Теоретические исследования экономических аспектов управления качеством продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 08:25, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования явилось разработка системы планирования и учета затрат на обеспечение качества продукции. Предметом исследования явилось предприятие Воронежское авиационно-строительное объединение (ОАО «ВАСО»), объектом - система обеспечения качества продукции, экономическая деятельность по планированию затрат на выполнение мероприятий по обеспечению и улучшению качества.

Содержание работы

Введение 6
1 Теоретические исследования экономических аспектов управления каче-ством продукции 10
1.1 Содержание концепции затрат на обеспечение и улучшение на качества 10
1.2 Принципы и методы планирования и учета затрат на качество продукции 22
1.3 Обобщение отечественной и зарубежной практики анализа затрат обеспечение на качества продукции 27
2 Аналитические исследования практики управления затратами на обеспечение качества на предприятии ОАО «ВАСО» 37
2.1 Характеристика производственно-хозяйственной деятельности предприятия 37
2.2 Изучение практики планирования затрат на обеспечение качества продукции 45
2.3 Анализ показателей планирования и оценки затрат на обеспечение качества продукции 51
2.4 Синтетическая оценка результатов анализа и общие выводы 63
3 Расчетно-проектная часть 71
3.1 Формулировка задач, решаемых в расчетно-проектной части 71
3.2 Формирование системы планирования и учета затрат на обеспечение качества продукции 74
3.3 Методический подход к управлению затратами на обеспечение ка-чества продукции 83
3.4 Системный анализ и оптимизация затрат на обеспечение качества продукции 93

3.5 Инженерно-технические мероприятия по применению статконтроля для сокращения потерь от дефектов в производстве 103
4 Применение ППП «Прогноз» для оптимизации затрат на качество, анализ и прогноз средних показателей и стандартных отклонений 110
5 Оценка эффективности проектных решений 121
Заключение 130
Список литературы 134
Приложение А Глоссарий 136
Приложении Б Ежеквартальный отчет 137
Приложение В Инструкция 140
Приложение Г Карта процесса Б4 «Контроль и испытание продукции» 141
Приложение Д Классификатор 143

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 3.16 Мб (Скачать файл)

Отделом Управление качеством решаются следующие задачи:

  • выставление требований к качеству продукции поставщикам,
  • контроль качества закупаемой продукции,
  • определение цены закупаемой продукции на основе результатов контроля качества при приемке,
  • формирование удостоверений качества поставленной продукции по результатам контроля качества.

при хранении:

  • выставление требований к качеству продукции на складах и периодичности контроля,
  • управление статусами партий продукции по результатам контроля качества,
  • принятие решения об изменении сорта (срока годности) партии по результатам контроля качества, переоценка,
  • вывод данных о складских запасах, нуждающихся в контроле качества, и планирование проб качества,
  • ведение формул и вычисление поправочных коэффициентов для расчета наличия и требуемых объемов запасов продукции.

при производстве:

  • выставление требований к качеству сырья, полуфабрикатов и продукции при нормировании производственных процессов,
  • ведение зависимостей норм использования ресурсов и выхода продукции от значений параметров качества,
  • определение необходимого количества и подбор партий сырья под производственные потребности на основе нормальных и фактических показателей качества,
  • формирование удостоверений качества поставленного в производство сырья по результатам контроля качества,
  • взятие проб и контроль качества внутри производственного процесса как для промежуточных полуфабрикатов и операций, так и для готовой продукции,
  • формирование удостоверений качества выходящей из производства продукции.

при продаже:

  • выставление требований к качеству продукции;
  • поиск и резервирование на складе продукции с нужным качеством;
  • контроль качества отгружаемой продукции и принятие решения об отгрузке;
  • определение цены отгружаемой продукции на основе результатов контроля качества при отгрузке;
  • формирование удостоверений качества отгружаемой продукции.

Для решения вышеперечисленных  задачи можно использовать множество  прикладных программных продуктов, как отечественных так и зарубежных производителей.

Программное обеспечение Scala. Это современный эффективный инструмент управления различными областями деятельности предприятия. Обеспечивая полный учет локальных особенностей, Scala представляет собой гибкую систему, используемую более чем в 90 странах в течение многих лет.

