Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 08:25, дипломная работа
Целью исследования явилось разработка системы планирования и учета затрат на обеспечение качества продукции. Предметом исследования явилось предприятие Воронежское авиационно-строительное объединение (ОАО «ВАСО»), объектом - система обеспечения качества продукции, экономическая деятельность по планированию затрат на выполнение мероприятий по обеспечению и улучшению качества.
Введение 6
1 Теоретические исследования экономических аспектов управления каче-ством продукции 10
1.1 Содержание концепции затрат на обеспечение и улучшение на качества 10
1.2 Принципы и методы планирования и учета затрат на качество продукции 22
1.3 Обобщение отечественной и зарубежной практики анализа затрат обеспечение на качества продукции 27
2 Аналитические исследования практики управления затратами на обеспечение качества на предприятии ОАО «ВАСО» 37
2.1 Характеристика производственно-хозяйственной деятельности предприятия 37
2.2 Изучение практики планирования затрат на обеспечение качества продукции 45
2.3 Анализ показателей планирования и оценки затрат на обеспечение качества продукции 51
2.4 Синтетическая оценка результатов анализа и общие выводы 63
3 Расчетно-проектная часть 71
3.1 Формулировка задач, решаемых в расчетно-проектной части 71
3.2 Формирование системы планирования и учета затрат на обеспечение качества продукции 74
3.3 Методический подход к управлению затратами на обеспечение ка-чества продукции 83
3.4 Системный анализ и оптимизация затрат на обеспечение качества продукции 93
3.5 Инженерно-технические мероприятия по применению статконтроля для сокращения потерь от дефектов в производстве 103
4 Применение ППП «Прогноз» для оптимизации затрат на качество, анализ и прогноз средних показателей и стандартных отклонений 110
5 Оценка эффективности проектных решений 121
Заключение 130
Список литературы 134
Приложение А Глоссарий 136
Приложении Б Ежеквартальный отчет 137
Приложение В Инструкция 140
Приложение Г Карта процесса Б4 «Контроль и испытание продукции» 141
Приложение Д Классификатор 143
Продолжение таблицы 3.3
Затраты на проведение предупредительных мероприятий |
Расходы на оценку качества и проведение доказательства соответствия |
Затраты на устранение причин внутренних дефектов |
Затраты на устранение причин внешних дефектов |
Обеспечение качества технологии |
Лабораторные измерения |
Юридическая ответственность | |
Разработка мер по улучшению качества процесса |
Оценка компетенции работников |
||
Разработка мер по повышению качества |
Оценка качества гарантийного обслуживанию |
||
Анализ критериев качества продукции |
Оценка эффективности функционирования системы качества |
||
Разработка мер по совершенствованию производства |
Оценка целесообразности мер по улучшению |
Для организации управления затратами необходимо поострить функциональную структуру, описать и идентифицировать функциональные обязанности между работниками с учетом всеобщей ответственности за качество.
Распределение и закрепление функций между подразделениями и уровнями управления приведены в таблице 3.5.
