Совмещение профессий и ее влияние на эффективность деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 20:18, реферат

Описание работы

Одна из сложнейших проблем реформирования экономики – создание системы управления производством на предприятии, адекватной формам собственности и экономическим отношениям. Представляя специфическую область человеческой деятельности, управление не может существовать само по себе как самостоятельный процесс, так как всегда является частью системы экономики предприятия, которая определяет ее особенности и характеристики.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 75.98 Кб (Скачать файл)

1. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ  ПРЕДПРИЯТИЕМ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ  ПРОИЗВОДСТВА

Одна из сложнейших проблем  реформирования экономики – создание системы управления производством  на предприятии, адекватной формам собственности  и экономическим отношениям. Представляя  специфическую область человеческой деятельности, управление не может  существовать само по себе как самостоятельный  процесс, так как всегда является частью системы экономики предприятия, которая определяет ее особенности  и характеристики.

 

 Большое значение приобретают  управленческие проблемы в связи  со становлением и развитием  рыночной среды. Многие из этих  проблем порождены новыми факторами  развития России, которые будут  оказывать существенное влияние  на экономическую жизнь страны  длительное время, а именно:

 

 а) политические –  расширение прав субъектов Федерации,  политическая стабильность общества;

 

 б) экономические – формирование многоукладной рыночной экономики, структурная перестройка;

 

 в) технологические – сохранение и развитие научного потенциала, обновление производственной базы;

 

 г) социальные.

 

 Взаимодействие этих  факторов порождает для предприятия  хозяйственные трудности и требует  решения новых задач: отношения  между государством и предприятиями;  управление процессами акционирования; преобразование организационных  структур управления; совершенствование  методов управления, учитывающих развивающуюся конкуренцию; роль человеческого фактора в организации управления.

 

 Отношения между государством  и предприятием в условиях  рыночных отношений требуют новых  форм и методов их взаимодействия. Сложность задачи управления  процессами акционирования предприятия  требует применения новых подходов  к управлению, учитывающих роль  и противоречие интересов различных  групп акционеров, к разграничению  полномочий, форм и методов работы  совета директоров и правления.  Задача преобразования организационных  структур управления предприятиями  связана с ростом разнообразия  организационно-правовых форм, в  которых осуществляется их деятельность. Очень сложной задачей является  установление соотношения таких  важных составляющих рыночной  экономики, как конкуренция и  сотрудничество, которым придается  равное значение как факторам, обеспечивающим непрерывное развитие, гибкость и эффективность работы  современного предприятия.

 

 Экономическая реформа  ставит человека на первое  место среди других факторов  и видов ресурсов, поэтому большое  значение приобретают новые подходы  к организации управленческого  труда на предприятии, к его  оплате, к стимулированию повышения  квалификации, творчества, новаторства,  предпринимательской инициативы, а  также к оценке личного вклада  работника в общие конечные  результаты производства на предприятии.

 

 При рассмотрении сущности  этих задач и разработки подходов  к их решению необходимо учитывать  направления ожидаемых перемен  в управлении предприятием, прогнозируемые  во всем мире, хотя бы на  ближайшее десятилетие.

 

 Настоящий успех на  производстве никогда не приходит  случайно. Добиться долговременного  успеха можно, лишь постоянно  используя эффективное управление. Управление в условиях рыночной  экономики носит название менеджмента.  Составными частями менеджмента  являются постановка цели, планирование  и контроль, организация управления, мотивация, прогнозирование.

 

 Помимо трех основных  факторов производства (природные,  трудовые и производственные  ресурсы), управление, особенно в  условиях рыночные отношения,  выступает как важнейший фактор. Конечно, для успеха в бизнесе  очень важны и качество товаров,  и капитал, и квалификация работников, и реклама, но если управление  не эффективно, то предприятие  все равно теряет свою конкурентоспособность,  платежеспособность. Об этом свидетельствует  опыт работы предприятий в  странах с развитой рыночной  экономикой и в сегодняшней  российской экономике.

