Теоретические исследования экономических аспектов управления качеством продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 08:25, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования явилось разработка системы планирования и учета затрат на обеспечение качества продукции. Предметом исследования явилось предприятие Воронежское авиационно-строительное объединение (ОАО «ВАСО»), объектом - система обеспечения качества продукции, экономическая деятельность по планированию затрат на выполнение мероприятий по обеспечению и улучшению качества.

Содержание работы

Введение 6
1 Теоретические исследования экономических аспектов управления каче-ством продукции 10
1.1 Содержание концепции затрат на обеспечение и улучшение на качества 10
1.2 Принципы и методы планирования и учета затрат на качество продукции 22
1.3 Обобщение отечественной и зарубежной практики анализа затрат обеспечение на качества продукции 27
2 Аналитические исследования практики управления затратами на обеспечение качества на предприятии ОАО «ВАСО» 37
2.1 Характеристика производственно-хозяйственной деятельности предприятия 37
2.2 Изучение практики планирования затрат на обеспечение качества продукции 45
2.3 Анализ показателей планирования и оценки затрат на обеспечение качества продукции 51
2.4 Синтетическая оценка результатов анализа и общие выводы 63
3 Расчетно-проектная часть 71
3.1 Формулировка задач, решаемых в расчетно-проектной части 71
3.2 Формирование системы планирования и учета затрат на обеспечение качества продукции 74
3.3 Методический подход к управлению затратами на обеспечение ка-чества продукции 83
3.4 Системный анализ и оптимизация затрат на обеспечение качества продукции 93

3.5 Инженерно-технические мероприятия по применению статконтроля для сокращения потерь от дефектов в производстве 103
4 Применение ППП «Прогноз» для оптимизации затрат на качество, анализ и прогноз средних показателей и стандартных отклонений 110
5 Оценка эффективности проектных решений 121
Заключение 130
Список литературы 134
Приложение А Глоссарий 136
Приложении Б Ежеквартальный отчет 137
Приложение В Инструкция 140
Приложение Г Карта процесса Б4 «Контроль и испытание продукции» 141
Приложение Д Классификатор 143

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 3.16 Мб (Скачать файл)
  • затраты на обеспечение качества и затраты на улучшение качество рассматриваются как единое целое, что может вести к ошибочным результатам при их анализе и оценивании;
  • результаты анализа затрат на качество не используются для принятия управленческих решений;
  • затраты на качество подменяются затратами на обеспечение качества, при этом капитальные (единовременные) затраты не учитываются;

• основной упор делается на учет убытков, а не затрат на качество;

  • затраты на качество выделяются из традиционных статей калькуляции не полностью, из-за чего получается искаженная картина (затраты на качество в этом случае не превышают 2% от себестоимости);
  • проводится только сравнительный анализ классификационных групп затрат на качество без оценивания их влияния на результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Кроме того, руководство  многих предприятий использует результаты анализа и оценивания затрат на качество при анализе системы менеджмента качества. Ответственность за учет и анализ затрат на качество возложена на представителя руководства по качеству, что абсолютно недопустимо, на большинстве предприятий отсутствует оперативность в учетных операциях, и данные для проведения анализа поступают с запозданием. Также, на большинстве предприятий не происходит улучшения качества и не планируется развитие экономических методов в системе менеджмента качества.

Таким образом, обобщая  информацию о деятельности предприятий в области обеспечения качества можно основные направления совершенствования планирования затрат на обеспечение качества:

  • установление последовательности в проведении работ по планированию, учету, анализу и оцениванию затрат на качество.
  • повышение степени вовлеченности и подготовленности персонала, организация обучения работников экономических служб и руководителей всех подразделений и служб предприятия;
  • использование альтернативных систем планирования и учета затрат, а не только общепринятой бухгалтерской системы.
  • применение бюджетного управления затратами на качество;
  • постоянное проведение анализа затрат на качество и оценивание их влияния на результаты хозяйственной деятельности предприятия;
  • оценка взаимосвязи структуры затрат на качество с видами деятельности (процессами) в системе менеджмента качества;
  • использование информации о затратах на качество для анализа руководством предприятия эффективности функционирования системы менеджмента качества.