Таблица 3.5 - Функции подразделений по управлению затратами на обеспечение качества продукции
Функциональные обязанности |
Исполняющие подразделения |
Операции по регулированию затрат |
Значимость функций |
Планирование продукции |
Планирование в масштабе всей корпорации |
1 Определение объема целевых затрат на основе планирования новой продукции и планирования прибыли, а затем распределение этих целевых затрат на составляющие. |
|
Отдел планирования продукции |
2 Выработка целевого объема капиталовложений. |
Продолжение таблицы 3.5
Функциональные обязанности |
Исполняющие подразделения |
Операции по регулированию затрат |
Значимость функций |
Отдел инженерного обеспечения |
3 Распределение целевых затрат между различными конструкторскими подразделениями. |
||
Бухгалтерский отдел |
4 Распределение целевого объема капиталовложений между планирующими подразделениями. |
||
Конструирование продукции |
Отдел планирования продукции |
1 Определение затрат на основе прототипа. |
|
2 Оценка возможностей достижения целевых затрат. |
|||
Инженерные подразделения |
3 Принятие необходимых мер для уменьшения разницы между целевыми затратами и затратами, определенными по прототипу. |
||
Подготовка производства |
Отдел планирования продукции |
1 Определение затрат, учитывая подготовку линий, и плана капиталовложений. |
|
Инженерные подразделения |
2 Оценка возможностей достижения целевых затрат. |
||
3 Принятие мер для уменьшения отклонений от целевых затрат. |
|||
Инженерное обеспечение производства |
4 Определение объема капиталовложений в оборудование. |
||
Отдел контроля продукции |
5 Оценка производственных планов, условий производства и принятии решений относительно изготовления или запуска частей. |
||
Снабжение |
Отдел снабжения |
1 Оценка планов поставки и условий закупки. |
|
2 Установление контроля за ценами поставщиков (сравнение целевого и реального снижения затрат, анализ и принятие необходимых мер). |
0 | ||
3 Оценка возможностей уменьшения цен поставщиков, оказание помощи поставщикам в осуществлении мер по снижению затрат. |
Продолжение таблицы 3.5
Функциональные обязанности |
Исполняющие подразделения |
Операции по регулированию затрат |
Значимость функций |
Производство и контроль |
Исполняющие подразделения |
1 Осуществление управления затратами через: а)планирование финансированных затрат (производственный отдел и администрация). |
|
Бухгалтерские отделы |
б)снижение затрат в первоначальных проектах (по каждому типу изделий и по каждому стоимостному фактору). |
||
в)работа среди персонала по проведению мероприятий, направленных на снижение затрат. |
|||
Сбыт и обслуживание |
Исполняющие подразделения |
1 Определение действительных затрат на новую продукцию путем всесторонней оценки. |
|
Бухгалтерские отделы |
2 Участие в анализе и обслуживании проверок на функциональных совещаниях по управлению затратами и совещаниях различных комитетов. |
Из таблицы 3.4 видно, что все этапы функциональной деятельности предприятия включают в себя элементы системы управления затратами на обеспечение качества. Процессы управления строятся с учетом вертикальных и горизонтальных коммуникаций, реализуемых в системе планирования и учета затрат на обеспечение качества. Вертикальные коммуникации характеризуют связи между структурными подразделениями, которые реализуются при разработке программы затрат на обеспечение качества продукции.
Рисунок 3.2 – Вертикальные связи при управлении затратами на качество
Рисунок 3.2 помогает понять, что затраты на качество связаны не только непосредственно с производством продукции, но и с управлением производством.
Горизонтальные связи определяются классификационными группами затрат и содержанием функций управления затратами, приведенных на рисунке 3.3.
Рисунок 3.3– Горизонтальные связи при управлении затратами на качество
Данные связи описывают процессы обеспечения качества, которые используются в системе бухгалтерского учета предприятия.
При управлении затратами необходимо прежде всего их калькулировать. В общем можно выделить три метода калькуляции затрат на обеспечение качества, характеристика которых приведена в таблице 3.6.
Таблица 3.6 – Методы калькуляции затрат на обеспечение качества продукции
Методы калькуляции |
Содержание метода |
Метод калькуляции затрат на качество |
Этим методом определяют затраты на качество, являющиеся результатом хозяйственной деятельности и внешних работ Составляющие затрат при этом рекомендуется анализировать на основе модели PAF (планирование, оценивание, дефекты). Затраты на профилактику и оценивание считаются выгодными капиталовложениями, тогда как затраты на дефекты считаются убытками. |
Метод калькуляции затрат, связанных с процессами |
данный метод используют для анализа стоимости соответствия – затраты с целью удовлетворения всех запросов потребителей при безотказности существующего процесса и стоимости дефектов – затраты вследствие нарушения существующего процесса. Выявление несоответствия является источником экономии средств. |
Метод определения потерь вследствие низкого качества |
Основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям вследствие низкого качества определению материальных и нематериальных потерь. Примером внешних и нематериальных является сокращение в будущем объема сбыта из-за неудовлетворенности потребителя внутренние нематериальные потери являются следствием снижения производительности переделок, неудовлетворительной эргономики, неиспользованных возможностей и т.д. Потери представляют собой внутренние и внешние затраты, являющиеся следствием нарушении и несоответствия в процессах. |
Для анализа затрат необходимо определять структуру затрат на качество и их долю в общих затратах на производство.