 

2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ  АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

 Процесс управления  производством на предприятии  осуществляется коллективом работников, организованных в аппарат управления, важнейшей характеристикой которого  является его структура. Структура  управления – это организационная  форма построения аппарата управления, которая характеризует состав  и соподчиненность подразделений  управления и должностных лиц,  сформированные исходя из целей  функционирования предприятия.

 

 Структура и численность  аппарата управления для каждого  данного предприятия зависят  от многих факторов, которые можно  сгруппировать следующим образом:  технические (масштаб производства; сложность продукции, технологических  процессов и оборудования; уровень  автоматизации производства и  управления); организационно-экономические  (степень централизации функций,  характер связей между различными  ступенями и звеньями управляющей  системы, между объектом и субъектом  управления); внешние связи и условия  (уровень кооперации, система снабжения  и сбыта, климатические и природные  условия); организационно-правовые  отношения (полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество). Поэтому нет,  и не может быть единой структуры  заводоуправления для предприятий  даже одной и той же отрасли.

 

 Структура аппарата  управления, дополненная связями  соподчиненных единиц и звеньев  аппарата управления, называется  организационной структурой управления. Она показывает специализацию,  количество, соподчиненность и взаимосвязь  органов управления. Правильно построенная  структура управления предприятием  создает предпосылки высокой  оперативности управления.

 

 В условиях командно-административной  системы управления отраслями  производства структура управления  предприятием создавалась на  основе утвержденных министерством  типовых структур, штатов и нормативов  численности инженерно-технических  работников и служащих, разработанных  на основе рекомендаций НИИ  труда. В условиях рыночной  экономики структура аппарата  управления предприятием всех  форм собственности разрабатывается  администрацией предприятия или  собственником предприятия с  обязательным учетом организационно-правовой  формы предприятия, предусмотренной  Гражданским кодексом РФ.

 

 В настоящее время  на промышленных предприятиях  из трех типов структур управления (линейной, функциональной, линейно-функциональной) практически применяют лишь линейно-функциональную. Сущность ее заключается в том, что линейный персонал предприятия (директор, начальники цехов, начальники участков) имеют в своем подчинении ряд функциональных органов, каждый из которых по своей функции, на основе сбора и обработки информации, разрабатывает проект решения соответствующей задачи, который после утверждения линейным руководителем является обязательным для соответствующего исполнителя. Следовательно, функциональные органы не отдают команд исполнителям.

 

 Аппарат управления  по вертикали делится на ступени,  которые отражают последовательность  подчинения одних подразделений  предприятия другим. Высшая ступень  управления на предприятии –  заводоуправление, низшая – производственная  бригада.

 

 При выборе организационной  структуры управления предприятием  необходимо установить: уровень  централизации управления с учетом  отраслевых специфических условий производства, оптимальное число ступеней, количество звеньев управления, численность управленческого персонала, а также регламент взаимосвязи органов аппарата управления и должностных лиц. Централизация управления на предприятии эффективна в пределах, при которых общее время передачи информации и выработки решения объектом управления меньше того периода, в течение которого на производстве могут произойти необратимые изменения, т. е. когда указания руководства не оказываются запоздалыми. Рациональный уровень централизации функций управления зависит от организационно-правовой формы предприятия, числа его подразделений и их масштаба, от уровня механизации и автоматизации управления.

 

 Применительно к производственной  структуре предприятия линейно-функциональная  структура управления имеет ряд  разновидностей: корпусную, цеховую и бесцеховую

 

 Корпусная структура  управления применяется на очень  больших предприятиях, прежде всего,  машиностроения, где выпускается  разнообразная продукция в массовых  количествах для данного вида  продукции, и включает следующие  главные элементы: генеральный директор  – начальник корпуса (производства) – начальник цеха – начальник  участка.

 

 Цеховая структура  управления получила широкое  распространение на крупных и  средних предприятиях и включает  следующие главные элементы: директор  – начальник цеха – начальник  участка.