Руководителям предприятий при внедрении системы планирования и учета затрат на обеспечение качества продукции необходимо уделить особое внимание комплексности и последовательности работ в этой области.

Необходимо еще раз  подчеркнуть особую важность правильного  выбора метода классификации затрат на качество с учетом специфики производства и выпускаемой продукции. Возможность получения той или иной экономической информации напрямую зависит от того, какой выбран метод классификации.

Кроме того, данные зарубежных статистических исследований свидетельствуют, что при внедрении «система управления затратами на качество может получить значительную поддержку от системы экологического менеджмента» [8], поскольку в этом случае экономический эффект от внедрения гораздо выше и достигается несколько быстрее. Следовательно для улучшения экономической деятельности на предприятии, связанной с планированием, учетом и анализом затрат на обеспечение качества необходимо организовать управление затратами и создать службу, ответственную за данную деятельность.

Таким образом, реализация намеченных мероприятий нацеливает руководителей предприятий не на выполнение определенных функций в системе менеджмента качества, а на достижение конкретных результатов, которые зачастую измеряются с помощью затрат на обеспечение качества. Решить эту задачу без отлаженной и четко функционирующей системы планирования, учета и анализа затрат на качество в рамках системы менеджмента качества предприятия практически невозможно.

 

3.2 Формирование системы планирования и учета затрат на обеспечение качества продукции

 

В условиях свободного рынка  товаров и услуг главной задачей  предприятия является удовлетворение запросов потребителей. От полноты  решения данной задачи зависит способность предприятия остаться в бизнесе на конкурентной основе. Знание и анализ  затрат, сопоставление их с достигнутым уровнем качества оказывает большую помощь в успешном руководстве предприятием. Большинство руководителей   не имеет возможности получать информацию об уровне затрат на обеспечение качества продукции  из-за отсутствия системы их планирования и учета.

Для организации данной деятельности необходимо поострить алгоритм планирования, учета и анализа затрат на обеспечение качества продукции, разработать методику сбора и систематизации данных о затратах на обеспечение качества продукции.

Первым этапом работы является разработка подхода к классификации и кодировании элементов затрат на обеспечение качества продукции.

Общие затраты на обеспечение качества продукции складываются из затрат на предупредительные мероприятия, контроль и потери (внешние и внутренние). С изменением достигнутого уровня качества продукции изменяются и величины составляющих затрат и  их сумма.

После того, как уже установлены классификационные группы и проведено кодирование различных элементов затрат на обеспечение качества продукции, необходимо выявить источники данных о затратах на качество.

Затраты на обеспечение качества могут быть классифицированы по отделам и подразделениям предприятия, таким как, производственно-технический, планово- экономический, бухгалтерия, отдел сбыта, отдел труда и заработной платы, транспортный, юридический, отдел управления качеством.

Для сбора  и анализа данных и составления отчета по затратам на обеспечение качества продукции необходимо использовать  распределение ответственности, приведенное в таблице 3.1.

Таблица 3.1 - Распределение ответственности между отделами за сбор информации о затратах на обеспечение качества продукции

Деятельность

Исполнитель

Определение категорий затрат

Бухгалтерия и ОУК

Сбор данных о затратах и распределение их по  категориям

Бухгалтерия

Предоставление  данных о затратах в ОУК

Бухгалтерия

Анализ затрат на обеспечение качества

ОУК

Исследование  причин

ОУК

Составление отчета по затратам на качество

ОУК

Разработка  мероприятий по снижению затрат

ОУК

Анализ «затраты/прибыль»

ОУК

Координация деятельности по управлению затратами внутри предприятия

ОУК

Наблюдение  за выполнением рекомендаций и корректирующих мероприятий

ОУК


 

Классификация затрат на качество и распределение их по элементам  должны являться повседневной работы внутри предприятия. С этой целью всему персоналу должны быть хорошо известны различные элементы затрат и соответствующие им коды.

