Управление финансовыми результатами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:30, дипломная работа

Описание работы

Эффективное управление финансовыми результатами является важным средством планового управления экономикой предприятия (фирм), выявления резервов повышения эффективности производства. Этим и обусловлена актуальность темы отчета по преддипломной практике.
Формирование рыночной экономики обуславливает развитие анализа в первую очередь на микроуровне – на уровне отдельных предприятий и их внутренних структурных подразделений (при любой форме собственности), поскольку эти низовые звенья составляют основу рыночной экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1 Сущность, задачи, объекты управления финансовыми результатами 9
Организация процесса управления финансами на предприятии 17
1.3 Аналитическая составляющая информационного обеспечения управления финансовыми результатами и их роль в развитии предприятия 23
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «РМА – ЛОГИСТИК НОВОРОССИЙСК» 28
2.1 Основные направления деятельности и организационная структура управления ООО «РМА-Логистик Новороссийск» 28
2.2 Анализ ресурсного потенциала и финансовых результатов ООО «РМА – Логистик Новороссийск» 37
2.3 Оценка финансового состояния ООО «РМА – Логистик Новороссийск» за 2007-2009 гг. 63
ГЛАВА 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «РМА – ЛОГИСТИК НОВОРОССИЙСК» 68
3.1 Повышение эффективности использования финансовых ресурсов как фактор оптимизации управления финансовыми результатами ООО «РМА – Логистик Новороссийск» 68
3.2 Экономическая эффективность от предложения новых направлений по транспортно – экспедиторскому обслуживанию в ООО «РМА – Логистик Новороссийск» 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 90

Файлы: 1 файл

Управление финансовыми результатами предприятия.doc

— 696.00 Кб (Скачать файл)

 

 Выручка от реализации за анализируемый период увеличилась на 1737 тыс. рублей ли на 12,48 %  и составила в 2009 году 15654 тыс. рублей.

Прибыль увеличилась в  рассматриваемый период на 1370 тыс. рублей, или на  328,54 %. Себестоимость продукции  в ООО «РМА – Логистик Новороссийск»  увеличилась с 2007 по 2009 год на 560 тыс.рублей или на 8,59 %.

Негативным  моментом является рост управленческих и внереализационных расходов, что  очень значительно отражается на прибыли

Теперь рассмотрим рентабельность исследуемого предприятия.

Начнем с рентабельности собственного капитала (формула 1):

Rск = Чистая прибыль/Собственный капитал х 100%,                      (1)

R ск 2007   = 417/ 2277 х 100 = 18,31% ;

R ск 2008  = 1246/ 4215 х 100 % = 29,56 %;

R ск 2009  = 1787/ 12218 х 100% = 14,62 %.

Итак, рентабельность собственного капитала ООО «РМА – Логистик Новороссийск», как показатель эффективной работы собственного капитала в компании, можно признать недостаточно высокой, но соответствующей нормативному показателю.

Рассмотрим рентабельность продаж (формула 2):

 Rпродаж = Чистая прибыль / Выручка х 100%,                                          (2)

Rпродаж2007 = 417 / 13917 х 100 % = 2,9963 %;

Rпродаж2008 = 1246/ 14300 х 100 % =  8,7133 % ;

Rпродаж2009 = 1787/15654 х 100 % = 11,4156 % .

Рентабельность  продаж – коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки.

Таким образом, можно отметить, что в ООО высокие  показатели рентабельности продаж -  в 2007 году 2,99 рублей чистой прибыли приходится на 100 рублей реализованной продукции, в 2008 – 7,71 рублей, а в 2009 – 11,42 рубль.  То есть показатель в исследуемый период держится на одном уровне, но недостаточно высок.

R активов = Чистая прибыль /Активы х 100%,                                     (3)

R активов 2007 =417 /11676 х 100% = 3,571 %;

R активов 2008 = 1246/ 12482 х 100%  = 9,983%;

R активов 2009 = 1787 /13859  х 100% =12,894 %.

 Таким образом, показатели  рентабельности активов невысоки  у предприятия, даже низки,  это говорит о том, что на  каждых 100 рублей активов приходится чистой прибыли: в 2007 году – 3,57  рубля, в 2008 году – 9,98 рубля, а в 2009 году – 12,89 рубля. Хотя в исследуемый период показатель растет и достаточно быстро. 

Представим  коэффициенты рентабельности в таблице 4.

Таблица 4 –  Показатели рентабельности деятельности ООО «РМА – Логистик Новороссийск»  за 2007-2009гг.,%

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Коэффициент рентабельности собственного капитала  (ROE)

18,31

29,56

14,62

Рентабельность  чистых активов (ROA)

3,57

9,98

12,89

Рентабельность  продаж (ROS)

2,99

8,71

11,42


 

 

Модель рентабельности активов через коэффициент оборачиваемости активов и рентабельность продаж называется Модель Дюпона.