 

 При цеховой организационной  структуре управления имеет место  значительная дифференциация функционального  аппарата управления, т. е. на  предприятии организуется большое  число административно-управленческих  служб, отделов, бюро, отдельных  должностей.

 

 Бесцеховая структура управления целесообразна для небольших предприятий с численностью рабочих менее 1000 человек (для предприятий машиностроительного комплекса). Преимущество этой структуры в том, что производственные цехи, независимо от места их размещения на заводской территории, освобождаются от выполнения административно-хозяйственных функций, которые перекладываются полностью на заводоуправление. Следовательно, цехи превращаются исключительно в производственные единицы и соответственно переименовываются в производственные участки, возглавляемые начальником (старшим мастером) участка. В этом случае высвобождается значительное число работников, выполнявших при цеховой системе в основном административные функции. Бесцеховая структура управления применяется на предприятиях малого бизнеса различных форм собственности и организационно-правовых форм.

 

 При всем многообразии  форм предприятий и организаций  их структура управления по  своему содержанию в основном  однородна, так как в ней  представлена та или иная комбинация  одних и тех же видов работ  по управлению. Это обстоятельство обеспечивает единый подход к проектированию конкретных структур управления при соблюдении следующих принципов: а) единства распорядительства, т. е. исключение двойственности подчинения; б) разграничения прав и обязанностей между линейными и функциональными руководителями; в) минимизации ступеней управления; г) соблюдения норм управляемости, т. е. количества подчиненных у одного руководителя; д) оптимального сочетания централизации и децентрализации выполнения функций управления.

 

 Под функцией управления  понимают конкретный целенаправленный  вид управленческой деятельности, обусловленный разделением труда  в аппарате управления. Иногда  в связи с большим объемом  работы функция управления реализуется  не одним, а несколькими структурными  подразделениями. В то же время  на отдельного работника может  быть возложен ряд функций.

 

 На предприятии различают  следующие функции управления: общее  руководство, которое осуществляет  директор предприятия; производственно-техническое  руководство – первый заместитель  директора предприятия или главный  инженер; внутризаводское экономическое  руководство – заместители директора  по экономике или главный экономист;  руководство внешними хозяйственно-экономическими  связями – заместитель директора  по коммерческим вопросам или  коммерческий директор. Чтобы каждый  из этих руководителей компетентно выполнял свои обязанности, на предприятии работает ряд специализированных функциональных органов. Директор предприятия в соответствии с принципом единоначалия осуществляет общее руководство и несет всю полноту ответственности за производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Ему непосредственно подчиняются следующие функциональные органы предприятия: главная бухгалтерия, отделы технического контроля, кадров, капитального строительства, ценных бумаг, юридический, социально-экономические службы и др. У директора, помимо вышеперечисленных руководителей служб, может быть еще несколько заместителей или помощников, которые не являются руководителями определенной сферы деятельности предприятия в целом, а имеют в своем ведении отдельные узкоспециализированные службы, хозяйства.

 

 Главный инженер руководит  работой цехов предприятия, технической  подготовкой и техническим обслуживанием  производства. Ему непосредственно  подчиняются отделы: главного конструктора, технолога, энергетика, механика, металлурга (сварщика), а также отделы стандартизации  и производственно-диспетчерский,  бюро или инженер по технике  безопасности, технической информации  и другие. У главного инженера  может быть несколько заместителей.

 

 Главный экономист  осуществляет руководство технико-экономическим  планированием, нормированием, экономическим  стимулированием, организацией труда,  производства и управления. Ему  подчиняются: планово-экономический  отдел, отдел труда и доходов;  экономическая лаборатория, информационно-вычислительный  центр и другие. Если должность  главного экономиста не предусмотрена  штатным расписанием, то его  обязанности выполняет начальник  планового отдела в соответствии  с приказом директора предприятия.

Информация о работе Совмещение профессий и ее влияние на эффективность деятельности предприятия