Теоретические исследования экономических аспектов управления качеством продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 08:25, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования явилось разработка системы планирования и учета затрат на обеспечение качества продукции. Предметом исследования явилось предприятие Воронежское авиационно-строительное объединение (ОАО «ВАСО»), объектом - система обеспечения качества продукции, экономическая деятельность по планированию затрат на выполнение мероприятий по обеспечению и улучшению качества.

Содержание работы

Введение 6
1 Теоретические исследования экономических аспектов управления каче-ством продукции 10
1.1 Содержание концепции затрат на обеспечение и улучшение на качества 10
1.2 Принципы и методы планирования и учета затрат на качество продукции 22
1.3 Обобщение отечественной и зарубежной практики анализа затрат обеспечение на качества продукции 27
2 Аналитические исследования практики управления затратами на обеспечение качества на предприятии ОАО «ВАСО» 37
2.1 Характеристика производственно-хозяйственной деятельности предприятия 37
2.2 Изучение практики планирования затрат на обеспечение качества продукции 45
2.3 Анализ показателей планирования и оценки затрат на обеспечение качества продукции 51
2.4 Синтетическая оценка результатов анализа и общие выводы 63
3 Расчетно-проектная часть 71
3.1 Формулировка задач, решаемых в расчетно-проектной части 71
3.2 Формирование системы планирования и учета затрат на обеспечение качества продукции 74
3.3 Методический подход к управлению затратами на обеспечение ка-чества продукции 83
3.4 Системный анализ и оптимизация затрат на обеспечение качества продукции 93

3.5 Инженерно-технические мероприятия по применению статконтроля для сокращения потерь от дефектов в производстве 103
4 Применение ППП «Прогноз» для оптимизации затрат на качество, анализ и прогноз средних показателей и стандартных отклонений 110
5 Оценка эффективности проектных решений 121
Заключение 130
Список литературы 134
Приложение А Глоссарий 136
Приложении Б Ежеквартальный отчет 137
Приложение В Инструкция 140
Приложение Г Карта процесса Б4 «Контроль и испытание продукции» 141
Приложение Д Классификатор 143

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 3.16 Мб (Скачать файл)

Для оценки затрат можно  использовать следующие показатели:

  • уровень затрат на качество;
  • удельный вес затрат на качество в общепроизводственных издержках;
  • уровень затрат на предупреждение брака;
  • уровень затрат на обеспечение качества процессов.

В целом предложенный подход к управлению затратами на обеспечение качества продукции позволяет решать задачи их минимизации, а также снижения общих затрат на производстве.

 

3.4 Системный анализ и оптимизация затрат на обеспечение качества качество продукции

 

Улучшение качества продукции - важнейшее направление интенсивного развития, источник экономического роста и эффективности производства. На практике, особенно на средних и малых предприятиях, не всегда есть возможность учета всех факторов, влияющих на качество, поэтому управлять им целесообразно с точки зрения системного подхода и системного анализа.

Весь механизм управления качеством продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством. Этот механизм должен обеспечивать эффективную реализацию основных функций управления качеством, т.е.:

  • прогнозирование потребностей рынка, технического уровня и качества продукции;
  • планирование повышения качества продукции;
  • нормирование требований к качеству продукции и стандартизация; разработка и постановка продукции на производство;
  • технологическая подготовка производства;
  • организация взаимоотношений по качеству продукции между поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, предприятиями-изготовителями и потребителями продукции;
  • обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла;
  • контроль качества и испытания продукции;
  • профилактика брака в производстве; внутрипроизводственная аттестация продукции, технологических процессов, рабочих мест, исполнителей и др.;
  • сертификация продукции, работ, услуг, систем качества и производств;
  • стимулирование и ответственность за достигнутый уровень качества;
  • внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции;
  • технико-экономический анализ изменения качества продукции;
  • обеспечение управления качеством продукции (правовое, информационное, материально-техническое, метрологическое, организационное, технологическое, финансовое); специальная подготовка и повышение квалификации кадров.

В составе данного  механизма целесообразно выделять ряд общих, специальных и обеспечивающих подсистем.

К числу механизма  управления качеством продукции  необходимо отнести подсистемы прогнозирования и планирования технического уровня и качества продукции, регулирования качества продукции непосредственно в производстве, контроля качества продукции, учета и анализа изменения уровня качества, стимулирования и ответственности за качество.

В состав специальных подсистем механизма управления качеством продукции входят подсистемы стандартизации, испытаний продукции, профилактики брака в производстве, аттестации и сертификации.