Проведем факторный  анализ полученной модели с помощью  метода абсолютных разниц (Данные расчета  предоставим в таблице 5).

 Δ Rа= Rа1- Rа0                                                                                               (4)

 Δ Rа(Rпр)=(Rпр1- Rпр0)*Коб.а0.                                                                   (5)

Δ Rа(Коб.а) = Rпр1*( Коб.а1- Коб.а0)                                                           (6)

Δ Rа(Rпр)+ Δ Rа(Коб.а)= Δ Rа                                                                     (7)

Важным в  анализе является оценка взаимозависимости рентабельности активов, а также рентабельности реализации и оборачиваемости активов. Эта формула показывает:

1) значение показателя оборачиваемости активов для обеспечения конкурентоспособного уровня рентабельности активов;

2) значение показателя РП;

3) возможность альтернативного выбора между рентабельностью РП и скоростью оборота активов компании в процессе поиска пути сохранения или увеличения соответствующего уровня рентабельности активов.

Дробление рентабельности активов на две составляющие позволяет выявить, что является причиной недостаточно высокой уровня этого показателя – рентабельность реализации, скорость оборачиваемости или оба коэффициента вместе.

Рассчитаем  влияние отдельных факторов ООО «РМА – Логистик Новороссийск» на величину рентабельности (таблица 5). Для этого надо рассчитать коэффициент оборачиваемости активов.

 Коэф. оборачиваемости активов Коб.а = Выручка /Активы ср.             (9)            

Коб.а2007 =   13917 /  11676 = 1,1919 ;

Коб.а 2008 =  14300 /  12482 = 1,1456 ;

Коб.а 2009 = 15654 / 13859 = 1,1295.

Таблица 5 – Изменение рентабельности активов и текущих активов ООО «РМА – Логистик Новороссийск» за 2007-2009 гг. за счет отдельных факторов

 

ПОКАЗАТЕЛИ

За 2007 год

За 2008 год

За 2009 год

Изменения  + , -

2007-2008г.

2008-2009г.

1Рентабельность реализованной продукции, %(по прибыли, остающейся в распоряжении предприятия)

2,9963

8,7133

11,4156

5,717

2,7023

Оборачиваемость всех активов

1,1919

1,1456

1,1295

-0,0463

-0,0161

Рентабельность  всех активов , %

3,571

9,983

12,894

+6,412

+2,911


 

Продолжение таблицы 5

 

ПОКАЗАТЕЛИ

За 2007 год

За 2008 год

За 2009 год

Изменения  + , -

2007-2008г.

2008-2009г.

Изменение рентабельности всех активов

         

За счет:

а) рентабельности продукции, %

-

6,814

3,095

-

-

б) оборачиваемости  всех активов

-

-0,403

-0,183

-

-


 

Стр.4 а = Δ Rа(Rпр)=(Rпр1- Rпр0)*Коб.а0.

2008 г. Δ Rа(Rпр)=5,717*1,1919 = 6,814 %;

2009г. Δ Rа(Rпр)=2,7023*1,1456 = 3,095%;

Стр.4 б = Δ Rа (Коб.а) = Rпр1*( Коб.а1- Коб.а0). 

2008 г. Δ Rа (Коб.а)= 8,7133*(-0,0463) = -0,403%;

2009г. Δ Rа (Коб.а)= 11,4156*(-0,0161) =-0,183 %;

На рентабельность всех активов оказывает влияние рентабельность продаж, изменение которой в 2008году составило +6,814 %, а в 2009 г. 3,095 % и оборачиваемость всех активов, которая в 2008 году уменьшила рентабельность на 0,40 %, а в 2009 уменьшила на 0,18 %. Влияние этих факторов на общую рентабельность привело к ее уменьшению, но незначительному росту в сравнении 2008г. с 2009 г., что является положительной тенденцией.

Ключевыми элементами операционного  анализа служит: операционный рычаг, порог рентабельности и запас  финансовой прочности. Для расчетов в таблице необходимо использовать следующие формулы.

Сущность маржинального анализа  заключается в анализе соотношения  объема продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли на основе прогнозирования уровня этих величин  при заданных ограничениях. В его основе лежит деление затрат на переменные и постоянные. На практике набор критериев отнесения статьи к переменной или постоянной части зависит от специфики организации, принятой учетной политики, целей анализа и от профессионализма соответствующего специалиста.

Сп = Нр + Рп,                                                                                             (10)

МД = Вр – Рп,                                                                                            (11)

Умд =   ,                                                                                              (12)

Основной категорией маржинального анализа является маржинальный доход. Маржинальный доход (прибыль) — это разность между  выручкой от реализации (без учета НДС и акцизов) и переменными затратами. Иногда маржинальный доход называют также суммой покрытия — это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Чем выше уровень маржинального дохода, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организация имеет возможность получать прибыль.