Комплексный набор модулей Scala охватывают такие аспекты бизнеса  как финансы, материально-техническое снабжение, управление производством, технический контроль, сервисное обслуживание, ведение проектов и управление персоналом. Графический интерфейс Scala позволяет перемещаться в системе с помощью простых меню и панелей инструментов. Система полностью многоязычна, поэтому каждый пользователь может работать, выбрав удобный для себя язык.

Галактика ERP. Возможности системы erp позволяют в едином информационном пространстве оперативно решать главные управленческие задачи, обеспечить менеджеров различного уровня управления необходимой и достоверной информацией для принятия управленческих решений.

  • Построение системы учета и формирование различных видов отчетности.
  • Управление материальными и финансовыми потоками (логистика).
  • Финансовое планирование и оперативный финансовый менеджмент, управленческий учет.
  • Производственное планирование и управление производством, контроллинг.
  • Управление персоналом и кадровой политикой.

В состав системы автоматизации управления предприятием Галактика ERP входят средства и для поддержки специальных управленческих задач:

  • Управление техническим обслуживанием и ремонтами оборудования.
  • Управление качеством продукции.
  • Управление взаимоотношениями с клиентами.
  • Управление недвижимостью.

Система Галактика ERP обладает теми свойствами, которые востребованы предприятиями сегодня и будут необходимы завтра.

  • Соответствие концепции ERP и стандарту MRP- II.
  • Поддержка национальных и международных стандартов финансовой отчетности.
  • Защита конфиденциальной информации.
  • Масштабируемость. 
  • Оптимальное для каждого заказчика соотношение «цена/качество решения». 
  • Возможность быстрого внедрения.

Для небольших предприятий  на базе системы Галактика ERP разработано решение Галактика Старт, позволяющее быстро и с минимальными затратами провести автоматизацию основных бизнес-процессов предприятия.

Средние по масштабам  бизнеса, динамично развивающиеся  компании могут воспользоваться специальным предложением корпорации «Галактика» - решением Галактика Прогресс.

Использование модуля Управление качеством продукции системы Галактика ERP помогает минимизировать риски, связанные с закупкой, хранением, производством или поставкой продукции ненадлежащего качества. Тем самым предотвращается возможность финансовых или репутационных потерь компании.

Предлагаемая нами программа «Прогноз» обеспечивает определение экономического равновесия в динамике (т.е. в каждый момент времени руководитель может наблюдать это равновесие) и найдёт изменения общих затрат в любом диапозоне исследуемых дефектов.

Прикладной программный  продукт «Прогноз» позволяет не только дать аналитическую форму записи контрольной карты за исследуемый промежуток, но и сделать прогноз на будущее.

Затраты на качество –  затраты, которые необходимо понести, чтобы обеспечить удовлетворённость потребителя продукцией или услугами. Существует несколько классификаций затрат на качество.

1 Подход Джурана-Фейгенбаума

Затраты подразделяются на четыре категории:

  • затраты на предупредительные мероприятия (затраты, направленные на снижение возможности появление дефектов);
  • затраты на контроль (определение и подтверждение достигнутого качества);
  • внутренние потери (затраты понесённые внутри организации, когда уровень качества не достигнут);
  • внешние потери (продукт продан, но низкого качества).

2 Подход Кросби

Затраты на качество подразделяются на две категории:

  • затраты на соответствие (затраты чтобы сделать всё правильно);
  • затраты на несоответствие (затраты, понесённые из-за того что не делается всё правильно).

В известной мере между  обоими подходами существует взаимно однозначное соответствие. В самом деле затраты на соответствие – это предупредительные мероприятия и затраты на контроль; затраты на несоответствие – это внутренние и внешние потери.

Категоризация в затратах на качество четырёх или двух элементов в основном условные; незначительные различия в деталях встречаются во многих организациях. Это не существенно, поскольку сбор, классификация и анализ затрат на качество – чисто внутренняя деятельность компании. Важно, что внутри компании структура затрат была однозначной и стандартной. Категории затрат должны быть постоянными, не должны дублировать друг друга.