Для планирования, сбора и анализа данных, составления отчета по затратам на обеспечение качества продукции должна быть выработана система. При этом необходимо быть уверенным в том, что все данные согласуются с финансовыми материалами, счетами и т. д. Необходимо опираться на реальные бухгалтерские данные при получении элементов затрат на обеспечение качества продукции.

Сформированная  система планирования и анализа  затрат на обеспечение качества продукции приведена на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 – Структура системы планирования и анализа затрат на обеспечение качества продукции

 

Затраты на качество, взятые сами по себе, в абсолютном (стоимостном) выражении не отражают общей картины и  могут ввести в заблуждение. В результате будут составлены неверные выводы. Поэтому необходимо их сравнивать с подходящей измерительной базой. Такими измерительными базами могут быть:

  • отношение затрат на качество к себестоимости;
  • отношение затрат на качество к объему реализованной продукции;
  • отношение затрат на качество к стоимости произведенной продукции;
  • отношение затрат на качество к числу произведенных единиц продукции;
  • отношение затрат на качество к стоимости поставленной продукции;
  • отношение затрат на качество к добавленной стоимости;
  • отношение затрат на качество к трудоемкости;
  • альтернативные соотношения (затраты на контроль/себестоимость или затраты на контроль/затраты на брак и т.д.).

Использование  этих баз  позволяет сравнивать эффективность  деятельности предприятия в различные  периоды времени.

 Следующим  этапом оценки   является составление  отчета о затратах, представляющего объективную картину в области качества. Данный отчет должен быть составлен в таком виде, который сможет оказать помощь руководителям различных уровней.

Анализ полученного отчета является инструментом управления, и он используется руководством предприятия для измерения достигнутого качества и обнаружения проблем  при установлении целей по достижению качества.

Основной принцип всех видов анализа затрат на качество - представить каждому, кому предназначается отчет, информацию по затратам на качество в той форме, которая была бы   наиболее полезна и наиболее удобна в использовании.

Отчет должен содержать  информацию, которая позволит:

  • сравнить текущий уровень достижений с  уровнем  прошлого  периода, т. е. выявить тенденции и наметить возможные направления деятельности;
  • сравнить текущий уровень с поставленными целями;
  • выявить наиболее значительные области затрат;
  • выбрать области для улучшения;
  • оценить эффективность программ по улучшению и программ о затратах на обеспечение качества продукции.

Отчет о затратах на обеспечение качества продукции должен содержать результаты мониторинга, использованные источники и методы сбора информации, а также оценку факторов, влияющих на динамику затрат. В отчете должно быть дано сравнение с прежними результатами, тенденциями сокращения или повышения затрат на обеспечение качества продукции.

Отчет по затратам на обеспечение качества продукции можно представить в форме таблицы 3.2.

Таблица 3.2 – Предлагаемая форма отчета по затратам на обеспечение качества продукции

Элементы затрат на обеспечение качества продукции

Плановые периоды

1

2

3

4

Предупредительные затраты

       

На улучшение  качества процессов и повышение  качества продукции

       

На поведение контроля и мониторинг процессов

       

На устранение внутренних потерь

       

На устранение внешних потерь

       

Общие затраты  на обеспечение качества продукции

       

Общие затраты  на качество, отнесенные к себестоимости продукции

       

Общие затраты на качество, отнесенные к объему продаж

       



 

Информация, приведенная  в отчетах, анализируется с целью  определения возможности  совершенствования в областях:

- коррекции несоответствий в процессах;

- предупреждения несоответствий в процессах и продукции;

- непрерывного улучшения качества процессов и снижения затрат на обеспечение качества продукции.

Для анализа затрат на обеспечение качества целесообразно  использовать различные статические методы. При анализе данных по различным периодам можно выявить, когда преобладали те или иные виды потерь, вследствие чего будут предприниматься определенные шаги для их снижения.

Анализ целесообразно  проводить по следующим направлениям:

  • анализ динамики затрат, выявления отклонений факта от плана по процессам (видам продукции);
  • анализ «убыточных» областей и процессов;
  • анализ потерь от несоответствий в продукции;
  • анализ структуры затрат и ее изменение по сравниваемым периодам или по продукции.

Информация о работе Теоретические исследования экономических аспектов управления качеством продукции