприятие не в полной мере обеспечено собственными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.

Информация о работе Совершенствование управления трудовыми ресурсами