Обеспечивающие подсистемы механизма управления качеством продукции включают в свой состав подсистемы правового, информационного, материально-технического, метрологического, кадрового, организационного, технологического и финансового обеспечения управления качеством продукции.

В рамках общей теории систем продукцию следует рассматривать, во-первых, как систему, во-вторых, как  элемент синтезированной системы «продукция - потребитель». В обоих случаях для этого можно использовать компактное выражение: [R(m)] Р, где R - релятивный концепт (отношения); Р - атрибутивный концепт (свойства); m - субстрат (символ вещи) [13].

При этом может быть использовано следующее правило перехода: значения переменной, заключенные в квадратные скобки, но вне круглых скобок, выбирают таким образом, чтобы удовлетворить внешней переменной, а символ вещи (в круглых скобках) может иметь только такие значения, которые согласуются со значениями двух других переменных.

Если рассматривать  продукцию как систему, - это субстрат с заданными свойствами, находящимися в фиксированных отношениях, системообразующими параметрами можно считать такие свойства, как надежность, удобство применения, эргономичность. Возникающие внутренние отношения в системе нормируют и регламентируют производители. Государство с помощью законодательства защищает права потребителя на информацию, на выбор и компенсацию в случае получения им фальсифицированной продукции.

Как элемент синтезированной  системы продукция вступает во внешние  отношения с потребителем. Одни отношения регламентирует и контролирует государство (например, параметры опасности или безопасности), другие - рынок как представитель совокупности потребителей. Поскольку в основе классификации продукции лежат ее свойства, то представить систему можно в виде рисунка 3.4.

Рисунок 3.4  – Классификация продукции

 

Таким образом, качество, являясь атрибутивным концептом, определяется совокупностью свойств, в результате которых возникают отношения, регламентируемые производителем, государством и рынком (потребителем).

Все виды отношений регламентируют стандарты или технические условия на продукцию. Требования этих документов, а также других нормативных и законодательных актов обеспечивают возможность надзора за рынком и препятствуют распространению опасной и некачественной продукции.

Параметры свойств и  отношений являются системообразующими. В этом подходе заложена связь между безопасностью и качеством продукции. Непонимание этой связи возникает из-за того, что оценочное множество параметров качества может быть гораздо шире оценочного множества параметров безопасности. Нормативная фиксация отношений, ставящая заслон выпуску опасной и некачественной продукции, сужает оценочное множество параметров качества и безопасности. Принятие на себя государством и общественными потребительскими организациями контроля за этими параметрами обеспечивает реализацию прав потребителя на безопасность продукции, информацию, выбор, компенсацию убытков, чистую окружающую среду. Применение данного подхода позволяет рассматривать качество не только как рыночную категорию, но и как элемент безопасности продукции. При этом очерчиваются границы участия государства и общества в регулировании качества.

Главной задачей службы управления качеством является оптимизация  уровня качества и затрат на его  достижение.

Оптимизация расходов на технический контроль далеко не всегда адекватна простому снижению затрат по всем статьям в результате ослабления или усиления действия определенных факторов, влияющих на эти затраты.

Нередко наибольший эффект может быть достигнут в результате изменения структуры расходов, правильного  определения операций технологического процесса и параметров продукции, подвергаемых контролю, нормирования отдельных элементов затрат по оценке и регулированию качества изделий.

При этом необходимо перенести  центр тяжести контрольной работы на наиболее ранние стадии процесса формирования качества изделий. Это позволит обнаруживать и устранять возникающие дефекты с минимальными затратами времени и ресурсов. Приоритетное осуществление мероприятий по профилактике брака дает возможность не только своевременно и эффективно выявить и ликвидировать появившийся брак, но и предотвратить возникновение большей части дефектов, достичь таким образом значительного улучшения качества выпускаемых изделий при неизменной или даже уменьшенной в результате перераспределения общей суммы затрат на контроль.

Для оптимизации расходов на технический контроль и повышения эффективности проверок за счет изменения технологии контроля необходимо выявлять основные причины и места возникновения наиболее серьезных и часто повторяющихся дефектов продукции.

Основную часть общей  суммы текущих затрат предприятия на контроль качества продукции (до 80% всех расходов) составляют затраты по оплате труда различных категорий работников технического контроля, включающие расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы, отчисления на социальное страхование, а также отдельные виды надбавок и премий. Названная часть расходов определяется прежде всего численностью различных категорий персонала контрольных служб. Между отмеченными величинами существует в большинстве случаев прямо пропорциональная зависимость. Именно поэтому анализ и совершенствование количественного состава подразделений технического контроля предприятий являются в настоящее время одним из первостепенных факторов оптимизации их текущих расходов на контроль качества продукции [14].