Рисунок 4.1 – Категории затрат

 

На рисунке 4.1 видно, что достигаемый уровень качества изменяется в интервале «много дефектов – нет дефектов». Рассматривая левую сторону графика, мы видим, что общие затраты на качество высоки в основном потому, что большие затраты на устранение дефектов и контроль. Затраты на предупредительные мероприятия очень малы. Если двигаться вправо по графику, то достигаемый уровень качества будет увеличиваться (снижение дефектов). Это происходит за счёт увеличения объёма предупредительных мероприятий; затраты на них растут. Потери (затраты на дефекты) снижаются как результат предупредительных действий. Как показано на графике, на этой стадии затраты на потери падают быстрее, нежели возрастают затраты на предупредительные мероприятия. Как результат общие затраты на качество снижаются. На практике следует иметь в виду, что экономическое равновесие (точка А смотри на рисунке 4.1) изменчива во времени и зависит от рода затратных факторов (новые разработки и т.д.). Используя прикладной программный продукт «Прогноз» определение экономического равновесия в динамике (т.е. в каждый момент времени руководитель может наблюдать это равновесие) и найдёт изменения общих затрат в любом диапазоне исследуемых дефектов.

Специалист, читающий отчёт  о работе компании, получает информацию, которая позволяет:

1) выявить тенденции  (сравнить текущий момент с  соответствующим моментом прошлого периода);

2)сравнить текущий  момент с поставленными целями;

3) выявить наиболее  значительные области затрат;

4) выбрать область для улучшения;

5) оценить эффективность  программ по улучшению.

На основе предлагаемой нами программы «Прогноз» вы получите ответ на все пункты, перечисленные выше. Использование программы и её графическое представление дают, требуемую информацию руководству предприятия и наглядно показывает возможные направления дальнейшей деятельности.

Новая концепция менеджмента, разработанная в университете Сент-Галлена (Швейцария) под руководством профессора Г.Д. Сегецци строится на основном постулате взаимосвязи общего управления с управлением качества. Считается, что управление качеством – это часть общего управления, оно пронизывает все подразделения и влияет на все показатели. Согласно концепции Сегецци, качество является единственным фактором, обеспечивающим преуспевающее положение предприятия, поскольку анализирует соотношения общих затрат на качество и величины общего дохода. Предлагаемый нами программный продукт может быть использован для подобного анализа в любой компании.

Цель задачи: оптимизация погрешности измерений - нахождение оптимальной точности измерения технологического параметра, который соответствует минимуму суммы потерь из-за погрешности измерений и затрат на измерения.

Для решения сформулированной выше проблемы, с учётом перечисленных  факторов нам необходимо иметь ряд точек, которые отражают следующие зависимости, рассматриваемые нами в диапазоне изменения погрешности: 1) зависимость затрат на измерения от погрешности измерений; 2) зависимость потерь (потерь от брака) от погрешности измерений.

На практике эти зависимости представляют собой ряд точек, получаемых опытным или экспертным путём. Их можно получить также анализируя имеющиеся данные по имеющимся в наличие разработкам отечественных или зарубежных производителей. Если обозначить погрешность измерений через δ, затраты на измерения (потери от брака) через y, а потери из-за погрешности измерений через x, то мы имеем следующие наборы точек (δi yi), I =1, 2…n, (δk xk) k = 1, 2…l, δi и δk покрывают весь диапазон погрешности.

Предлагаемая программа  поиска оптимальной погрешности осуществляет следующие операции:

  1. Нахождение аналитической зависимости y = y(δ) и x = x(δ), которые геометрически представляют собой кривые, проходящие через все имеющиеся набора точек (δi yi), (δk xk)
  2. Нахождение оптимальной погрешности δопт, для которой суммарные потери являются наименьшими.

Программа «Прогноз» даёт практикам мощный инструмент поиска оптимальных затрат, соответствующих финансовым возможностям фирмы. Заметим, что потери от брака, рассматриваемые в настоящий момент времени и в фиксированном диапазоне погрешностей всегда могут быть даны в виде ряда точек (δk xk).

Что касается затрат на измерения, то они изменяются в зависимости  от факторов, перечисленных выше. Следовательно, данные (δi yi,s) могут меняться в достаточно широком диапазоне в зависимости от конкретного s – оборудования и метрологического обслуживания. То есть, по существу мы имеем модель позволяющую осуществлять поиск на компьютере и решить задачу выбора оптимальной погрешности в зависимости от финансовых возможностей предприятия (рисунок 4.2).

Рисунок 4.2 - Выбор оптимальной погрешности в зависимости от финансовых возможностей предприятия

 

Пример работы программы.

Рисунок 4.3 – Ввод затрат на измерения

 

 

Рисунок 4.4 – Ввод потерь от брака

 

Информация о работе Теоретические исследования экономических аспектов управления качеством продукции