Особый интерес в исследовании состава и структуры затрат на качество представляют в общем объеме затрат на производство. Если границы затрат на качество неизвестны, то могут быть упущены возможности регулирования этих затрат с целью снижения общего объема затрат предприятия. Цель определения и анализа затрат на качество – сокращение общих затрат предприятия, а не затрат, связанных непосредственно с качеством, так как иногда необходимо увеличить затраты на качество в отдельных областях, чтобы снизить общие затраты и наоборот, следует предотвращать видимое снижение затрат на качество, которое увеличивает остальные виды производственных затрат.
Следующей задачей управления затратами на обеспечение качества продукции является организация их учета и анализа.
Под организацией учета затрат на качество необходимо понимать комплекс мер по определению порядка и методов сбора, обработки, накопления сведений о затратах, доведения полученной информации до различных пользователей, ее анализ и принятие при необходимости корректирующих мер.
Известно, что выделение затрат на качество существующей в РФ учетной документацией не предусмотрено. Затраты на качество (в общем) не являются составной частью обычной производственной калькуляции. Они явно не прослеживаются ни в затратах на разработку, управление, ни на сбыт. Затраты на качество выясняются с помощью вспомогательных методов расчета по данным и фактам, собранным от подразделений организации.
Для организации учета затрат на качество рекомендуется осуществить ряд мероприятий, таких как:
Затраты на деятельность иных служб аппарата управления предприятием, которые в большей степени связаны и влияют на обеспечение качества продукции, особенно управление, в функции которого входит набор персонала, повышение его квалификации и проверка требуемому уровню и условиям.
Производственные затраты в свою очередь можно разделить на материальные, технические, трудовые. Причем все они прямо относятся на стоимость продукции. И если величина управленческих затрат в затратах на качество можно определить лишь условно, определение размера материальных производственных затрат поддается прямому счету. Значительно правильнее рассчитать размер технических производственных затрат - через амортизационные отчисления трудовых – через заработную плату (оплату нормо-часов).
С целью управления затратами, связанными с обеспечением качества продукции, необходимо:
Основная часть базовых затрат отражает стоимостную величину факторов производства, общехозяйственные и общепроизводственные расходы, относимые на изготовлении конкретного изделия через смету затрат.
Дополнительные затраты включают в себя затраты на оценку и затраты на предупредительные мероприятия (таблица 3.7).
Таблица 3.7 – Дополнительные затраты на обеспечение качества продукции
Затраты на оценку качества |
Затраты на предупредительные меры |
К первым относятся расходы, которые несет предприятие для того, чтобы определить какая продукция запланирована техническим, экологическим и иным. Частично они включают затраты на контролирующий специальное оборудование и накладные расходы отдела качества. Другую часть составляет информация в сфере реализации продукции, на изучение мнения потребителя о продукции, а именно: разработку, организацию и проведение специальных выборочных инструментарий и затрат на оплату персонала. |
Ко вторым относятся расходы на доработку и усовершенствование продукции, не относящимся к стандартам, лучшим мировым образцам, требованиям покупателя, на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента, оснастки, техники и технологии, а в отдельных остановку производства. В данную группу следует включить затраты на внедрение управления качеством, в том числе ее техническое обеспечение, разработку стандарта на документацию, на персонал – его подбор, подготовку, оплату труда и т.д. |
Затраты на брак и его исправление следует относить или к базовым, или к дополнительным в зависимости от новизны продукции. Если продукция нова, то брак относят к базовой продукции. Естественно, что появление брака в продукции такого рода (также как уже давно выпускаемой предприятием) увеличивает цену изделий, соответствующих всем требованиям. Если брак появился в опытной партии усовершенствованной продукции с улучшенными потребительскими свойствами, то затраты, появившиеся вследствие его и/или ликвидации, относят к дополнительным, т.к. причина появления этого брака является сознательным стремлением повысить качество. В этом случае дополнительные затраты увеличиваются, но это делается для того, чтобы впоследствии снизить базовые. И существенно колеблется и состоят как из расходов на производство забракованной продукции при наличии неисправимого брака или дополнительно к этому затрат на если брак не окончательный, а может также включать оплату морального и (или) ущерба, нанесенного потребителю некачественной продукцией. В последнем случае, связанные с качеством продукции, а точнее его отсутствием, могут оказаться весомыми.
Информация о работе Теоретические исследования экономических аспектов управления качеством продукции