Порог рентабельности (точка безубыточности, критическая  точка, критический объем производства (реализации)) – это такой объем  продаж фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство и реализацию продукции. Для определения этой точки независимо от применяемой методики необходимо, прежде всего, разделить прогнозируемые затраты на постоянные и переменные.

Практическая польза от предложенного разделения затрат на постоянные и переменные (величиной смешанных затрат можно пренебречь или пропорционально отнести их к постоянным и переменным затратам) заключается в следующем:

Во-первых, можно  определить точно условия прекращения  производства фирмой (если фирма не окупает средних переменных затрат, то она должна прекратить производить).

Во-вторых, можно  решить проблему максимизации прибыли  и рационализации ее динамики при  данных параметрах фирмы за счет относительного сокращения тех или иных затрат.

В-третьих, такое  деление затрат позволяет определить минимальный объем производства и реализации продукции, при котором  достигается безубыточность бизнеса (порог рентабельности), и показать, насколько фактический объем производства превышает этот показатель (запас финансовой прочности фирмы).

Порог рентабельности определяется как выручка от реализации, при которой предприятие уже  ни имеет убытков, но не получает и  прибыли, то есть финансовых средств от реализации после возмещения переменных затрат хватает лишь на покрытие постоянных затрат и прибыль равна нулю.

Точка безубыточности в натуральном выражении по производству и реализации конкретного изделия (Тб) определяется отношением всех постоянных затрат по производству и реализации конкретного изделия (Зпост) к разности между ценой (выручкой) (Ц) и переменными затратами на единицу изделия (Зуд. пер.):

Ткр = ,                                                                                                 (13)

ЗФП в руб. = Вр – Ткр ,                                                                            (14)

ЗПФ в % = ,                                                                      (15)

Точка безубыточности в стоимостном выражении определяется как произведение критического объема производства в натуральном выражении  и цены единицы продукции.

Расчет порога рентабельности широко используется при планировании прибыли и определении финансового состояния предприятия. Два правила, полезных для предпринимателя:

1. Необходимо  стремиться к положению, когда  выручка превышает порог рентабельности, и производить товаров в натуре  больше их порогового значения. При этом будет происходить наращивание прибыли фирмы.

2. Следует помнить,  что сила воздействия производственного  рычага тем больше, чем ближе  производство к порогу рентабельности, и наоборот. Это означает, что  существует некоторый предел  превышения порога рентабельности, за которым неизбежно должен последовать скачок постоянных затрат (новые средства труда, новые помещения, увеличение издержек на управление предприятием).

Фирма должна обязательно  пройти порог рентабельности и учитывать, что за периодом увеличения массы прибыли неизбежно наступит период, когда для продолжения производства (наращивания выпуска продукции) просто необходимо будет резко увеличить постоянные затраты, следствием чего неизбежно станет сокращение получаемой в краткосрочном периоде прибыли.

Принимая конкретное решение об объеме производства продукции, предпринимателю следует считаться  с этими выводами.

Запас финансовой прочности показывает, насколько можно сократить реализацию (производство) продукции, не неся при этом убытков. Превышение реального производства над порогом рентабельности есть запас финансовой прочности фирмы (формула 16):

Запас финансовой прочности = Выручка – Порог рентабельности,        (16)

Запас финансовой прочности предприятия выступает  важнейшим показателем степени финансовой устойчивости. Расчет этого показателя позволяет оценить возможности дополнительного снижения выручки от реализации продукции в границах точки безубыточности.

Изменение формирования прибыли возможно при использовании следующих методов.

На практике возможны три ситуации, которые по-разному  будут отражаться на величине прибыли  и запасе финансовой прочности предприятия:

1) объем реализации  совпадает с объемом производства;

2) объем реализации  меньше объема производства;

3) объем продаж  больше объема производства.

Как прибыль, так  и запас финансовой прочности, полученной при избытке произведенной продукции, меньше, чем при соответствии объемов  продаж объему производства.

Поэтому предприятие, заинтересованное в повышении как  своей финансовой устойчивости, так и финансового результата, должно усилить контроль над планированием объема производства. В большинстве случаев увеличение товарно-материальных запасов предприятия свидетельствует об избытке объема производства.

Прямо о его  избытке свидетельствует увеличение запасов в части готовой продукции, косвенно – увеличение запасов сырья и исходных материалов, так как издержки за них предприятие несет уже при их покупке.

 Резкое увеличение  запасов может свидетельствовать  об увеличении объема производства в недалеком будущем, что также должно быть подвергнуто строгому экономическому обоснованию.

Информация о работе Управление финансовыми результатами предприятия