Одним из важных этапов создания нормативной базы для определения  общей суммы плановых затрат предприятия  на контроль качества продукции может  стать введение повсеместного нормирования трудоемкости контрольных операций.

Совершенствование используемых систем технического контроля должно предусматривать также научно обоснованное определение и внедрение в практику планирования типовых нормативов затрат всех видов материальных и финансовых ресурсов, используемых для обеспечения процессов контроля качества.

Потери от брака и рекламаций оказывают влияние на экономику предприятия, приводя к увеличению себестоимости продукции, нерациональному использованию производственных фондов и рабочей силы.

При планировании и анализе  фактических результатов деятельности предприятия необходимо рассчитывать потери от брака.

Суммарные потери по исправлению  брака составят

пбр = пб + пи.б + пб.в + пи.в,      (3.1)

где Пб - потери при окончательном внутреннем браке продукции;

Пи.б - потери предприятия по исправлению внутреннего брака;

Пб.в - потери от брака выпущенной предприятием продукции (сумма возмещения покупателям затрат, понесенных в связи с приобретением ими окончательно забракованной продукции, сумма расходов на демонтаж забракованной продукции; сумма транспортных расходов, вызванных заменой забракованных покупателями изделий), р.;

Пи.в - сумма потерь от исправления внешнего брака (стоимость материалов, комплектующих изделий, израсходованных на исправление брака; сумма заработной платы работников предприятия (включая командировочные расходы), затраченная в связи с исправлением брака; сумма возмещения покупателям затрат, связанных с приобретением исправимой бракованной продукции; сумма транспортных расходов, вызванных исправлением брака за минусом стоимости окончательно забракованной продукции по цене возможного ее использования; сумма возмещения убытков, фактически взысканная с виновников брака), р.

В качестве математической модели оптимизации затрат на оценку и контроль качества продукции можно рассмотреть модель рационального распределения имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов и целевую функцию прибыли, полученной от производства всех видов продукции, к максимизации которой необходимо стремиться. Переменными в таких задачах будут объемы выпуска продукции того или иного сорта (в натуральном выражении), которые можно произвести с использованием имеющихся ресурсов. Чем выше качество (сортность) продукции, тем выше стоимость реализации такой продукции, следовательно, тем выше выручка от реализации и прибыль предприятия.

Предприятие функционирует в условиях ограниченного количества ресурсов.

1 Ограничено сырье и финансовые ресурсы на его приобретение.

Поэтому необходимо его  рациональное использование.

Если принять Хij- количество выпущенной продукции i-го вида (сорта) из j-го вида сырья, Рi - расход сырья на единицу i-го вида (сорта) продукции, 3j - запас j-го вида сырья, имеющегося в распоряжении, то

,      (3.2)

где n - число видов (сортов) выпускаемой продукции; m - число видов используемого сырья.

2 Рабочее время (отчетный период) ограничен. Если Тi - трудоемкость i-го вида (сорта) продукции, ч/ед., Т0 - продолжительность отчетного периода, ч, то:

.      (3.3)

3 Производительность (мощность) оборудования ограниченна. Если Пij - производительность j-го оборудования при производстве i-го вида (сорта) продукции, ед./ч, Vпл - плановый объем выпуска продукции, ед.; k - число наименований оборудования, то:

.    (3.4)

4 Трудовые ресурсы ограниченны. Если Т3ij - трудовые затраты на производство единицы i-го вида (сорта) продукции специалистом j-й квалификации; Рт.рj - количество имеющихся трудовых ресурсов по j-й квалификации (разряду), то:

.     (3.5)

Все ограничения составляются в систему неравенств. При этом оговаривается, что все переменные не могут быть отрицательными.

Целевая функция (Z) в этом случае будет выглядеть следующим образом:

Z = - С - Пбр → max,    (3.6)

где Цi - цена i-го сорта продукции, р./ед.;

Хi - количество i-го сорта продукции, ед.;

n - число наименований выпускаемой продукции;

С - затраты на производство и реализацию продукции (без учета потерь от исправления брака);

Пбр - потери от исправления брака.

Рисунок 3.5 – Решение оптимизационной задачи

Информация о работе Теоретические исследования экономических аспектов управления качеством продукции